Химия в художественной литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2014 в 19:10, научная работа

Краткое описание

Многие химики были не только великими учеными, но и одаренными поэтами, музыкантами. Достаточно вспомнить имена М.В. Ломоносова, А.П. Бородина, Н.А. Морозова, Л.П. Радина и др. Современники Д.И. Менделеева вспоминали о том, что великий химик высоко ценил У.Шекспира, И.Ф. Шиллера, И.В. Гете, В.М. Гюго, Д. Байрона, а также наших классиков, начиная с В.А. Жуковского и А.С. Пушкина, Менделеев очень любил Ф.И. Тютчева, А.А. Фета. А в молодые годы сам писал стихи. Отдыхать Менделеев любил за чтением авторов приключенческого жанра: Ж. Верна, Ф.Купера, А.Дюма и др. И, безусловно, произведения этих и других авторов изобилуют химическими описаниями.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………3
Глава 1 Химия в художественной литературе
1.1.Химия в поэзии и прозе……………………………………5
1.2.Химические ошибки в литературных произведениях………………………………….11
1.3.Художественные образы металлов в лирике Лермонтова…………………………….13
Глава 2 Родоначальники российской химии и литература………………………………20
Глава 3 Исследование влияния художественных произведений на развитие познавательных интересов учащихся к химии…………………………………………………………………21
Выводы ………………………………………………………………………………………..27
Библиография…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Иванова Тасия Химия в литературе.docx

— 233.16 Кб (Скачать файл)

1). Горение углерода:

Уголек в кислороде не гаснет 
Раскаляется он до бела. 
Дым и пламя не выделяя 
Углекислый газ сотворя.

2). Горение серы:  
Подмигнув лиловым глазом, 
Сера быстро стала газом. 
Ох, не радует он нас 
Ядовит сернистый газ.

3). Горение железа: 
Взяли в ложечке железо 
Заискрилось и оно. 
Магний, цинк или рубидий 
Всем сгорать им суждено

«Мистер Бэйли открыл шестую дверь, и я увидел изумительное зрелище. Перед нами был огромный подземный грот. Десятки ламп освещали большое озеро, вода которого отличалась необычайно красивым голубым цветом. Казалось, как будто в эту подземную пещеру упал кусок голубого неба.

-Жидкий воздух, - сказал Бэйли

Я был поражен. До сих пор мне приводилось видеть жидкий воздух только в небольших сосудах нашей лаборатории» [7].

Герои научно-фантастического рассказа Жюля Верна «Опыт доктора Окса» решил изучить влияние кислорода на физиологию людей:

«Что же проделал этот таинственный доктор Окс? Всего лишь фантастический опыт.

Проложив трубы, он наполнил чистейшим кислородом, без единого атома водорода, сперва общественные знания, потом частные жилища, и, наконец, выпустил их на улицы Кикандона.

Этот газ совершенно бесцветный, лишенный запаха, вдыхаемый в большом количестве, вызывает ряд серьезных нарушений в организме. Человек, живущий в атмосфере, перенасыщенной кислородом, приходит в крайнее возбуждение и быстро сгорает…подобно тем безумцам, которые предаются всякого рода излишествам!» [7].

И снова мы вспоминаем роман Ж.. Верна, где описано воздействие чистого кислорода на живые организмы: «Едва посеянные семена мгновенно показывали свои зеленые головки и росли не по дням, а по часам. Кочаны капусты становились кустами, а грибы - зонтиками. Но, увы! Все эти растения быстро блекли и умирали, истощенные и обессиленные. То же происходило и с домашними животными, от дворового пса до свиньи в хлеву» [11].

А теперь мы можем доказать, что кислород всемогущ.

1.Вышли дети погулять, 
Кислородом подышать. 
Вот подходят к новостройке, 
Видят: сварщик! Стойте, стойте, 
Близко вы не подходите 
Он волшебник. Поглядите, 
Взял железа он листы 
И сварил! Смотри! Ух, ты! 
«Кислород», - сказали им, 
Расскажите и другим.

 
2.На заводах в сильной печи 
Пламя вспыхнуло навстречу 
Целым тоннам чугуна 
Что же это? Вот те на! 
Побежал чугун ручьями, 
Формы, формы заливает! 
Кислород помог в печи 
Превратить чугун в ручьи. 
 
3.Красотище! Красота! 
Вдруг взлетает вверх гора. 
И отличнейшей руды 
На земле лежат пласты. 
Кислород помог взорвать 
И руду из недр достать. 
Ввысь рванулася ракета, 
В небесах пропала где-то. 
Космос взят. А кислород 
В двигателе живет.

4.Кислород и в медицине 
Очень нужен, очень ценен. 
Вьется летчик в высоту, 
А пожарник весь в дыму. 
Задохнуться он не может, 
Кислород ему поможет.

6. Открытие кислорода  является одним из важнейших  событий в истории элементов, и связано с именами Д. Пристли, К. Шееле и А. Лавуазье:

Когда-то в древней Англии

Великий Пристли жил.

Все соблюдая правила

Оксид он разложил.

Под куполом сосуда

Бесцветный газ собрал.

Старательно исследуя

Его он описал.

Невидим и безвкусен.

Всех запахов лишен

В воде не растворяется

Свеча сгорает в нем.

Ученый в изумлении:

Ну что за чудеса?

Горят легко в нем многие

Простые вещества

Этот газ из колбы вышел

Никому он не знаком

Этим газом дышат мыши

Под стеклянным колпаком

Дрова лучистым пламенем

Сгорали в нем, понятно.

Сам пробовал дышать –

Легко дышать, приятно.

 

Тема: «Металлы. Металлургия»

1. Какое из веществ, названных  в приведенном ниже стихотворении, не относится к металлам? Как  понимать приведенные в этом  стихотворении образные выражения: «сера – их отец» и «ртуть  – родная мать»?

Семь металлов создал свет

По числу семи планет:

Медь, железо, серебро…

Дал нам космос на добро,

Злато, олово, свинец…

Сын мой, сера – их отец,

А еще ты должен знать:

Всем им ртуть – родная мать.

2.

                            «Лемносский бог тебя сковал»

Мне приснилась иная печаль

Про седую дамасскую сталь

Я увидел, как сталь закалялась,

Как из юных рабов одного

Выбирали, кормили его,

Чтобы плоть его сил набиралась.

Выжидали положенный срок,

А потом раскаленный клинок

В мускулистую плоть погружади,

Вынимали готовый клинок.

Крепче стали не ведал Восток,

Крепче стали и горше печали.

Ю.Кузнецова «Стальной Егорий».

3. Свойства металлов описаны  в следующих стихах:

…кольцо изнутри, что долгое время на пальце носится,

Из году в год становится все тоньше и тоньше;

Нам, очевидно, что вещь от стиранья становится меньше,

Но отделение тел, из нее каждый миг уходящих,

Нашим глазам запретила увидеть природа ревниво…

  (А. Чивилихин. Читая Менделеева)

4. Интересно отображают  поэты всем известное явление  коррозии металлов:

…На рукомойнике моем

Позеленела медь.

Но так играет луч на нем,

Что весело глядеть…

                       (А. Ахматова. Из сб. «Вечер»)

Медь взаимодействует сначала с кислородом, а затем с углекислым газом и водой, постепенно превращаясь в основной карбонат меди – малахит:

                                   2Сu + O2 = 2CuO

                     2CuO + CO2 + H2O= (CuOH)2CO3

…От медленных лобзаний влаги

Нежнеет грубый свод гробниц,

Где зеленеют саркофаги

Святых монахов и девиц…

                                                       (А. Блок. Итальянские стихи)

6. При изучении металлов  можно цитировать М.В. Ломоносова, который так сказал о значении  металлов: «Ни едино художество, ни едино ремесло простое употребления  металлов миновать не может».

7. На уроке по теме  «Нахождение металлов, их значение  для живых организмов» можно  зачитать стихотворение Е. Ефимовского  «Поэма о металле».

Металл – это точность

Металл – это прочность

Скорость, высота,

Блеск и красота.

Не сразу в дом пришел металл,

Не сразу ложкой, вилкой стал

И заводской игрушкой.

Был путь металла долог…

Он в проводах несет нам свет,

Металл – коньки, велосипед,

Метро, трамвай, будильник,

Утюг и холодильник..

8. При изучении металлов  можно спросить у учащихся: кто  из знаменитых поэтов ХХ в. Написал следующие строки?

Век девятнадцатый, железный,

Воистину железный век,

Тобою в мрак ночной, беззвездный

Беспечный брошен человек

(А.А. Блок)

Я не знаю, что будет со мною,

Может, в новую жизнь не гожусь

Но и все же хочу я стальною

Видеть бедную, нищую Русь.

                               (С.А.Есенин)

9. Рассказывая о чугуне  и стали, можно прочитать строки  А.С. Пушкина и Ю. Кузнецова:

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит,

Твоих оград узор чугунный…

                            (А.С. Пушкин. Медный всадник)

             Щелочные металлы

Литий

Пурпурным светом в пламени вулканов

Из недр земли выходит он во мгле.

Чтобы затем трудиться неустанно

В крылатых сплавах и в оптическом стекле.

 

Он в чистом виде нежно серебристый

И мягок, даже режется легко.

Он плавает в воде, но энергично

При этом вытесняет водород

 

А в ядерных процессах – посмотрите

Он поглощает тепловой нейтрон,

И в результате превращаясь в тритий.

Выбрасывает гелия ядро.

Используется как теплоноситель

Он  в ядерных реакторах, друзья.

У химика-органика спросите,

Он  скажет вам: «без лития нельзя»!

 

                    Калий

Он – Соликамска уроженец.

И худо будет, если вдруг

Не достает его в растеньях.

Цветам, плодам он лучший друг.

Собьется с ритма сердце наше,

И наживешь себе врага.

Тогда придет на помощь каша.

Орех, укроп и курага.

 

                   Натрий

Легко он режется ножом,

Как мячик бегает в воде.

Из керосина лезет на рожон.

В природе нет его нигде.

В озерах соль его таит.

А электролиз, как театр,

Преображает в гидроксид

С названьем чудным: едкий натр.

 

                   Рубидий

Рубидий наш буквально недотрога,

Горит он в воздухе, взрывается в воде.

В земной коре его совсем немного,

Он в минеральных водах и слюде.

Рубидий обнаружен в свекле,

Он почвы и морской воды клиент,

Рубидий в виноградном соке.

Вот что такое этот элемент.[25]

Тема: Окислительно-восстановительные реакции

…Трясся Крым двадцать восьмого года,

И восстало море на дыбы.

Испуская к ужасу народа,

Огненные серные столбы.

Все прошло. Опять гуляет пена,

Но с тех пор все выше и плотней

Сумрачная серная геенна

Подступает к днищам кораблей…

(Ю.Кузнецов. Тайна Черного  моря)

А вот еще один не менее интересный отрывок из повести К.Г. Паустовского «Бросок на Юг».

Задание: о чем говорится в  этом отрывке?

«На поворотах Келаруса намывала маленькие песчаные косы… Я намыл из этого берегового песка горсть темно-золотых чешуек – веселых и невесомых. Но через час они потемнели и стали похожи на железные опилки. В Сухуми сказали, что это не золото, а серный колчедан».

Рассказ-задача об окислительно-восстановительных реакциях

Повелитель огня

В этой задаче речь пойдет о встрече французского ученого Бертолле с Антуаном Лавуазье.

-Ну, разве они  не восхитительны? – воскликнул  хозяин, любуясь, как ребенок, своими  блестящими кристаллами.

-Что же в  них особенного? – возразил собеседник. – По виду – совсем обыкновенная  соль.

-ах, вот как! –  шутливо рассердился хозяин. –  По-вашему, это – обыкновенная  соль? Так обыщите все моря  и соляные озера, излазьте кратеры  всех вулканов, продырявьте землю  хоть до самого центра и  попробуйте добыть хоть один, хоть самый маленький кристаллик  этой «обыкновенной соли». Ручаюсь, что вам это не удастся. Нигде, только вот здесь, в этих четырех  стенах.

-Где же вы  добыли свое сокровище, - рассмеялся  гость, - не на луне ли?

-Этой соли  и там нет.

-Так на солнце?

-Тем более.

-Может, вам ее  прислал владыка ада с поручением  произвести ее химический анализ?

-Там для нее  чересчур жарко, - так же пугливо  возразил хозяин. – Заметьте себе, жары моя соль не выносит  больше всего другого на свете.

-Как же она  называется?

-Вот опять  нелепый вопрос! Вы забыли, что  до вчерашнего дня эта соль  не существовала на свете. Как  зовут ребенка, который только  что появился на свет? Его еще  никак не зовут.

-Так, пожалуйста, и не заботьтесь об имени. Мы  сами назовем эту соль вашим  именем, если только она окажется  достойной этого.

Между тем, хозяин, орудуя пестиком, растирал в ступке свои блестящие кристаллы в тонкий порошок.

-Сейчас мы  покажем себя, - приговаривал он. – Сейчас мы отучим всяких  пустомелей от зубоскальства.

Он вытащил банку и аккуратно положил на бумагу кучку красного порошка и рядом с ней – кучку своей соли.

Тема: Основные законы химии

Закон сохранения массы веществ

С целью создания проблемной ситуации, можно зачитать отрывок из письма М.В. Ломоносова к Эйлеру: «Сколько часов я затрачиваю на сон, столько же отнимаю у бодрствования».

Закон постоянства состава

«Соединение есть привелигерованный продукт, которому природа дала постоянный состав. Природа же, через посредство людей не производит соединения иначе, как с весами в руках – по мере и весу. От одного полюса к другому соединения имеют тождественный состав. Их внешний вид может отличаться, но их свойства никогда не бывают различными…» (Ж. Пруст).

Закон для газов, но не только.

И жаркое лето, и осень закончились вроде.

Зима. На термометре ноль.

И каждого газа объемы на равных в природе,

Когда их количества – равные(в моль).

Круговорот веществ в природе

Оригинальную иллюстрацию круговорота веществ мы находим в «Письме о пользе стекла» М.В. Ломоносова:

…Другого ничего в природе нет

Ни здесь, ни там, в космических глубинах:

Все – от песчинок малых до планет –

                Из элементов состоит единых… [20].

Тема: электролитическая диссоциация

Жил один кристалл ионный,

Для ионов дом огромный,

Был красивый он и ровный,

Но случилась с ним беда.

Капля на него упала,

И кристалла вмиг не стало:

На ионы распластала

Его ловкая вода.

Все семейство удивилось:

«Что снаружи приключилось?»

Это рядом появилась

Вдруг молекул череда.

Подбежали шумным роем,

Окружили плотным строем;

Предложить хотим героям

Нашу дружбу навсегда…»

Водородом к анионам,

Гидроксилом к катионам,

Не уйти от них ионам

Ни туда и ни сюда.

Н.К. Шабалина

Тема: Важнейшие классы неорганических соединений

При изучении темы можно обратиться к роману Л. Буссенара «Похитители бриллиантов», в котором описывается взрыв рудничкового газа в пещере, в результате которого погибают бандиты: «Пожар пылал несколько часов подряд. Пещера превратилась в настоящую печь по обжигу известняка. Неслыханной силы пламя обожгло весь известковый пласт, который представляет собой углекислую соль кальция. Под действием огня известняк разложился…и получилось именно то, что называется негашеной известью. Оставалось только, чтобы на нее попало известное количество воды. Так и случилось. Ливень, который последовал за грозой, залил всю эту огромную массу негашеной извести. Она разбухла, стала с непреодолимой силой распирать сжимающий ее уголь и выталкивать его по направлению к пропасти…Скалы, деревья, клад, мумии – все исчезло в мгновение ока вместе с презренными негодяями».

Информация о работе Химия в художественной литературе