Химия в художественной литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2014 в 19:10, научная работа

Краткое описание

Многие химики были не только великими учеными, но и одаренными поэтами, музыкантами. Достаточно вспомнить имена М.В. Ломоносова, А.П. Бородина, Н.А. Морозова, Л.П. Радина и др. Современники Д.И. Менделеева вспоминали о том, что великий химик высоко ценил У.Шекспира, И.Ф. Шиллера, И.В. Гете, В.М. Гюго, Д. Байрона, а также наших классиков, начиная с В.А. Жуковского и А.С. Пушкина, Менделеев очень любил Ф.И. Тютчева, А.А. Фета. А в молодые годы сам писал стихи. Отдыхать Менделеев любил за чтением авторов приключенческого жанра: Ж. Верна, Ф.Купера, А.Дюма и др. И, безусловно, произведения этих и других авторов изобилуют химическими описаниями.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………3
Глава 1 Химия в художественной литературе
1.1.Химия в поэзии и прозе……………………………………5
1.2.Химические ошибки в литературных произведениях………………………………….11
1.3.Художественные образы металлов в лирике Лермонтова…………………………….13
Глава 2 Родоначальники российской химии и литература………………………………20
Глава 3 Исследование влияния художественных произведений на развитие познавательных интересов учащихся к химии…………………………………………………………………21
Выводы ………………………………………………………………………………………..27
Библиография…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Иванова Тасия Химия в литературе.docx

— 233.16 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Химия в художественной литературе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Иванова Таисия Викторовна

«Химия в произведениях художественной литературы и научная состоятельность»

Научный руководитель: Руднева Олеся Геннадиевна

учитель химии

Россия, г.Липецк, МАОУ СОШ №29 «Университетская», 10 класс

Секция: исследования по химии и биологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………………………………3

Глава 1 Химия в художественной литературе

1.1.Химия в поэзии и прозе……………………………………5     

1.2.Химические ошибки в литературных произведениях………………………………….11

1.3.Художественные образы металлов в лирике Лермонтова…………………………….13

Глава 2 Родоначальники российской химии и литература………………………………20 

Глава 3 Исследование влияния художественных произведений на развитие познавательных интересов учащихся к химии…………………………………………………………………21

Выводы ………………………………………………………………………………………..27

Библиография……………………………………………………………………….…… 28 

Приложения. …………………………………………………………………………..31       

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

«Не могу представить себе химика, не знакомого

с высотами поэзии, с картинами живописи, с

хорошей музыкой. Вряд ли он создаст что-либо

значительное в своей области…»

                                         (Академик А.Е. Арбузов)

Многие химики были не только великими учеными, но и одаренными поэтами, музыкантами. Достаточно вспомнить имена М.В. Ломоносова, А.П. Бородина, Н.А. Морозова, Л.П. Радина и др. Современники Д.И. Менделеева вспоминали о том, что великий химик высоко ценил У.Шекспира, И.Ф. Шиллера, И.В. Гете, В.М. Гюго, Д. Байрона, а также наших классиков, начиная с В.А. Жуковского и А.С. Пушкина, Менделеев очень любил Ф.И. Тютчева, А.А. Фета. А в молодые годы сам писал стихи. Отдыхать Менделеев любил за чтением авторов приключенческого жанра: Ж. Верна, Ф.Купера, А.Дюма и др. И, безусловно, произведения этих и других авторов изобилуют химическими описаниями.

На занятиях по химии мы активно устанавливаем межпредметные связи. И вот мы решили узнать, как связаны химия и литература.

Цель работы: выявить родство двух наук - литературы и химии, проследить их связь друг с другом на примере художественных произведений, провести исследование по выявлению степени сформированности у учащихся познавательных интересов к изучению химии средствами художественной литературы

Объектом исследования данного проекта являются произведения русской и зарубежной литературы, в которых присутствуют описания химических веществ и их превращений, что делает стихи и прозу более яркими, образными, колоритными, позволяя читателю иметь полное представление о каких-либо событиях.

Предмет исследования: процесс формирования элементов познавательной активности в сознании учащихся 8 класса через преподавание школьного курса химии средствами художественной литературы.

Актуальность работы определяется тем, что являясь ученицей, я осознала важность заинтересованности изучаемыми предметами. Такого интереса можно добиться разными путями. Один из них - на основе художественных произведений. Литература помогает нам по - новому раскрыть привычную для нас науку, показать ее в увлекательном, игровом ключе.

Гипотеза если целенаправленно использовать фрагменты художественных произведений на уроках химии, что может способствовать систематическому чтению дополнительной литературы по предмету, то можно сформировать устойчивый познавательный интерес, усилить познавательную потребность и на их основе развить познавательную активность учащихся.

В ходе исследования использовались следующие методы:

• теоретические методы: анализ и изучение литературных источников, проектирование, прогнозирование результатов;

• эмпирические: анкетирование, тестирование, наблюдение, эксперимент;

• математические: методы проверки результатов исследования»

Результатом работы будет рассмотрение некоторых литературных произведений с точки зрения химии и их сравнительная характеристика. Результаты работы будут представлены в печатном виде для придания прикладного характера изучаемому материалу. Работа может использоваться на внеклассном обучении, и направлена на то, чтобы помочь привлечь интерес к химии учеников младших классов.

Апробация результатов исследования осуществлялась в МБОУ СОШ №29 среди учащихся 8-х классов.

Структура работы : научно-исследовательская работа состоит из введения, 3 глав, выводов, библиографии (49 источников) и приложений. В работе 30 страниц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 ХИМИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

1.1 Химия в поэзии  и прозе

Химизация поэзии началась с освоения химического языка, в который входили названия химических элементов и веществ, в первую  очередь ─ металлов.

Связь химии и литературы – настоящая кладезь для реализации творческих замыслов учителя по развитию познавательного интереса учащихся и их мыслительных способностей. Если на уроках химии использовать художественную литературу, то это поможет пробудить и поддержать стойкий познавательный интерес к предмету.

В восьмом классе изучение темы «Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева» можно начать стихотворениями С. Щипачева, Н. Глазкова, или В. Чивилихина, обратив внимание на величие данного открытия.

Пусть зимний день с метелями

Не навевает грусть –

Таблицу Менделеева

Я знаю наизусть.

Зачем ее я выучил?

Могу сказать зачем.

В ней стройность и величие

Любимейших поэм.

Без многословья книжного

В ней смысла торжество.

И элемента лишнего

В ней нет ни одного.

В ней пробужденье дерева

И вешних льдинок хруст.

Таблицу Менделеева

Я знаю наизусть.

Н. Глазков

Значение периодического закона заключено в словах А.Е. Ферсмана:

«Будут появляться, и умирать новые теории, блестящие сообщения будут сменять наши понятия, величайшие открытия будут сводить на нет прошлые и открывать невиданные по новизне и широте горизонты – все это будет приходить, и уходить, Периодический закон Д.И. Менделеева будет всегда жить, развиваться и совершенствоваться».

Тема: Вода. Свойства воды

1. Физические свойства

 «Коммунисты – подпольщики занимались саботажем в организованных немцами мастерских. Отремонтированную немцами водокачку, оставили наполненной водой, а ночью ударили морозы, в результате чего трубы раздулись и полопались, вся система пришла в негодность, все нужно было начинать сначала» (А. Фадеев «Молодая гвардия»).

Можно зачитать отрывок А.С. Пушкина из романа «Евгений Онегин»:

В тот год осенняя погода

Стояла долго на дворе,

Зимы ждала, ждала природа,

Снег выпал только в январе.

На третье в ночь, проснувшись рано,

В окно увидела Татьяна

Поутру побелевший двор,

Картины, кровли и забор,

На стеклах легкие узоры,

Деревья в зимнем серебре,

Сорок веселых на дворе

И мягко устланные горы

Зимы блистательным ковром.

Все ярко, все бело кругом [32].

Это может служить иллюстрацией того, как вода переходит из одного агрегатного состояния в другое.

2. Химические свойства  воды.

                          Ты знаешь, газ мельчайший, водород,

                          В соединенье с кислородом  – это

                          Июньский дождь от всех своих  щедрот,

                          Сентябрьские туманы на рассветах.

3. Значение воды.

У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобою наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь. С тобою во всем существе разливается блаженство, которое не объяснить только нашими пятью чувствами. Ты нам возвращаешь силы и свойства, на которых мы уже поставили было крест. Твоим милосердием снова отворяются иссякшие родники сердца.

От значения воды необходимо перейти к вопросам экономного ее расходования и бережного отношения к ней, особо подчеркнув о загрязнении воды и возможных при этом последствиях.

                             Нам снится немая, как камень  Земля.

                             И небо, нагое без птицы,

                             И море без рыб и без корабля,

                             Сухие, пустые глазницы.

                                                         «Предупреждение» А. Тарковский.

 «Химической энциклопедией»  можно назвать роман Ж. Верна  «Таинственный остров». Для учителя  открывается возможность построить  урок по не любимым учащимися  темам производства неорганических  и органических веществ интересно  и эмоционально. Выдержки из этого  романа можно использовать при  изучении тем:

      1. Получение  железа и его сплавов. (чугун  и сталь)

Обработка стали.

1. Получение серной кислоты.

2. Получение стекла.

3. Получение глицерина и нитроглицерина.

4. Получение мыла.

4. Агрегатное  состояние воды

В кружево будто одеты

Деревья, кусты, провода,

И кажется сказкою это,

А, в сущности, только вода.

Безбрежная ширь океана

И тихая заводь пруда,

Каскад водопада и брызги фонтана

А все это - только вода.

В бирюзовой дали исчезая

Лебедями плывут облака.

Вот туча идет грозовая

А, в сущности - только вода.

Высокие гребни вздымая,

Бушует морская вода

И топит, как будто играя,

Большие морские суда.

Как пухом зимой одевает

Снег белый родные поля,

Но время придет - все растает

И будет простая вода [8].

5. В романе Ж.Верна вода  рассматривается как эффективное  топливо будущего « -Какое топливо заменит уголь?

-Вода, - ответил  инженер.

-Вода? Переспросил  Пенкроф…

-Да, но вода, разложенная  на составные части, - пояснил  Сайерс Смит. – Без сомнения, это  будет делаться при помощи  электричества,  которое в руках  человека станет могучей силой. Да, я уверен, что наступит день, и вода заменит топливо; водород  и кислород, из которых оно  состоит, будут применятся и раздельно; они окажутся неисчерпаемым и  таким мощным источником тепла  и света, что углю до них  далеко! Наступит день, друзья мои, и в тюрьмы пароходов станут  грузить не уголь, а баллоны  с двумя этими сжатыми газами, и они будут сгорать с огромнейшей  тепловой отдачей…Вода – это уголь грядущих веков» [4].

Писатель-фантаст Ж.Верн обладал великим даром предвидения. В его произведениях содержится более ста научных предсказаний, многие из которых уже получили технические решения.

Известна важностью своей на всей Земле вода.

Живет в воде для нас, людей, и радость, и беда.

Накопит силы – забурлит, размечет все подряд;

И без усилий растворит в себе и мед, и яд…

Лихую жажду утолит живительным глотком,

И все живое умертвит нещадныи кипятком…

Любой сосуд – то ей не труд – без щелочки займет,

А в лед замерзнет – свой сосуд на части разорвет…

Что охлажденье, что нагрев – закон не писан ей.

Любая жидкость, затвердев, становится плотней.

Любая, только не вода. В ней самый твердый лед,

Когда наступят холода, по верху поплывет...

И замерзает не со дна глубокий водоем,

И корка льда хранит всегда в мороз живое в нем.

И химия в чести везде живет уже века.

А вот аналога воде не знаем мы пока.

Н.К. Шабалина

Тема «Азот и его соединения»

Урок «Оксиды азота».

 «Что за проклятый газ? У меня стоит шум в голове. Я, право, чувствую себя как после пяти дюжин кружек пива: заплетается язык и земля качается под ногами» (А.П. Казанцев «Пылающий остров») [14].

Особенно интересно подбирать выдержки литературных произведений, содержащие научную ошибку.

 «Воздух состоит из азота и кислорода. Соединение этих двух газов, до сих пор проходивших с большим трудом, и есть горение воздуха». (А.П. Казанцев «Пылающий остров») [14].

Открыл его Лавуазье, он нужен всюду и везде.

В белках он – составная часть, и в воздухе его напасть.

Профессий у него не счесть, им можно красить, можно съесть.

А можно в лампах применить, и в холодильниках хранить,

А также сплавам жизнь продлить, и фрукт, и овощ подкормить.

О ком же речь идет? Кто незнакомец тот?

Весьма ленивый газ АЗОТ.

Тройные связи не дают ему свой темперамент проявить.

Но можно и его расшевелить; тепло, давление системе сообщить,

И уж тогда его остановить нам не придется:

Он то взорвется, то развеселит, то оживит, то попросту прольется.

О.В. Недогибченко[30]

Тема: Сера и ее соединения

Урок «Производство серной кислоты»

При изучении производства серной кислоты можно использовать отрывок из повести К.Паустовского «Бросок на Юг», иллюстрирующий окислительно-восстановительные реакции, происходящие с соединениями серы:

«На поворотах Келасура намывала маленькие песчаные косы. Они горели под солнцем, как золотой песок. В первый раз, попав на Келасури, я намыл из этого берегового песка горсть темно-золотых чешуек – веселых и невеселых. Но через час они почернели и стали похожи на железные опилки. В Сухуми мне объяснили, что это №не золото, а серный колчедан». (К.Паустовский «Бросок на юг»).

Урок «Соединения серы».

…Тогда услышал я, о, диво, запах скверный

Как будто тухлое разбилось яйцо

Информация о работе Химия в художественной литературе