Химия в художественной литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2014 в 19:10, научная работа

Краткое описание

Многие химики были не только великими учеными, но и одаренными поэтами, музыкантами. Достаточно вспомнить имена М.В. Ломоносова, А.П. Бородина, Н.А. Морозова, Л.П. Радина и др. Современники Д.И. Менделеева вспоминали о том, что великий химик высоко ценил У.Шекспира, И.Ф. Шиллера, И.В. Гете, В.М. Гюго, Д. Байрона, а также наших классиков, начиная с В.А. Жуковского и А.С. Пушкина, Менделеев очень любил Ф.И. Тютчева, А.А. Фета. А в молодые годы сам писал стихи. Отдыхать Менделеев любил за чтением авторов приключенческого жанра: Ж. Верна, Ф.Купера, А.Дюма и др. И, безусловно, произведения этих и других авторов изобилуют химическими описаниями.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………3
Глава 1 Химия в художественной литературе
1.1.Химия в поэзии и прозе……………………………………5
1.2.Химические ошибки в литературных произведениях………………………………….11
1.3.Художественные образы металлов в лирике Лермонтова…………………………….13
Глава 2 Родоначальники российской химии и литература………………………………20
Глава 3 Исследование влияния художественных произведений на развитие познавательных интересов учащихся к химии…………………………………………………………………21
Выводы ………………………………………………………………………………………..27
Библиография…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Иванова Тасия Химия в литературе.docx

— 233.16 Кб (Скачать файл)

16. Карпова А.А. Химия и литература// Химия в школе. 2003. №1. С.23-26.

17. Коротаев Е.В. Уровни познавательной активности // Народное образование, 1995, № 10. 46 с.

18. Крицман В.А. Книга для чтения по неорганической химии. М.: «Просвещение», 1983. 367 с.

19. Крылов И.А. Зеркало и обезьяна//Соч.:В 2-х т. Т.1. М.: Правда, 1969. С. 142-143.

20. Кусаинова К.М. Художественная литература о предмете химия// Химия в школе. 2004. №6. С.60-61.

21. Кусаинова К.М. Художественный образ стекла// Химия в школе. 2004. №7. С.50-61.

22. Корнева Н.В. Интегрированные уроки химии и литературы. 2006. http:// festival. 1 september.ru/articles/211159.

23. Леднев О.Б. Как химический язык попал в литературу// Химия в школе.2001. №6. 63.с

24. Лупаков В.Э. Использование литературных произведений на уроках химии: учебное пособие для учителей учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования. Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2006, 147 с.

25. Лермонтовская энциклопедия. М.: Просвещение, 1981, 112 с.

26. Лермонтов М.Ю. Сочинения. Т.1, М.: Правда, 1989.

27. Ломоносов М.В. Письмо о пользе стекла // Сочинения. М.: Современник, 1987. С. 134-144.

28. Лукьянов Б.Г. В мире эстетики. М.: Просвещение, 1983, С. 67-71.

29. Половняк В.К. Виват химия. Стихи Казань 2011г Из-во КГТУ

30. Пушкин А.С. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях // Собр. Соч.: в 10 – и т. Т.3. М.: Художественная литература, 1960. 57 с.

31. Пушкин А.С. Собр. Соч.: в 10 – и т. Т.6. М.: Художественная литература, 1962. 34 с.

32. Пушкин А.С. Евгений Онегин // Собр.соч.: В 10-и т. Т.1. М.: Художественная литература, 1960. 78 с.

33. Пушкин А.С.История Петра 1 // Собр.соч.: В 10-и т. Т.1. М.: Художественная литература, 1962. С. 87.

34. Развитие познавательного интереса учащихся на уроках химии в 8 классе: Методическая разработка для студентов-практикантов. Куйбышев, 1983.

35. Родыгина И.В., Родыгин М.Ю. Отражение первоначальных естественнонаучных представлений в «Одиссее» и «Илиаде» Гомера // Химия в школе. 2003. №8. С.50-56.

36. Родыгина И.В., Родыгин М.Ю. Химия в знакомых предметах:  Свеча// Химия в школе. 2004. №10. С.47-55.

37. Родыгина И.В., Родыгин М.Ю. Химия в знакомых предметах: Зеркало // Химия в школе. 2004. №4. С.39-47.

38. Родыгина И.В., Родыгин М.Ю. Использование художественной литературы при изучении серы // Хмия в школе. 2001. №8. С. 27-29.

39. Роллинг Дж.К. Гарри Поттер и философский камень. М.: ООО «Росмэн – Издат», 2000. С. 258-268.

40. Солоухин В. «Продолжение времени», М.: Правда, 1970.145 с.

41. Смолеговский А.М. Химия. Энциклопедия химических элементов. М.: Просвещение. 2000. 335 с.

42. Савина Ф.К. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях реформы школы: Учебное пособие к спецкурсу. Волгоград: ВГПИ им. А.С. Серафимовича, 1989.

43. Ученик чародея // Сказки народов мира. Английские сказки. К.: Синопсис», 1992. 156 с.

44. Фадеев А. «Молодая гвардия», М.: Художественная литература, 1962. С. 34.

45. Чехов А.П. Именины // Собр.соч.: В 8-и т. Т4. М.: Правда, 1970.45 с.

46. Хачатрян И.Н. Неисчерпаемое море солей // Химия в школе. 2001. №1. С.20-25.

47. Ходаков Ю.В. Рассказ-задача по химии. М.: Изд.Академии педагогических наук, 1949.

48. Химия и искусство: элективный курс для учащихся 10-11 классов. // Сост. Издательство СамГПУ, 2007. 80 с.

49. Шнякина Т.К., Половняк В.К. Уроки горящей свечи // Химия в школе. 2001. №9.С. 445.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ

Тема: Введение в курс химии

Нам дарит химия сегодня 
Чудесных множество веществ, 
Пластмассы, каучук, волокна 
Всех их, конечно же, не счесть.

Для урожаев – удобрения, 
Для техники – металл любой. 
Строителям цемент и краски, 
Врачам – лекарств огромный рой.

Нам химия подарит свет, 
Уют, одежду, обед приличный. 
Даст то, чего в природе нет 
Лишь знать ее должны мы на “отлично”.

Методический прием использования: эмоциональное поэтическое подведение итогов урока.

- Видите камень вон  тот придорожный? 
- Камень как камень…обычный. 
- Возможно. 
Как бы о нем поточнее узнать?... 
Надо науку на помощь позвать.

Как пишется “камень”, 
Научит Грамматика, 
Размеры и форму найдет Математика, 
Физика массу отыщет и вес, 
Минералогия взглянет на срез.

- Это кремень,- она скажет  ребятам,- 
И называют его силикатом. 
А силикат расплавляют в печи 
И получают стекло, кирпичи…

Археология скажет: - Находка!

 Справа на камне  видна обработка! 
- Жил в этой местности древний народ…-

Дальше история слово берет.

- Был этот камень  в почете и силе,

Древние люди им сучья рубили.

 Им добывали одежду  и пищу, 
Жилой примотан он был к топорищу.

В каменном веке, во времени давнем,  
Люди огонь высекали тем камнем…

 Камень в овраге  лежит придорожном… 
Камень простой? 
Или, может быть сложный?

О камне ты все ли узнал, Человек? 
Наука поможет! Не каменный век [10].

Методический прием использования: увлекательное начало урока, отражающее взаимосвязь изучаемых в школе предметов.

История о том, как искали алхимики философский камень, который даже обычный свинец превращает в золото.

Алхимики считали,

Что ртуть в любом металле…

Алхимики мешали буру и купорос.

Мешали вместе с глиной

Толченый рог козлиный,

Пять перьев петушиных,

Один крысиный хвост.

Все в печке обжигали,

А после возгонял,

И снова очищали,

Добавив волчий ус.

И, выпарив искусно,

Рассматривали сгусток,

И падали без чувств,

Попробовав на вкус.

Надеялись случайно.                            

Раскрыть природы тайну…

Нашли мышьяк и фосфор

А это чем не клад?

За хитрые приборы,

Кислоты и растворы

Все химики алхимикам

Спасибо говорят!

                                                                 (Е.Ефимовский)

Немецкий поэт Себастьян Брант в ХV в. писал в сатирической поэме «Корабль дураков»:

Алхимия примером служит

Тому, кто плутни с дурью дружат…

Сказал нам Аристотель вещий:

«Незаменяема суть вещи»,

Алхимик же в ученом бреде

Выводит золото из меди…

Англичанин Бен Джонс в пьесе «Алхимик» писал:

…Сегодня

Я должен приготовить талисман,

Наш перл творения – философский камень…

С детства, знакомясь с художественными произведениями средневековья, мы непременно встречались с фигурой старика-алхимика, уединившегося в лаборатории среди нагромождений колб, реторт, снадобий и порошков.

«Представьте себе какой-нибудь германский средневековый город, узенькие улицы, пёстрые готические дома и среди них – ветхий, считаемый необитаемым. Уже давно погасли огни в замке феодала, отслужена вечерняя месса, недремлющий сторож перегородил цепью улицы засыпающего города. И только в келье учёного-алхимика горит свет. Окна её глухо заколочены, по потрескавшимся стенам лепится мох, ползёт сырость. Ничто не говорит о присутствии в ней живущего. Но в гулкую от тишины ночь голубоватый дым, вылетая из трубы, свидетельствует о неусыпном бодрствовании старца, уже поседевшего в своих исканиях, но всё ещё неразлучного с надеждой. Его напрасно преследует инквизиция, проникая во все тайны мышления человека: оно вырывается и, объятое страхом, с ещё большим наслаждением предаётся своим занятиям.» Такими видел средневековых алхимиков из своего XIX века русский писатель Николай Васильевич Гоголь, сам известный своими мистическими фантазиями.

Чем же занят старик-алхимик? Быть может, он ищет формулу эликсира бессмертия? Нет, он исполнен желания получить философский камень, который позволяет обращать металлы в золото. Золото – вот его цель!

 Николай  Огарев так писал в своих  стихах о получении алхимического  золота:

В убогой келье в час ночной

Сидел один монах седой.

Свеча горела перед ним;

Он пальцем тощим и сухим

В фольанте лист уж пожелтелый

Ворочал тихо и несмело.

Потом реторту робко взял

И горн с усильем раздувал.

Кипела жидкость; смрад и дым

Носились в воздухе над ним.

Но труд, надеждою богатый,

Был тщетен вновь – не вышло злата.

Ещё бледнее стал старик

И головой на грудь поник.

Отверг любовь и наслажденье.

Жить для науки дал обет.

Я сердца сжал в себе движенья,

«Я целый век мой с юных лет

Да судит Бог! Я не искал,

Когда я злато добывал,

Ни денег, ни людских похвал.

И тайный ход всего творенья.

Я пульса каждое биенье

В природе лишь узнать желал.

Золото – один из красивейших металлов. Древние народы сравнивали его с утренней зарёй. В литературе с золотом отождествляют всё прекрасное, ценное, долговечное – золотые руки, золотая осень, золотое сердце.

Другой творческий гений, который не раз использовал в своих литературных произведениях медицину через призму химии не кто иной, как сам знаменитый Уильям Шекспир, живший в 16 веке, автор бессмертного произведения «Ромео и Джульетта». А вы знаете, что скудные сведения о его биографии породили множество легенд и вопросов, перешедших даже в проблему реальности его существования. Кто на самом деле писал эти гениальные произведения? Действительно Шекспир, простой пайщик театральной группы? Из-за масштабности творческого наследия, огромной осведомлённости во всех областях знания, в том числе и химии, на роль автора претендовали многие: и английский философ Бэкон, и драматург Марло, и даже английская королева Елизавета I. Вспомним произведения Шекспира, там есть и стихии, и атомы, и яды, как например в «Ромео и Джульетте».

А ещё химией активно занимался пионер русской революционной мысли Александр Николаевич Радищев, автор знаменитого «Путешествия из Петербурга в Москву». Его сын Павел свидетельствовал, что «химия была любимым упражнением отца и в доме его химическая печь всегда была в деле. У него гнали спирт, купоросное масло, всякого рода духи, воду земляничную и черёмушную.» Знания Радищева в химии были не поверхностными. Если бы он не был сослан в Сибирь Екатериной II за своё сочинение «Путешествие из Петербурга в Москву», возможно его имя вошло бы в историю славной русской химической науки.

Урок «Соли аммония».

Для особо увлеченных химией учеников можно использовать литературные произведения с более сложными заданиями. В повести Д. Свифта «Путешествие Гулливера» при описании Академии Лагадо есть такое место «в его распоряжении были две большие комнаты, наполненные удивительными диковинами, и пятьдесят помощников. Одни сгущали воздух в вещество сухое и осязаемое, извлекая из него селитру».

Вопрос:

Как из воздуха получить селитру? Записать уравнения реакций, используя дополнительно катализаторы, допускается нагревание.

Вопросы: существует ли в природе аммиачная кислота? Схему получения какого вещества, вероятнее всего, имел ввиду автор следующего отрывка?

«Современные модернисты создают свои шедевры, не отходя от холста. Потому что зачем трудиться, если все равно никто ничего не поймет…Можно даже перерисовать из школьного учебника схему получения аммиачной кислоты и выставить под названием «Зимний пейзаж» (В. Солоухин «Продолжение времени»).

Тема «Кислород. Воздух»

1.Урок «Кислород. Свойства кислорода».

«Если, пусть на короткий срок каким-то чудом над древним городом Майя, был поврежден защитный слой атмосферы, предохраняющий Землю от смертоносных космических излучений, то все живое под брешью должно было погибнуть: животные, растения, люди…» [14].

Вопросы:

Как называется защитный слой Земли?

Какие вещества разрушают защитный слой?

2.Урок «Получение кислорода».

«И, наконец, искусное устройство для поглощения выдыхаемого углекислого газа, и регенерации кислорода». (А. Маклин)

  А вот как предлагал получить  кислород в лаборатории Жюль  Верн в романе «Опыт доктора  Окса». «Доктор, искусный химик, умел  получать этот газ в больших  количествах и дешево, не пользуясь  марганцевокислым натрием, по методу  Гессье дю- Мотэ, а просто разлагал  слегка подкисленную воду с  помощью изобретенной им батареи. Электрический ток проходил сквозь  большие чаны, наполненные водой, и жидкая стихия разлагалась  на составные части - кислород и водород» [15].

3. Процесс горения  играл важную роль в развитии  человеческой культуры. Огонь –  одно из первых химических  явлений, с которым встретился  человек и, которое научился использовать  в своих интересах. Еще первобытные  люди свыше 500 лет назад «приручили»  огонь, взяв тлеющие головни от  зажженного молнией дерева лесных  пожаров. Огонь был помощником  человека, его защитником. Но используя  огонь, люди не умели объяснить  процесс горения, боялись огня, обожествляли  его.

 «Взирая  в древности,

Народы изумлены,

Что греет, топит, льет и

Светит огонь возожженный,

Иные божески ему давали честь».

                (М.В. Ломономов, «Письма о пользе  стекла»)

Для кислорода характерны реакции горения, при которых происходит окисление веществ с выделением теплоты и света.

Информация о работе Химия в художественной литературе