Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2014 в 19:10, научная работа
Многие химики были не только великими учеными, но и одаренными поэтами, музыкантами. Достаточно вспомнить имена М.В. Ломоносова, А.П. Бородина, Н.А. Морозова, Л.П. Радина и др. Современники Д.И. Менделеева вспоминали о том, что великий химик высоко ценил У.Шекспира, И.Ф. Шиллера, И.В. Гете, В.М. Гюго, Д. Байрона, а также наших классиков, начиная с В.А. Жуковского и А.С. Пушкина, Менделеев очень любил Ф.И. Тютчева, А.А. Фета. А в молодые годы сам писал стихи. Отдыхать Менделеев любил за чтением авторов приключенческого жанра: Ж. Верна, Ф.Купера, А.Дюма и др. И, безусловно, произведения этих и других авторов изобилуют химическими описаниями.
Введение………………………………………………………………………………………………3
Глава 1 Химия в художественной литературе
1.1.Химия в поэзии и прозе……………………………………5
1.2.Химические ошибки в литературных произведениях………………………………….11
1.3.Художественные образы металлов в лирике Лермонтова…………………………….13
Глава 2 Родоначальники российской химии и литература………………………………20
Глава 3 Исследование влияния художественных произведений на развитие познавательных интересов учащихся к химии…………………………………………………………………21
Выводы ………………………………………………………………………………………..27
Библиография…………………………………
июньский дождь от всех своих щедрот,
сентябрьские туманы на рассветах.
Кипит железо, серебро, сурьма
и темно-бурые растворы брома,
и кажется вселенная сама
одной лабораторией огромной.
Тут мало оптикой поможешь глазу,
тут мысль пытливая всего верней.
Пылинку и увидишь-то не сразу —
глубины мирозданья скрыты в ней.
Будь то вода, что поле оросила,
будь то железо, медь или гранит —
все страшную космическую силу,
закованную в атомы, хранит.
Мы не отступим, мы пробьем дорогу
туда, где замкнут мирозданья круг,—
О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут…
Проведению формирующего эксперимента предшествовала разработка целостной методики использования и алгоритма обсуждения фрагментов художественных произведений на уроках химии и развитие в этом процессе познавательного интереса. При его проведении мы использовали сравнительный метод. Сравнительный эксперимент проводился с целью сравнения результатов определения в контрольных и экспериментальных группах. Для проведения сравнительного эксперимента были выделены контрольные и экспериментальные классы: в МБОУ СОШ №29 г.Липецка.
Обучение
в контрольных классах проводилось обычными
методами, в экспериментальных – по разработанным
нами методическим рекомендациям, ориентированных
на развитие познавательного интереса
к изучению химического материала в средней
школе.
Контролирующий эксперимент позволил оценить влияние художественных произведений на развитие познавательного интереса к изучению химии.
3.1.Сравнительный анализ результатов эксперимента
Эксперимент, в отличие от наблюдения, позволяет учителю активно влиять на интересующее явление, изменять условия его протекания, ориентировать их изменение в желаемом направлении.
С целью изучения осознанности познавательного интереса можно провести следующий эксперимент. Учащимся предлагается на выбор несколько заданий различной степени сложности:
- 1-е задание требует механического повторения уже выполнявшихся неоднократно упражнений;
- 2-е задание - усложненный вариант, требующий применения полученных знаний в несколько изменившихся условиях;
- 3-е задание творческого характера.
По тому, какое задание выбрал ученик, можно сделать вывод о том, является его интерес осознанным (такой ученик выбирает задание творческого характера) или нет. эксперимент следует повторить несколько раз, факты зафиксировать с целью подтверждения выводов от степени осознанности интереса.
Выявляя наличие у учащихся интереса к познанию, определяется индекс их уверенности в таком наличии.
Учащимся
предлагается 5 уровней самооценки, для
каждого из которых определен "описательный
ориентир" (критерий):
1 уровень "обладаю" - испытываю интерес
к учебной деятельности, моральное удовлетворение
от самого процесса получения знаний;
2 уровень "скорее обладаю, чем не обладаю"
- испытываю интерес к учебной деятельности,
но зачастую не испытываю эмоционального
удовлетворения от процесса получения
знаний;
3 уровень "скорее не обладаю, чем обладаю" - не всегда испытываю интерес к процессу получения знаний, чаще привлекает конечный результат - получение хорошей отметки;
4 уровень "не
обладаю" - плохо представляю, есть
ли у меня интерес к познанию, т.к. редко
выполняю умственную работу с удовольствием;
5 уровень "затрудняюсь ответить" - у меня
нет интереса к познанию, я учусь, потому
что заставляют родители (боюсь отрицательного
отношения к себе учителей и родителей,
нет другого выхода и т.п.).
Формула вычисления общего индекса уверенности в наличии познавательного интереса:
n1(1) +n2(0.5) - n3(0.5) -
n4(1) +n5(0)
Z = ------------------------------
Еn
n1 - количество ответов "обладаю"
n2 - количество ответов "скорее обладаю, чем не обладаю"
n3 - количество ответов "скорее не обладаю, чем обладаю"
n4 - количество ответов "не обладаю"
n5 - количество ответов "затрудняюсь ответить"
Еn - общее количество ответов
Различной степени уверенности придаются условные числовые значения: +1(n1) - максимум уверенности, +0.5(n2) - уверенность, 0(n5) - неопределенное и безразличное отношение, -0.5(n3) - неуверенность, -1(n4) - максимум неуверенности.
Такая методика выявляет индекс уверенности учащихся в наличии у них познавательного интереса, но не несет информации относительно его уровня. Оценку уровня ПИ можно проводить по методикам, перечисленным выше.
Результаты исследования обработаны и представлены в таблице 1:
Таблица 1
Результаты самооценки познавательных интересов (ПИ)
Группы/ число учащихся |
Начало эксперимента |
Конец эксперимента | ||
Уровень самооценки(n) |
Индекс уверенности в наличии П.И. |
Уровень самооценки(n) |
Индекс уверенности в наличии П.И. | |
К (21) |
n1=1 n2=4 n3=2 n4=3 n5=11 |
-0,047 |
n1=4 n2=7 n3=4 n4=1 n5=5 |
0,23 |
Э (23) |
n1=4 n2=3 n3=5 n4=4 n5=7 |
-0,043 |
n1= 7 n2=10 n3=3 n4=3 n5=0 |
0,32
|
Выявление и оценка познавательных интересов (ПИ) учащихся к химии.
группы
|
|
Уровни интересов |
Х-качественный показатель интереса |
Y-относительный прирост интереса | ||||
Высо- кий В |
Сред- ний С |
Низ- кий Н |
Отсу- тств. О |
Высо- кий+ средний | ||||
Число учащихся |
||||||||
Э |
До эксперимента |
3/13% |
5/22% |
9/39% |
6/26% |
8/35% |
0,35 |
2,2 |
До эксперимента |
8/35% |
11/48% |
3/13% |
1/4% |
18/78% |
0,78 | ||
К |
До эксперимента |
4/19% |
4/19% |
7/33% |
6/29% |
8/38% |
0,38 |
1,2 |
До эксперимента |
5/24% |
5/24% |
8/38% |
3/14% |
10/48% |
0,48 |