Химия в художественной литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2014 в 19:10, научная работа

Краткое описание

Многие химики были не только великими учеными, но и одаренными поэтами, музыкантами. Достаточно вспомнить имена М.В. Ломоносова, А.П. Бородина, Н.А. Морозова, Л.П. Радина и др. Современники Д.И. Менделеева вспоминали о том, что великий химик высоко ценил У.Шекспира, И.Ф. Шиллера, И.В. Гете, В.М. Гюго, Д. Байрона, а также наших классиков, начиная с В.А. Жуковского и А.С. Пушкина, Менделеев очень любил Ф.И. Тютчева, А.А. Фета. А в молодые годы сам писал стихи. Отдыхать Менделеев любил за чтением авторов приключенческого жанра: Ж. Верна, Ф.Купера, А.Дюма и др. И, безусловно, произведения этих и других авторов изобилуют химическими описаниями.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………3
Глава 1 Химия в художественной литературе
1.1.Химия в поэзии и прозе……………………………………5
1.2.Химические ошибки в литературных произведениях………………………………….11
1.3.Художественные образы металлов в лирике Лермонтова…………………………….13
Глава 2 Родоначальники российской химии и литература………………………………20
Глава 3 Исследование влияния художественных произведений на развитие познавательных интересов учащихся к химии…………………………………………………………………21
Выводы ………………………………………………………………………………………..27
Библиография…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Иванова Тасия Химия в литературе.docx

— 233.16 Кб (Скачать файл)

июньский дождь от всех своих щедрот,

сентябрьские туманы на рассветах.

 

Кипит железо, серебро, сурьма

и темно-бурые растворы брома,

и кажется вселенная сама

одной лабораторией огромной.

 

Тут мало оптикой поможешь глазу,

тут мысль пытливая всего верней.

Пылинку и увидишь-то не сразу —

глубины мирозданья скрыты в ней.

 

Будь то вода, что поле оросила,

будь то железо, медь или гранит —

все страшную космическую силу,

закованную в атомы, хранит.

 

Мы не отступим, мы пробьем дорогу

туда, где замкнут мирозданья круг,—

и что приписывалось раньше богу[43]Также всем знакомо имя великого ученого, поэта, просветителя Михаила Васильевича Ломоносова. В  «Оде на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны 1747 года» поэт обращается к молодому поколению с призывом посвятить себя служению науке, сменив чужеземных ученых:

О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовет от стран чужих,

О, ваши дни благословенны!

Ломоносов был убежден в том, что занятия науками должны сделать человека счастливым:

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастный случай берегут…

все будет делом наших грешных рук 

ГЛАВА 3 ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ К ХИМИИ

3.1.Организация экспериментального исследования

Экспериментальное исследование включало два этапа. Все виды эксперимента образовывали органическое единство.

Основой исходного этапа исследования стал констатирующий эксперимент, целью которого была диагностика состояния исследуемого вопроса в практике школ обучаемых. Констатирующий эксперимент включал в себя:

1) исследование развития  познавательных интересов учащихся  в процессе изучения химии;

2) выявление уровня познавательных  интересов учащихся к изучению  химии.

Во время констатирующего эксперимента велось систематическое наблюдение на уроках и внеурочных занятиях; фиксировались приемы, применяемые учителем для возбуждения познавательного интереса к изучению химии, оценивалась эффективность приемов, отмечались наиболее яркие проявления интереса к учению.

Результаты констатирующего эксперимента, дальнейший поиск и анализ литературных источников позволили выдвинуть гипотезу исследования, сформулировать задачи и в соответствии с ними продолжить проведение педагогического эксперимента.

Поисковый (корректирующий) эксперимент проводился с введением нового фактора, например, использование фрагментов литературных произведений при изучении различных тем школьной программы по химии с целью корректирования оптимального содержания, а также с применением методов, приемов, форм и средств обучения, стимуляции мотивов ориентированных на развитие познавательных интересов учащихся к изучению химического материала.

Проведению формирующего эксперимента предшествовала разработка целостной методики использования и алгоритма обсуждения фрагментов художественных произведений на уроках химии и развитие в этом процессе познавательного интереса. При его проведении мы использовали сравнительный метод. Сравнительный эксперимент проводился с целью сравнения результатов определения в контрольных и экспериментальных группах. Для проведения сравнительного эксперимента были выделены контрольные и экспериментальные классы: в МБОУ СОШ №29 г.Липецка.

Обучение в контрольных классах проводилось обычными методами, в экспериментальных – по разработанным нами методическим рекомендациям, ориентированных на развитие познавательного интереса к изучению химического материала в средней школе. 

Контролирующий эксперимент позволил оценить влияние художественных произведений на развитие познавательного интереса к изучению химии.

3.1.Сравнительный анализ результатов эксперимента

Эксперимент, в отличие от наблюдения, позволяет  учителю активно влиять  на  интересующее  явление,  изменять условия его протекания, ориентировать их изменение в желаемом направлении.

С целью  изучения осознанности познавательного  интереса можно провести следующий эксперимент.  Учащимся  предлагается на выбор несколько заданий различной степени сложности:

- 1-е  задание требует механического  повторения  уже выполнявшихся неоднократно упражнений;

- 2-е  задание - усложненный  вариант,  требующий применения полученных знаний в несколько изменившихся условиях;

- 3-е  задание творческого характера.

По тому, какое задание выбрал ученик, можно сделать вывод о том, является его интерес  осознанным (такой ученик выбирает задание творческого характера) или нет. эксперимент следует повторить несколько  раз,  факты  зафиксировать с целью подтверждения выводов от степени осознанности интереса.

Выявляя наличие у учащихся интереса к познанию, определяется индекс их уверенности в таком наличии.

Учащимся предлагается  5 уровней самооценки, для каждого из которых определен "описательный ориентир" (критерий):  
1 уровень "обладаю" - испытываю интерес  к учебной деятельности,  моральное  удовлетворение  от самого процесса  получения знаний;  
2 уровень "скорее  обладаю, чем не обладаю" - испытываю интерес  к  учебной деятельности, но зачастую не испытываю  эмоционального удовлетворения от процесса получения знаний;

3 уровень "скорее не обладаю, чем обладаю" -  не всегда испытываю интерес к процессу получения знаний, чаще привлекает конечный результат - получение хорошей отметки;

4 уровень "не обладаю" - плохо представляю, есть  ли у меня интерес к познанию, т.к. редко выполняю умственную работу с удовольствием;  
5 уровень "затрудняюсь ответить" -  у  меня  нет интереса к познанию, я учусь, потому что заставляют родители (боюсь отрицательного отношения к  себе учителей и родителей, нет другого выхода и т.п.).

 

Формула  вычисления  общего  индекса уверенности в  наличии познавательного интереса:

n1(1) +n2(0.5) - n3(0.5) - n4(1) +n5(0)  
Z = ------------------------------------------- 
                              Еn

n1 - количество ответов "обладаю"

n2 - количество  ответов "скорее обладаю, чем не  обладаю"

n3 - количество  ответов "скорее не обладаю, чем  обладаю"

n4 - количество  ответов "не обладаю"

n5 - количество  ответов "затрудняюсь ответить"

Еn - общее количество ответов

Различной степени  уверенности придаются условные  числовые значения: +1(n1) - максимум уверенности, +0.5(n2) - уверенность, 0(n5) - неопределенное и  безразличное отношение, -0.5(n3) - неуверенность, -1(n4) - максимум неуверенности.

Такая методика выявляет индекс уверенности учащихся в наличии у них познавательного интереса, но не несет информации относительно его уровня. Оценку уровня ПИ можно проводить по методикам, перечисленным выше.

Результаты исследования обработаны и представлены в таблице 1:

Таблица 1

Результаты самооценки познавательных интересов (ПИ)

                                   учащимися

 

Группы/

число учащихся

 

Начало эксперимента

 

Конец эксперимента

Уровень самооценки(n)

Индекс уверенности в наличии П.И.

Уровень самооценки(n)

Индекс уверенности в наличии П.И.

 

К

(21)

 

 n1=1

n2=4

n3=2

n4=3

n5=11

 

-0,047

 

n1=4

n2=7

n3=4

n4=1

n5=5

 

0,23

 

Э

(23)

 

 n1=4

n2=3

n3=5

n4=4

n5=7

 

-0,043

 

 n1= 7

  n2=10

n3=3

n4=3

n5=0

 

0,32

 


 

Результаты самооценки познавательных интересов учащихся до и после проведения педагогического эксперимента, отражены в диаграммах (рис.1)

Рис.1 Диаграммы самооценки познавательных интересов учащихся в контрольном классе до и после эксперимента

           

Рис 2. Диаграмма самооценки познавательных интересов учащихся в контрольном классе до и после эксперимента

 

Таким образом, можно сделать вывод, что в контрольном классе 14,28% учащихся плохо представляют, есть ли у них интерес к познанию, 9,52% учащихся не всегда испытывают интерес к процессу получения знаний, их чаще привлекает конечный результат – получение хорошей отметки, 19,04% учащихся испытывают интерес к учебной деятельности, но зачастую не испытывают эмоционального удовлетворения от процесса получения знаний, лишь 4,7% испытывают интерес к учебной деятельности, 52,3% - затрудняются ответить, у них нет интереса к познанию. В экспериментальном классе 17,3% - не обладают интересом, 21,7% - не всегда испытывают интерес к учению, 13,04% – скорее обладают, чем не обладают,17,3%– обладают и 30,4% не испытывают интереса к учению.

По окончании эксперимента видно, что в контрольных классах 19,04% испытывают интерес к учению, 23,8% испытывают интерес к учебной деятельности, 19,04% не всегда испытывают интерес, 4,76% не обладают познавательным интересом, 23,8% затрудняются ответить.

В экспериментальных классах после эксперимента стали испытывать интерес к учению 30,43% учащихся, 43,47% испытывают интерес к учебной деятельности,13,04% не всегда испытывают интерес к учебе, 13,04% не обладают познавательным интересом.

                                                                                                          Таблица 2

Выявление и оценка познавательных интересов (ПИ) учащихся к химии.

 

группы

 

 

 

 

 

Уровни интересов

Х-качественный показатель интереса

Y-относительный прирост интереса

 

Высо-

кий

В

 

Сред-

ний

С

 

Низ-

кий

Н

 

Отсу-

тств.

О

 

Высо-

кий+

средний

   

Число учащихся

   

 

 

 

Э

До эксперимента

 

3/13%

 

5/22%

 

9/39%

 

6/26%

 

8/35%

 

0,35

 

 

2,2

До эксперимента

 

8/35%

 

11/48%

 

3/13%

 

1/4%

 

18/78%

 

0,78

 

 

К

До эксперимента

 

4/19%

 

4/19%

 

7/33%

 

6/29%

 

8/38%

 

0,38

 

 

1,2

До эксперимента

 

5/24%

 

5/24%

 

8/38%

 

3/14%

 

10/48%

 

0,48


 

Результаты педагогического эксперимента показали, что в экспериментальных классах относительный прирост познавательного интереса учащихся составил 2,2, что значительно выше, чем в контрольных классах – 1,2.

Результаты выявления и оценки познавательных интересов учащихся к химии, представлены на сравнительной гистограмме (рис.3)

Рис.3 Сравнительная гистограмма выявления качественного показателя интереса у учащихся.

                                       

 

 

                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ

Проведенное теоретическое и экспериментальное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Осуществлен анализ состояния учебно-познавательной деятельности учащихся в общеобразовательной школе на уроках химии.

2. Разработан дидактический комплект, который дает возможность использования фрагментов  художественных произведений на уроках и во внеклассных мероприятиях по химии.

3. Определены наиболее целесообразные методические подходы обсуждения фрагментов художественных произведений на уроках химии.

4. Результаты экспериментально-методического исследования подтверждают эффективность использования художественных произведений на уроках химии и положительную их роль в развитии познавательных интересов учащихся к химии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

1.Беляев А. «Продавец воздуха». М.: «Эксмо», 2008. 25-26 с.

2. Бидерманн Г. Энциклопедия символов. 1999. 86 с.

3. Большая энциклопедия  Кирилла и Мефодия. 2006. Серебро

4. Бунин И.А. Темные аллеи//Библиотека в кармане – 9 (интерактивная библиотека). – Навигатор, www.cdboom.com

5. Верн Ж. Собрание сочинений. М.: Азбука – классика, 2004. 321 с.

6. Верн Ж. Опыт Доктора Окса/Пер. с фр. Алма – Ата: МГП, 1993. С. 238

7. Вилар С. «Замок на скале». М.: «Эксмо»,1994.54 с.10.

8.Высоцкий В.С. Песня Кэррола//Соч.: В 2-х т.Т.2. Екатеринбург: Посулторг, 1994.

9. Горский Н.Н. Вода - чудо природы. Научно-популярная серия. М.: АН СССР 1962г. 224 с.

10.Губарев В.Г. Королевство кривых зеркал// Повести сказки. М.: Металлургия, 1970. 542 с.

11. Ефимовский Е. «Ракета и травинка». Истории в стихах. «Детская литература», 1989.

12. Есенин С.А. Собр.соч.: В 3-х т. Т.2. М.: Правда, 1970. 115 с.

13. Занимательно об азоте и фосфоре: Методическая разработка для студентов-практикантов. / Под. Ред. В.И. Толкунова, Л.К. Гиренковой. Куйбышев, 1978. 19 с.

14. Ильина Т.А. Педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов пед. Институтов. М.: «Просвещение», 1984.67 с.

25. Казанцев А.П. «Пылающий остров». М.: Молодая гвардия, 1983.С. 45-48

Информация о работе Химия в художественной литературе