Химия в художественной литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2014 в 19:10, научная работа

Краткое описание

Многие химики были не только великими учеными, но и одаренными поэтами, музыкантами. Достаточно вспомнить имена М.В. Ломоносова, А.П. Бородина, Н.А. Морозова, Л.П. Радина и др. Современники Д.И. Менделеева вспоминали о том, что великий химик высоко ценил У.Шекспира, И.Ф. Шиллера, И.В. Гете, В.М. Гюго, Д. Байрона, а также наших классиков, начиная с В.А. Жуковского и А.С. Пушкина, Менделеев очень любил Ф.И. Тютчева, А.А. Фета. А в молодые годы сам писал стихи. Отдыхать Менделеев любил за чтением авторов приключенческого жанра: Ж. Верна, Ф.Купера, А.Дюма и др. И, безусловно, произведения этих и других авторов изобилуют химическими описаниями.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………3
Глава 1 Химия в художественной литературе
1.1.Химия в поэзии и прозе……………………………………5
1.2.Химические ошибки в литературных произведениях………………………………….11
1.3.Художественные образы металлов в лирике Лермонтова…………………………….13
Глава 2 Родоначальники российской химии и литература………………………………20
Глава 3 Исследование влияния художественных произведений на развитие познавательных интересов учащихся к химии…………………………………………………………………21
Выводы ………………………………………………………………………………………..27
Библиография…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Иванова Тасия Химия в литературе.docx

— 233.16 Кб (Скачать файл)

Иль карантинный страж курил жаровней серной.

Я, нос себе, сжав, отворотил лицо [32].

Рассказ – задача

Одно лишь слово

Корней Петрович пригласил Петю Верхоглядкина в кабинет химии.

-Вот, что Петя, - сказал он, - завтра мы будем  изучать сероводород. Тебя я назначаю  своим ассистентом. Собери прибор  для получения сероводорода и  проверь его действие. Вот инструкция, вот реактивы. Через двадцать  минут я вернусь. Будь осторожен: не отравись сероводородом, поглощай  его раствором щелочи!

-Ну что вы, корней Петрович! Имею опыт!...И  Петя принялся за дело… Через  двадцать минут он растерянно  отчитывался:

-Корней Петрович! Здесь какая-то ошибка. Прибор  я собрал по рисунку. Вот, поглядите  сами. В колбу положил сернистое  железо, добавил понемногу серную  кислоту. Хоть бы что! Даже не  запахло сероводородом. Я уж нагревать  стал. Колба покрылась изнутри  налетом, но не только белым, но  и желтым. А сероводород так  и не выделился.

-Прочти еще  раз описание опыта.

-Да я его  слово в слово помню: на сернистое  железо нужно действовать серной  кислотой…

-Значит слово  в слово? – Корней Петрович  оглядел замутневшуюся колбу, подержал  в руках склянку с тяжелой  маслянистой жидкостью, сомнений  не было – серная кислота.

-И все же  одно слово, ты Петр, пропустил.

Как же вы думаете?

Свойства серы

Для иллюстрации такого свойства серы, как горючесть, можно привести отрывок из романа С. Вилар «Замок на скале» - разговор старого война и мальчика из благородной семьи: «Этот серый порошок, малыш, - говорил он маленькому лорду, - самая сатанинская вещь на свете. Маленькой искры достаточно, чтобы все вокруг превратилось в ад и полыхнуло огнем. У основания башни есть каморка, где твой батюшка хранит запас пороха, и она всегда под замком, дабы какой-нибудь бедолага не вздумал зайти туда с факелом» [6].

Сернистый газ, образуемый при горении серы:

«Собрав охапку сухой травы, Хуан Дарьен достал из кармана кремень, огниво, фитиль и серную палочку, высек огонь и сунул горящую серную палочку под собранную охапку. На миг взвилось и быстро погасло яркое пламя» [38].

Нахождение серы в природе:

Говоря о нахождении серы в природе, учитель отмечает, что она встречается в природе как в самородном виде, так и в виде соединений, о чем можно прочитать не только в учебнике, но и в художественной литературе. В фантастическом романе В.А. Обручева «Плутония», повествующем об экспедиции ученых в неведомый мир под земной поверхностью читаем: «За площадкой круто поднималась противоположная стена, густо покрытая белыми, желтыми и красными налетами и натеками. В желтых налетах нетрудно было узнать самородную. Серу в виде мелких и крупных кристаллов, сидевших в пустотах лавы или покрывавших ее поверхность нетолстым слоем»[39].

Среди природных соединений серы большое значение минерал пирит. Жюль Верн в «Таинственном острове»  описал получение из пирита серной кислоты. Учитель обращает внимание на название материала: прослеживается связь с греческим «пирос» - огонь. Исходя из этого, пирит – огненный камень, и именно в этой роли он был известен еще на заре человечества. Затем он читает отрывок из книги Э.Штерха «Охотники на мамонтов» о жизни первобытного человека:

«Копчем увидел у нее на ладони блестящий камушек…вдруг несколько лучей снова упали на камень, и он весь заискрился…Насколько тверд этот блестящий камень? Кремень скользнул по камню…светящиеся искры разлетелись в стороны и исчезли в темноте…Появление светящихся искр в темной пещере тотчас заинтересовало охотников. Они повскакивали со своих мест, в восторге глядя на руки Копчема, которые так и мелькали, выбивая из огненного камня разлетающие искры.

-Огненный камень! У него есть огненный камень! У нас будет огонь! Будет все! [4].

Кусок пирита выполнял функцию огнива. Этот достаточно распространенный материал стал для наших далеких предков ступенькой к цивилизации.

Следующий отрывок из «Золотой розы» К. Паустовского: «Есть очень насыщенные минеральные источники. Стоит положить в такой источник ветку или гвоздь, что угодно, как через короткое время они обрастут множеством белых кристаллов и превратятся в подлинные произведения искусства» [39].

Тема: Фосфор и его соединения

 «Крыша в хижине была худая, с потолка падали дождевые капли, но в очаге слабо мерцало голубое пламя…Концы хвороста тлели голубоватым огнем. О фосфоре, воспламеняющемся от воды, они не вспоминали, им было не до химии…» (Р.А. Штильмарк. «Наследники из Калькутты»).

 

 

 

1.2. Химические ошибки в литературных произведениях

Как уже было сказано, авторы художественных произведений нередко допускают ошибки в описании химических веществ и процессов:

…Ржавеет золото и истлевает сталь,

Крошится мрамор. К смерти все готово.

Всего прочнее на земле печаль

И долговечней – царственное слово…

(А. Ахматова. Из.сб. «Бег времени»)

Ответ: конечно, золото не ржавеет, не коррозирует. Это ошибка, но как точно подмечена разница в динамике разрушения стали и мрамора!

А какую неточность можно заметить в стихотворении Л. Лавренева «Нобуж»?

                    …В озон превращается воздух…

Ответ: в озон превращается не воздух, а кислород.

Писатели-фантасты часто используют химическую терминологию, при этом нередко допуская неточности и ошибки. Например, в романе А. Беляева «Продавец воздуха» читаем:

«Мистер Бейли открыл шестую дверь, и я увидел изумительное зрелище. Перед нами был огромный подземный грот. Десятки ламп освещали большое озеро, его вода отличалась необычайно красивым голубымцветом…

-Жидкий воздух, - сказал  Бейли

Я был поражен. До сих пор мне приходилось видеть жидкий воздух только в небольших сосудах нашей лаборатории» [1].

Ответ: Хочется заметить, что температура, при которой воздух становится жидким, должна быть ниже минус 196 градусов. Человеку при этой температуре невозможно находиться вблизи этого «озера», он погибнет от переохлаждения.

Как вы думаете, имеет ли запах серная кислота? Обратимся к популярной повести А.Н. Рыбакова «Приключения Кроша»:

«…Стоящий в электроцехе запах серной кислоты напомнил мне о сожженных в Липках брюках…».

Что хотел сказать автор повести, и как следует видоизменить фразу, чтобы она звучала химически грамотно? Разумеется, в цехе дуговой электросварки не могло пахнуть серной кислотой – ей там просто неоткуда взяться. Тогда что имел ввиду автор? При дуговой электросварке материалы, чаще всего металлы, сплавляются теплом электрической дуги, температура которой достигает 5000 градусов. При столь высокой температуре могут образовываться: озон, оксид азота(II).

Поэтому фразу в тексте следовало бы изменить так:

«…Стоящий в электроцехе запах озона, оксидов азота и азотной кислоты напомнил мне о сожженных в Липках брюках…»

Крылатая фраза «без фосфора нет мысли» появилась после установления Генсингом наличия ионов фосфора в мозговой ткани. Особенно любили применять ее механистические материалисты прошлого века.

Хотя все важнейшие физиологические процессы в организме человека, начиная с сокращения мышц и кончая мышлением, связаны с химическими превращениями фосфора, но это не дает повода считать, что присутствие только фосфора обеспечивает свойство мозга – мыслить.

Называя фосфор «белым», следует иметь ввиду, что мы допускаем ошибку. В чистом виде белый фосфор бесцветное прозрачное вещество.

Кристаллы белого фосфора очень сходны с алмазами, они совершенно бесцветны, идеально прозрачны и настолько сильно преломляют свет, что на солнце играют всеми цветами радуги.

Нередко высказывания требуют соответствующих пояснений. К примеру, у И. Сильвинского мы читаем:

…Видишь – мрамор:

Это просто кальций…

Мрамор – это не кальций, а соль, карбонат кальция. Это ошибка.

И конечно, нельзя не вспомнить отрывок из знаменитой «Собаки Баскервилей» А.К.Дойла, в котором допущена существенная химическая ошибка: “…Да! Это была собака, огромная, чёрная, как смоль. Но такой собаки ещё никто из нас, смертных, не видывал. Из её отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку мерцал переливающийся огонь. Ни в чьём воспалённом мозгу не могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана… Страшный пёс, величиной с молодую львицу. Его огромная пасть всё ещё светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте.

─ Фосфор, - сказал я”.

Светится в темноте белый фосфор, а он, во-первых, ядовит, а во-вторых, самовоспламеняется на воздухе, поэтому его нельзя использовать для нанесения на тело животного.

 

 

 

 

 

 

1.3.Художественные  образы металлов в лирике Лермонтова

В «Лермонтовской энциклопедии» сказано, что «поэтический язык Лермонтова лишен внешних украшений; лексически и синтаксически богатый, стилистически разнообразный, эмоционально насыщенный, он напряжен в функциональном отношении и даже как бы суров в этой своей целеустремленности».  

Поэт стремится придать точному и однозначному определению дополнительный смысловой объем и глубину, в этом ему помогают «металлические» эпитеты, «ювелирные» метафоры и другие средства выразительности.

Золото

Золото известно человеку с древнейших времен. «Люди издавна считали золото царем металлов. Алхимики обозначали его символом Солнца». С точки зрения химии, золото – это элемент 1 группы периодической Системы Менделеева, мягкий ярко-желтый тяжелый металл. Золото очень ковкое, пластичное, блестящее, довольно легко полируется. Считалось, что золото обладает не только материальной ценностью, но и мистическими свойствами, позволяет провести восстановление энергии всего тела, помогает избавиться от болей в сердце, от душевных расстройств и робости. Человек, имеющий при себе золото, не будет знать печали, и чем больше золота, тем радостнее у него на душе.     

Прочитав стихотворения М.Ю. Лермонтова, мы выяснили, что в раннем творчестве поэт чаще использует «металлические» художественные средства.

В одном из первых стихотворений «К Гению» Лермонтов приписывает лире именно золотые свойства.

Молю тебя, молю, хранитель мой святой,

Над яблоней мой тирс и лирой золотой

Повесь и начерти: здесь жили вдохновенья!

У многих поэтов, в том числе и у Лермонтова, лира «золотая» - ценная, дающая вдохновение, силы.  Золото – ценный металл, поэтому писатель употребляет здесь именно этот эпитет. В то же время этот металл очень красивый: блестящий, ярко – желтый. С помощью этого эпитета создается неповторимый образ.

 Во многих источниках  отмечается, что золото из-за большой  ценности часто фигурирует в  ритуалах денег. В стихотворении  «Три ведьмы»  есть такие строки:

Попался мне один рыбак:/Чинил он весел сети!

Как будто в рубище, бедняк,/Имел златые горы!...

 

…Он говорил: «Мне жизнь пуста!/Вы отвращений полны,

Блаженства, злата!...вы мечта!...»

Если внимательно прочитать все стихотворение, то можно заметить, что в обоих случаях слово «злато» употребляется в отрицательном значении, то есть несущее зло. Здесь образ золота означает богатство, жадность, алчность, а в конце стихотворения - тяжелую ношу, муку. Это подтверждается словами:

«Не знал, глупец, средь тех минут,/Что наши деньги в ад ведут!»

Сравнивая строчки из стихотворения с тем, что мы знаем об этом элементе, мы увидели несоответствие, ведь золото относится к благородным металлам. Автор этих строк знал, что именно из-за богатства люди часто страдают. Поэтому в стихотворении говорится о золоте, как о металле, приносящем зло.

В стихотворении «Стансы» Лермонтов использует эпитет «арфа златострунная»:

Люблю и вздох, что ночью лунной/В лесу из уст ее скользит:

Звук тихий арфы златострунной/Так с хладным ветром говорит.

Здесь писатель возвращает образу золота его прежнюю ценность, утраченную в стихотворении «Три ведьмы». Тема стихотворения – предпочтение слезы – молитвы «земным» чувствам. Каждая из трех строф содержит развернутое сравнение – прием, часто встречающийся у Лермонтова. Поэт использует  олицетворение («Люблю и вздох, что из уст ее скользит»), которое сравнивается со «звуком тихим арфы златострунной». Благодаря этим художественным средствам, создаётся выразительный и неповторимый образ творчества, умиротворения, покоя в душе.

В стихотворении «Отрывок» образ золота встречается тоже два раза, как и в стихотворении «Три ведьмы»:

Придет веселость, звук чужой/Поныне в словаре моем:

И я об юности златой/Не погорюю пред концом…

……………………………....

…Не будут проклинать они;

Меж них ни злата, ни честей…

В первой цитате используется эпитет «юность златая». Для писателя юность –  самый ценный и дорогой  период в жизни, и именно поэтому он описывает его в стихотворении «с помощью» этого металла. А во второй - «злато»  означает деньги, богатство. Невозможность реализовать хранимый в душе «пламень неземной» герой связывает, с одной стороны, с ближайшим светским окружением, где господствует злато, «примитивные цепи», попирающие естественные чувства любви и дружбы, а с другой стороны – с двойственностью человеческой природы, которая рисовалась раннему Лермонтову в метафизических противоположностях ангельского и демонического начал.

 «Парус» - одно из самых  известных стихотворений Лермонтова. Нам известно, что золото сравнивали  с Солнцем, поэтому Лермонтов  называет луч золотым, это и  принадлежность Солнцу, в то же  время  сходство по цвету. Третья  строфа представляет разгадку  того, что ищет, к чему стремится («бежит») лирический герой. Сознавая  красоту и многообразие мироздания («золотой», светлый мир охарактеризован  при помощи антитезы), он просит  о возможности в жизненных  бурях проявить свои силы.

«Под ним струя светлей лазури,/Над ним луч солнца золотой…

А он, мятежный, просит бури,/Как будто в бурях есть покой».

Информация о работе Химия в художественной литературе