Шпаргалка по «Учет и операционная техника в банках»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 17:18, шпаргалка

Краткое описание

Состав и структура банковской системы РФ.
Разрешенные и запрещенные Законом "О банках и банковской деятельности в РФ" банковские операции и сделки.
Порядок закрепления перечня операций, выполняемых конкретным банком.
Компьютеризация учетной банковской деятельности и требования к банковским компьютерным системам.
Компоненты учетно-операционной составляющей в архитектуре банковских компьютерных систем.

Вложенные файлы: 1 файл

Шпора 2.doc

— 519.00 Кб (Скачать файл)

Под информационным обеспечением понимают совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации и наборов данных на технических носителях. Наибольший объем в базе данных АБС занимают данные первичных документов.

 

6. Основные фирмы-разработчики систем компьютеризации учетно-операционной деятельности банков и краткая характеристика их продукции.

Разработкой АБС (автоматическая банковская система) занимаются фирмы в России и за рубежом. Многие отечественные фирмы образовались из групп разработчиков, созданных при конкретном банке. Такие фирмы, как "Диасофт", "ПрограмБанк", "Инверсия", R-Style,"ФОРС", "АСОФТ", CSBI ЕЕ и некоторые другие - широко известны на рынке банковских систем некоторые из них работают со времени зарождения коммерческих банков. Они постоянно совершенствуют свои разработки. При этом отмечается сближение российских и международных банковских технологий по функциональному наполнению, срокам внедрения, маркетинговой политике, ценовым характеристикам.

Для всех отмеченных фирм характерны разработка и внедрение новых АБС, порой это связано и со сменой их названия. Так фирма "ПрограмБанк" (используют около 100 банков) распространяет новую систему «Новая Афина», а так же «Гефест» и «Центавр», фирма DIASOFT (около 300 банков) – систему «Diasoft Banking 5NT”, фирма R-Style (около 300 банков)– систему RS-Bank (модули системы: RS-Bank 5.0 и 6.0 – основной модуль; RS-Retail – отдельный модуль для розничного обслуживания; RS-loans – для автоматизации кредитный операций; RS-incounting – учет хозяйственной деятельности банка. )

Объединением западных и российских технологий отличаются разработки "Банкир" фирмы  CSBI ЕЕ и "ВА-БАНК Плюс" фирмы "ФОРС".

Программные разработки зарубежных фирм не имеют столь широкого распространения среди коммерческих банков. В основном с ними сотрудничают крупные банки. Так, например, фирма Hewlett-Packard начала сотрудничество еще с 1978 г. с одной из крупнейших финансовых структур — Внешэкономбанком СССР. В "МОСТ-банке" этой фирмой была установлена "под ключ" готовая АБС в комплекте с банковской программой Diametr фирмы Diagram System. Программное обеспечение этой фирмы установлено в 850 европейских финансовых и банковских организациях. Кроме того, эта фирма создает на территории России сеть своих бизнес-партнеров, разрабатывающих программное обеспечение для автоматизации банков на своем оборудовании.

Другим представителем зарубежных фирм на российском рынке  является фирма DEC. Ее можно отнести к ведущим поставщикам средств вычислительной техники для банков (в основном серии DEC VAX/VMS) и сетевого оборудования. Зарубежные фирмы-производители банковских программных продуктов имеют свои решения в области автоматизации банков, однако, применение этих систем на российском рынке

требует их существенной адаптации из-за особенностей отечественной банковской технологии. Это влечет за собой высокие затраты, и поэтому большинство российских банков, применяя оборудование ведущих зарубежных фирм, все, же ориентируется на прикладное программное обеспечение, разработанное отечественными специалистами.

 

7. База данных учетно-операционной работы банка, ее состав и структура.

Наибольший объем в  базе данных АБС занимают данные первичных документов. Технология поступления информации первичных документов в базу данных различна. Если документы клиентов передаются в банк на бумажном носителе, например, платежные поручения, то после всех процедур контроля информацию вводят в базу данных путем набора на клавиатуре. Может быть использована и другая технология ввода — автоматическое считывание, например, с помощью сканеров. Внутрибанковские документы, как правило, формируются путем непосредственного набора на клавиатуре с одновременным отображением документа на экране дисплея. Правила ведения бухгалтерского учета требуют наличия в архиве твердой копии первичного документа, поэтому он может быть распечатан и помешен в "Документы дня". Еще два пути переноса информации первичных документов в соответствующий файл базы данных связаны с передачей в банк электронной копии первичного документа. Эта передача может быть произведена, например, на магнитном носителе или по каналам связи. На основании данных первичных документов программным путем в базе данных формируются различные учетные регистры: система счетов, на нижнем уровне которой находятся лицевые счета. Данные лицевых счетов постепенно группируются по счетам следующих уровней - это счета первого и второго порядка. Они ведутся в строгом соответствии с планом счетов, обязательным для всех коммерческих банков. Для удобства ведения счетов первого и второго порядка в АБС организуется и ведется специальный справочник — план счетов.  Помимо плана счетов в базе данных АБС присутствуют и другие справочники: клиентов, филиалов, банковских идентификационных кодов (БИК), валют и др. Реквизитный состав записи справочника клиентов может выглядеть следующим образом: уникальный номер клиента; наименование; адрес;  телефоны; признак (физическое или юридическое лицо); признак (резидент или нерезидент);  код типа предприятия (из соответствующего справочника);  код ОКПО; налоговая инспекция;  должность и ФИО первого лица;  примечания. Справочники позволяют сократить объем хранимой информации в базе данных и повысить ее достоверность, так как обеспечивают автоматизацию ее ввода выбором нужной позиции из справочника, а также автоматизируют контроль путем проверки по справочнику. Наибольшее количество ошибок в базе данных возникает при ее формировании с непосредственным участием человека, в частности при работе с первичными документами. При автоматическом формировании учетных регистров по проверенным алгоритмам количество ошибок сведено к минимуму, но и здесь возможны ошибки из-за сбоев в работе оборудования или скрытых ошибок в программном обеспечении. Основной метод повышения достоверности — контроль.  Программным путем помимо учетных регистров формируются и отчетные документы. Ряд отчетных документов формируется непосредственно из файлов первичных документов, при формировании других используется информация, сгруппированная по различным счетам. Первоначально сформированные отчеты целесообразно размещать в памяти АБС. Отчеты могут быть переданы по каналам связи или путем перезаписи на магнитный носитель. Важно также обеспечить возможность создания на техническом носителе архива отчетных документов.

 

 

 

8. Первичные документы банка и их обязательные реквизиты.

В соответствии с требованиями организации сплошного и непрерывного бухгалтерского учета в банках все операции подлежат своевременной регистрации в первичных учетных документах без каких-либо пропусков или изъятий. Первичные учетные документы — это документы, составленные в момент или непосредственно после завершения банковских или хозяйственных операций, являющиеся первым свидетельством их совершения. Первичные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной документации. Формы первичных документов, применяемых для оформления операций, по которым не предусмотрены типовые формы, могут разрабатываться банком самостоятельно и обязательно должны найти отражение в его учетной политике. Несмотря на разнообразие форм первичных документов, они должны удовлетворять ряду общих требований, одно из которых — реквизитный состав этих документов. В Федеральном законе "О бухгалтерском учете" приводится следующий перечень обязательных реквизитов, который надо предусматривать при самостоятельной разработке банком форм первичных документов:  наименование документа; дата составления документа;  наименование организации, от имени которой составлен документ;  содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц.

Лица, составившие и  подписавшие первичные документы, должны обеспечить своевременное и качественное их оформление, передачу в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных. Этот момент также отражен в упомянутом законе. Отсюда следует, что наличие в АБС только электронных первичных документов, не имеющих подписи, не обеспечивает этого требования закона. Следовательно, электронные первичные документы должны быть распечатаны и заверены необходимыми подписями.

В связи с тем, что  электронная цифровая подпись (ЭЦП) в настоящее время получила юридическую силу, в АБС можно хранить электронные первичные документы без их распечатки при наличии у каждого из них такой подписи. Однако, в соответствии с тем же Законом банк обязан изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях! для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры.

 

9. Исправления,  допустимые в первичных документах и порядок из осуществления.

Об исправлениях в  первичных документах говорится  в законе "О бухг. учете" от 21.11.1996 (с последующими изменениями).

Внесение исправлений  в кассовые и банковский документы  не допускается, их необходимо переоформить заново.

По поводу других документов, исправления можно вносить по согласованию участников банковской операции. Должны быть обязательно указаны  даты внесения исправлений и подписи  исправивших лиц.

При электронной версии исправления вносятся просто корректировкой данных в необходимом документе, но эти изменения должны быть зафиксированы в АБС, а также данные о сотруднике, который эти изменения совершил.

Изменения могут быть внесены и в отчетные формы.

Ошибки ввода данных выявляются на различных этапах ввода  документов и АБС должна обеспечить высокую степень достоверности информации.

 

10. Контроль  и обеспечение достоверности  учетной информации.

Для контроля и обеспечения  достоверности учетной информации наибольшее применение имеют контрольные  процедуры. Некоторые виды контроля используют компьютерные средства, другие нет.

Основной вид контроля – это визуальный, содержит контроль входных документов.

Часто используется организованный контроль, который называется последующим  контролем. Операция созданная одним  работником проверяется другим работником.

Также для обеспечения  достоверности первичные документы  вводятся в АБС одними работниками, а проводятся другими.

Наибольшее число ошибок возникает при вводе документа, на этом этапе применяются не только визуальный контроль, но также использование справочников.

Помимо контроля ввода, осуществляются проверки проведения операций.

Для этого могут использовать методы расчета одних и тех  же показателей разными методами.

При обработке информации возможны сбои АБС,  для этого  создают копии систем.

Повышение контроля и  достоверности информации возможна с помощью персональной ответственности  каждого работника банка за созданием, обработкой информации в документе (подпись кто создал, штамп работника  и т.д.).

 

11. Основные принципы  бухгалтерского учета в банках.

Бухг. учет в банке регламентируется законом и набором нормативов ЦБ.

В положении 205-П от 5.12.2002 г. "О  правилах ведения бухгалтерского учета  в кредитных организациях, расположенных  на территории РФ" (с  последующими дополнениями и изменениями) дается характеристика всех счетов и перечень операций, которые с ними проводятся. Определяется порядок ведения бухг. учета на отдельных участках, порядок формировании отчетности.

12 принципов ведения  бухг. учета в кредитной организации.

1. Принцип непрерывности  деятельности.

Кредитная организация  создается для осуществления своей деятельности непрерывно в течение долгого времени в будущем.

2. Постоянство правил  бухг. учета.

Необходимо следовать  установленным правилам бухгалтерского учета. В учетной политике отражаются правила принятые самой кредитной  организацией при изменении правил ведения. Действуют в течении 1 года. 

3. Осторожность.

Активы и пассивы  должны отражаться в учете разумно  с достаточной степенью осторожности. Один из подходов – это создание резервов.

4. Отражение доходов  и расходов по кассовому методу.

Доходы и расходы  относятся на счета по их учету  после фактического совершения (раздел VII).

5. Своевременность  отражения операций.

Операции должны отражаться на счете в день их выполнения или поступления документов.

6. Раздельное отражение  активов и пассивов.

Отражаются в развернутом  виде и оцениваются отдельно счета  активов и пассивов. В новом  плане счетов существуют пассивные  и активные счета- парные, активно-пассивных  нет.

7. Приемственность  входящего баланса.

Остатки на балансовых и  внебалансовых счетах на начало текущего отчетного периода должны соответствовать  на конец отчетного периода.

8. Приоритет содержания  над формой.

На первое место ставится экономическая сущность, а затем юридическая форма.

9. Открытость.

Достоверность информации, быть понятной пользователю и избегать двусмысленности.

10. Консолидация.

Кредитная организация  должна создавать балансовую отчетность (сводную) в целом по кредитной  организации.

11. Единицы измерения.

Активы и пассивы  учитываются по первоначальной стоимости  на момент приобретения или возникновения. Стоимость не должна меняться до момента  списания, выкупа и т.д.

12. Взаимосвязь балансового  и внебалансового учета.

Требует чтобы ценности и документы, отраженные в учете по балансовым счетам по внебалансовым не отражались.

 

12. Структура  плана счетов бухгалтерского  учета в банках.

Настоящий план состоит  из пяти глав:

А – Балансовые счета

Б – Счета доверительного управления (используются не всеми банками, а только теми которые осуществляют трастовые операции).

Информация о работе Шпаргалка по «Учет и операционная техника в банках»