Шпаргалка по "Государственные и муниципальные финансы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 20:20, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Государственные и муниципальные финансы"

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции ГМФ.docx

— 260.99 Кб (Скачать файл)

1. Финансы как  экономическая категория. Функции  финансов

Финансы - это система денежных отношений, возникающих при формировании и использовании денежных фондов и при обороте денежных средств. Финансы - это экономическая категория. Как любая экономическая категория, финансы имеют свою сущность. 
Сущность финансов как экономической категории в том, что финансы всегда имели денежную форму выражения. 
Финансы выражают денежные отношения, возникающие между: 
предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг;

предприятием и вышестоящими организациями при создании централизованных денежных средств и их распределении; 
государством и предприятием при уплате ими налогов в бюджетную систему и финансированиемрасходов; 
государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей; 
предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов; 
отдельными звеньями бюджетной системы; 
страховыми организациями и предприятиями и населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая;

денежные отношения, опосредствующие кругооборот фондов предприятий. 
сли говорить о финансах в целом, то, видимо, следует считать, что они выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Та часть финансов, которая функционирует в сфере материального производства и участвует в процессе создания денежных доходов и накоплений, выполняет не 
 
только распределительную и контрольную, но и функцию формирования денежных доходов (регулирующая). 
 
Распределительная и контрольная функции осуществляются финансами одновременно. Каждая финансовая операция означает распределение ВВП и НД и контроль за этим распределением. 
 
1. Распределительная функция. Она наиболее наглядно проявляется при распределении НД, когда создаются основные (первичные) доходы. Их сумма равна НД. 
 
Основные (первичные) доходы формируются среди участников материального производства и делятся на 2 группы: 
 
 I группа: заработная плата рабочих, служащих, доходы фермеров и крестьян, занятых в материальном производстве; 
 
  II группа: доходы предприятий сферы материального производства. 
 
Однако, первичные доходы еще не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение НД. 
 
Это связано: 
 
· с наличием наряду с производственной сферой непроизводственной, в которой НД не создается (просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение и т.д.); 
 
· с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций; 
 
· перераспределением доходов между различными социальными группами населения. 
 
В результате перераспределения образуются вторичные (производные) доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы и налоги (налог на доходы физических лиц и др.) 
 
Таким образом, перераспределение национального дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами, а также отдельными регионами страны, формами собственности, классами, социальными группами населения. Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода – развитие производительных сил, рыночной структуры экономики, укрепление государства, повышение уровня жизни населения. 
 
2. Контрольная функция. Она проявляется в контроле за правильным распределением национального дохода по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению. То есть, финансы постоянно сигнализируют о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, своевременно ли поступают деньги к субъектам хозяйствования.

2 необходимость  и сущность финансов

Необходимость финансов возникла в капиталистическом государстве  в связи с налаживанием регулярного  товарно-денежного обмена и ростом потребностей государства в финансовых ресурсах

Быстрый рост расходов капиталистических  государств стал толчком развития финансов. Материальную основу финансов составляет национальный доход в денежном выражении. В процессе развития научно-технического прогресса деньги становятся важным мерилом затрат на производство продукции, рабочую силу и средством собирания налогов.

Необходимость финансов в  условиях рыночного хозяйства можно  объяснить следующими причинами.

1. Существуют товарно-денежные отношения и действует закон стоимости. Реализация продукции, товаров и услуг хозяйствующими субъектами осуществляется путем купли и продажи за деньги. В воспроизводственном процессе действуют различные экономические субъекты:

  • домашние хозяйства;
  • хозяйствующие субъекты (корпорации);
  • государство.

2. Финансы охватывают  все стадии воспроизводственного  процесса: производство, обмен, распределение,  потребление — и могут оказывать  регулирующее воздействие на  все его составляющие. Финансы  обладают потенциальным свойством  направлять и регулировать экономические  процессы, ускоряя или замедляя  их.

Сущность финансов содержится в  совокупности денежных отношений, организованных государством, в процессе которых  осуществляется формирование и использование  фондов денежных средств. Финансы являются одним из важнейших орудий косвенного воздействия на воспроизводство  материальных благ, рабочей силы и  производственных отношений. 
 
Экономическая сущность финансов заключается в исследовании - за счет каких статей доходов государство получает финансовые ресурсы и в чьих интересах использует эти средства.

Расширенное воспроизводство включает непрерывное возобновление и расширение  производственных фондов, рост ВВП и его главной части — национального дохода, воспроизводство рабочей силы и производственных отношений. Оно осуществляется с использованием экономических рычагов, товарно-денежных, финансовых и кредитных отношений. Важная роль в воспроизводстве всех составных частей ВВП принадлежит государственным финансам и финансам предприятий.

Государство воздействует на воспроизводственный процесс через  финансирование предприятий и отдельных  отраслей хозяйства, расходов на социальные цели и налоговую политику.

В условиях углубления рыночных реформ происходит перестройка всей системы (финансовыхотношений в народном хозяйстве. Государственные финансы, и прежде всего бюджетная система, путем соответствующего направления средств должны обеспечить структурную перестройку экономики, ускорение научно-технического прогресса, повышение эффективности производства, и на этой основе рост жизненного уровня народа.

За счет централизованных фондов обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства на макроуровне; осуществляется межотраслевое и территориальное перераспределение ресурсов для выравнивания уровня экономического и социального развития отдельных регионов.

Особенно велика роль финансов в расширенном воспроизводстве предприятий различных форм собственности, поскольку при их непосредственном участии создается ВВП и происходит его распределение внутри предприятия и отраслей.

3 Понятие государственных  финансов

Государственные финансы — форма организации денежных отношений, участником которых в той или иной форме выступает государство. Государственные финансы - совокупность экономических отношений, система образования и распределения денежных фондов, необходимых государству для содержания его органов и выполнения присущих ему функций.

Функции государственных финансов


Государственные финансы представляют собой часть финансовой системы, в той ее части, которая относится к централизованным (публичным) финансам. Главное назначение государственных финансов - обеспечить формирование и использование финансовых ресурсов у государства, необходимых для реализации его функций.

Государственным финансам, также как и другим категориям финансов присущи функции:

  • распределительная
  • контрольная
  • регулирующая

[править]Структура государственных финансов


Структура и содержание государственных финансов зависит от системы государственного устройства. В Российской Федерации  к государственным финансам относятся  фонды денежных средств, формируемых  на федеральном уровне и уровне субъекта Федерации. К государственным финансам относятся:

  • Федеральный бюджет;
  • Бюджеты субъектов Российской Федерации;
  • Внебюджетные фонды Российской Федерации (централизованные федеральные бюджетные и внебюджетные фонды)
  • Внебюджетные фонды субъектов Российской Федерации.

К категории "государственные финансы" следует  также отнести такие понятия  как:

  • государственный кредит:
  • налоговая система, формирующая основные источники поступления средств в бюджет и внебюджетные фонды;
  • неналоговые поступления в бюджет и внебюджетные фонды
  • бюджетная система
  • другие понятия финансов, которые необходимы для формирования и использования фондов денежных средств, управление которыми осуществляет государство и его органы.

В Российской Федерации, исходя из федеративного устройства, государственные финансы включают два уровня: финансы федеральных органов власти и финансы органов субъектов РФ (их 89). Муниципальные финансы являются низовым звеном и выделены в самостоятельный структурный уровень (схема 1).

 

 

Все три уровня государственных  и муниципальных финансов тесно  связаны между собой и образуют единую систему.

4 Субъекты управления. Структура органов управления  ГФ

Субъекты:

1 законодательные оганы власти ( дума, Совет Федерации) разраб-т и приним-т бюджет, внебюджетные законы

2 исполнит орг власти - исполняют бюджет-Минфин, мин эконом развития и торговли

3фкс

4 цб

5 федер казначейство

6 счетная палата-контроль  и надзор за использованием  финансов

Управление финансами  осуществляется посредством использования  соответствующего управленческого  аппарата. Общее управление финансами  осуществляют высшие органы власти и  управления: Президент РФ и его  Администрация, Федеральное Собрание, Правительство РФ.

Президент РФ (Администрация  Президента РФ) регламентирует деятельность финансовых органов, имеет право  наложить вето на финансовое законодательство, подписывает федеральный закон  о федеральном бюджете России, подготавливает и направляет Федеральному Собранию Бюджетное послание.

Федеральное Собрание утверждает финансовые законы, рассматривает проект федерального бюджета России и утверждает закон о федеральном бюджете.

Правительство РФ формирует  федеральный бюджет, является единым центром управления финансами, разрабатывает  концептуальные основы финансовой политики.

Главным органом, осуществляющим текущее управление государственными финансами, является Министерство финансов Российской Федерации.

Главная задача Министерства финансов Российской Федерации –  разработка единой государственной  финансовой, кредитной, денежной политики, а также политики аудиторской  деятельности, бухгалтерского учета  и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных  металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, включая определение таможенных товаров и транспортных средств. Для выполнения своих задач Министерство осуществляет следующие основные функции:

– разработка проекта федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджета Российской Федерации;

– прогнозирование и кассовое планирование исполнения и исполнение федерального бюджета, составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;

– финансовый контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере;

– совершенствование методов бюджетного планирования и порядка бюджетного финансирования, методическое руководство в этой сфере, а также в области составления и исполнения федерального бюджета;

– управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;

– осуществление функций эмитента государственных ценных бумаг Российской федерации;

– координация бюджетной и денежно-кредитной политики в соответствии с задачами макроэкономической политики.

Неотъемлемой составной  частью процесса управления финансами  является финансовый контроль. В Российской Федерации на федеральном уровне органы государственного финансового  контроля представлены Счетной палатой, Главным управлением Федерального казначейства и его органами в  субъектах РФ, Департаментом государственного финансового контроля и аудита, Контрольно-ревизионным  управлением Минфина России, а  также Министерством РФ по налогам  и сборам, Центральным банком РФ, Государственным таможенным комитетом  РФ, Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью, Федеральной службой по финансовому  мониторингу, Федеральной службой  по финансовым рынкам, Федеральной  службой финансово-бюджетного надзора.

6 сущность государственного  долга. гос внутренний и внешний долг

Под государственным долгом понимаются долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

Государственный долг можно  классифицировать по нескольким признакам:

  • месту размещения долга;
  • уровням государственной власти;
  • сроку привлечения средств;
  • характеру выплачиваемого дохода;
  • объему расходов на выплату государственного долга;
  • методу определения дохода и др.

Информация о работе Шпаргалка по "Государственные и муниципальные финансы"