Формирование доходов бюджета городского округа города Улан-Удэ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 17:49, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы - провести анализ формирования доходной части местного бюджета.
Основными задачами работы, исходя из ее цели являются:
раскрыть экономического содержания и значения местных бюджетов;
выявить особенности формирования доходной части местных бюджетов;
проанализировать доходы местного бюджета на примере конкретного муниципального образования ГО г. Улан-Удэ, а также рассмотреть зарубежный опыт формирования доходов на уровне муниципальных образований;
выявить проблемы формирования доходной части местных бюджетов и возможные пути решения данных проблем.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……6
Экономическое содержание и значение местных бюджетов РФ……….6
Особенности формирования доходной части местных бюджетов РФ..12
Перспективы развития местных бюджетов РФ…………………………23
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА ГОРОДСКОГО ОКРУГА «Г. УЛАН-УДЭ» ЗА ПЕРИОД 2008-2010 ГГ…………………………………………………………………………..33
Социально-экономическая характеристика городского округа «г.Улан-Удэ»………………………………………………………………………..33
Анализ исполнения доходной части бюджета городского округа «г. Улан-Удэ» за период 2008-2010 гг………………………………………37
Выявление проблем формирования доходов местных бюджетов……..51
ГЛАВА 3. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ РФ……………………………………………58
3.1. Зарубежный опыт формирования доходной части местных бюджетов58
Возможные пути решения проблем формирования доходной части местных бюджетов РФ……………………………………………………65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ………..89

Вложенные файлы: 1 файл

диплом (новая версия).doc

— 532.50 Кб (Скачать файл)

Объем межбюджетных трансфертов в 2008 г. составил 2 129 098 тыс. руб. (или 42, 9083 %) (см. Рис. 2.3).

Безвозмездные поступления  составили 2 132 837, 9 тыс. руб. (или 100, 1756 %) и включают в себя дотации (3, 0636 %), субвенции (37,9329), субсидии (57, 8734 %) и прочие поступления (0, 9771 %). Поступления субсидий в 2008 г. планировались в размере 1 568 285, 6 тыс. руб., но фактически получилось намного меньше, т.е. план по безвозмездным поступлениям (субсидиям) был выполнен только на 92, 1294 % . Сложившийся процент исполнения к плановым показателям обусловлен недопоступлением средств из вышестоящего бюджета по субсидиям на реализацию подпрограммы «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства» ФЦП «Жилище» на сумму 333 642, 3 тыс. руб. Поступление средств планируется на 2009 г.

 В 2009 г. доходы  бюджета городского округа «г. Улан-Удэ» составили – 5 640 723, 48 тыс. руб., расходы – 5 754 621, 5 тыс. руб., т. е. расходы превысили доходы на 113 898, 02 тыс. руб.

Как видно из рис. 2.5, основную долю доходов занимают межбюджетные трансферты – 2 654 148, 25 (или 47, 0533 %), наименьшая доля принадлежит неналоговым доходам – 514 596, 22 (или 9, 1228 %), а налоговые доходы в 2008 г. составили – 2 471 978, 9 тыс. руб. (или 43, 8239 %).

Рис. 2.5. Доля доходов бюджета ГО «г. Улан-Удэ» за 2009 г.

 

В 2009 г. трансферты заняли львиную долю в доходной части  бюджета и составили – 2 654 148, 25 (или 47, 0533%), хотя планировали на 1 % больше.

Основным источником поступлений являются субсидии – 1 777 821, 06 тыс. руб. (или 66, 4547%).

Такое увеличение наблюдается  в виду того, что в бюджет 2009 г. поступили средства из вышестоящего бюджета по субсидиям на реализацию подпрограммы «Обеспечение земельных  участков коммунальной инфраструктурой  в целях жилищного строительства» ФЦП «Жилище» на сумму 333 642, 3 тыс. руб., которые изначально должны были поступить в 2008 г.

Основным источником налоговых доходов являются налоги на прибыль, а именно налог на доходы физических лиц – 1 712 141, 2 тыс. руб. (или 69, 2943 %). Это говорит о значимости данного налога при формировании доходной части бюджета городского округа «г. Улан-Удэ». Далее следует налог на имущество, которые составил в 2009 г. – 447 935, 8 (или 18, 1205 %). Основным источником поступлений является земельный налог – 437 500, 7 тыс. руб. Рост обусловлен актуализацией кадастровой стоимости с 1 января 2008 г., погашением задолженности прошлых лет, а также авансовыми платежами за 2010 г.

 

Рис. 2.6. Доля налогов в налоговых  доходах бюджета ГО «г. Улан-Удэ» за 2009 г.

 

Что касается неналоговых  доходов, что в 2009 г. поступления  составили 514 596, 33 тыс. руб. (или 9, 1228 %) (см. рис. 2.5).

Основным источником неналоговых поступлений являются доходы от продажи материалов и нематериальных активов – 221 203, 37 тыс. руб. (или 42, 9858 %). Далее доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности – 201 289, 05 тыс. руб. (или 39, 1160 %).

Следует также отметить, что недоимка по налогам на 1 января 2010 г. составила 32 884 тыс. руб., в т.ч. НДФЛ – 9 462 тыс. руб., ЕНВД – 5 439 тыс. руб., налог на имущество физических лиц – 6 409 тыс. руб., земельный налог – 11 571 тыс. руб. По сравнению с предыдущим годом сумма налоговой недоимки выросла на 8 033 тыс. руб., в т.ч. по НДФЛ – на 3 684 тыс. руб., по налогу на имущество физических лиц на 2 570 тыс. руб., по ЕНВД – 3 684 тыс. руб., по земельному налогу недоимка уменьшилась на 5 074 тыс. руб.

Недоимка по неналоговым  платежам на 1 января 2010 г. сложилась  в размере 7 671, 8 тыс. руб., сократившись по сравнению с уровнем на 1 января 2009 г. на 7 764, 7 тыс. руб. или в 2 раза. Основная доля недоимки приходится на аренду за земельные участки, предназначенные для строительства – 5 180, 1 тыс. руб.

В числе крупных недоимщиков  – ИП Хутанов А. Н, - 204, 4 тыс. руб., Мухоршибирская районная Администрация 0 124, 4 тыс. руб., ИП Бокша Ю. В. – 117, 4 тыс. руб., БФ ТГУ – 106, 7 тыс. рую.

   Как видно из  рис. 2.7., основным источником налоговых  доходов являются налоги на  прибыль, а именно – налог на доходы физических лиц.

Рис. 2.7. Динамика налоговых доходов  бюджета ГО «г. Улан-Удэ» за период 2007-2009 гг.

 

По сравнению с соответствующим  периодом прошлого года в 2008 г. возросли поступления налога на доходы физических лиц, что обусловлено ростом денежных доходов населения. Уровень номинальной среднемесячной заработной платы по г. Улан-Удэ за январь – ноябрь 2008 г. возрос к уровню 2007 года на 30 % и составил 16 535 руб. Также возросли поступления по налогу на имущество. В основном за счет роста объема доходов по земельному налогу на 142 133 тыс. руб. Причем рост был обусловлен актуализацией кадастровой стоимости с 1 января 2008 года, погашением задолженности прошлых лет, а также авансовыми платежами за 2009 год, а также предприятием-банкротом были представлены расчеты по текущим платежам на 8 млн. руб.

По рисунку видно, что  в 2008 г. снизились поступления налогов  на совокупный доход. Причиной снижения является перераспределение нормативов отчислений из местного бюджета в  республиканский по единому налогу при УСНО – 45 % (240 100 тыс. руб.), а также за счет недоимок по ЕНВД – 1 755 тыс. руб.

Что касается 2009 года, то по сравнению с прошлым годом объем налоговых поступлений увеличился на 253846 тыс.руб. или 11,4%.

Возросли поступления  по налогу на доходы физических лиц на 109646 тыс.руб., что обусловлено, главным образом, повышением МРОТ с 1 января 2009 года до 4330 руб. Темп роста составил 6,8%, тогда как в 2008 году темп роста к предыдущему году составил 22%.

Поступление налога, в  основном, обеспечено за счет отраслей бюджетной сферы (44% в общем объеме), за счет производственной сферы (20%), за счет торговой сферы (11%). При этом в производственной сфере рост обеспечен за счет производства летательных аппаратов.

Темп роста поступлений  по единому налогу на вмененный доход составил 5,2%. За отчетный период поступило 251806,7 тыс.руб. против 239262,7 тыс.руб. по предыдущему году. При сохранении размера К-2 на рост повлияло увеличение коэффициента-дефлятора К-1 с 1,096 до 1,148, устанавливаемого приказом Минэкономразвития РФ.

Вырос объем поступлений  по земельному налогу на 118155 тыс.руб. Рост обусловлен актуализацией  кадастровой  стоимости с 1 января 2008 года, погашением задолженности прошлых лет, а  также авансовыми платежами за 2010 год.

Рис. 2.8. Динамика неналоговых доходов бюджета ГО «г. Улан-Удэ»

за период 2007-2009 гг.

 

Из Рис. 2.5 видно, что к уровню предыдущего года в 2009 г. поступления  неналоговых доходов снизились, что связано с зачислением  в 2008 г. части по нормативу 90% от полученной прибыли муниципальными предприятиями, снижением арендных платежей.

В 2008 году к уровню предыдущего  года поступления неналоговых доходов  снизились. При увеличении поступлений  по аренде земли, по доходам от части  прибыли муниципальных предприятий, по продаже земельных участков, снизились поступления по аренде и продаже имущества.

В 2009 году наблюдается сокращение поступлений по доходам от использования  имущества. Основными причинами  снижения являются: расторжение договоров  аренды крупными строительными организациями, в связи с кризисом в строительной сфере; поступление в 2008 году 22,8 млн. руб. от продажи права аренды земельных участков.

Безвозмездные поступления  включают: дотации, субвенции, субсидии и иные поступления. (табл. 2.3).

Таблица 2.3.

Безвозмездные поступления  бюджета городского округа «г. Улан-Удэ» за период 2007-2009 гг.

 

Безвозмездные поступления

2007

2008

2009

план

факт

план

факт

план

факт

Дотации

70722,6

70722,6

65341,0

65341,0

3187,0

3187,0

Субвенции

728961,4

728799,1

809053,2

809047,8

866853,37

866853,37

Субсидии

772958,8

760496,8

1568285,6

1234345,3

1783418,06

1777821,06

Прочие безвозмездные  поступления  
от других бюджетов БС

10730,0

10730

24103,7

24103,8

27373,6

27373,6

ИТОГО

1583372,8

1570748,5

2466783,5

2132837,9

2680832,05

2675235,05


 

На рис. 2.9 видно, что среди всех безвозмездных поступлений значительную долю составляют субсидии и в динамике с 2007-2009 г.г. наблюдается тенденция их увеличения. Но вместе с тем доля субвенций уменьшается, прослеживается обратно пропорциональная зависимость.

 

Рис. 2.9. Динамика безвозмездных поступлений за период 2007-2009 гг.

 

Увеличение субсидий связано с внедрением различных национальных проектов, которые финансируются государством на долевом участии. Дотации также имеют тенденцию к сокращению.

Из общей динамики роста доходов, приведенной в рис. 2.10, видно, что доля собственных доходов бюджета города значительно превышает долю безвозмездных поступлений, что говорит о самостоятельности бюджета города. Но постепенно, с каждым годом поступления налоговых доходов и, в том числе неналоговых, уменьшаются, а доля безвозмездных поступлений, наоборот имеет тенденцию к увеличению.

 

Рис. 2.10. Доля доходов бюджета ГО «г. Улан-Удэ» за период 2007-2009 гг.

 

Это говорит о том, что происходит постепенное сокращение собственных доходов и вместе с тем зависимость большая  от вышестоящих уровней БС РФ. Для  решения данной проблемы необходимо повышать уровень собираемости налогов и сборов, усилить налоговую дисциплину, сократить недоимки.

 

2.3. Выявление проблем  формирования доходной части  местных бюджетов

Для обеспечения деятельности органов местного самоуправления по финансированию расходных обязательств исключительно важное значение имеет процесс формирования бюджета.

Существует определенный перечень полномочий, который обязано  выполнить муниципальное образование, исходя из самостоятельно установленных муниципальным образованием нормативов. Кроме того, органы местного самоуправления в процессе подготовки проекта бюджета должны оценить потребности муниципального образования в иных услугах (работах, товарах) и необходимость затрат на развитие.

Вместе с тем реализация органами местного самоуправления своих полномочий также зависит от того, насколько эффективно они будут использовать имеющиеся в их распоряжении ресурсы. Для этого органы местного самоуправления должны обеспечить комплексное развитие основных отраслей муниципального хозяйства, частного сектора производства и потребления, а также социальной сферы муниципальных образований.

Для выполнения приоритетных задач и направлений социально-экономического развития муниципальных образований необходимо формирование и исполнение соответствующих муниципальных планов и программ. На их основе должны осуществляться расходы из местных бюджетов и вся экономическая деятельность местных органов власти [11, c. 253].

Председатель Комитета Госдумы России по вопросам местного самоуправления Владимир Мокрый отмечает, что в настоящее время у органов местного самоуправления не хватает финансовых ресурсов для формирования и реализации планов и программ социально-экономического развития муниципальных образований, осуществления капитальных вложений и бюджетных инвестиций в развитие экономики соответствующих территорий. В условиях муниципальной реформы недостаточность доходных источников местных бюджетов не позволяет органам местного самоуправления обеспечивать полное и качественное исполнение своих полномочий [13, c.6].

Наиболее значимыми  из всех налоговых доходов для  местных бюджетов в настоящее  время являются отчисления от налога на доходы физических лиц в размере не более 40 % поступлений от данного налога. Но даже все в совокупности налоговые и неналоговые доходы местных бюджетов не могут обеспечить формирование достаточной собственной доходной базы местных бюджетов. В большинстве муниципальных образований, особенно со слабо развитой налоговой базой, местные бюджеты формируются в основном за счет финансовой помощи из бюджетов субъектов Российской Федерации и около 95% муниципальных образований являются дотационными.

Опыт формирования местных  бюджетов в соответствии с нормами  Федерального закона №131 – ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [4] и Бюджетного кодекса РФ в городском округе «г. Улан-Удэ» показал, что предусмотренные законодательством процедуры выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований не позволяют обеспечить эффективное и обоснованное распределение финансовой помощи между местными бюджетами.

Поэтому на переходный период до 1 января 2009 года субъектам Российской Федерации предоставлялось право по согласованию с соответствующими представительными органами муниципальных образований заменять дотации из региональных фондов поддержки муниципальных образований дифференцированными нормативами отчислений в местные бюджеты от федеральных и региональных налогов. Данные положения предоставляют органам местного самоуправления дополнительные возможности и стимулы по увеличению налоговых доходов местных бюджетов, развитию налоговой базы на соответствующей территории и комплексному развитию муниципальных образований.

В настоящее время  еще не разработана система показателей  региональной и муниципальной статистики, отвечающих потребностям прогнозирования и планирования доходов региональных и местных бюджетов. В связи с этим органы государственной власти субъектов Российской Федерации не могут обеспечить в полном объеме распределение финансовой помощи местным бюджетам по объективным методикам и критериям [13, c. 7].

Информация о работе Формирование доходов бюджета городского округа города Улан-Удэ