Формирование доходов бюджета городского округа города Улан-Удэ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 17:49, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы - провести анализ формирования доходной части местного бюджета.
Основными задачами работы, исходя из ее цели являются:
раскрыть экономического содержания и значения местных бюджетов;
выявить особенности формирования доходной части местных бюджетов;
проанализировать доходы местного бюджета на примере конкретного муниципального образования ГО г. Улан-Удэ, а также рассмотреть зарубежный опыт формирования доходов на уровне муниципальных образований;
выявить проблемы формирования доходной части местных бюджетов и возможные пути решения данных проблем.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……6
Экономическое содержание и значение местных бюджетов РФ……….6
Особенности формирования доходной части местных бюджетов РФ..12
Перспективы развития местных бюджетов РФ…………………………23
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА ГОРОДСКОГО ОКРУГА «Г. УЛАН-УДЭ» ЗА ПЕРИОД 2008-2010 ГГ…………………………………………………………………………..33
Социально-экономическая характеристика городского округа «г.Улан-Удэ»………………………………………………………………………..33
Анализ исполнения доходной части бюджета городского округа «г. Улан-Удэ» за период 2008-2010 гг………………………………………37
Выявление проблем формирования доходов местных бюджетов……..51
ГЛАВА 3. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ РФ……………………………………………58
3.1. Зарубежный опыт формирования доходной части местных бюджетов58
Возможные пути решения проблем формирования доходной части местных бюджетов РФ……………………………………………………65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ………..89

Вложенные файлы: 1 файл

диплом (новая версия).doc

— 532.50 Кб (Скачать файл)

Исходя из этих принципов доходы местных бюджетов формируются за счет собственных источников доходов и субвенций из бюджетов субъектов РФ.

Местный бюджет можно рассматривать как самостоятельную экономическую категорию. Он имеет свои особенности:

  • местный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках органов местного самоуправления и ее использованием с целью удовлетворения потребностей общества;
  • с помощью местного бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями народного хозяйства, территориями, сферами общественной деятельности;
  • пропорции местного бюджетного перераспределения стоимости определяются потребностями воспроизводства, задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе.

Местный бюджет является  важным инструментом воздействия  на развитие экономики и социальной сферы. С его помощью государство может изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйствования, осуществлять социальные преобразования.

Органы местного самоуправления обеспечивают удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов, выполнение которых закреплено законодательно.

Формирование  и исполнение местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования.

Органы государственной  власти гарантируют:

1) право представительных  органов местного самоуправления самостоятельно определять направления использования средств местных бюджетов;

2) право представительных  органов местного самоуправления самостоятельно распоряжаться свободными остатками средств местных бюджетов, образовавшимися в конце финансового года в результате увеличения поступления доходов или уменьшения расходов;

3) компенсацию увеличения  расходов или уменьшения доходов  местных бюджетов, возникших в  результате принятия федеральных законов и законов субъектов РФ.

Органы государственной  власти субъектов РФ в процессе осуществления  бюджетного регулирования и органы местного самоуправления в ходе формирования местных бюджетов руководствуются  государственными минимальными социальными  стандартами, социальными нормами, нормативами минимальной бюджетной обеспеченности.

Представительные органы местного самоуправления наделены следующими правами:

1) устанавливать местные  налоги и сборы и предоставлять  льготы по их уплате в соответствии  с федеральными законами;

2) в соответствии с  законодательством РФ принимать решения об установлении или отмене местного налога и сбора, о внесении изменений в порядок его уплаты.

Органы местного самоуправления имеют право получать в местный  бюджет предусмотренные законами РФ и субъектов РФ налоги с филиалов и представительств, головные предприятия которых расположены вне территории данного муниципального образования.

Формирование большего числа местных бюджетов, наделение органов власти местного самоуправления широкой самостоятельностью потребует решения вопроса о внешнем контроле за ходом бюджетного процесса на этом уровне.

 

1.2. Особенности формирования  доходной части местных бюджетов  РФ

Местные бюджеты (бюджеты  муниципальных образований) — это третий уровень Бюджетной системы Российской Федерации. Местные бюджеты предназначены для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения органов местного самоуправления. В соответствии с ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», предусмотрено разделение местных бюджетов на бюджеты двух уровней (типов) — муниципальных районов (городских округов) и поселений.

Доходная часть местных  бюджетов формируется в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством  РФ. В настоящее время продолжается процесс реформирования Бюджетной системы РФ, который, несомненно, оказывает влияние на формирование доходов местных бюджетов.

До вступления в силу 131-ФЗ доходная часть местных бюджетов формировалась за счет собственных  доходов, поступлений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, а также она могла включать финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований), средства по взаимным расчетам. Общая схема доходов бюджетов органов местного самоуправления имела следующий вид (рис. 1.1.)

К собственным доходам  относились местные налоги и сборы, другие собственные доходы местных  бюджетов, доли федеральных налогов  и доли налогов субъектов РФ, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе, а также безвозмездные перечисления.

Поскольку собственные  доходы составляют меньшую часть  доходов местных бюджетов, то для  финансового обеспечения выполнения возложенных на местные органы власти функций из бюджетов вышестоящего уровня в порядке бюджетного регулирования передавались регулирующие доходы. К регулирующим доходам местных бюджетов относились федеральные и региональные налоги, по которым устанавливались нормативы отчислений (в процентах) в местные бюджеты сверх собственных доходов, дотации, субвенции, субсидии, средства, выделяемые из фонда финансовой поддержки муниципальных образований, средства, поступающие по взаимным расчетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ [15, c. 35].

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.1. Доходы местных бюджетов

 

Проблема расширения собственной доходной базы бюджетов регионов и особенно местных органов  самоуправления остается исключительно  актуальной. За последние годы на местные  бюджеты были переложены дополнительные расходы по финансированию социальной инфраструктуры и ряд других расходов. Однако их доходная база не была расширена, происходило неуклонное падение уровня их бюджетной обеспеченности. Доля доходов местных бюджетов в консолидированном бюджете РФ с 1998 года постоянно сокращалась. Шла концентрация финансовых ресурсов на уровне Федерации и субъектов Федерации, которые уже затем перераспределяли их между муниципальными образованиями. По данным консолидированного бюджета России на 2004 год, доля налоговых доходов местных бюджетов составила 11,3%, основная доля которых формируется за счет отчислений от федеральных и региональных налогов. Местные налоги и сборы не превышают 2%. Неналоговые доходы формируются в основном за счет арендных платежей и продажи муниципального имущества, но муниципалитеты уже практически не имеют ликвидного имущества, и поэтому неналоговые доходы также невелики.

Объем доходной части  местных бюджетов упал ниже объема минимально необходимых расходов. Это  привело к возникновению кредиторской задолженности в крупных объемах, погашение которой в бюджете не планировалось, а также отрицательно отразилось на фактическом финансировании обновления и капитального ремонта жилищного фонда и объектов социальной сферы. В этот период органы местного самоуправления вынуждены были обращаться за коммерческими кредитами. При этом, улучшив положение в текущем году, на следующий год они несли потери из-за уплаты высоких процентов.

Сегодня наиболее остро  стоит вопрос недостаточного обеспечения  финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований, формирования муниципальной собственности на землю и средств местных бюджетов. Чтобы осуществить этап социально-экономического развития местного самоуправления и формирование его финансовой базы, необходимо реально обеспечить самостоятельность и сбалансированность местных бюджетов, являющихся фундаментом бюджетной системы страны.

 

 

 

Современная структура  доходов местных бюджетов

В ст. 55 ФЗ-131 «Об общих  принципах организации местного самоуправления в РФ» и в БК РФ определяются источники доходов местных бюджетов. Их состав приведен на рис. 1.2.


 

 

 

Рис. 1.2. Доходы местных бюджетов

 

Как видно из приведенных схем, произошли существенные изменения в структуре доходов  местных бюджетов. По новому законодательству понятие регулирующих доходов отменено, изменился и состав собственных доходов, в который входят налоговые, неналоговые доходы, доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений, за исключением субвенций из Федерального фонда компенсаций или региональных фондов компенсаций.

Рассмотрим  подробнее источники доходов  местных бюджетов. Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации к собственным доходам местных бюджетов относятся:

  1. доходы от местных налогов и сборов;
  2. доходы от региональных налогов и сборов;
  3. доходы от федеральных налогов и сборов;
  4. средства самообложения граждан (Под средствами самообложения граждан понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения. Размер платежей устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования, за исключением отдельных категорий граждан, для которых размер платежей может быть уменьшен. Вопросы введения разовых платежей граждан решаются на местном референдуме);
  5. безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований;
  6. доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;
  7. часть прибыли муниципальных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающихся после уплаты налогов и сборов;
  8. штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления (штрафы подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено БК РФ и иными законодательными актами РФ ).
  9. добровольные пожертвования;
  10. иные поступления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и решениями органов местного самоуправления.

В бюджеты поселений  зачисляются налоговые доходы от:

  1. земельного налога - по нормативу 100 процентов;
  2. налога на имущество физических лиц - по нормативу 100 процентов.
  3. налога на доходы физических лиц - по нормативу 10 процентов;
  4. единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 30 процентов;
  5. государственной пошлины за совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления, уполномоченными в соответствии с законодательными актами РФ на совершение нотариальных действий, - по нормативу 100 процентов.

В бюджеты муниципальных  районов подлежат зачислению налоговые  доходы от:

  1. земельного налога, взимаемого на межселенных территориях, - по нормативу 100 процентов;
  2. налога на имущество физических лиц, взимаемого на межселенных территориях, - по нормативу 100 процентов.
  3. налога на доходы физических лиц - по нормативу 20 процентов;
  4. налога на доходы физических лиц, взимаемого на межселенных территориях, - по нормативу 30 процентов;
  5. единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - по нормативу 90 процентов;
  6. единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 30 процентов;
  7. единого сельскохозяйственного налога, взимаемого на межселенных территориях, - по нормативу 60 процентов;
  8. государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100 процентов: по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда РФ);
  9. за государственную регистрацию транспортных средств, за внесение изменений в выданный ранее паспорт транспортного средства, за выдачу или продление срока действия акта технического осмотра транспортного средства, за выдачу государственных регистрационных знаков транспортных средств "Транзит", свидетельства на высвободившийся номерной агрегат, отличительного знака участника международного дорожного движения, талона о прохождении государственного технического осмотра транспортного средства, водительского удостоверения, временного разрешения на право управления транспортными средствами, справок, подтверждающих получение водительского удостоверения или временного разрешения на право управления транспортными средствами, свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения, за прием квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами;
  10. за выдачу разрешения на установку рекламной конструкции.

В бюджеты городских  округов зачисляются налоговые  доходы от:

  1. земельного налога - по нормативу 100 процентов;
  2. налога на имущество физических лиц - по нормативу 100 процентов.
  3. налога на доходы физических лиц - по нормативу 30 процентов;
  4. единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - по нормативу 90 процентов;
  5. единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 60 процентов;
  6. государственной пошлины - в соответствии с пунктом 2 статьи 61.1 БК РФ.

Информация о работе Формирование доходов бюджета городского округа города Улан-Удэ