Доходы бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 13:12, контрольная работа

Краткое описание

Экономическая сущность налогов «В налогах воплощено экономическое выражение существования государства», — констатировал Карл Маркс. Налогообложение дает возможность принудительно изымать часть национального дохода для образования государственных фондов денежных средств. В процессе развития государство требует все больше денежных средств, в казну для выполнения своих функций и обязательств перед обществом. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований [10].

Содержание

1 Понятие и функции налогов…………………………………………………...3
2 Функции налогов и сборов…………………………………………………….5
3 Методы налогообложения…………………………………………………….6
4 Принципы налогообложения………………………………………………….7
5 Классификация налогов………………………………………………………..8
Список использованной литературы……………………………………………13

Вложенные файлы: 1 файл

контр.doc

— 76.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

 

1 Понятие и функции налогов…………………………………………………...3

2 Функции налогов и сборов…………………………………………………….5

3 Методы налогообложения…………………………………………………….6

4 Принципы налогообложения………………………………………………….7

5 Классификация налогов………………………………………………………..8

Список использованной литературы……………………………………………13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Понятие и функции налогов

 

 

Налоги - это  платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход государства  юридические и физические лица - предприятия, Организации, граждане. Платить налоги обязаны все. Однако это не значит, что те, кто их уплачивает, получает что-либо взамен. Как правило, выплаты эти не только обязательны, но и принудительны и безвозмездны. Но налоги необходимы: с помощью налогов государство воздействует на многие, в том числе экономические, процессы. Они помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении. И хотя налоги чаще вызывают возмущение, чем одобрение, без них ни современное общество, ни правительство существовать не могут. Объект налогообложения — реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Экономическая сущность налогов «В налогах воплощено экономическое выражение существования государства», — констатировал Карл Маркс. Налогообложение дает возможность принудительно изымать часть национального дохода для образования государственных фондов денежных средств. В процессе развития государство требует все больше денежных средств, в казну для выполнения своих функций и обязательств перед обществом. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований [10].

Налог собирают в бюджет на основе:

  • обязанности уплаты налога всеми лицами, определенными в качестве субъектов налогообложения;
  • индивидуальности определения величины налога в отношении

каждого налогоплательщика;

  • безвозмездности уплачиваемых сумм;
  • отчуждения доли денежных средств, принадлежащих организации

или физическому  лицу.

Посредством налогов  совокупный продукт общества распределяется между реальными производителями и государством, перераспределяется валовой внутренний продукт. Цель указанного перераспределения — формирование доходной части бюджета государства.

С позиции государства  налоги представляют собой денежные доходы казны. С позиции налогоплательщика — это изъятие части его собственного дохода. Если государство заинтересованно в росте налоговых доходов, то налогоплательщик желает снижения налогового бремени.

Налогообложение страны должно строиться на таких принципах, как:

  • принцип публичности (введение налогов открыто и гласно);
  • принцип приоритетности государственных интересов (получение государством налогового дохода для последующего финансирования общественно необходимых затрат);
  • принцип законности;
  • принцип нейтральности (правовое равенство налогоплательщиков);
  • принцип защищенности налогоплательщика (система защиты законных интересов налогоплательщика в налоговом законодательстве);
  • принцип экономического равенства налогоплательщиков (для субъектов с одинаковым экономическим потенциалом и организационно-правовым статусом устанавливают одинаковые налоги);
  • принцип соразмерности налогового бремени (налоги должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными);
  • принцип единства налогообложения (недопустимо установление налогов, нарушающих единое экономическое пространство РФ);
  • принцип налогового федерализма (определение компетенции в налогообложении на федеральном, региональном и местном уровнях управления) [3].

 

 

2 Функции налогов и сборов

 

 

Фискальная  функция означает использование части налоговых поступлений на содержание государственного аппарата управления, правоохранительных органов, на национальную оборону, обслуживание государственного долга, осуществление природоохранных мероприятий.

Распределительная функция выражается в перераспределении налогов, аккумулированных в бюджете, на осуществление расходов государства, решение задач по развитию народного хозяйства.

Регулирующая  функция проявляется в изменении  ставок налогов и сборов, установлении льгот для отдельных категорий налогоплательщиков, создании условий для оптимального развития предпринимательства в РФ, регулировании внешнеэкономической деятельности.

Налоговая политика — это комплекс мероприятий в области налогов, направленный на достижение государственных целей. Она является частью финансовой политики государства. Главная цель налоговой политики состоит из двух частей:

  • формирование доходной части бюджетов всех уровней;
  • стимулирование развития экономического потенциала страны.

Проявлениями  налоговой политики служат налоговые льготы, объекты и ставки налогов [1].

 

 

3 Методы налогообложения

 

 

Метод налогообложения  – порядок изменения ставки налога в зависимости от роста налоговой базы. Выделяют четыре основных метода налогообложения: равное, пропорциональное, прогрессивное и регрессивное.

Равное налогообложение  предполагает установление для каждого  плательщика равной суммы налога. Иначе – это подушное налогообложение (самый древний и простой вид). Этот метод не учитывает имущественного положения и поэтому применяется в исключительных случаях (например, некоторые целевые налоги).

Пропорциональное  налогообложение – метод налогообложения, при котором для каждого плательщика равна ставка (а не сумма) налога, которая не зависит от величины дохода (налоговой базы). С ростом базы налог возрастает пропорционально.

Прогрессивное налогообложение – порядок налогообложения, при котором с ростом налоговой  базы возрастает ставка налога.

1. Простая поразрядная  прогрессия. Налоговая база разбивается  на отдельные разряды (ступени). Для каждого разряда налог  определяется в виде абсолютной  суммы.

2. Простая относительная  прогрессия. В данном случае для  общего размера налоговой базы также устанавливаются разряды, но для каждого разряда определяются различные ставки (как твердые, так и процентные). При этом ко всей базе налогообложения применяется одна ставка в зависимости от общего размера базы.

3. Сложная прогрессия. Налоговая база разделена на налоговые разряды, но каждый разряд существует самостоятельно, облагается отдельно по своей ставке.

4. Скрытые системы  прогрессии. В некоторых случаях  фактическая прогрессия достигается  не путем установления прогрессивных  ставок налога, а иными методами (например, установлением неодинаковых сумм вычетов из налоговой базы для доходов, входящих в разные разряды).

Регрессивное  налогообложение – порядок налогообложения, при котором с ростом налоговой  базы происходит сокращение размера  налоговой ставки (т.е. норма налогообложения уменьшается по мере возрастания дохода налогоплательщика) [5].

 

 

4 Принципы налогообложения

 

 

 Под принципами налогообложения  следует понимать основные исходные  положения системы налогообложения.  Принципам налогообложения экономисты различных поколений придавали и придают большое теоретическое и практическое значение.

Основных принципа налогообложения:

  • принцип справедливости подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, сообразно своей относительной платежеспособности, т.е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им приведет к так называемому равенству или неравенству обложения;
  • принцип определенности налог, который обязан уплачивать каждый должен быть точно определен, а не произволен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому;
  • принцип удобства каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика;
  • принцип экономии каждый налог должен быть так разработан, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству [9].

 

 

5 Классификация налогов

 

 

В мировой практике налоги распределены как прямые и косвенные. Прямые налоги — налоги, которые взимаются в виде определенного процента от дохода или других объектов налогообложения. В свою очередь, прямые налоги делятся на реальные и личные. Реальные налоги построены без учета личности плательщика и уровня доходности объекта обложения. Сам факт наличия имущества является основанием для обложения. Первыми видами реальных налогов были земельный и подомовой. К реальным налогам относятся промысловый налог и налог на ценные бумаги. Личные налоги в практике налогообложения представлены такими видами, как подоходный налог с населения, поимущественный налог, подушный налог, налог с наследства и дарения, налог на прибыль с корпораций, налог на сверхприбыль, налог на прирост капитала. Косвенные налоги — это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг. К косвенным налогам относятся акцизы и налог на добавленную стоимость [2].

Еще одним видом  классификации налогов является их деление на общие и специальные (целевые). Общие налоги обезличиваются и поступают в единую кассу государства. Они предназначены для финансирования общегосударственных мероприятий. Специальные (целевые) налоги (взносы) имеют строго определенное назначение и обычно формируют внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования) [6].

По уровням  бюджетной системы в России различают федеральные, региональные и местные налоги.

К федеральным  налогам и сборам относятся:

  • налог на добавленную стоимость (НДС);
  • акцизы;
  • налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
  • единый социальный налог (ЕСН);
  • налог на прибыль организаций;
  • налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
  • утратил силу с 1 января 2006 г.;
  • водный налог;
  • сборы за право пользования объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
  • государственная пошлина.

К региональным налогам относятся:

  • налог на имущество организаций;
  • налог на игорный бизнес;
  • транспортный налог.

К местным налогам  относятся:

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц.

К специальным  налоговым режимам относятся:

  • система налогообложения единым сельскохозяйственным налогом (ЕСХН);
  • упрощенная система налогообложения (УСН);
  • система налогообложения единым налогом на вмененный доход

для отдельных видов деятельности (ЕНВД);

  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе

продукции.

Существуют  неналоговые платежи. Их уплата в бюджет контролируется наряду с Федеральной налоговой службой Министерства финансов РФ (ФНС) другими федеральными службами.

К платежам, контролируемым Федеральной таможенной службой РФ (ФТС), относятся таможенные пошлины и сборы, а также НДС и акцизы, уплачиваемые налогоплательщиками при перемещении товаров через таможенную границу. Платежи, контролируемые Федеральным агентством по недропользованию, включают платежи за пользование недрами. К платежам, контролируемым Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, относится плата за негативное воздействие на окружающую среду. Платежи, контролируемые Федеральным агентством лесного хозяйства, включают плату за использование лесов. Государственным органом, контролирующим плату за пользование водными объектами, является Федеральное агентство водных ресурсов [7].

Информация о работе Доходы бюджета