Финансовый механизм и вопросы его совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 20:33, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, цель курсовой работы – изучить теоретическую основу финансового механизма и его составляющих, определить способы регулирования финансов государства, проанализировать влияние основных финансовых показателей на социальную сферу Республики Беларусь.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить финансовый механизм, его составные звенья и элементы;
рассмотреть воздействие финансового механизма на общественное производство

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1 ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ, ЕГО СОСТАВНЫЕ ЗВЕНЬЯ И ЭЛЕМЕНТЫ 7
1.1Понятие финансового механизма 7
1.2 Классификация и составные части финансового механизма 12
2 ВОЗДЕЙСТВИЕ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА НА ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО 16
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К РЫНКУ 19
3.1 Министерство финансов Республики Беларусь 20
3.3 Состояние государственных финансов Республики Беларусь в 2012 году 23
3.4 Направления развития финансовой сферы в Республике Беларусь 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41

Вложенные файлы: 1 файл

Гончарик.doc

— 1.20 Мб (Скачать файл)

Качественное  воздействие финансового механизма связано с использованием таких методов формирования и направлений использования финансовых ресурсов, форм организации финансовых отношений, которые позволяют их рассматривать в качестве стимулов развития как отдельного субъекта хозяйствования, так и экономики в целом. К таким элементам финансового механизма можно отнести снижение налоговых ставок, условия предоставления налоговых льгот, установление предельного размера бюджетного дефицита, предельного объема государственного долга РБ, условия предоставления бюджетных кредитов организациям различных организационно-правовых форм, порядок применения различных финансовых санкций и прочие формы и методы организации финансовых отношений стимулирующего характера.

Эффективность используемого финансового  механизма определяется взаимосвязанным, согласованным, комплексным функционированием  всех его элементов. Основными условиями  эффективности функционирования финансового  механизма являются:

  • объективная обоснованность финансового механизма, который должен быть сформирован с учетом объективных закономерностей развития экономики государства. Только при таком условии использование элементов финансового механизма может обеспечить экономическую стабильность, сбалансированность бюджетов всех уровней, эффективное ведение финансово-хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования, социальную защиту и благосостояние населения;
  • соответствие условиям развития экономики и методам хозяйствования. В условиях централизованной плановой экономики использовался только директивный финансовый механизм, обеспечивающий организацию финансовых отношений, распределение и использование финансовых ресурсов в интересах государства. В настоящее время используется иной механизм организации финансовых отношений, предполагающий широкое применение разнообразных инструментов финансового регулирования и стимулирования экономического развития: налоговый механизм строится с учетом не только его фискальной функции, но также способствует регулированию и стимулированию отдельных видов деятельности и отраслей экономики; механизм социального страхования способствует смягчению негативного воздействия элементов рыночной экономики путем финансового обеспечения реализации государственных социальных гарантий нетрудоспособным и малоимущим слоям населения; бюджетный механизм характеризуется использованием принципиально новых методов мобилизации и форм использования бюджетных средств, принципов бюджетного планирования и финансирования, методов осуществления финансового контроля;
  • связь финансового механизма с факторами производства и экономическими интересами субъектов финансовых отношений. Использование элементов финансового механизма должно способствовать удовлетворению потребностей всех участников общественного воспроизводства в финансовых ресурсах, достижению их устойчивого развития и реального экономического эффекта от проводимых финансовых операций;
  • взаимосвязь составных элементов финансового механизма, их взаимное регулирование, которое в конечном итоге определяет последовательность осуществления финансовых операций, состав субъектов финансовых отношений, порядок их организации на практике.

Соблюдение указанных требований и подходов к организации и  функционированию финансового механизма является залогом его успешного использования в ходе управления финансами на централизованном и децентрализованном уровнях.

3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К РЫНКУ

Переход к рынку означает изменение  экономической политики и методов финансового воздействия на развитие народного хозяйства. Главное содержание этих изменений состоит в том, что вместо централизованного управления всей финансовой деятельностью хозяйственных органов, строгого регламентирования состава фондов, пропорций, условий их образования и использования посредствам установления плановых заданий, норм, нормативов и т.п., используются разнообразные косвенные финансовые инструменты.

Значительные изменения происходят в финансовом механизме непроизводственного сектора. Происходит расширение сферы платных услуг, сочетание бюджетного финансирования и развития платных услуг. Осуществляется перестройка системы бюджетного финансирования, переход на нормативный метод покрытия затрат. Это означает, что возмещение потребностей учреждений и организаций, финансируемых из бюджета, осуществляется на основе нормативов, определяемых из расчета социальных расходов на одного человека и других показателей.

Финансовый механизм в современных  условиях призван:

а) создать реальную финансовую базу для обеспечения экономической самостоятельности Республики Беларусь;

б) обеспечить экономическое регулирование  в условиях функционирования общегосударственного рынка многоуровневой экономики.

В условиях перехода к рыночным отношениям основными направлениями воздействия финансового механизма на экономическое развитие общества являются:

1. Развитие многообразных форм  финансовых отношений;

2. Обеспечение развития инициативы  всех форм хозяйственной деятельности;

3. Использование эффективных финансовых  рычагов, стимулирования трудовых  коллективов на достижение высоких производственных и социальных результатов;

4. Развитие конкуренции товаропроизводителей;

5. Повышение эффективности общественного  производства;

6. Привлечение иностранных инвестиций;

7. Образование свободных экономических  зон;

8. Расширение финансового рынка.

При разработке годовых бюджетов Правительство  Республики Беларусь основное внимание уделяет решению таких вопросов как: обеспечение низких темпов инфляции; сокращение налоговой нагрузки на юридические лица в целях стимулирования производства; укрепление доходной части бюджета; усиление социальной направленности расходов бюджета и сокращение дотаций.

Изменяются методы финансового  воздействия на развитие народного  хозяйства и социальной сферы. Современный  финансовый механизм предполагает ограничение вмешательства государства в деятельность субъектов хозяйствования и социально-культурной сферы.

Основным рычагом государственного финансового регулирования являются налоги. Поэтому большое значение в Республики Беларусь в современных условиях уделяется совершенствованию налогового финансового механизма. С помощью налогов происходит регулирование уровня рентабельности хозяйствующих субъектов, размера денежных накоплений, остающихся в распоряжении предприятий и других хозяйствующих субъектов.

Высокий уровень, частый пересмотр  норм налогообложения отрицательно воздействует на развитие экономики. При правильной организации налогообложение способствует развитию предприятий и стабилизации поступлений финансовых ресурсов в распоряжение государства.

Обязательным элементом рыночных отношений является финансовый рынок. Расширение финансового рынка в  Республике Беларусь является одним из направлений совершенствований финансового механизма.

3.1 Министерство финансов Республики  Беларусь

Основным органом, контролирующим финансовую сферу Республики Беларусь является министерство финансов.

В условиях независимости и суверенитета Республики Беларусь, перехода к рыночной экономике, предприятиям свободы выбора форм хозяйствования, местных Советов депутатов в решении экономических и социальных стали предъявляться новые требования к финансовой республики. Возросли объемы экономической и контрольной работы, значительно расширились контакты с государствами ближнего и дальнего зарубежья, международными финансовыми организациями [10].

На рисунке 3.1 представлена структура  центрального аппарата министерства финансов Республики Беларусь.

 

Рисунок 3.1 - структура центрального аппарата министерства финансов Республики Беларусь

 

Как видно из рисунка, во главе стоит министр финансов, под непосредственным контролем министра финансов находится несколько управлений, в том числе:

  • главное государственное козначейство,
  • главное управление бюджетной политики,
  • юридическое управление,
  • управление кадровой политики,
  • информационно-аналитический отдел.

В подчинении министра финансов работают четыре заместителя. Между ними распределены определенные функции и полномочия. За каждым из них закреплен определенный перечень управлений и организаций, на которые распространяется компетенция их деятельности.

На рисунке 3.2 представлен геральдический знак министерства финансов Республики Беларусь

Рисунок 3.2 - геральдический знак министерства финансов Республики Беларусь

В непосредственном подчинении министерства финансов находся ряд организаций. Их перечень представлен в таблице 3.1.

 

Таблица 3.1 – Перечень подчиненных  министерству финансов организаций

Наименование подчиненной  организации

Логотип

Белорусское республиканское унитарное  страховое предприятие "Белгосстрах"

Республиканское унитарное предприятие "Белорусская национальная перестраховочная организация"

Белорусское республиканское унитарное  предприятие экспортно-импортного страхования "Белэксимгарант"

Государственное учреждение образования "Минский финансово-экономический колледж"

   

Продолжение таблицы 3.1

 

Республиканское унитарное предприятие "Информационно-вычислительный центр Министерства финансов Республики Беларусь"

Государственное учреждение образования  Центр повышения квалификации руководящих работников и специалистов Министерства финансов Республики Беларусь

Производственное унитарное предприятие "Бумажная фабрика"

Республиканское научно-техническое  унитарное предприятие "Криптотех"

Республиканское унитарное предприятие "Минская печатная фабрика"

Республиканское унитарное предприятие "Издательство "Белбланкавыд"

Республиканское унитарное предприятие "Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг"


 

На современном этапе экономического и социального развития республики основными задачами Министерства финансов являются:

  • проведение государственной политики, осуществление управления в сфере финансовой деятельности и координации действий в этой сфере других республиканских органов государственного управления;
  • обеспечение активного использования финансов в целях повышения эффективности производства, роста национального дохода, создания и развития прогрессивных рыночных и структур;
  • разработка предложений по форм финансовых взаимоотношений предприятий, объединений, организаций и граждан с государством и по обеспечению роста финансовых ресурсов;
  • эффективное проведение бюджетной и налоговой политики;
  • разработка методологии, отчетности и контроля за состоянием ведомственного контроля в министерствах и других республиканских органах государственного обеспечения;
  • финансовое обеспечение подведомственных учреждений и организаций;
  • участие в организации инвестиционного сотрудничества республики и регулирование внешней государственной задолженности;
  • контроль за соблюдением финансовых интересов государства в процессе интеграции Республики Беларусь в мировое хозяйство [10].

3.3 Состояние государственных финансов  Республики Беларусь в 2012 году

По данным Белстата, валовой  внутренний продукт за 2012 год  составил в текущих ценах 527,4 трлн.  руб. и увеличился по сравнению с 2011 годом на 1,5% в сопоставимых ценах.

Рисунок 3.3 – Динамика ВВП и индекса  потребительских цен

 

Основным источником роста валового  внутреннего продукта стало  динамичное развитие промышленного  производства. Его объем увеличился по  сравнению с 2011 годом на 5,7%. Розничный товарооборот вырос на  14%. Инвестиции в основной капитал  сократились на 13,8%.  Инфляция на потребительском  рынке составила 21,8%. 

Объем внешней торговли товарами  в 2012 году увеличился по сравнению с  2011 годом на 6%, составив 92,4 млрд.  долл. США, при этом экспорт возрос на  11%, импорт – на 1,4%.

Рисунок 3.4 – Динамика внешнеторговых операций в 2011-2012гг.

 

Итоги хозяйственной деятельности  организаций реального сектора  экономики характеризовались ростом  продаж, прибыли и рентабельности по  сравнению с 2011 годом.

Рисунок 3.5 – Прибыль до налогообложения  и чистая прибыль в 2011-2012гг.

 

По итогам  2012 года доходы  консолидированного бюджета составили 158,0 трлн. руб. и  увеличились по сравнению с  2011 годом в реальном выражении  (скорректировано на индекс  потребительских цен) на 15,9%.  Отношение доходов  консолидированного бюджета к ВВП  составило 30,0% ВВП (в 2011 году – 28,8% ВВП).

Рисунок 3.6 – Динамика доходов консолидированного бюджета за 2008-2012гг.

Основная доля доходов  консолидированного бюджета (около  90%) формируется за счет налоговых  поступлений. За 2012 год в бюджет  поступило 138,0 трлн. руб. налоговых  доходов. По сравнению с 2011 годом  поступления в реальном выражении  возросли на 18% [10].

Неналоговые доходы за 2012  год сложились  в сумме 19,6 трлн.  руб. и по сравнению  с 2011 годом  увеличились на 2,6% в  реальном  выражении.

Рисунок 3.7 – Структура доходов  консолидированного бюджета

 

Формирование налоговых  доходов  за 2012 год на 91,5%  обеспечено поступлениями налога на  добавленную стоимость (32,9%),  налоговых доходов от  внешнеэкономической деятельности  (18,5%), налога на прибыль (14,2%),  подоходного налога (14,0%), акцизов  (8,1%), налогов на собственность  (3,8%). 

Изменение структуры  налоговых  доходов по сравнению с  2011 годом  вызвано, главным  образом, увеличением  в 2012 году  доли налога на прибыль (+2,4 п.п.) за  счет произведенной доплаты по  налогу на прибыль по фактически  сложившейся прибыли 2011 года, а  также уплатой налога по  прогнозируемой прибыли.

Информация о работе Финансовый механизм и вопросы его совершенствования