Финансовый механизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 20:31, доклад

Краткое описание

Финансовый механизм представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений, которые применяются в обществе в условиях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития.
В других источниках дается такое определение: финансовый механизм — совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения.

Вложенные файлы: 1 файл

finansovy_mekhanizm.docx

— 23.44 Кб (Скачать файл)

Финансовый  механизм представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений, которые применяются в обществе в условиях обеспечения благоприятных  условий для экономического и  социального развития.

В других источниках дается такое определение: финансовый механизм — совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения.

Финансовый  механизм включает виды, формы, методы организации финансовых отношений и способы их количественного определения.

Вид организации финансовых отношений является исходным, первичным элементом финансового механизма, поскольку определяет способ их выражения и проявления в соответствующих финансовых ресурсах. В финансовой науке выделяют виды финансовых ресурсов, каждый из которых является результатом распределительного процесса как на макроуровне, так и при формировании денежных доходов и накоплений в рамках отдельной организации.

На практике в сфере государственных и  муниципальных финансов в процессе мобилизации доходов в бюджеты  органов государственной власти и местного самоуправления и бюджеты  государственных внебюджетных фондов используются:

конкретные  виды налоговых платежей: налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, НДС, акцизы и т.д.

виды неналоговых  поступлений: дивиденды по акциям, принадлежащим  государству, проценты по бюджетным  кредитам, суммы пени и штрафов  за нарушение бюджетного законодательства и т.д.

В ходе предоставления бюджетных средств используются конкретные виды бюджетных расходов: на финансирование соответствующих  отраслей экономики, на содержание аппарата управления, на реализацию целевых  программ, на обслуживание долговых обязательств субъектов власти на всех уровнях  бюджетной системы РФ и прочие расходы.

В сфере  финансов субъектов хозяйствования примерами видов финансовых ресурсов коммерческих организаций являются взносы учредителей в денежной форме  в уставный капитал организации, прибыль, амортизационные отчисления; некоммерческих организаций — доходы от оказания платных услуг, доходы от сдачи имущества в аренду, взносы учредителей, членские взносы и т.д.

Под формой организации финансовых отношений понимается внешний порядок их организации, т. е. установление механизма аккумуляции, перераспределения и использования финансовых ресурсов и условий его реализации на практике. В ходе организации бюджетных отношений используются различные формы расходов бюджетов (ст. 69 БК РФ), формы поступления средств в процессе межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов (отчисления от регулирующих доходов, дотации, субвенции и др.). При формировании налоговых доходов бюджета в порядок их образования будут включаться регламентируемые нормами налогового права источник уплаты налога и налоговая база, процентные ставки, система налоговых льгот и санкций, а также порядок уплаты налога. На микроуровне используются различные формы финансового обеспечения воспроизводственного процесса: самофинансирование, кредитование и государственное финансирование.

Методами организации финансовых отношений в финансовой науке называются способы формирования финансовых ресурсов и практического осуществления операций, связанных с финансами. Можно выделить четыре основных метода формирования финансовых ресурсов:

финансовый  метод используется для формирования финансовых ресурсов преимущественно  на безвозвратной и безвозмездной  основе. Финансовым методом формируются собственные финансовые ресурсы коммерческих и некоммерческих организаций (аккумулирование членских взносов в некоммерческих организациях соответствующих организационно-правовых форм, формирование амортизационных отчислений и прибыли в коммерческих организациях происходит на безвозмездной и безвозвратной основах);

метод кредитования связан с предоставлением денежных средств на условиях срочности, возвратности и платности. На макроуровне этот метод используется в ходе предоставления бюджетных кредитов и бюджетных  ссуд другому бюджету (ст. 6 БК РФ), а  на микроуровне – при получении  юридическими лицами кредитов банков, бюджетных кредитов (ст. 76 – 77 БК РФ), налоговых кредитов, доходов в  результате выпуска долговых ценных бумаг коммерческими организациями;

налоговый метод подразумевает аккумулирование  денежных средств для финансового  обеспечения деятельности государства  и муниципальных образований  в форме налогов юридических  и физических лиц на обязательной, принудительной и безвозмездной  основах. В условиях функционирования рыночной экономики налоговый метод является преобладающим при формировании финансовой базы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Однако при его использовании следует обеспечивать необходимый баланс между объемом аккумулируемых финансовых ресурсов на макроуровне и размером финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении организаций и населения, с целью обеспечения финансовой устойчивости организаций и финансовой защиты населения от различных экономических и социальных рисков;

страховой метод предполагает формирование финансовых ресурсов за счет поступления страховых  взносов. Его использование в  рыночной экономике непосредственно  связано с особенностями осуществления  финансовой деятельности субъектами хозяйствования и органами власти в условиях, когда  возрастает возможность наступления  непредвиденных событий в социально-экономической жизни общества. В этой ситуации страховые фонды позволяют обеспечить устойчивое функционирование экономики и социальной сферы при наступлении различного рода непредвиденных событий, имеющих негативное влияние на финансово-хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования, бюджетную систему государства и социальное обеспечение населения.

Финансовый  механизм делится на:

Директивный. Разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно  участвует государство. В его  сферу включаются налоги, государственный  кредит, расходы бюджета, бюджетное  финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование;

Регулирующий. Определяет основные «правила игры»  в конкретном сегменте финансов. Обычно это общехозяйственные и внутрихозяйственные  финансовые отношения коммерческих предприятий.

Структурные элементы финансового  механизма

Структура финансового механизма состоит  из 5 элементов, которые взаимосвязаны  между собой:

Финансовые методы – приемы и способы воздействия финансов на экономику (инвестирование, налогообложение, лимитирование и т.д.);

Финансовые рычаги – инструменты воздействия финансов на экономику (прибыль, цена, дисконт, доходы, амортизационные отчисления, экономические фонды целевого назначения, финансовые санкции, арендная плата, процентные ставки по ссудам, депозитам, облигациям, паевые взносы, вклады в уставный капитал, портфельные инвестиции, дивиденды, котировка валютного курса рубля и т. п.);

Правовое обеспечение – наличие законодательных и других правовых актов, регламентирующих финансовую деятельность (законодательные акты, постановления, приказы, циркулярные письма и другие правовые документы органов управления);

Нормативное обеспечение – наличие норм и нормативов финансовой деятельности (инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, методические указания и разъяснения и т. п.);

Информационное обеспечение – наличие необходимой информации для принятия финансовых решений (разного рода и вида экономическая, коммерческая, финансовая и прочая информация).

К финансовой информации относится осведомление о финансовой устойчивости и платежеспособности своих партнеров и конкурентов, о ценах, курсах, дивидендах, процентах  на товарном, фондовом и валютном рынках и т. п., а также сообщение о  положении дел на биржевом, внебиржевом  рынках, о финансовой и коммерческой деятельности любых достойных внимания хозяйствующих субъектов, различные  другие сведения. Тот, кто владеет информацией, владеет и финансовым рынком. Информация (например, сведения о поставщиках, о покупателях и др.) может являться одним из видов интеллектуальной собственности (ноу-хау) и вноситься в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества или товарищества.

Все элементы финансового механизма являются составной частью единого целого и в то же время функционируют  относительно самостоятельно. В этой связи возникает необходимость  постоянного согласования их деятельности, так как внутренняя увязка структурных  подразделений финансового механизма  является важным условием его функционирования.

Структурные элементы финансового  механизма различаются по сложности  и разветвленности:

для бюджетного механизма  характерна система из многих видов  налогов, наличие разнообразных  направлений использования средств  и методов финансирования;

в страховых организациях широко развита система резервных  фондов;

для финансового механизма  предприятий определяется соотношение  между отдельными формами денежных накоплений.

Финансовый  механизм приводится в действие с  помощью установления количественных параметров каждого его элемента, например, определения налоговых  ставок и норм изъятия, объема фондов, уровня расходов и прочее. Эти параметры  и способы их определения являются наиболее подвижной частью финансового  механизма. Они чутко реагируют  на изменение условий производства и задач, стоящих перед обществом, чаще подвергаются корректировке.Способы количественного определения параметров финансового механизма, имеющих мерные характеристики, являются его наиболее мобильной частью. К ним относятся: способы исчисления бюджетных доходов, способы определения необходимого объема финансовой помощи соответствующим бюджетам, способы начисления амортизации и т.п. Необходимость их постоянного изменения и совершенствования диктуется переменой государственного устройства, состава финансовых полномочий на соответствующем уровне управления, методов хозяйствования, условий экономического и социального развития государства и прочими факторами. Такие изменения, как правило, обусловлены целями и задачами финансовой политики государства на современном этапе.

Классификация финансового механизма

Финансовый  механизм включает множество взаимосвязанных, соединенных между собой элементов, соответствующих разнообразию финансовых отношений в обществе. С целью  их упорядочения, структурирования, приведения в определенную систему финансовый механизм принято классифицировать по различным признакам.

В зависимости от особенностей финансовых отношений в финансовом механизме выделяют следующие элементы:

финансовый механизм предприятий и хозяйственных  организаций:

финансовый механизм коммерческих организаций;

финансовый механизм некоммерческих организаций;

финансовый механизм индивидуальных предпринимателей;

страховой механизм;

механизм функционирования государственных и муниципальных  финансов:

бюджетный механизм;

механизм функционирования внебюджетных фондов.

Внутри каждого  их перечисленных звеньев финансового  механизма используются разнообразные  критерии его дальнейшего деления. Например, в бюджетном механизме, в зависимости от экономического содержания разных групп бюджетных отношений, выделяют три звена:

механизм мобилизации  денежных средств в федеральный, региональные и местные бюджеты;

механизм расходования бюджетных средств путем их предоставления юридическим и физическим лицам;

механизм межбюджетного  распределения и перераспределения  денежных средств.

Возможна  классификация по другим признакам. В соответствии с государственным устройством Российской Федерации в финансовом механизме выделяют три звена:

инансовый механизм федерации;

финансовый механизм субъектов федерации;

финансовый механизм местных органов власти.

Такое деление  обусловлено компетенцией органов  государственной власти и органов  местного самоуправления в области  регулирования финансовых отношений, регламентируемой Конституцией РФ, Бюджетным  кодексом РФ и Налоговым кодексом РФ.

По воздействию на общественное производство в составе финансового механизма выделяют следующие функциональные звенья:

механизм мобилизации  и использования финансовых ресурсов;

механизм финансового  регулирования общественного производства;

механизм финансового  стимулирования общественного производства.

В составе  каждого из перечисленных механизмов используются различные источники  формирования и методы мобилизации  финансовых ресурсов, их состав, методы распределения, формы расходования финансовых ресурсов, принципы организации  финансово-хозяйственной деятельности и построения финансовых отношений. Учитывая эти особенности, можно  регулировать воздействие отдельных  элементов финансового механизма  на общественное производство и его  конкретные сферы, инициировать ускорение  развития соответствующих отраслей экономики, видов деятельности, добиваясь  в конечном итоге реализации целей  и задач финансовой политики.

Количественное и качественное воздействие финансового механизма  на экономику и социальную сферу

Изменение соответствующих элементов финансового  механизма в зависимости от условий  экономического и социального развития общества предопределяет возможности  его количественного и качественного  воздействия на экономику и социальную сферу.

Количественное  воздействие финансового механизма выражается через объем и пропорции мобилизации субъектами хозяйствования и органами власти финансовых ресурсов и их распределения между сферами и звеньями финансовой системы государства. В зависимости от изменений соотношения объема финансовых ресурсов на централизованном и децентрализованном уровнях, величины налоговых поступлений в бюджет соответствующего уровня, размера государственных закупок, объемов финансирования организаций и отраслей экономики регулируется развитие экономики и деятельность ее субъектов, осуществляется воздействие на общественное производство, социально-культурное развитие общества, его научно-технический потенциал.

Информация о работе Финансовый механизм