Финансовый механизм и вопросы его совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 20:33, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, цель курсовой работы – изучить теоретическую основу финансового механизма и его составляющих, определить способы регулирования финансов государства, проанализировать влияние основных финансовых показателей на социальную сферу Республики Беларусь.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить финансовый механизм, его составные звенья и элементы;
рассмотреть воздействие финансового механизма на общественное производство

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1 ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ, ЕГО СОСТАВНЫЕ ЗВЕНЬЯ И ЭЛЕМЕНТЫ 7
1.1Понятие финансового механизма 7
1.2 Классификация и составные части финансового механизма 12
2 ВОЗДЕЙСТВИЕ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА НА ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО 16
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К РЫНКУ 19
3.1 Министерство финансов Республики Беларусь 20
3.3 Состояние государственных финансов Республики Беларусь в 2012 году 23
3.4 Направления развития финансовой сферы в Республике Беларусь 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41

Вложенные файлы: 1 файл

Гончарик.doc

— 1.20 Мб (Скачать файл)

Сальдовый метод предполагает осуществление распределения доходов по элементам с выделением итогового (сальдового) остатка. Промежуточные элементы при этом методе определяются на основе специальных расчетов.

При налоговом  методе сумма дохода распределяется по нормативам (ставкам, срокам), устанавливаемым законом для отдельных элементов. Каждому из них в системе распределительных отношений придается определенное целевое назначение в виде закрепленных за ними функций (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы, амортизационные отчисления и т. п.).

Финансовое  обеспечение и финансовое регулирование, равно как и каждая сфера, а также звенья взаимосвязаны и взаимозависимы. Однако их функционирование осуществляется относительно самостоятельно, что требует согласования и увязки всех составляющих финансового механизма.

Функционирование  финансового механизма обеспечивается через определенные организационные структуры. К ним относятся: правовое регламентирование, планирование (прогнозирование) и управление. Правовое регламентирование, заключающееся в разработке и принятии законодательных актов по организации финансовой деятельности, осуществляют органы государственной власти. Так, Президент Республики Беларусь издает законы о налогах, о бюджете на соответствующий финансовый год и другие подобные документы. Министерство финансов, местные финансовые и налоговые органы на основе действующего законодательства и постановлений Совета Министров Республики Беларусь разрабатывают инструкции и другие материалы, позволяющие в пределах предоставленной им компетенции устанавливать единые правила организации финансовой деятельности, обеспечивающие соблюдение финансовой дисциплины, проведение финансовой политики, отвечающей современному состоянию экономического развития белорусского государства.

Объектом финансового планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства, а результатом — составление различных видов финансовых планов и прогнозов, бизнес-планов. Конкретные задачи финансового планирования определяются финансовой политикой.

Управление финансами осуществляется специальным аппаратом с помощью особых приемов и методов, в том числе стимулов, имеющих две стороны — поощрение и санкции.

В современных условиях хозяйствования особо важное значение имеет усиление научного обоснования управленческих решений по финансам, учет опыта государств, осуществляющих свою деятельность в условиях рыночного хозяйства.

Схематически финансовый механизм хозяйствующих субъектов можно  представить в следующем виде .

С созданием современной экономической модели, как известно, изменились методы финансового воздействия на развитие народного хозяйства. Вместо централизованного управления всей финансовой деятельностью хозорганов, строго регламентировавшего состав фондов, пропорций, условий их образования и использования посредством установления плановых заданий, норм, нормативов и т. п., используются разнообразные косвенные финансовые инструменты. С их помощью, а следовательно, при активном участии финансового механизма, в народном хозяйстве регулируется общий уровень финансовых ресурсов, монопольная и внешнеэкономическая деятельность, обеспечивающая необходимость соблюдения правовой и договорной дисциплины, стимулирование развития производства, совершенствование хозяйственной деятельности в республике.

Наряду с действием финансового механизма в производственной сфере коммерческой деятельности важное значение имеет его организация и в непроизводственной сфере. Причем здесь его формы подверглись особенно существенной перестройке, направленной на более полное удовлетворение потребностей граждан в квалифицированном социально-культурном обслуживании. Перестройка финансового механизма в этой сфере позволила расширить самостоятельность в использовании находящихся в распоряжении учреждений и организаций финансовых средств: полученных от продажи, сдачи в аренду, обмена зданий, сооружений, транспортных средств, инвентаря; от перевода большого числа учреждений и организаций на платные начала их функционирования; пересмотра в сторону увеличения тарифов на оказываемые услуги и т. п.

Действующий финансовый механизм в  отраслях социально-культурного обслуживания характерен сочетанием бюджетного финансирования с развитием платных услуг. Произошла и перестройка системы бюджетного финансирования — переход на нормативный метод покрытия затрат, предусматривающий возмещение потребностей учреждений и организаций, финансируемых из бюджета на основе нормативов, определенных из расчета социальных расходов на одного жителя или других показателей. Отменена и ранее действующая жесткая регламентация использования бюджетных ассигнований. Осуществлен переход от выделения средств из бюджета по отдельным статьям расходов к их финансированию по нормативам, комплексно отражающим целевую направленность деятельности этих учреждений и организаций (с сохранением выделения средств на некоторые статьи).

Денежные средства, поступившие  из всех источников, образуют фонд финансовых ресурсов, используемый на нужды учреждения (заработная плата, фонды экономического стимулирования, расчеты с другими организациями, банками и т. п.). Остатки не используемых за год средств остаются в распоряжении организаций, учреждений.

1.2 Классификация и составные части финансового механизма

Учитывая наличие различных  сфер и звеньев финансовых отношений  следует рассматривать его составные части в виде:

  • финансового механизма коммерческих предприятий и хозрасчётных организаций;
  • финансового механизм некоммерческих организаций и учреждений;
  • страхового механизма;
  • механизма функционирования государственных финансов.

В соответствии с территориальным делением Республики Беларусь следует отдельно выделять:

1) финансовый механизм республиканских органов власти;

2) финансовый механизм местных органов власти.

Учитывая, что в процессе кругооборота средств в народном хозяйстве  финансовые и кредитные ресурсы тесно взаимосвязаны и практически неразрывны, некоторые экономисты считают необходимым рассматривать единый финансово-кредитный механизм.

Функционирование финансового  механизма на основе движения финансовых ресурсов характеризуют два метода (подсистемы) финансового воздействия на развитие общества:

  • финансовое обеспечение;
  • финансовое регулирование.

Установление их приоритетности определяется направлениями финансовой политики государства. При этом, чем выше уровень развития общества, тем значительнее роль финансового регулирования.

Финансовое обеспечение реализуется посредством установленной системы, которая может осуществляться в нескольких формах:

  • самофинансирование;
  • кредитование;
  • безвозвратное финансирование [15, с.35].

Особое место в рыночных условиях занимает привлечение финансовых ресурсов с помощью акций и других ценных бумаг. Различные формы финансового обеспечения, как правило, применяются одновременно, путём установления оптимального для данного этапа развития общества соотношения между ними. Таким образом, нахождение и обоснование таких пропорций важнейшая задача финансовых работников.

Финансовое регулирование, как метод финансового воздействия, связано с регламентированием распределительных отношений в обществе в целом, в отраслях народного хозяйства и на предприятиях различных форм собственности. Поскольку финансы выражают распределительные отношения, то и содержание финансовых методов регулирования различных сторон развития общества заключается в том, что они, по сути, являются конкретными формами и способами распределения, основывающимися на сальдовом и налоговом методах.

Сальдовый метод предполагает осуществление распределения доходов по элементам с выделением итогового (сальдового) остатка. Промежуточные элементы при этом могут определяться на основе специальных расчётов (по смете затрат).

При налоговом методе сумма доходов распределяется по нормативам (ставкам, срокам), установленным законом для отдельных элементов. Каждому из них в системе распределительных отношений придаётся определённое целевое назначение в виде закреплённых за ними функций (НДС, акцизы, налог на прибыль, амортизация).

Финансовое обеспечение и финансовое регулирование, равно как и каждая сфера, а также звенья, взаимосвязаны и взаимозависимы. Однако их функционирование осуществляется относительно самостоятельно, что требует согласования и увязки всех составляющих финансового механизма.

Функционирование финансового  механизма обеспечивается через  определённые организационные структуры:

  • правовое регламентирование;
  • планирование (прогнозирование);
  • управление.

Правовое регламентирование заключается в разработке и принятии законодательных актов по организации финансовой деятельности. Его осуществляют органы государственной власти (президент издаёт законы о налогах, бюджете; Минфин, местные финансовые и налоговые органы, на основе действующего законодательства и Постановлений Совета министров Республики Беларусь разрабатывают инструкции и другие материалы, позволяющие в пределах их компетенции устанавливать единые правила организации финансовой деятельности, обеспечивающие соблюдение финансовой дисциплины, финансовой политики и т.д.).

Объектом финансового планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства, а результатом – составление различных видов финансовых планов, прогнозов и бизнес-планов. Конкретные задачи определяются финансовой политикой.

Управление финансами осуществляется специальным аппаратом, с помощью особых приёмов и методов, в том числе и стимулов, имеющих две стороны (поощрение и санкции).

В современных условиях хозяйствования особо важное значение имеет усиление научного обоснования управленческих решений по финансам, учёт опыта государств, осуществляющих свою деятельность в условиях рыночного хозяйства.

С созданием современной экономической модели изменились методы финансового воздействия на развитие народного хозяйства. Вместо централизованного управления всей финансовой деятельностью хозяйственных органов, строго регламентировавшего состав фондов и пропорций, условий их образования, использования посредством установления плановых заданий, норм, нормативов и т. п., используются разнообразные косвенные финансовые инструменты. С их помощью, а, следовательно, при активном участии финансового механизма в народном хозяйстве регулируется общий уровень финансовых ресурсов, монопольная и внешнеэкономическая деятельность, обеспечивающая необходимость соблюдения правовой и договорной дисциплины, стимулирование развития производства и совершенствование хозяйственной деятельности.

Наряду с действием финансового механизма в коммерческой деятельности важное значение имеет его организация и в непроизводственной сфере. Причём здесь его формы подверглись особенно существенной перестройке, направленной на более полное удовлетворение потребностей граждан в квалифицированном социально-культурном обслуживании. Перестройка финансового механизма в этой сфере позволила расширить самостоятельность в использовании находящихся в распоряжении учреждений и организаций финансовых средств:

  • полученных от продажи, сдачи в аренду, обмена зданий, транспортных средств. инвентаря;
  • от перевода большинства организаций на платные начала их функционирования;
  • пересмотра в сторону увеличения тарифов на оказываемые услуги и т.д.

Действующий финансовый механизм в  отраслях социально-культурного обслуживания характерен сочетанием бюджетного финансирования с развитием платных услуг

2 ВОЗДЕЙСТВИЕ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА НА ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО

По своей экономической сущности финансы - объективная категория. Но в практике хозяйствования они могут социально использоваться обществом для воздействия на процессы общественного развития.

Объективные предпосылки целенаправленного  использования финансов в общественном воспроизводстве кроются в функциях этой категории - распределительной и контрольной. Первая позволяет формировать финансовые ресурсы и целевые денежные фонды в соответствии с потребностями развития общественного производства в целом и отдельных его структурных подразделений. Вторая (через движение финансовых ресурсов) отражает течение экономических процессов в обществе, подобно чуткому барометру фиксирует все происходящее в экономике и отдельных ее структурных подразделениях.

По воздействию на общественное производство в составе финансового механизма выделяют следующие функциональные звенья:

  • механизм мобилизации и использования финансовых ресурсов;
  • механизм финансового регулирования общественного производства;
  • механизм финансового стимулирования общественного производства.

В составе каждого из перечисленных  механизмов используются различные источники формирования и методы мобилизации финансовых ресурсов, их состав, методы распределения, формы расходования финансовых ресурсов, принципы организации финансово-хозяйственной деятельности и построения финансовых отношений. Учитывая эти особенности, можно регулировать воздействие отдельных элементов финансового механизма на общественное производство и его конкретные сферы, инициировать ускорение развития соответствующих отраслей экономики, видов деятельности, добиваясь в конечном итоге реализации целей и задач финансовой политики.

Изменение соответствующих элементов финансового  механизма в зависимости от условий экономического и социального развития общества предопределяет возможности его количественного и качественного воздействия на экономику и социальную сферу.

Количественное  воздействие финансового механизма выражается через объем и пропорции мобилизации субъектами хозяйствования и органами власти финансовых ресурсов и их распределения между сферами и звеньями финансовой системы государства. В зависимости от изменений соотношения объема финансовых ресурсов на централизованном и децентрализованном уровнях, величины налоговых поступлений в бюджет соответствующего уровня, размера государственных закупок, объемов финансирования организаций и отраслей экономики регулируется развитие экономики и деятельность ее субъектов, осуществляется воздействие на общественное производство, социально-культурное развитие общества, его научно-технический потенциал.

Информация о работе Финансовый механизм и вопросы его совершенствования