Финансовый механизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 15:37, творческая работа

Краткое описание

В процессе выработки финансовой политики определяются принципы построения финансового механизма, позволяющего наиболее успешно выполнить ее задачи и при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов.
Финансовый механизм представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений, которые применяются в обществе в условиях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития.

Вложенные файлы: 1 файл

Корпоративные финансы 2.doc

— 78.00 Кб (Скачать файл)

Основная  часть

Понятие и сущность финансового  механизма

В процессе выработки финансовой политики определяются принципы построения финансового механизма, позволяющего наиболее успешно выполнить  ее задачи и при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов.

Финансовый механизм представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений, которые применяются в обществе в условиях обеспечения благоприятных  условий для экономического и  социального развития.

В других источниках дается такое определение: финансовый механизм — совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения.

Финансовый механизм включает виды, формы, методы организации финансовых отношений и способы их количественного определения.

Вид организации  финансовых отношений является исходным, первичным элементом финансового механизма, поскольку определяет способ их выражения и проявления в соответствующих финансовых ресурсах. В финансовой науке выделяют виды финансовых ресурсов, каждый из которых является результатом распределительного процесса как на макроуровне, так и при формировании денежных доходов и накоплений в рамках отдельной организации.

На практике в  сфере государственных и муниципальных  финансов в процессе мобилизации  доходов в бюджеты органов  государственной власти и местного самоуправления и бюджеты государственных  внебюджетных фондов используются:

конкретные виды налоговых платежей: налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, НДС, акцизы и т.д.

виды неналоговых  поступлений: дивиденды по акциям, принадлежащим  государству, проценты по бюджетным  кредитам, суммы пени и штрафов  за нарушение бюджетного законодательства и т.д.

В ходе предоставления бюджетных средств используются конкретные виды бюджетных расходов: на финансирование соответствующих  отраслей экономики, на содержание аппарата управления, на реализацию целевых  программ, на обслуживание долговых обязательств субъектов власти на всех уровнях бюджетной системы РФ и прочие расходы.

В сфере финансов субъектов хозяйствования примерами  видов финансовых ресурсов коммерческих организаций являются взносы учредителей  в денежной форме в уставный капитал  организации, прибыль, амортизационные отчисления; некоммерческих организаций — доходы от оказания платных услуг, доходы от сдачи имущества в аренду, взносы учредителей, членские взносы и т.д.

Под формой организации финансовых отношений понимается внешний порядок их организации, т. е. установление механизма аккумуляции, перераспределения и использования финансовых ресурсов и условий его реализации на практике. В ходе организации бюджетных отношений используются различные формы расходов бюджетов (ст. 69 БК РФ), формы поступления средств в процессе межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов (отчисления от регулирующих доходов, дотации, субвенции и др.). При формировании налоговых доходов бюджета в порядок их образования будут включаться регламентируемые нормами налогового права источник уплаты налога и налоговая база, процентные ставки, система налоговых льгот и санкций, а также порядок уплаты налога. На микроуровне используются различные формы финансового обеспечения воспроизводственного процесса: самофинансирование, кредитование и государственное финансирование.

Методами организации  финансовых отношений в финансовой науке называются способы формирования финансовых ресурсов и практического осуществления операций, связанных с финансами. Можно выделить четыре основных метода формирования финансовых ресурсов:

финансовый метод  используется для формирования финансовых ресурсов преимущественно на безвозвратной и безвозмездной основе. Финансовым методом формируются собственные финансовые ресурсы коммерческих и некоммерческих организаций (аккумулирование членских взносов в некоммерческих организациях соответствующих организационно-правовых форм, формирование амортизационных отчислений и прибыли в коммерческих организациях происходит на безвозмездной и безвозвратной основах);

метод кредитования связан с предоставлением денежных средств на условиях срочности, возвратности и платности. На макроуровне этот метод используется в ходе предоставления бюджетных кредитов и бюджетных ссуд другому бюджету (ст. 6 БК РФ), а на микроуровне – при получении юридическими лицами кредитов банков, бюджетных кредитов (ст. 76 – 77 БК РФ), налоговых кредитов, доходов в результате выпуска долговых ценных бумаг коммерческими организациями; налоговый метод подразумевает аккумулирование денежных средств для финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований в форме налогов юридических и физических лиц на обязательной, принудительной и безвозмездной основах. В условиях функционирования рыночной экономики налоговый метод является преобладающим при формировании финансовой базы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Однако при его использовании следует обеспечивать необходимый баланс между объемом аккумулируемых финансовых ресурсов на макроуровне и размером финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении организаций и населения, с целью обеспечения финансовой устойчивости организаций и финансовой защиты населения от различных экономических и социальных рисков; страховой метод предполагает формирование финансовых ресурсов за счет поступления страховых взносов. Его использование в рыночной экономике непосредственно связано с особенностями осуществления финансовой деятельности субъектами хозяйствования и органами власти в условиях, когда возрастает возможность наступления непредвиденных событий в социально-экономической жизни общества. В этой ситуации страховые фонды позволяют обеспечить устойчивое функционирование экономики и социальной сферы при наступлении различного рода непредвиденных событий, имеющих негативное влияние на финансово-хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования, бюджетную систему государства и социальное обеспечение населения.

Финансовый механизм делится на:

Директивный. Разрабатывается  для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование;

Регулирующий. Определяет основные «правила игры» в конкретном сегменте финансов. Обычно это общехозяйственные и внутрихозяйственные финансовые отношения коммерческих предприятий.

Структурные элементы финансового механизма

Структура финансового механизма состоит  из 5 элементов, которые взаимосвязаны между собой:

Финансовые методы – приемы и способы воздействия  финансов на экономику (инвестирование, налогообложение, лимитирование и  т.д.);

Финансовые  рычаги – инструменты воздействия  финансов на экономику (прибыль, цена, дисконт, доходы, амортизационные отчисления, экономические фонды целевого назначения, финансовые санкции, арендная плата, процентные ставки по ссудам, депозитам, облигациям, паевые взносы, вклады в уставный капитал, портфельные инвестиции, дивиденды, котировка валютного курса рубля и т. п.);

Правовое  обеспечение – наличие законодательных  и других правовых актов, регламентирующих финансовую деятельность (законодательные  акты, постановления, приказы, циркулярные  письма и другие правовые документы  органов управления);

Нормативное обеспечение – наличие норм и нормативов финансовой деятельности (инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, методические указания и разъяснения и т. п.);

Информационное  обеспечение – наличие необходимой  информации для принятия финансовых решений (разного рода и вида экономическая, коммерческая, финансовая и прочая информация).

К финансовой информации относится осведомление о финансовой устойчивости и платежеспособности своих партнеров и конкурентов, о ценах, курсах, дивидендах, процентах  на товарном, фондовом и валютном рынках и т. п., а также сообщение о положении дел на биржевом, внебиржевом рынках, о финансовой и коммерческой деятельности любых достойных внимания хозяйствующих субъектов, различные другие сведения. Тот, кто владеет информацией, владеет и финансовым рынком. Информация (например, сведения о поставщиках, о покупателях и др.) может являться одним из видов интеллектуальной собственности (ноу-хау) и вноситься в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества или товарищества.

Все элементы финансового механизма являются составной частью единого целого и в то же время функционируют относительно самостоятельно. Структурные элементы финансового механизма различаются по сложности и разветвленности:

для бюджетного механизма характерна система из многих видов налогов, наличие разнообразных направлений использования средств и методов финансирования;

в страховых  организациях широко развита система  резервных фондов;

для финансового механизма предприятий  определяется соотношение между  отдельными формами денежных накоплений.

Финансовый  механизм приводится в действие с  помощью установления количественных параметров каждого его элемента, например, определения налоговых  ставок и норм изъятия, объема фондов, уровня расходов и прочее. Эти параметры и способы их определения являются наиболее подвижной частью финансового механизма. Они чутко реагируют на изменение условий производства и задач, стоящих перед обществом, чаще подвергаются корректировке.

Способы количественного определения параметров финансового механизма, имеющих мерные характеристики, являются его наиболее мобильной частью. К ним относятся: способы исчисления бюджетных доходов, способы определения необходимого объема финансовой помощи соответствующим бюджетам, способы начисления амортизации и т.п. Необходимость их постоянного изменения и совершенствования диктуется переменой государственного устройства, состава финансовых полномочий на соответствующем уровне управления, методов хозяйствования, условий экономического и социального развития государства и прочими факторами. Такие изменения, как правило, обусловлены целями и задачами финансовой политики государства на современном этапе.

Эффективность финансового механизма

Эффективность используемого финансового механизма  определяется взаимосвязанным, согласованным, комплексным функционированием всех его элементов. Основными условиями эффективности функционирования финансового механизма являются:

объективная обоснованность финансового механизма, который должен быть сформирован  с учетом объективных закономерностей развития экономики государства. Только при таком условии использование элементов финансового механизма может обеспечить экономическую стабильность, сбалансированность бюджетов всех уровней, эффективное ведение финансово-хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования, социальную защиту и благосостояние населения;

соответствие  условиям развития экономики и методам  хозяйствования. В условиях централизованной плановой экономики использовался  только директивный финансовый механизм, обеспечивающий организацию финансовых отношений, распределение и использование финансовых ресурсов в интересах государства. В настоящее время используется иной механизм организации финансовых отношений, предполагающий широкое применение разнообразных инструментов финансового регулирования и стимулирования экономического развития: налоговый механизм строится с учетом не только его фискальной функции, но также способствует регулированию и стимулированию отдельных видов деятельности и отраслей экономики; механизм социального страхования способствует смягчению негативного воздействия элементов рыночной экономики путем финансового обеспечения реализации государственных социальных гарантий нетрудоспособным и малоимущим слоям населения; бюджетный механизм характеризуется использованием принципиально новых методов мобилизации и форм использования бюджетных средств, принципов бюджетного планирования и финансирования, методов осуществления финансового контроля;

связь финансового механизма с факторами  производства и экономическими интересами субъектов финансовых отношений. Использование элементов финансового механизма должно способствовать удовлетворению потребностей всех участников общественного воспроизводства в финансовых ресурсах, достижению их устойчивого развития и реального экономического эффекта от проводимых финансовых операций;

взаимосвязь составных элементов финансового  механизма, их взаимное регулирование, которое в конечном итоге определяет последовательность осуществления  финансовых операций, состав субъектов  финансовых отношений, порядок их организации на практике.

Список использованных интернет-ресурсов

№ п/п

Наименование интернет-ресурса

Ссылка на конкретную используемую страницу интернет-ресурса

1

Финансовый менеджмент. Финансовая математика

http://www.teknolap.ru/finansovyj-menedzhment-finansovaya-matematika_215.html

2

Образовательные ресурсы Интернета  школьникам и студентам

http://www.alleng.ru/

3

Информационно-коммуникационные технологии в образовании

http://www.ict.edu.ru

4

Единое окно доступа к образовательным  ресурсам

http://window.edu.ru

5

Википедия. Свободная энциклопедия

http://ru.wikipedia.org

6

Интеллектуальная Система Тематического  Исследования НАучно-технической информации

http://istina.msu.ru/publications/article/3642339/


 

Список использованных источников

 

№ п/п

Библиографическое описание использованной литературы

1

Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон : [от 31.07.1998 №145-ФЗ] // СПС Консультант-Плюс : Законодательство.

2

Галицкая, С. В. Деньги. Кредит. Финансы. [Текст] : учебник / под ред. Е. Ш. Качаловой. – М. : ЭКСМО, 2005. – 496 с.

3

Грязнова, А. Г. Финансы. [Текст] : учебник / А. Г. Грязнова, Е. В. Маркина. – М. : Финансы и статистика, 2007. – 504 с. : ил.

4

Финансы и кредит [Текст]: конспект лекций / под ред. Г. Н. Белоглазовой. – М. : Юрайт-Издат, 2007. – 206 с.





Информация о работе Финансовый механизм