Финансовый механизм и вопросы его совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 20:33, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, цель курсовой работы – изучить теоретическую основу финансового механизма и его составляющих, определить способы регулирования финансов государства, проанализировать влияние основных финансовых показателей на социальную сферу Республики Беларусь.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить финансовый механизм, его составные звенья и элементы;
рассмотреть воздействие финансового механизма на общественное производство

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1 ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ, ЕГО СОСТАВНЫЕ ЗВЕНЬЯ И ЭЛЕМЕНТЫ 7
1.1Понятие финансового механизма 7
1.2 Классификация и составные части финансового механизма 12
2 ВОЗДЕЙСТВИЕ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА НА ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО 16
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К РЫНКУ 19
3.1 Министерство финансов Республики Беларусь 20
3.3 Состояние государственных финансов Республики Беларусь в 2012 году 23
3.4 Направления развития финансовой сферы в Республике Беларусь 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41

Вложенные файлы: 1 файл

Гончарик.doc

— 1.20 Мб (Скачать файл)

Рисунок 3.8 – Структура налоговых  доходов консолидированного бюджета

В разрезе основных доходных источников бюджета поступления в  2012 году составили:

  • по налогу на добавленную  стоимость 45,5 трлн. руб.  (увеличение к 2011 году в реальном  выражении на 7,8%);
  • по налоговым доходам от  внешнеэкономической деятельности  25,5 трлн. руб. (увеличение на 5,6%);
  • по налогу на прибыль 19,5 трлн.  руб. (увеличение на 41,2%);
  • по подоходному налогу 19,3  трлн. руб. (увеличение на 30,3%);
  • по акцизам 11,2 трлн. руб.  (увеличение на 25,5%);
  • по налогам на собственность  5,2 трлн. руб. (увеличение на 27,8%).

Рисунок 3.9 – Налоговые доходы консолидированного бюджета

 

В структуре  консолидированного бюджета 60,4% составляли доходы республиканского  бюджета и 39,6% доходы местных  бюджетов (без учета безвозмездных  поступлений). Распределение  доходов между уровнями бюджетной  системы по основным доходным  источникам осуществляется  следующим образом.

Рисунок 3.10 – Структура консолидированного бюджета по уровням бюджетной системы

По установленным нормативам  между республиканским и местными  бюджетами распределяются налог на  добавленную стоимость, а также  налог на прибыль организаций, в  уставных фондах которых 50 и более  процентов акций (долей)  принадлежит Республике Беларусь.  Полностью зачисляются в  республиканский бюджет акцизы и  налоговые доходы от  внешнеэкономической деятельности,  в местные бюджеты – подоходный  налог, налоги на собственность, а  также налог на прибыль иных  организаций, не указанных выше.

Расходы консолидированного  бюджета в 2012 году профинансированы в сумме 155,2 трлн. руб. (на 22,7% выше уровня  2011 года в реальном выражении).  Относительно ВВП расходы бюджета  увеличились на 2,7 п.п., составив  29,4% ВВП. 

 

Рисунок 3.11 – исполнение консолидированного бюджета

Бюджетная политика в 2012 году была направлена на  оптимизацию государственных  расходов с целью ограничения  инфляционных процессов при  обеспечении исполнения социальных  обязательств государства. 

Финансирование расходов в  2012 году в разрезе функциональной  классификации  увеличилось в  реальном выражении  по всем  разделам, кроме раздела «Охрана  окружающей среды». Наиболее  значительно возросли  общегосударственные расходы – в 1,4 раза (в реальном выражении), из  них расходы на реализацию государственной инвестиционной  программы – в 1,5 раза. Рост  общегосударственных расходов  обусловлен также увеличением расходов по обслуживанию  государственного долга – в 1,4 раза в  реальном выражении. Удельный вес  общегосударственных расходов в  структуре консолидированного  бюджета увеличился на 2,4 п.п. по  сравнению с 2011 годом [10].

Рисунок 3.12 - Параметры консолидированного бюджета

 

Объем средств, направленных  на финансирование социальной  сферы (здравоохранение, физическая  культура, спорт, культура и средства  массовой информации, образование,  социальная политика), составил 64,5 трлн. руб., или 41,6% от всех  расходов консолидированного  бюджета. Значительно возросли  расходы на здравоохранение (на  23,2% в реальном выражении) и  образование (на 19%).

Расходы на национальную  экономику  составили 29,9 трлн. руб.,  или 19,3% всех бюджетных расходов.  В реальном выражении расходы по  этому  разделу увеличились на 21%.  Более 46% всех бюджетных расходов  на национальную экономику  направлено на поддержку сельского  хозяйства. Рост бюджетных расходов  на национальную экономику  обусловлен, главным образом, исполнением обязательств по  компенсации процентов по кредитам банков реальному сектору экономики.

Рисунок 3.13 – Структура расходов консолидированного бюджета

 

В разрезе экономической  классификации  значительная часть  бюджетных средств была направлена  на выплату заработной платы и  начисления на зарплату работников  бюджетного сектора – 44,3 трлн. руб. По сравнению с 2011 годом такие  расходы увеличились на 17,9% в  реальном выражении, составив 28,6%  от общего объема бюджетных  расходов и 36,7% от текущих  расходов. На капитальные расходы  направлено 34,2 трлн. руб.  бюджетных средств, или 22% всех  расходов. По сравнению с 2011 годом капитальные расходы увеличились на  41,6%.

Рисунок 3.14 – Экономическая классификация  расходов консолидированного бюджета

Консолидированный бюджет в 2012 году исполнен с профицитом в размере 2,8 трлн. руб., или 0,5%  ВВП (в 2011 году профицит  составлял 2,1% ВВП). Бюджет сектора  государственного управления (консолидированный бюджет и  бюджет Фонда социальной защиты  населения) в 2012 году исполнен с  профицитом в размере 3,5 трлн. руб.  (0,7% ВВП). Доходы бюджета  составили 214,4 трлн. руб. (40,7%  ВВП), расходы – 210,9 трлн. руб.  (40% ВВП).  Экономическая классификация расходов  консолидированного бюджета, % к итогу Бюджет сектора государственного управления в 2012 году.

Рисунок 3.15 – Бюджет сектора государственного управления

 

Исполнение республиканского бюджета.

По данным  за 2012 год в республиканский  бюджет поступило 95,2 трлн. руб. доходов, что на 10,3% (в реальном  выражении) больше, чем в 2011  году. 

Рисунок 3.16 – Доходы республиканского бюджета

 

Налоговые доходы  республиканского бюджета за 2012  год составили 80,3 трлн. руб. По  сравнению с 2011 годом  поступления увеличились на  13,1%.

Неналоговые доходы  республиканского бюджета за 2012  год сложились в сумме 14,9 трлн.  руб. и по сравнению с 2011 годом  сократились в реальном  выражении на 2,5%. 

Рисунок 3.17 – Динамика доходов  республиканского бюджета

 

Наибольшую долю в  структуре  доходов  республиканского бюджета  занимают налог на добавленную  стоимость (33,9%), налоговые  доходы от внешнеэкономической  деятельности (26,8%), акцизы  (11,8%), налог на прибыль (5,8%). 

Рисунок 3.18 – Структура доходов  республиканского бюджета в 2012г.

 

Расходы республиканского  бюджета  по предварительным  данным в 2012 году профинансированы в сумме 95,9 трлн. руб., что на 15,9% больше (в реальном выражении), чем в 2011  году. 

 

Рисунок 3.19 – Структура расходов республиканского бюджета в 2012г.

 

На расходы социальной  направленности (разделы  «Здравоохранение», «Физическая  культура, спорт, культура и  средства массовой информации»,  «Образование», «Социальная  политика») приходилось 20,1% всех расходов республиканского  бюджета.

Трансферты местным  бюджетам составили 29,6% в  структуре всех расходов. 

Расходы на поддержку  отраслей национальной экономики  заняли 20,1% в структуре расходов  республиканского бюджета.  Бюджетные средства направлялись  в основном на возмещение  (компенсацию) процентов по  кредитам банков. 

Расходы по обслуживанию  государственного долга составили  6% всех расходов  республиканского бюджета. 

Расходы республиканского  бюджета превысили доходы на  701,5 млрд. руб. (0,1% ВВП).

Исполнение местных бюджетов Республики Беларусь 

Доходы местных  бюджетов, по предварительным  данным, в 2012 году составили 91,1 трлн. руб., что в реальном  выражении на 18,3% больше, чем в 2011 году. 

Основными источниками  доходов  местных бюджетов в 2012  году явились  поступления по  подоходному налогу (21,2% от  всех доходов), налогу на прибыль  (15,4%) налогу на добавленную  стоимость (14,4%), налогам на  собственность (5,7%), неналоговые доходы (5,2%), а  также безвозмездные поступления  из республиканского бюджета 

 

Рисунок 3.20 - Структура доходов  местных бюджетов

 

В 2012 году наблюдался  рост собственных доходных  поступлений (в реальном  выражении) местных бюджетов по  сравнению с 2011 годом на:

    • г. Минск – 26,1%;
    • Брестская область – 21,4%;
    • Витебская область – 37,5%;
    • Гомельская область –21,5%;
    • Гродненская область – 18,9%;
    • Минская область – 31,9%;
    • Могилевская область – 16,7%;

Рисунок 3.21 – Собственные доходы местных бюджетов в разрезе областей в 2011 и 2012 году, трлн.руб.

 

Средний уровень дотаций в  консолидированные бюджеты  областей в общем объеме их  доходов составил 33,8%. Бюджет  г.Минска был бездотационным. 

 

Рисунок 3.22 – Структура доходов  местных бюджетов

 

Расходы местных бюджетов в 2012 году профинансированы в  сумме 88,0 трлн. руб., что на  25,8% выше, чем в 2011 году (в  реальном выражении).

Рисунок 3.23 – Структура расходов местных бюджетов

 

В 2012 году изменилась  структура  расходов местных  бюджетов в сторону увеличения  доли капитальных расходов на  3,7%.

Доля первоочередных расходов (выплата заработной  платы рабочим и служащим (с  учетом начислений на неѐ), оплата  лекарственных средств и изделий медицинского назначения,  продуктов питания, коммунальных услуг, трансфертов  населению, субсидирование  жилищно-коммунальных и  транспортных услуг, оказываемых  населению, обслуживание долга  органов местного управления и  самоуправления) сократилась с  61,5% до 59,2% в объеме расходов  местных бюджетов [10].

Рисунок 3.24 – Удельный вес отдельных  расходов по экономической классификации в общих расходах местных бюджетов

 

В 2012 году профицит  местных бюджетов составил 3,1 трлн. рублей.

Рисунок 3.25 – Дефицит/профицит местных бюджетов за 2011-2012 гг, илрд.руб.

3.4 Направления развития финансовой  сферы в Республике Беларусь

Финансовая система страны в 2012 году была эффективной и адекватной макроэкономической ситуации. Выполнены все плановые назначения, обеспечен сбор налоговых платежей, исходя из складывающихся обстоятельств, осуществлялись необходимые текущие операции. В то же время существует ряд задач, которые министерству финансов необходимо решать более активно.

В Беларуси необходимо создать систему, мотивирующую бережное отношение к бюджетным ресурсам, и вводить меры прямого действия. Доведение административных и стимулирующих заданий по экономии ресурсов необходимо увязывать с плановыми назначениями.

Минфин слабо взаимодействует с местными бюджетами. Из года в год руководители регионов ставят вопрос о несовершенстве системы расчетов межбюджетных трансфертов. Кроме того, из-за слабого контроля со стороны  министерства финансов местные бюджеты допускают отклонения от целевых задач, причем безнаказанно.

Министерство финансов должно более  активно влиять на деятельность банковской системы страны, денежно-кредитную  политику.  то есть не принимать как данность высокие процентные ставки в условиях, которые диктуются банками.

Ресурсы всех банков должны работать на экономику страны. При этом задача  минфина – обеспечить приоритетное финансирование высокоэффективных инновационных проектов. 

Отдельного анализа требует  налоговая нагрузка по секторам экономики. Задача в том, чтобы налоговая нагрузка на производство была минимальной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Финансовый механизм – совокупность согласованных между собой, форм осуществления финансовых отношений.

Финансовый механизм - явление объективное, обусловленное наличием финансов в экономической системе государства, тем не менее, его функционирование зависит от того, какие структуры в государстве сумеют его использовать для достижения поставленных целей, то есть для совершения той финансовой политики, которую они проводят.

Объектом финансового планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства, а результатом — составление различных видов финансовых планов и прогнозов, бизнес-планов.

В рыночных условиях финансовый механизм требует чёткого взаимодействия всех его составляющих. Среди них нет таких, которыми можно бы было пренебречь или применять без взаимосвязи с другими составляющими.

Существует два метода финансового  воздействия на развитие общества:

  • финансовое обеспечение;
  • финансовое регулирование.

Составные части финансового механизма можно представить в виде:

  • финансового механизма коммерческих предприятий и хозрасчётных организаций;
  • финансового механизм некоммерческих организаций и учреждений;
  • страхового механизма;
  • механизма функционирования государственных финансов.

Функционирование финансового  механизма обеспечивается через  определённые организационные структуры:

  • правовое регламентирование;
  • планирование (прогнозирование);
  • управление.

Опыт развития экономики в условиях рынка во многих зарубежных странах  подтверждает, что стабильность экономического роста и повышения общественного благосостояния требуют постоянного усовершенствования финансового механизма в каждой из его составляющих. Экономической наукой всегда осуществлялся поиск наиболее эффективных форм и методов усовершенствования финансового механизма, и в большинстве научных источников он получил название системы государственного макроэкономического регулирования.

По воздействию на общественное производство в составе финансового механизма выделяют следующие функциональные звенья:

Информация о работе Финансовый механизм и вопросы его совершенствования