Финансовые резервы, их динамика и проблемы развития в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 21:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучить финансовые резервы, их динамику и проблемы развития в современной России. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть теоретические аспекты и сущность финансовых резервов государства;
- проанализировать динамику и современные проблемы формирования финансовых резервов РФ;
- выявить основные проблемы формирования финансовых резервов РФ и пути их решения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1. Теоретические аспекты финансовых резервов государства……………5
1.1. Экономическая сущность финансовых резервов …………………….5
1.2. Виды финансовых резервов государства……………………………..8
1.3. Нормативно-правовая база, регулирующая финансовые резервы государства…………………………………..13
2. Анализ динамики и современные проблемы формирования финансовых резервов РФ………17
2.1. Оценка формирования резервного фонда РФ и фонда национального благосостояния…………17
2.2. Анализ формирования международных резервов РФ ………………25
2.3. Проблемы формирования финансовых резервов РФ и пути их решения ….31
Выводы и предложения…………………………………………………….39
Список использованной литературы………………………………………42

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 137.46 Кб (Скачать файл)

Средства Резервного фонда Российской Федерации могут использоваться на финансовое обеспечение нефтегазового трансферта и досрочное погашение государственного внешнего долга.

Использование средств Резервного фонда на формирование нефтегазового трансферта осуществляется без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в случае недостаточности для этих целей нефтегазовых доходов федерального бюджета, поступивших за соответствующий финансовый год.

Предельный объем использования средств Резервного фонда для финансового обеспечения нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Использование средств Резервного фонда на финансирование нефтегазового трансферта в периоды неблагоприятной конъюнктуры мировых цен на энергоносители позволяет проводить сбалансированную бюджетную политику, обеспечивать стабильное социально-экономическое развитие страны, снижая его зависимость от колебаний на мировых товарно-сырьевых рынках.

Использование средств Резервного фонда на досрочное погашение государственного внешнего долга Российской Федерации ориентировано на снижение долговой нагрузки федерального бюджета за счет незапланированных доходов федерального бюджета и экономию средств федерального бюджета за счет сокращения расходов на обслуживание долговых обязательств Российской Федерации.

Совокупный объем Резервного фонда РФ, по данным на 1 марта 2013 г., составил 2 трлн. 592,89 млрд. руб., Фонда национального благосостояния (ФНБ) – 2 трлн. 682,58 млрд. руб., говорится в материалах Министерства финансов РФ. [21]

Отметим, что по состоянию на 1 февраля 2013 года объем каждого из них составлял 2,6 трлн. руб.

Ранее Минфин снизил объем нефтегазовых доходов, полученных в ходе исполнения федерального бюджета в 2012 г. и планируемых к перечислению в Резервный фонд, с 900,16 млрд. до 713,475 млрд. руб.

В декабре 2012 г. президент РФ Владимир Путин предложил с 2013 г. использовать часть средств Фонда национального благосостояния для инвестирования в российские ценные бумаги, связанные с реализацией инфраструктурных проектов. По его словам, такую меру целесообразно реализовать   после    создания     Российского   финансового     агентства,

которое будет управлять средствами суверенных фондов.

Согласно закону, вступившему в силу 1 января 2013г., после достижения нормативной величины Резервного фонда в размере 7% от ВВП дополнительные нефтегазовые доходы могут направляться в Фонд национального благосостояния, на финансирование инфраструктурных и других проектов (но не более 50% дополнительных нефтегазовых доходов).

Фонды национального благосостояния становятся все более важной составляющей мировой финансовой системы, привлекая к себе все более пристальное внимание. Постоянный рост активов, находящихся под их управлением, делает их присутствие и влияние на рынках капитала все более ощутимым.

Фонд национального благосостояния является частью средств федерального бюджета.

Средства Фонда национального благосостояния могут быть использованы только на софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан России и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Объем средств Фонда национального благосостояния, направляемых на указанные цели, устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год и плановый период.

Порядок софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации определен в Федеральном законе от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

Средства Фонда национального благосостояния могут размещаться в иностранную валюту и следующие виды финансовых активов:

- долговые обязательства иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков;

- долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленные ценными бумагами;

- депозиты и остатки на банковских счетах в банках и кредитных организациях;

- депозиты и остатки на банковских счетах в Центральном банке Российской Федерации;

- долговые обязательства и акции юридических лиц;

- паи (доли участия) инвестиционных фондов.

Формирование ФНБ происходит за счет нефтегазовых доходов государства. Определенная часть нефтегазовых доходов в виде нефтегазового трансферта ежегодно направляется в федеральный бюджет. Величина нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, исчисленном как 3,7% прогнозируемого на соответствующий год объема ВВП. [19]

После формирования нефтегазового трансферта в полном объеме нефтегазовые доходы поступают в Резервный фонд.

Другим источником формирования Фонда национального благосостояния являются доходы от управления его средствами. Но с 1 января 2010 г. до 1 февраля 2014 г. доходы от управления средствами Фонда национального благосостояния не зачисляются в Фонд, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета. [21]

Цели управления средствами ФНБ:

- обеспечение сохранности  средств Фонда; 

- получение стабильного  уровня доходов от его размещения  в долгосрочной перспективе.

Управление средствами ФНБ осуществляется Министерством финансов РФ. Отдельные полномочия по управлению могут осуществляться ЦБ РФ. В отдельных случаях для управления возможно привлечение специализированных финансовых организаций.

Управление средствами Фонда национального благосостояния может осуществляться следующими способами:

1) методом приобретения  иностранной валюты и ее размещения  на счетах по учету средств  ФНБ в иностранной валюте (долларах  США, евро, фунтах стерлингов)   в   ЦБ  РФ;   ЦБ  уплачивает  проценты по остаткам

на данных счетах;

2) путем размещения средств  Фонда в иностранную валюту  и финансовые активы, номинированные  в российских рублях и разрешенной  иностранной валюте.

Министерство финансов РФ управляет средствами ФНБ в соответствии с первым способом, то есть при помощи размещения средств на валютных счетах в Центральном банке РФ. Согласно законодательству, Банк России уплачивает на остатки на указанных счетах проценты, эквивалентные доходности индексов, сформированных из тех финансовых активов, в которые могут размещаться средства ФНБ (таблица 1).

Таблица 1

Разрешенные финансовые активы, определенные

Бюджетным кодексом РФ

Разрешенные финансовые активы, определенные Бюджетным

кодексом РФ

Предельные доли, установленные Правительством РФ

Нормативные доли, утвержденные Минфином России

в ин. валюте

в руб.

1

2

3

4

долговые обязательства иностранных государств

0-100%

90%

0%

долговые обязательства иностранных гос. агентств и ЦБ

0-30%

0%

0%

долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленных ценными бумагами

0-15%

0%

0%


 

Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

депозиты и остатки на банковских счетах в банках и кредитных организациях

0-40%

0%

0%

депозиты в ГК "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)"

0-40%

10%

100%

депозиты и остатки на банковских счетах в ЦБ РФ

0-100%

-

долговые обязательства юридических лиц

0-30%

0%

0%

акции юридических лиц и паи (доли участия) инвестиционных фондов

0-50%

0%

0%


 

 

Правительство РФ устанавливает предельные доли разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств ФНБ. Министерство финансов РФ уполномочено утверждать нормативные доли разрешенных активов в общем объеме размещенных средств Фонда национального благосостояния в пределах долей, установленных Правительством РФ.

Правительство РФ устанавливает требования к финансовым активам, куда может вкладывать средства ФНБ: 

- ограничения по странам-эмитентам долговых обязательств, в случае если это суверенные обязательства;

- наличие у долговых обязательств кредитных рейтингов от международных рейтинговых агентств;

- ограничения по срокам обращения, характеристикам купона, объемам выпуска долговых обязательств, находящихся в обращении;

- другие требования, в том числе требования к обязательствам международных финансовых организаций, акциям юридических лиц, долям участия инвестиционных фондов и др.

Ранее Министерство финансов РФ ежемесячно публиковало сведения о поступлении и использовании нефтегазовых доходов федерального бюджета, величине активов Фонда национального благосостояния на начало отчетного месяца, зачисления средств в указанный фонд, их размещении и использовании в отчетном месяце. Но с 1 января 2010 г. до 1 января 2014 г. публикация таких сведений приостановлена.

Кроме того, с 1 января 2010 г. до 1 января 2014 г. операции с нефтегазовыми доходами федерального бюджета не осуществляются и не отражаются в отчетности Министерства финансов Российской Федерации об исполнении федерального бюджета.

Таким образом, Резервный фонд РФ формируется за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета в объёме, превышающем утверждённую на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объём Резервного фонда не превышает его нормативной величины, и доходов от управления средствами Резервного фонда. Средства Фонда национального благосостояния могут быть использованы только на софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан России и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Формирование ФНБ происходит за счет нефтегазовых доходов государства. Величина нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, исчисленном как 3,7% прогнозируемого на соответствующий год объема ВВП. Совокупный объем Резервного фонда РФ, по данным на 1 марта 2013 г., составил 2 трлн. 592,89 млрд. руб., Фонда национального благосостояния (ФНБ) – 2 трлн. 682,58 млрд. руб., говорится в материалах Министерства финансов РФ.

 

 

2.2. Анализ формирования международных резервов РФ

Международные резервы современной России, в том числе и золотовалютные, начали формироваться в 1992 г. после выхода Указа президента РФ об обязательной продаже 50% экспортной выручки резидентов Центральному банку России. В том же году валютные резервы были пополнены за счет средств первого транша стабилизационного кредита «Stand-by», предоставленного России Международным валютным фондом.

С отменой обязательной продажи части валютной выручки основным источником пополнения валютных резервов стали операции Банка России на внутреннем валютном рынке и прямые покупки валюты у Министерства финансов РФ, а также доходы от операций со средствами валютного резерва на мировом валютном рынке.

В середине 90-х годов Центральный банк России уделял особое внимание формированию и поддержанию на должном уровне валютных резервов. В процессе аккумулирования валютных средств была создана система управления ими, обеспечивающая достаточную ликвидность и рациональную структуру размещения резервов с точки зрения безопасности и доходности.

Золотовалютные резервы  России, как и в других стран мира, представляют собой высоколиквидные финансовые активы органов денежно-кредитного регулирования. В России – это Банк России и Министерство финансов РФ.

Информация о работе Финансовые резервы, их динамика и проблемы развития в современной России