Финансовые резервы, их динамика и проблемы развития в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 21:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучить финансовые резервы, их динамику и проблемы развития в современной России. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть теоретические аспекты и сущность финансовых резервов государства;
- проанализировать динамику и современные проблемы формирования финансовых резервов РФ;
- выявить основные проблемы формирования финансовых резервов РФ и пути их решения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1. Теоретические аспекты финансовых резервов государства……………5
1.1. Экономическая сущность финансовых резервов …………………….5
1.2. Виды финансовых резервов государства……………………………..8
1.3. Нормативно-правовая база, регулирующая финансовые резервы государства…………………………………..13
2. Анализ динамики и современные проблемы формирования финансовых резервов РФ………17
2.1. Оценка формирования резервного фонда РФ и фонда национального благосостояния…………17
2.2. Анализ формирования международных резервов РФ ………………25
2.3. Проблемы формирования финансовых резервов РФ и пути их решения ….31
Выводы и предложения…………………………………………………….39
Список использованной литературы………………………………………42

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 137.46 Кб (Скачать файл)

Международные резервные активы России складываются из:

- монетарного золота;

- специальных прав заимствования (СДР);

- резервной позиции в Международном валютном фонде (МВФ);

- активов в иностранной валюте;

- других резервных активов.

К категории активов в иностранной валюте, как правило, относят валютные активы Банка России и правительства Российской Федерации в форме:

- наличных денег;

- банковских депозитов в банках с рейтингом не ниже А1 (по классификации «Fitch IBCA» и «Standart and Poor’s») или А2 (по классификации «Moody’s»);

- государственных ценных бумаг, выпущенных нерезидентами, имеющих аналогичный рейтинг.

В категории «другие резервные активы» учитываются средства обратных РЕПО операциям с нерезидентами.

Из перечисленных  активов, начиная с 1 января 1999 г., вычитается сумма, эквивалентная остаткам иностранной валюты на корреспондентских счетах банков резидентов в Банке России. Кроме средств, предоставленных Внешэкономбанку для обслуживания для обслуживания государственного внешнего долга.

Начиная с 1 января 2006 года, монетарное золото оценивается по текущим котировкам Банка России. До этого использовалась фиксированная цена в 300 долл. за одну тройскую унцию.

Структура официальных валютных резервов России в начале 90-х годов несколько отличалась от среднемировой, несмотря на процесс диверсификации как валютного рынка, так и валютного наполнения резервов Центрального банка России.

По мнению некоторых специалистов, структура золотовалютных резервов должна соответствовать структуре импорта страны, в которой треть закупок приходится на еврозону, треть – на страны СНГ и треть – на остальные страны мира. Данная точка зрения весьма спорна, поскольку валюты большинства стран СНГ слабы, чтобы претендовать на роль резервной валюты.

Структура размещения золотовалютных резервов состоит из двух портфелей – инвестиционного и операционного.

Подавляющая часть резервных валютных средств России (около 95%) в 90-е годы размешалась в кратко- и среднесрочных казначейских ценных бумагах государств-эмитентов соответствующих видов валют. Такая структура размещения позволяла, во-первых, обеспечить должную ликвидность вложений, а во-вторых, гарантировать высокую надёжность вложений.

Учитывая тот факт, что средства в ценных бумагах хранятся на балансах центральных банков соответствующих стран, они не будут потеряны даже в случае банкротства Казначейства США или краха Бундесбанка Германии. Небольшая часть резервных средств размещается в негосударственном секторе рынка, при этом чаше всего используются депозиты «overnight», размещаемые в первоклассных западных банках, имеющих рейтинг «АА» в соответствии с классификацией международных рейтинговых агентств.

При управлении золотовалютными резервами Банк России руководствуется идеями монетарной политики, установленными на текущий год. Центральный банк России воздерживается от масштабных вложений средств в малообеспеченные активы, такие, как депозитные сертификаты и векселя.

Значительно диверсифицировалась структура инвестиционного портфеля. В целом процесс диверсификации конвертируемых валют, обращаются на валютном рынке России, носит объективный характер. В перспективе это будет оказывать влияние на структуру золотовалютных резервов в плане уменьшения доли долларов США и увеличения запасов евро, английского фунта, швейцарского франка и свободно конвертируемых валют других промышленно развитых стран. Основная цель  новой  директивы  была  –   добиться  максимальной   доходности

на активы.

Распределение активов Банка России в резервных валютах по видам валют.

Структура резервных валютных активов ЦБР по видам валют на 1 января 2010 года выглядела следующим образом: 44,5% – доллар США, 43,8% – евро, 10,4% – фунт стерлингов, 1,3% – иена (рисунок 1).


 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Распределение активов Банка России в резервных валютах по видам валют по состоянию на 01.01.2010 г., %

У Банка России имелись также обязательства, выраженные в резервных валютах: остатки на счетах клиентов, включая счета Федерального казначейства в Банке России, и денежные средства, полученные по операциям РЕПО с иностранными контрагентами.

Разница между величиной активов Банка России в резервных валютах и величиной обязательств Банка России в указанных выше иностранных валютах представляет собой чистые резервные валютные активы, валютная структура которых является источником валютного риска. Принимаемый Банком России уровень валютного риска ограничивается нормативной валютной структурой резервных валютных активов Банка России, которая определяет целевые значения долей резервных валют в чистых резервных валютных активах и пределы допустимых отклонений от нее. Так как общая величина валютных резервных активов измеряется в долларах США, под валютным риском в процессе управления валютными резервами понимается снижение стоимости валютных резервов вследствие отклонения фактической валютной структуры от нормативной при неблагоприятных колебаниях курсов резервных валют к доллару США.

По состоянию на конец 2009 года резервные валютные активы ЦБ были инвестированы в следующие классы инструментов: депозиты и остатки на корреспондентских счетах в иностранных банках – 5,4%; сделки РЕПО, заключенные с иностранными контрагентами – 1,4%; ценные бумаги иностранных эмитентов – 93,2% (рисунок 2).

Ценные бумаги иностранных эмитентов представляют собой в основном долговые обязательства казначейства США, государственные долговые обязательства Германии, Франции, Соединенного Королевства, Швеции, Бельгии, Нидерландов, Австрии, Испании, Финляндии, Японии, а также долговые ценные бумаги внебюджетных фондов этих государств и международных финансовых организаций.

 


 

 

 

 

 

Рис. 2. Распределение резервных валютных активов Банка России по видам инструментов по состоянию на 31.12.2009 г., %

В географическом распределении резервных валютных активов лидируют США – 40,6%, затем следуют Германия – 19,1%, Франция – 16,7%, Великобритания – 9,4%. Доля инвестиций в активы других стран

не превышает 5%.

Распределение резервных валютных активов по степени кредитного риска. Кредитный риск ограничивался лимитами, установленными на контрагентов Банка России, а также требованиями, предъявляемыми к кредитному качеству эмитентов ценных бумаг, входящих в состав резервных валютных активов Банка России. Минимально допустимый рейтинг долгосрочной кредитоспособности контрагентов и должников Банка России по операциям с резервными валютными активами Банка России установлен на уровне «А» по классификации рейтинговых агентств Fitch Ratings и Standard & Poor’s (либо «А2» по классификации рейтингового агентства Moody’s). Минимальный рейтинг выпусков долговых ценных бумаг (или эмитентов долговых ценных бумаг) установлен на уровне «АА–» по классификации рейтинговых агентств Fitch Ratings и Standard & Poor’s (либо «Аа3» по классификации рейтингового агентства Moody’s). Сделки, связанные с управлением резервными валютными активами, заключались с включенными в соответствующий  перечень   иностранными  контрагентами   в  пределах,

установленных на них лимитов по кредитному риску.

Состав портфелей резервных валютных активов Банка России в зависимости от их кредитного рейтинга приведен на рисунке 3.


 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3. Распределение резервных активов Банка России по кредитному рейтингу по состоянию на 30.06.2009 г., %

По состоянию на 30 июня 2009 г. активы с рейтингом «ААА» составляли 83,0% всех валютных активов, с рейтингом «АА» - 6, 8%, с рейтингом «А» - 4,4%, с рейтингом «ВВВ» (Российские еврооблигации, валютные депозиты в российских банках и VTB Europe) – 4,1%.

Распределение построено на основе информации о рейтингах долгосрочной кредитоспособности, присвоенных головным конторам банковских групп – контрагентов Банка России по операциям денежного рынка и эмитентам ценных бумаг, входящих в состав портфелей резервных валютных активов Банка России, рейтинговыми агентствами Fitch Ratings, Standard & Poor’s и Moody’s. Если рейтинги контрагента или эмитента по классификации указанных агентств различались, во внимание принимался наиболее низкий рейтинг. Распределение по уровню кредитного риска представлено по основным рейтинговым категориям «AAA», «АА», «А» без детализации рейтинговой шкалы внутри каждой категории.

Таким    образом,  золотовалютные резервы  России, как и в других стран   мира, представляют собой высоколиквидные финансовые активы

органов денежно-кредитного регулирования. В России – это Банк России и Министерство финансов РФ. Международные резервные  активы России складываются из монетарного золота, специальных прав заимствования (СДР), резервной позиции в Международном валютном фонде (МВФ), активов в иностранной валюте, других резервных активов. При управлении золотовалютными резервами Банк России руководствуется идеями монетарной политики, установленными на текущий год. Центральный банк России воздерживается от масштабных вложений средств в малообеспеченные активы, такие, как депозитные сертификаты и векселя.

 

2.3. Проблемы формирования  финансовых резервов РФ и пути  их решения

Основная цель создания Резервного фонда состояла в том, чтобы

гарантировать среднесрочную бюджетную стабильность в случае резкого снижения цен на энергоносители. На момент принятия решения о нормативном объеме фонда долгосрочный прогноз цен на нефть предполагал, что цена в среднем будет составлять около 45 долларов за баррель в долгосрочной перспективе (в ценах 2007 года). В таком случае Резервный фонд обеспечивал перечисление нефтегазового трансферта в федеральный бюджет в установленном размере в течение 10-15 лет, а также гарантировал сохранение его размеров на 3-5 лет в случае резкого падения цена на нефть до уровня около 30 долларов за баррель.

К 2013 году ожидаемый в долгосрочной перспективе уровень цен на энергоносители существенно пересмотрен в сторону повышения, в среднем примерно до 100 долларов за баррель нефти. В таких условиях вероятность падения цен до уровня 30 долларов представляется очень низкой и требования к Резервному фонду несколько смягчаются – необходимо обеспечивать среднесрочную стабильность при ценах около 50 долларов за баррель (в ценах 2008 года).

С другой стороны, все более остро стоят проблемы пенсионной системы, особенно в условиях более высокой, чем ожидалось, инфляции. Изначально предполагалось использовать для дополнительного финансирования пенсионной системы лишь инвестиционный доход Фонда национального благосостояния, однако это значительно увеличивает нагрузку на федеральный бюджет, поэтому представляется целесообразным введение ежегодного целевого трансферта из ФНБ (эквивалентного 0,6% ВВП).

Указанные выше изменения ведут к необходимости пересмотреть политику  формирования  Резервного  фонда   и  Фонда    национального

благосостояния.

Глава Министерства экономического развития (МЭР) РФ Андрей Белоусов предложил уменьшить нормативную величину Резервного фонда РФ с 7 до 5% от ВВП, а высвободившиеся средства направить на финансирование структурных проектов. Согласно действующим правилам, Резервный фонд планируется наполнять до 7% от ВВП, после чего дополнительные нефтегазовые доходы должны будут направляться в Фонд национального благосостояния и на финансирование важных для страны инфраструктурных и других проектов.

Однако, как заявил 20 сентября 2012 г. на заседании правительства РФ А.Белоусов, Резервный фонд достигнет объема в 7% от ВВП только в 2017г. Реформа же позволит запустить финансирование необходимых стране проектов уже в 2014г.

«Снижение этой планки до 5% нам позволит запустить соответствующие программы уже с 2014г. и существенным образом компенсировать те расходы, которые у нас выпали из финансирования энергетической и транспортной инфраструктуры в результате жестких бюджетных ограничений», - сказал А.Белоусов.

Глава МЭР также добавил, что в его ведомстве считает Резервный фонд в размере 5% от ВВП вполне достаточным, чтобы пройти ситуацию с кризисом, если он повторится и продлится в течение двух лет, а не трех-четырех.

А.Белоусов заявил о необходимости правильно использовать дополнительные источники средств, в частности доходы от приватизации пакета акций Сбербанка, который принадлежал ЦБ РФ, и дивиденды «Роснефтегаза». Среди возможных вариантов использования этих денег глава МЭР назвал финансирование развития Дальнего Востока и Забайкалья, системы пригородных перевозок и субсидирование кредитов для предприятий ОПК.

В условиях сравнительно низкого уровня цен на нефть (соответствующего их динамике ожидавшейся в 2007 году) Резервный фонд оказывается исчерпан в пределах 15-летнего периода как при нормативной величине Резервного фонда 10%, так и при нормативной величине 5%. Разница состоит лишь в том, что в первом случае это происходит в 2022 году, а во втором – в 2020 году. Такая небольшая разница объясняется тем, что в этом сценарии уже начиная с 2012 года нефтегазовых доходов оказывается недостаточным для поддержания нормативной величины Резервного фонда и его средства начинают снижаться в процентах от ВВП.

Информация о работе Финансовые резервы, их динамика и проблемы развития в современной России