Финансовые резервы, их динамика и проблемы развития в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 21:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучить финансовые резервы, их динамику и проблемы развития в современной России. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть теоретические аспекты и сущность финансовых резервов государства;
- проанализировать динамику и современные проблемы формирования финансовых резервов РФ;
- выявить основные проблемы формирования финансовых резервов РФ и пути их решения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1. Теоретические аспекты финансовых резервов государства……………5
1.1. Экономическая сущность финансовых резервов …………………….5
1.2. Виды финансовых резервов государства……………………………..8
1.3. Нормативно-правовая база, регулирующая финансовые резервы государства…………………………………..13
2. Анализ динамики и современные проблемы формирования финансовых резервов РФ………17
2.1. Оценка формирования резервного фонда РФ и фонда национального благосостояния…………17
2.2. Анализ формирования международных резервов РФ ………………25
2.3. Проблемы формирования финансовых резервов РФ и пути их решения ….31
Выводы и предложения…………………………………………………….39
Список использованной литературы………………………………………42

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 137.46 Кб (Скачать файл)

В случае высоких цен на нефть использование норматива 5% позволяет поддерживать эту величину на протяжении всего 15-летнего периода. Таким образом, при высоких ценах на нефть предлагаемый скорректированный норматив формирования Резервного фонда оказывается достаточным для обеспечения бюджетной безопасности. В случае же снижения цен на нефть различие между новым и прежним нормативом оказывается не столь значительным.

Однако многие эксперты и аналитики отмечают о наличии других проблем, сложившихся в процессе управления средствами Резервного фонда. Так на сегодняшний день существует два способа пополнения Резервного фонда, первый из них, он же и основной это нефтегазовые трансферты, но при сложившейся ситуации на мировом рынке нефти их объем постепенно снижается.

Вторым способом увеличения объема Резервного фонда является эффективное инвестирование. Сегодня Россия предпочитает вкладывать средства Резервного фонда в облигации (долговые бумаги с фиксированным, но невысоким доходом), тогда как та же Норвегия после кризиса сделала стратегический выбор в пользу акций. Сегодня доходность Резервного фонда довольно низкая и многие эксперты предлагают расширять линейку активов, в которые вкладываются средства Резервного фонда, за счет более доходных и рискованных. Однако глава Минфина РФ Антон Силуанов заявил, что рисковые инструменты в условиях «мировой турбулентности» включать очень опасно и Министерство финансов на такой риск не пойдет.

C одной стороны Резервный фонд существует для того, чтобы гарантировать стабильность финансирования расходов бюджета, и если вкладывать средства Резервного фонда в рисковые активы, то их можно потерять. Поэтому вложение средств Резервного фонда в более рискованные активы не совсем оправдано. Однако сейчас более эффективно страховаться от будущих кризисных проявлений, развивая реальный сектор, инвестировать деньги в собственное производство товаров.

С другой стороны – принятие решения вкладывать накопленные резервы в рыночные инструменты было бы правильным. Неспокойное время на фондовых рынках – это лишь временное состояние, причем оно является естественной фазой развития фондового рынка. Более важным является то, что происходит на рынках в долгосрочной перспективе: если посмотреть на рынок более глобально, то станет ясно, что долгосрочный растущий тренд сохраняется.

Таким образом, можно констатировать, что инвестиционная стратегия управления ресурсами Резервного фонда полностью себя оправдала в период мирового финансового кризиса 2008-2009 гг., при этом в настоящий момент необходимо разработать более агрессивную стратегию управления фондом, в соответствии с которой доходность по вложениям была бы выше.

Однако, для того, чтобы инвестиции российского фонда были приняты за рубежом сначала, необходимо устранить риски, связанные с непрозрачностью фонда. Особое внимание к себе суверенные инвестиционные фонды привлекают секретностью операций. Европейские страны, а также США опасаются, что стратегические инвестиции суверенных фондов могут быть использованы для достижения политических целей правительствами арабских стран, Китая и России. Потому в развитых странах все чаще слышны голоса в поддержку протекционистских мер, которые бы ограничили деятельность таких фондов. Конечно, некоторые фонды, например в Норвегии, Малайзии, Сингапуре, являются весьма прозрачными – они регулярно публикуют информацию о размере активов, норме прибыли и составе инвестиционного портфеля. Многие компании рассматривают эти фонды в качестве надежных инвесторов. Однако российский Резервный фонд к таким не относится. Согласно Федеральному закону от 30.09. 2010 №245-ФЗ Министерство финансов не публикует информацию о поступлении и использовании нефтегазовых доходов федерального бюджета, а также о зачислении средств в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Поэтому российские инвестиции попросту могут быть не допущены к западным рынкам. Для того чтобы повысить прозрачность суверенного фонда благосостояния РФ необходимо разработать релевантную форму отчетности и транспарантную структуру управления фондом, это в свою очередь позволит устранить риски, связанные с недоверием запада.

Поэтому предлагается совершенствовать существующие механизмы функционирования Резервного фонда РФ и Фонда национального благосостояния в следующих направлениях:

- доступность базовой информации о фондах;

- публикация результатов ежегодного аудита независимыми аудиторскими организациями;

- доступность информации о приобретениях фонда, о географическом распределении активов и о финансовых результатах фонда;

- открытость структуры управления фондом;

- доступность информации об инвестиционных намерениях фондов.

Стоит сказать и о рекомендуемых мерах по совершенствованию инвестиционной стратегии Резервного фонда. На первом плане инвестиционной стратегии стоит задача максимизации доходности инвестируемых средств в долгосрочной перспективе. Поэтому поддержание умеренного уровня риска и широкая диверсификация вложений в различные классы активов являются необходимыми условиями ее достижения.

Как уже отмечалось, в основном средства российского фонда инвестируются в низкорисковые активы, такие как долговые обязательства правительств Австрии, Бельгии, Финляндии, Франции, Германии, Греции, Ирландии, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии, Испании, Великобритании и США. По многочисленным оценкам независимых экспертов эффективность управления средствами Резервного фонда России находится на крайне низком уровне. Так, к примеру, за 2006-2008 гг. потери денежных средств фонда составили около 133 млрд. рублей, что соизмеримо с объемом годового финансирования системы образования.

Приводимый некоторыми экономистами аргумент о необходимости вложения средств Резервного фонда РФ в зарубежные активы для снижения инфляции, критикуется оппозиционными экономистами по следующим основаниям:

- для снижения инфляции в первую очередь необходимо развитие конкуренции, в то время как текущая государственная политика ведет к увеличению роли государства и не способствует снижению монополизации;

- ставки по вложениям в государственные облигации других стран в первую очередь в США, существенно ниже ставок, кредитов, привлекаемых государственными компаниями (Газпром, Роснефть и др.), таким образом, объем денег   в экономике России не уменьшается, при

этом увеличивается объем процентных расходов.

Таким образом, видно, что инвестиционная стратегия российского правительства в отношении Резервного фонда является достаточно консервативной. Она предполагает вложения, в основном, за пределами страны в высоколиквидные активы, имеющие соответственно низкий уровень доходности. Поэтому для повышения доходности средств Резервного фонда рекомендуется рассмотреть следующие предложения:

1) По географическому сегменту: необходимо рассмотреть рынки  развивающихся стран, а именно  стран Азии. На данный момент 100% инвестиций фонда уходит в страны запада. Рекомендуется для начала 5% инвестировать в Азию. Как показывает опыт, инвестиции в рынки Азии обеспечивают достаточно высокую и стабильную доходность. По оценкам фондовых менеджеров JPMorgan Asset Management, китайская и индийская экономики продолжат развиваться довольно быстрыми темпами, даже, несмотря на существенное замедление экономик остальных стран Азии.

2) В разрезе сегментов рынка  необходимо инвестировать в новый  для российского фонда сегмент  недвижимости. В период финансового  кризиса 2008-2009 годов цены на недвижимость сильно упали, и таким образом, по мере выхода из кризиса недвижимость будет оставаться недооцененной первое время.

3) В качестве инструментов инвестирования  также могут быть предложены  высокодоходные облигации (корпоративные), акции компаний, котирующихся на  фондовом рынке.

4) Рекомендуется снизить нормативную  валютную структуру средств суверенного  фонда РФ в долларах с 45% до 40% в пользу активов, номинированных в японских йенах. Данный шаг будет способствовать диверсификации вложений и снижению уровня риска за счет того, что в портфель будут включены активы, на которые имеется устойчивый спрос со стороны институциональных инвесторов.

Выводы и предложения

Роль финансовых резервов весьма значительна. Финансовые резервы выполняют функцию стабилизатора экономики, и значение их только увеличивается при ухудшении экономической обстановки в стране. Положение государства в общемировом хозяйстве, и его дальнейшая судьба напрямую зависят от наличия и объема финансовых резервов и обеспечения большего разнообразия форм децентрализованных финансовых резервов, образуемых хозяйствующими субъектами. С экономической точки зрения финансовые резервы – это способы и формы создания и использования фондов финансовых ресурсов для финансирования мероприятий из локализации влияния непредсказуемых обстоятельств и поддержки высокого уровня производства и общественного благосостояния граждан.

Резервный фонд РФ является частью средств федерального бюджета. Фонд призван обеспечивать выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет. Резервный фонд способствует стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики от колебаний поступлений от экспорта невозобновляемых природных ресурсов.

Фонд национального благосостояния призван стать частью устойчивого механизма пенсионного обеспечения граждан РФ на длительную перспективу. Нефтегазовые доходы направляются в Фонд национального благосостояния после наполнения Резервного фонда до размера указанного выше. Другим источником формирования Фонда национального благосостояния являются доходы от управления его средствами.

Золотовалютные резервы – это государственные запасы золота и иностранной валюты, хранящиеся в центральном банке страны или в его финансовых органах, а также принадлежащие государству золото и иностранная валюта в международных валютно-кредитных организациях.

Резервный фонд Российской Федерации формируется за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета в объёме, превышающем утверждённую на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объём Резервного фонда не превышает его нормативной величины, и доходов от управления средствами Резервного фонда. Предельный объем использования средств Резервного фонда для финансового обеспечения нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Совокупный объем Резервного фонда РФ, по данным на 1 марта 2013 г., составил 2 трлн. 592,89 млрд. руб., Фонда национального благосостояния (ФНБ) – 2 трлн. 682,58 млрд. руб., говорится в материалах Министерства финансов РФ.

Для  государства,  создавшего Фонд  национального благосостояния, функционирование данного Фонда является, безусловно, позитивным фактором, и такие государства находятся в преимущественном положении относительно стран, не имеющих подобных фондов. Средства Фонда национального благосостояния могут быть использованы только на софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан России и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Формирование ФНБ происходит за счет нефтегазовых доходов государства. Величина нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, исчисленном как 3,7% прогнозируемого на соответствующий год объема ВВП.

Золотовалютные   резервы    России,    как   и  в других стран мира,

представляют собой высоколиквидные финансовые активы органов денежно-кредитного регулирования. В России – это Банк России и Министерство финансов РФ. Международные резервные  активы России складываются из монетарного золота, специальных прав заимствования (СДР), резервной позиции в Международном валютном фонде (МВФ), активов в иностранной валюте, других резервных активов. При управлении золотовалютными резервами Банк России руководствуется идеями монетарной политики, установленными на текущий год. Центральный банк России воздерживается от масштабных вложений средств в малообеспеченные активы, такие, как депозитные сертификаты и векселя.

Основная цель создания Резервного фонда состояла в том, чтобы гарантировать среднесрочную бюджетную стабильность в случае резкого снижения цен на энергоносители. Глава Министерства экономического развития (МЭР) РФ Андрей Белоусов предложил уменьшить нормативную величину Резервного фонда РФ с 7 до 5% от ВВП, а высвободившиеся средства направить на финансирование структурных проектов.

В условиях сравнительно низкого уровня цен на нефть (соответствующего их динамике ожидавшейся в 2007 году) Резервный фонд оказывается исчерпан в пределах 15-летнего периода как при нормативной величине Резервного фонда 10%, так и при нормативной величине 5%. Предлагаемое изменение параметров формирования Резервного фонда не окажет негативного влияния на осуществление им поставленной задачи – обеспечения бюджетной стабильности – с учетом новых макроэкономических условий и ожидаемых цен на нефть. Иными словами, предлагаемые изменения в структуре нефтегазовых фондов согласуются с текущей ситуацией и долгосрочными тенденциями, позволяя Резервному фонда выполнять стабилизирующую функцию, а Фонду национального благосостояния – поддерживать пенсионную систему.

Информация о работе Финансовые резервы, их динамика и проблемы развития в современной России