Финансовое планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 23:13, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы «Организация финансового планирования на
предприятии» очевидна в нынешних условиях российской действительности, связанной, прежде всего, с рыночными отношениями. Современный рынок предъявляет серьезные требования к предприятию. Сложность и высокая подвижность происходящих на нем процессов создают новые предпосылки для более серьезного применения планирования. Основными факторами возрастающей роли планирования в современных условиях являются:
- увеличение размеров фирмы и усложнение форм ее деятельности;
- высокая нестабильность внешних условий и факторов;

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
1 Теоретические основы финансового планирования на предприятии……
1.1. Сущность финансового планирования на предприятии……………….
1.2 Методы планирования финансовых показателей……………………….
1.3 Виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием……
2 Особенности организации системы финансового планирования на предприятии ЖКХ…………………………………………………………….
2.1 Организационно-экономическая характеристика районного межмуниципального унитарного предприятия ЖКХ …………………..
2.2 Анализ финансового состояния межмуниципального унитарного предприятия ЖКХ Бузулукского района ………………………………….
2.3 Оценка состояния финансового планирования на предприятии РМУП ЖКХ ………………………………………………………………………….
3 Направления совершенствования финансового планирования на предприятиях и пути улучшения финансово-хозяйственной деятельности предприятия ЖКХ……………………………………………………………..
3.1 Проблемы и пути совершенствования финансового планирования на предприятиях…………………………………………………………………..
3.2 Внедрение бюджетирования для повышения эффективности финансового планирования на предприятии………………………………..
3.3 Мероприятия по повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия ЖКХ……………………………
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованных источников………………………………………..
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Фин Планирование .doc

— 682.50 Кб (Скачать файл)

    Методы  break-down  и   build-up   представляют   две   противоположные тенденции. На практике не целесообразно использовать  только  один  из  этих методов. Планирование и  составление  бюджетов  представляют  собой  текущий процесс, в котором необходимо постоянно  осуществлять  координацию  бюджетов различных подразделений.

    Процесс финансового  планирования включает несколько  этапов.

    На первом анализируются  финансовые показатели за предыдущий период. Для этого используют основные финансовые документы предприятий  –  бухгалтерский баланс, отчёты о прибылях и убытках, отчёты  о  движении  денежных  средств. [29]

    Они  имеют  важное  значение  для  финансового  планирования,  так  как содержат данные для анализа и расчёта  финансовых  показателей деятельности предприятия,  а  также  служат  основой  для   составления   прогноза   этих документов. Причём, сложная аналитическая работа  на  этом  этапе  несколько облегчается тем, что форма финансовой отчётности  и  планируемые  финансовые таблицы одинаковы по содержанию.

    Баланс предприятия  входит в состав документов  финансового планирования, а отчётный бухгалтерский баланс является исходной  базой  на  первой  стадии планирования. [14]

    Второй этап предусматривает составление основных прогнозных документов, таких как прогноз баланса, отчёта о прибылях и  убытках,  движения  денежных средств (движение наличности), которые относятся к перспективным  финансовым планам  и   включаются   в   структуру   научно-обоснованного   бизнес-плана предприятия.

    На третьем  этапе уточняются и  конкретизируются  показатели  прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.     На четвёртом этапе осуществляется оперативное финансовое планирование.    Завершается процесс финансового  планирования  практическим  внедрением планов и контролем за их выполнением [29].     Жизнедеятельность   фирмы   невозможна   без   планирования,   "слепое" стремление к получению прибыли приведет  к  быстрому  краху.  При  создании любого предприятия необходимо определить цели  и  задачи  его  деятельности, что и обуславливает  долгосрочное  планирование.  Долгосрочное  планирование определяет среднесрочное и краткосрочное  планирование, которые  рассчитаны на меньший срок и поэтому подразумевают большую  детализацию  и  конкретику. Основой   планирования   является   план   сбыта,   так   как   производство ориентировано в первую  очередь  на  то,  что  будет  продаваться,  то  есть пользоваться спросом на рынке. Объем сбыта  определяет  объем  производства, который в свою очередь, определяет планирование всех видов ресурсов,  в  том числе  трудовые  ресурсы,  сырьевые  запасы   и   запасы   материалов.   Это обуславливает необходимость финансового планирования, планирование  издержек и  прибыли.   Планирование   должно   осуществляться   по   жесткой   схеме, использовать расчеты многих количественных показателей.

    Планирование и моделирование дальнейшей деятельности, конечно же, носит несколько  абстрактный  характер  из-за   непредсказуемости   ряда   внешних факторов, но  дает  возможность  учесть  те  изменения,  которые  не  всегда очевидны на первый взгляд.    Методы планирования финансовых показателей рассмотрим более подробно далее.

 

1.2 Методы планирования  финансовых показателей

 

Содержанием стратегии финансового планирования хозяйствующего субъекта является определение его центров доходов и центров расходов. Центр доходов хозяйствующего субъекта - это его подразделение, которое приносит ему максимальную прибыль. Центр расходов - это подразделение хозяйствующего субъекта, являющееся малорентабельным или вообще некоммерческим, но играющее важную роль в общем производственно-торговом процессе[30].     .

Планирование финансовых показателей осуществляется посредством определенных методов. Методы планирования - это конкретные способы и приемы расчетов показателей. При планировании финансовых показателей могут применяться следующие методы: нормативный, расчетно-аналитический, балансовый, метод оптимизации плановых решений, экономико-математическое моделирование.

Естественно, что универсальных рецептов, которые могли бы одинаково успешно применяться на различных предприятиях, нет. Но есть методы, с использованием которых могут быть построены системы управления предприятием. Они представляют собой формализованную совокупность понятий и процессов, позволяющую создать описание того, как предприятие должно работать, и имеют сугубо конструктивный характер, то есть их можно воспринимать как набор инструкций (алгоритм). Итак, к основным методам планирования финансовой деятельности на предприятии относят:

Нормативный метод. Сущность нормативного метода планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и в их источниках. Такими нормативами являются ставки налогов, ставки тарифных взносов и сборов, нормы амортизационных отчислений, нормативы потребности в оборотных средствах и др. В финансовом планировании применяется целая система норм и нормативов, которая включает:

Федеральные нормативы, являющиеся едиными для всей территории Российской Федерации, для всех отраслей и хозяйствующих субъектов. К ним относятся ставки федеральных налогов, нормы амортизации отдельных видов основных фондов, ставки тарифных взносов на государственное социальное страхование и другие; республиканские (краевые, областные, автономных образований) нормативы, а также местные нормативы действуют в отдельных регионах Российской Федерации. Речь идёт о ставках республиканских и местных налогов, тарифных взносов и сборов и другие;

Отраслевые нормативы, действующие в масштабах отдельных отраслей или по группам организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (малые предприятия, акционерные общества и т.п.). Сюда входят нормы предельных уровней рентабельности предприятий-монополистов, предельные нормы отчислений в резервный фонд, нормы льгот по налогообложению, нормы амортизационных отчислений отдельных видов основных фондов. Нормативные модели позволяют сравнить фактические результаты деятельности предприятий с ожидаемыми, рассчитанными по бюджету. Их сущность сводится к установлению нормативов по каждой статье расходов по технологическим процессам, видам изделий, центрам ответственности и т.п. и к анализу отклонений фактических данных от этих нормативов.

Нормативы хозяйствующего субъекта - это нормативы, разрабатываемые непосредственно хозяйствующим субъектом и используемые им для регулирования производственно-торговым процессом и финансовой деятельностью, контроля над использованием финансовых ресурсов, других целей по эффективному вложению капитала. К этим нормативам относятся потребности в оборотных средствах, нормы кредиторской задолженности, постоянно находящиеся в распоряжении хозяйствующего субъекта, нормы запасов сырья, материалов, товаров, тары, нормативы распределения финансовых ресурсов и прибыли, норматив отчислений в ремонтный фонд и т.д.

Итак, нормативный метод планирования заключается в установлении для определенного отрезка времени фиксированной системы норм. Нормативный метод планирования является самым простым методом. Зная норматив и объёмный показатель, можно легко рассчитать плановый показатель.

Для более наглядного отражения применения нормативного планирования в планировании финансовой деятельности предприятия можно привести следующий пример:

Цены на сырьё, необходимое для изготовления продукции, колеблется на рынке от 1000 до 1200 руб. за 1 кг. Принимаем для расчёта планового объёма финансовых ресурсов 1200 за 1 кг. Объёмный показатель (план выпуска продукции) - 1000 кг. Норма затрат сырья - 1 кг на 1 единицу продукции. Тогда плановая величина финансовых ресурсов (оборотного капитала), необходимых для закупки сырья, составляет 1200000 руб. (1200 х 1000).

Расчётно-аналитический метод. Сущность расчётно-аналитического метода планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе анализа достигнутой величины финансового показателя, принимаемого за базу, и индексов его изменения в плановом периоде рассчитывается плановая величина этого показателя. Данный метод планирования широко применяется в тех случаях, когда отсутствуют технико-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена косвенно, на основе анализа их динамики и связей. В основе этого метода лежит экспертная оценка (рис. 2.)

 

Рисунок 2. Схема расчётно-аналитического метода планирования.

Расчётно-аналитический метод широко применяется при планировании суммы прибыли и доходов, определении величины отчислений от прибыли в фонды накопления, потребления, резервный, по отдельным видам использования финансовых ресурсов и т.д. Этот метод планирования показывает влияние факторов на величину прибыли, однако он в достаточной степени не учитывает влияние всех меняющихся условий хозяйствования на финансовые результаты и не обеспечивает их достоверности прежде всего из-за постоянно меняющихся условий хозяйствования.

Балансовый метод. Сущность балансового метода планирования финансовых показателей заключается в том, что путём построения балансов достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них. Балансовый метод применяется, прежде всего, при планировании распределения прибыли и других финансовых ресурсов, планировании потребности поступлений средств в финансовые фонды - фонд накопления, фонд потребления и др. Фонд накопления - это денежные средства, направляемые на производственное развитие предприятия и иные аналогичные цели, предусмотренные учредительными документами, т.е. на создание нового имущества предприятия. Фонд потребления - это средства нераспределенной прибыли, направляемые на материальное поощрение работников коллектива и иные аналогичные мероприятия, не приводящих к образованию имущества предприятия.

При прогнозировании баланса рассчитываются, в первую очередь, ожидаемые значения его активных статей. Что касается пассивных статей, то работа с ними завершается с помощью метода балансовой увязки показателей и выявляется потребность во внешних источниках финансирования.

При реализации балансового метода планирование финансовой деятельности предприятия осуществляется и от возможности производить товары или услуги, и от потребностей рынка в них. В процесс управления предприятием явно включается маркетинг. Таким образом, этот метод позволяет интегрировать взаимоотношения потребитель - предприятие с внутренними бизнес-процессами предприятия.

Метод оптимизации плановых решений. Сущность метода оптимизации плановых решений заключается в разработке нескольких вариантов плановых расчётов, с тем, чтобы выбрать из них наиболее оптимальный. Собственно прогнозирование осуществляется в ходе имитационного моделирования, когда при расчетах варьируют темпами изменения базового показателя и независимых факторов, а его результатом является построение нескольких вариантов прогнозной отчетности.

При этом могут применяться разные критерии выбора:

- минимум приведённых затрат;

- максимум приведённой прибыли;

- минимум вложения капитала при наибольшей эффективности результата;

- минимум текущих затрат;

- минимум времени на оборот капитала, т.е. ускорение оборачиваемости средств;

- максимум дохода на рубль вложенного капитала;

- максимум прибыли на рубль вложенного капитала;

- максимум сохранности финансовых ресурсов, т.е. минимум финансовых потерь (финансового или валютного риска).

К примеру, планирование материальных ресурсов включает в себя составление проектов заказов на закупку и/или внутреннее производство необходимых материалов - комплектующих. Из всех составленных проектов по этому вопросу выбирается наиболее оптимальный. Оптимальное решение содержит следующие вопросы:

- производственная деятельность описывается как поток взаимосвязанных заказов;

- при выполнении заказов учитываются ограничения ресурсов;

- обеспечивается минимизация производственных циклов и запасов;

- заказы снабжения и производства формируются на основе заказов реализации и производственных графиков;

- движение заказов увязывается с экономическими показателями;

- выполнение заказа завершается к тому моменту, когда он необходим.

Известно, что выпуск продукции напрямую связан с тем, насколько хорошо и ритмично предприятие снабжается сырьем или комплектующими, насколько рационально используются складские площади, и, наконец, насколько ее выпуск связан с заказами клиентов или потребностью рынка. Изменение оптимального соотношения любой из этих составляющих влечет за собой те или иные проблемы. Перебои с поставками сырья влекут за собой простои в выпуске продукции, поступление большего, чем необходимо, количества материалов может повлечь за собой необоснованные потери.

Именно с целью оптимального управления производством от поставки сырья и комплектующих до удовлетворения запросов конечных потребителей был использован данный метод планирования материальных запасов предприятия. Другими словами, применение этого метода позволяет оптимизировать план поставок комплектующих, тем самым уменьшая затраты на производство и повышая его эффективность.

Пример. В качестве критерия выбора принимается минимум приведённых затрат, которые представляют собой сумму текущих затрат и капиталовложений, приведённых к одинаковой размерности в соответствии с нормативными показателями эффективности. Они исчисляются по формуле:

Информация о работе Финансовое планирование