Финансовое планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 23:13, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы «Организация финансового планирования на
предприятии» очевидна в нынешних условиях российской действительности, связанной, прежде всего, с рыночными отношениями. Современный рынок предъявляет серьезные требования к предприятию. Сложность и высокая подвижность происходящих на нем процессов создают новые предпосылки для более серьезного применения планирования. Основными факторами возрастающей роли планирования в современных условиях являются:
- увеличение размеров фирмы и усложнение форм ее деятельности;
- высокая нестабильность внешних условий и факторов;

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
1 Теоретические основы финансового планирования на предприятии……
1.1. Сущность финансового планирования на предприятии……………….
1.2 Методы планирования финансовых показателей……………………….
1.3 Виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием……
2 Особенности организации системы финансового планирования на предприятии ЖКХ…………………………………………………………….
2.1 Организационно-экономическая характеристика районного межмуниципального унитарного предприятия ЖКХ …………………..
2.2 Анализ финансового состояния межмуниципального унитарного предприятия ЖКХ Бузулукского района ………………………………….
2.3 Оценка состояния финансового планирования на предприятии РМУП ЖКХ ………………………………………………………………………….
3 Направления совершенствования финансового планирования на предприятиях и пути улучшения финансово-хозяйственной деятельности предприятия ЖКХ……………………………………………………………..
3.1 Проблемы и пути совершенствования финансового планирования на предприятиях…………………………………………………………………..
3.2 Внедрение бюджетирования для повышения эффективности финансового планирования на предприятии………………………………..
3.3 Мероприятия по повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия ЖКХ……………………………
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованных источников………………………………………..
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Фин Планирование .doc

— 682.50 Кб (Скачать файл)

 


 


Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………………….

1 Теоретические основы  финансового планирования на  предприятии……

1.1. Сущность финансового  планирования на предприятии……………….

1.2 Методы планирования  финансовых показателей……………………….

1.3 Виды финансовых  планов и их роль в управлении предприятием……

2 Особенности организации  системы финансового планирования  на предприятии ЖКХ…………………………………………………………….

2.1 Организационно-экономическая характеристика  районного  межмуниципального унитарного     предприятия  ЖКХ …………………..

2.2 Анализ финансового  состояния  межмуниципального унитарного предприятия ЖКХ  Бузулукского района ………………………………….

2.3 Оценка состояния финансового  планирования на предприятии  РМУП ЖКХ  ………………………………………………………………………….

3 Направления совершенствования финансового планирования на предприятиях и пути улучшения финансово-хозяйственной деятельности предприятия ЖКХ……………………………………………………………..

3.1 Проблемы  и пути  совершенствования финансового  планирования на предприятиях…………………………………………………………………..

3.2 Внедрение бюджетирования для повышения эффективности финансового планирования на предприятии………………………………..

3.3 Мероприятия по повышению  эффективности финансово-хозяйственной  деятельности предприятия ЖКХ……………………………

Заключение…………………………………………………………………….

Список использованных источников………………………………………..

Приложения

 

 

8

8

13

23

 

32

 

32

 

37

 

44

 

 

56

 

56

 

61

 

69

73

76


Введение

 

Любое общество всегда ставит перед собой задачу дальнейшего самосовершенствования, повышения уровня жизни. Постановка целей и их реализация требуют организованной деятельности, а последняя - ее планирования. В то же время механизмы реализации планов, формы и методы планирования могут быть совершенно различными и сами оказывать влияние на характер производственных отношений.

Процессом достижения некоторой конкретной цели необходимо управлять, потому что результат и, соответственно, успех не может прийти самопроизвольно. Управление проектом - это особый вид деятельности, включающий, контроль за выполнением работ и коррекцию плана путем применения современных методов управления. Т.е. система управления состоит из следующих взаимосвязанных функций: планирования, учета, анализа и принятия управленческих решений. Процесс управления зависит, с одной стороны, от вида и числа проблем, которые должны быть решены, с другой стороны, от вида и числа участвующих в нём людей и их межличностных информационных и социальных связей. Эффективность процесса управления определяется достижением взаимодействия в ходе решения проблем между работниками. Планирование будущей деятельности помогает снизить количество возникающих в процессе работы проблем.

Актуальность   темы   «Организация   финансового    планирования    на

предприятии»  очевидна  в  нынешних  условиях  российской  действительности, связанной, прежде всего, с рыночными  отношениями. Современный рынок предъявляет серьезные требования к предприятию.  Сложность и  высокая  подвижность  происходящих  на  нем   процессов   создают   новые предпосылки  для  более  серьезного   применения   планирования.   Основными факторами возрастающей роли планирования в современных условиях являются:

 - увеличение размеров фирмы и усложнение форм ее деятельности;

 - высокая нестабильность внешних условий и факторов;

 - новый стиль руководства персоналом;

 - усиление центробежных сил в экономической организации;

        В  рыночной экономике предприниматели  не  могут  добиться  стабильного успеха, если не будут четко  и  эффективно  планировать  свою  деятельность, постоянно собирать и аккумулировать  информацию,  как  о  состоянии  целевых рынков, положения на них конкурентов, так и  о  собственных  перспективах  и возможностях.

      Цель данной курсовой работы – рассмотреть систему финансового  планирования и процесс разработки финансового  плана на предприятии в современных условиях рынка.

В рамках данной цели поставлены следующие задачи:

      1.  Рассмотреть  сущность и содержание финансового  планирования;

      2.  Познакомиться с методикой финансового планирования;

      3. Рассмотреть процесс планирования на предприятии

    4. Разработать направления совершенствования механизма планирования.

    Объектом  исследования  является состояние финансового  планирования  на реально действующем предприятии МУП ЖКХ Бузулукского  района.

   Предмет исследования  –  организация на предприятии системы финансового планирования.

В работе использованы нормативные документы по отраслевому планированию, учебные пособия, монографии  ученых-экономистов, таких как Акулов В.Б., Бородина   Е. И., Балабанов И. Т., Бухалков М.И., Вахрушина М.А., Ильин А.И., Карпенко Е.М.,  Крынин М.А.,  Либерман Н.А., отчетные данные и практический материал исследуемого предприятия.

   В дипломной работе применялись такие методы исследования, как экономико-статистический, сравнения, факторный анализ и другие.

 

 

1 Теоретические основы финансового планирования на предприятии

1.1. Сущность финансового  планирования на предприятии

 

Управлять  –  значит  предвидеть,  т.е.  прогнозировать,   планировать.

Поэтому важнейшим элементом предпринимательской  хозяйственной  деятельности и управления предприятием является планирование, в том числе и финансовое. Цикл управления предприятием показан на рисунке 1.

┌─────────────┐  ┌───────────────┐  ┌────────┐

│ Планирование├─>│Прогнозирование├─>│  Учет  │

└───────┬─────┘  └───────────────┘  └────┬───┘

       /│\                              \│/

┌───────┴─────┐  ┌───────────────┐  ┌────┴───┐

│Регулирование│<─┤     Анализ    │<─┤Контроль│

└─────────────┘  └───────────────┘  └────────┘

 

Рисунок 1. Цикл управления предприятием

  Финансовое планирование - это планирование всех доходов  и  направлений расходования денежных средств  предприятия  для  обеспечения  его  развития.

Финансовое планирование осуществляется  посредством  составления  финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости  от  задач  и  объектов планирования. [27]

    Финансовое  планирование  является  важным   элементом   корпоративного планового процесса.  Каждый менеджер,  независимо  от  своих  функциональных интересов, должен быть знаком с механикой и смыслом  выполнения  и  контроля финансовых планов, по крайней мере настолько,  насколько  это  касается  его деятельности [10].

    Основные задачи  финансового планирования:

      - обеспечение нормального воспроизводственного процесса  обходимыми  источниками  финансирования.  При  этом  огромное  значение   имеют целевые источники финансирования, их формирование и использование;

      - соблюдение интересов акционеров и других  инвесторов.  Бизнес-план, содержащий подобное обоснование инвестиционного  проекта,  является   для  инвесторов   основным   документом,   стимулирующим   вложение      капитала;

      - гарантия  выполнения  обязательств  предприятия  перед  бюджетом  и    внебюджетными фондами, банками и другими  кредиторами.  Оптимальная для данного предприятия структура  капитала  приносит  максимальную  прибыль и максимизирует при заданных параметрах  платежи  в  бюджет;

      - выявление резервов и  мобилизация  ресурсов  в  целях  эффективного    использования    прибыли    и    других    доходов,    включая    и    внереализационные;

      - контроль рублём за  финансовым  состоянием,  платёжеспособностью  и   кредитоспособностью предприятия. [17]

    Цель финансового  планирования состоит в увязке  доходов  с  необходимыми расходами.  При  превышении   доходов   над   расходами   сумма   превышения направляется в резервный фонд. При превышении расходов  над  доходами  сумма недостатка финансовых средств восполняется за  счёт  выпуска  ценных  бумаг, получения кредитов, получения благотворительных взносов и т.д. [13, с. 201]     Руководство любого  предприятия  независимо  от  его  вида  и  величины обязано знать, какие задания в области экономической деятельности оно  может запланировать на следующий период. Группы  заинтересованных  в  деятельности предприятия  лиц   предъявляют   определенные   минимальные   требования   к результатам  его  работы.  К  тому  же  при  планировании  некоторых   видов деятельности необходимо знать, какие  экономические  ресурсы  требуются  для выполнения поставленных задач. Это относится,  например,  к  планированию  в области   привлечения   капитала    (приобретения    кредитов,    увеличение акционерного капитала и т.п.) и определения объема инвестиций. [4, с. 59]

    По   мере   реализации   заложенных   в  бюджете   планов   необходимо регистрировать фактические результаты  деятельности  предприятия.  Сравнивая фактические  показатели   с   запланированными,   можно   осуществлять   так называемый бюджетный контроль. В этом  смысле  основное  внимание  уделяется показателям, которые отклоняются от плановых, и анализируются  причины  этих отклонений.  Таким  образом,  пополняется  информация  обо   всех   сторонах деятельности предприятия. Бюджетный контроль позволяет, например,  выяснить, что  в  каких-либо областях  деятельности  предприятия   намеченные   планы выполняются неудовлетворительно. Но можно, разумеется, предположить и  такую ситуацию,  когда  окажется,  что  сам  бюджет  был   составлен   на   основе нереалистичных   исходных   положений.   В  обоих    случаях    руководство заинтересовано в получении информации  об  этом,  с  тем  чтобы предпринять необходимые действия, т.е. изменить способ выполнения планов или  ревизовать положения, на которых основывается бюджет. Разрабатывая финансовый  план  на следующий период, необходимо принимать решения  заблаговременно,  до  начала деятельности в этот период. В таком случае  существует  большая  вероятность того, что разработчикам  плана  хватит  времени  для  выдвижения  и  анализа альтернативных предложений, чем в той ситуации, когда решение принимается  в самый последний момент. [25]

    Как  правило,  различают  краткосрочное  и  долгосрочное  планирование. Значение некоторых из принимаемых решений распространяется на  очень  долгую перспективу. Это относится, например,  к  решениям  в  таких  областях,  как приобретение элементов основного капитала,  кадровая  политика,  определение ассортимента выпускаемой продукции. Такие  решение  определяют  деятельность предприятия на много лет  вперед  и  должны  быть  отражены  в  долгосрочных планах (бюджетах),  где  степень  детализованности  обычно  бывает  довольно невысока. Долгосрочные планы должны представлять собой своего рода  рамочную конструкцию,  составными элементами которой  являются  краткосрочные  планы.[7]

    В основном  на предприятиях используется  краткосрочное  планирование  и имеют дело с плановым периодом, равным одному  году.  Это  объясняется  тем, что за период такой протяженности, как можно  предположить,  происходят  все типичные  для  жизни   предприятия   события,   поскольку   за   этот   срок выравниваются сезонные колебания  конъюнктуры.  По  времени  годовой  бюджет (план) можно разделить на месячные или квартальные бюджеты (планы).  [6]                       

    Организация планирования зависит  от  величины  предприятия.  На  очень мелких  предприятиях  не  существует  разделения  управленческих  функций  в собственном  смысле  этого   слова,   и   руководители   имеют   возможность самостоятельно вникнуть во все проблемы. На крупных предприятиях  работа  по составлению бюджетов (планов) должна  производиться  децентрализовано.  Ведь именно на уровне подразделений сосредоточены кадры, имеющие наибольший  опыт в области производства,  закупок,  реализации,  оперативного  руководства  и т.д. Поэтому именно в подразделениях и выдвигаются предложения  относительно тех действий, которые было бы целесообразно предпринять в  будущем.  [5]

    Бюджеты подразделений  должны разрабатываться не  изолированно  друг  от друга. При расчете, например, плановых показателей реализации,  а  значит  и величины покрытия необходимо знать условия  производства  и  запланированные отпускные цены. Чтобы обеспечить действенную систему координации, на  многих предприятиях разрабатывается инструкция по составлению бюджетов,  в  которой содержится  повременной  план,  а  также   распределение   обязанностей    и ответственности при расчете бюджетных показателей. [18]     В литературе о планировании на предприятиях обычно различают две  схемы организации работ по составлению бюджетов  (планов):  по  методу  break-down (сверху-вниз) и по методу  build-up (снизу-вверх). [15]

     По  методу   break-down  работа  по  составлению  бюджетов  начинается “сверху”,  т.е.  руководство  предприятия  определяет  цели  и   задачи,   в частности плановые показатели по прибыли. Затем эти показатели во все  более детализированной, по мере  продвижения  на  более  низкие  уровни  структуры предприятия,  форме включаются в планы  подразделений.  По  методу  build-up поступают наоборот.  Например,  расчет  показателей   реализации   начинают отдельные  сбытовые  подразделения,  и   затем   уже   руководитель   отдела реализации предприятия  сводит  эти  показатели  в  единый  бюджет  (план), который в последствии может войти составной частью  в  общий  бюджет  (план) предприятия. [12]

Информация о работе Финансовое планирование