Финансовая система государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 22:25, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования – финансовая система как инструмент макрорегулирования экономики.
Предмет исследования – специфика формирования финансовой системы в Республике Беларусь.
Цель работы: изучение сущности и структуры финансовой системы страны.

Содержание

Введение 4
1 Сущность финансовой системы государства, критерии группировки финансовых отношений, включаемых в финансовую систему 5
2 Сферы и звенья финансовой системы, их характеристика 11
3 Дискуссионные вопросы состава и структуры финансовой системы в современной экономической литературе 21
Заключение 25
Список использованных источников 26

Вложенные файлы: 1 файл

Моя 01.03. (Автосохраненный)2.doc

— 265.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Кафедра финансов и финансового менеджмента

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Теория финансов

на тему: Финансовая система государства

 

 

 

 

 

Студент                                                                                                К.В.Филипчик

ФФБД, 3-й курс, РФН-2                      (подпись)    

                                                                                      (дата)            

 

 

Руководитель                                                                                     

                                                              (подпись)

                                                                                     (дата)

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2012

РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа: 26 с., 2 табл., 1 рис., 15 источников

 

  финансовая система, структура финансовой системы, ЗВЕНЬЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ, ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

 

Объект исследования – финансовая система как инструмент макрорегулирования экономики.

Предмет исследования – специфика формирования финансовой системы в Республике Беларусь.

Цель работы: изучение сущности и структуры финансовой системы страны.

При выполнении работы использованы методы: системный, аналитический, диалектический.

В процессе работы проведены следующие исследования: рассмотрена сущность финансовой системы; проведен анализ структуры финансовой системы Беларуси; описаны дискуссионные вопросы содержания и структуры финансовой системы в современной экономической литературе.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются  ссылками на их авторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                 _______________

(Подпись студента)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики  в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный подход от в основном централизованно планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.

Финансовая система  Республики Беларусь включает в себя такие сферы, как общегосударственные (централизованные финансы) и финансы предприятий, учреждений, организаций (децентрализованные финансы). В условиях рыночных отношений третьей сферой является финансовый рынок, служащий для мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств и обеспечивающий процесс перелива капитала в отрасли с высоким уровнем дохода [1, с.35].

Всем вышеизложенным объясняется актуальность темы курсовой работы.

Целью работы является изучение финансовой системы государства.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

  • Описать сущность финансовой системы государства и типы финансовых отношений, включаемых в систему;
  • Осветить структуру финансовой системы, их сферы и звенья;
  • Изучить дискуссионные вопросы состава и структуры финансовой системы.

Предмет курсовой работы – специфика формирования и развития финансовой системы в Республике Беларусь.

Объект курсовой работы – финансовая система государства как научная категория и инструмент макроэкономического регулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1. Сущность финансовой системы государства

 

 

Понятие финансовой системы  является дальнейшим развитием и  конкретизацией понятия «финансы». Как ранее отмечалось, финансы выражают денежные отношения. В каждом государстве имеется несколько сфер финансовых отношений, каждая из них имеет свои специфические особенности, которые проявляются, прежде всего, в формах и методах мобилизации финансовых ресурсов и их использовании. Например, у предприятий сферы материального производства финансовые ресурсы формируются за счет прибыли, амортизационных отчислений, выручки от продажи ценных бумаг и др. Государственный бюджет республики образуется в основном за счет налогов с предприятий и населения. Не одинаковы и каналы направления финансовых ресурсов у предприятий и государственного бюджета. С учетом сказанного, можно утверждать, что каждая сфера финансовых отношений является в определенной мере самостоятельным звеном финансовой системы. Однако это отличия внутри единого целого, все звенья тесно взаимосвязаны между собой и составляют единую финансовую систему [2, c. 128].

Необходимо отличать понятия «финансовая  система» и «финансовый аппарат». Если первое понятие включает в себя финансовые отношения (относящиеся к базису общества), то второе — часть общегосударственного управленческого аппарата, на который возложено управление финансовой системой Республики Беларусь (надстройка общества). Финансовый аппарат в лице финансовых органов Министерства финансов республики, отраслевых министерств, ведомств, предприятий и других структур может оказывать серьезное влияние на организационные формы построения объективно существующих финансовых отношений, т. е. на финансовую систему, и тем самым воздействовать на эффективность общественного производства.

В экономической литературе наряду с понятием финансовой системы существует еще обобщенное понятие финансово-кредитной системы. А в Конституции Республики Беларусь, принятой в 1996 г., есть специальный раздел (VII), который называется «Финансово-кредитная система Республики Беларусь». В указанное понятие включаются не только сферы и звенья финансовой системы, но и кредитная система. Финансовая система вместе с кредитной системой оказывают существенное воздействие на деятельность предприятий и учреждений материального производства и непроизводственной сферы [5, c. 133].

Финансовая система – базисное понятие, объективно существующие финансовые отношения по поводу образования, распределения и перераспределения фондов денежных средств. Как объективно существующие финансовые отношения, финансовую систему большое влияние может оказать надстройка общества, управленческие органы, управленческий аппарат, осуществляющий управление финансовой системой государства – министерство финансов РБ, отраслевые министерства и ведомства, финансовых органов предприятий.

В отличие от финансовой системы государств с развитой рыночной экономикой в странах с переходной экономикой она имеет свои отличительные особенности. Во-первых, в силу еще не сложившейся рыночной инфраструктуры сохраняется необходимость государственного регулирования экономики путем воздействия на нее налогово-бюджетных инструментов и внебюджетного вмешательства.

Во-вторых, в отличие от стран  с развитой экономикой, где "деньги делают деньги" и высок уровень  внутренних сбережений, т.е. развит финансовый рынок, в странах с переходной экономикой основным звеном финансовой системы являются финансы предприятий  и организаций материального производства [3, c.32]. Именно в этой сфере создается продукт, стоимость которого служит источником покрытия издержек производства и формирования всех сбережений и инвестиций.

В-третьих, поскольку  в условиях переходного периода  сокращается доля финансовых ресурсов, перемещаемых через государственные финансы из-за изменения структуры собственности, и происходит их замещение банковским сектором, то в состав финансовой системы, по нашему мнению, должна включаться и банковская система [4, c.52]. Структура финансовой системы стран с переходной экономикой может иметь следующий вид:

  1. Финансы предприятий и организаций материального производства:
  • финансы государственных предприятий;
  • финансы кооперативных предприятий;
  • финансы акционерных предприятий;
  • финансы частных предприятий;
  • других форм хозяйствования.
  1. Государственные финансы:
  • государственный бюджет;
  • внебюджетные фонды;
  • государственный кредит.
  1. Банковская система:
  • Центральный банк;
  • официально признанные банковские институты:
  • коммерческие банки;
  • инвестиционные банки;
  • сберегательные банки;
  • ссудо-сберегательные банки (США).
  1. Специализированные финансовые институты:
  • финансовые институты развития (ФИР);
  • сельскохозяйственные банки;
  • индустриальные банки, обслуживающие малые и средние промышленные предприятия;
  • ипотечные банки.
  1. Квази-банковские институты:
  • почтово-сберегательные институты;
  • финансовые компании;
  • кредитные кооперативы;
  • другие депозитные институты.
  1. Неофициальный (неформальный) сектор:
  • участники неорганизованного рынка ценных бумаг;
  • лица, предоставляющие денежные кредиты - ростовщики;
  • неформальные сберегательные фонды (общества).
  1. Небанковские (признанные) финансовые институты:
  • страховые компании;
  • взаимные фонды;
  • пенсионные фонды;
  • фонды социального страхования.
  1. Сеть обеспечения безопасности:
  • институты страхования депозитов.
  1. Платежная система:
  • клиринговая система;
  • гроссовая система.
  1. Финансовый рынок:
  • денежный рынок;
  • рынок капиталов.
  1. Правовая и регулятивная инфраструктура.

Поскольку объем финансовых ресурсов, распределяемых через сферу государственных финансов, в условиях переходного периода сокращается, большая его часть распределяется через банковские, квази-банковские и небанковские финансовые институты. Среди них важное место занимает - Национальный банк. В его функции входит эмиссия денег, регулирование денежного обращения, ведение счетов правительства, финансирование коммерческих банков и осуществление надзора за другими банковскими институтами.

В процессе распределения  стоимости совокупного общественного продукта у субъектов экономических отношений аккумулируются различные фонды денежных доходов и накоплении. Доходы субъектов экономических отношений подразделяются на первичные и конечные.

Источником первичных  доходов и накоплений является валовой  внутренний продукт, который выступает в форме: (а) заработной платы наемных работников; (б) прибыли и амортизационных отчислений у хозяйствующих субъектов; (в) налоговых и иных платежей, включаемых в себестоимость продукции (работ и услуг), у государства, органов местного самоуправления.

Первичные доходы служат источником для дальнейшего перераспределительного процесса через налоговый механизм, систему платежей, распределение прибыли и т. п. Результатам такого перераспределения являются конечные доходы, которые выступают в качестве собственных финансовых ресурсов экономических субъектов. Конечные финансовые ресурсы также являются объектом последующего распределительного и перераспределительного процесса для использования по их целевому назначению.

Финансовые отношения (финансы) выделяются из всей массы денежных отношений по специфическим признакам [5, с.32]:

-во-первых, — это всегда денежные отношения;

Информация о работе Финансовая система государства