Финансовая система государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 17:26, лекция

Краткое описание

Известно определение: "финансовая система - это система форм и методов образования, распределения и использования фонов денежных средств государства и предприятий". В другом труде выделяют в общей совокупности финансовых отношений (структурируют) три взаимосвязанные сферы: финансы хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций, учреждений), страхование, государственные финансы. Каждое из этих звеньев (подсистем) имеет свои задачи (подфункции финансовой системы), собственную организационную структуру финансового аппарата, а в совокупности они образуют финансовую систему государства.

Вложенные файлы: 1 файл

фин.docx

— 55.69 Кб (Скачать файл)

Введение

Считается, что понятие финансовой системы является развитием более  общего определения - финансы. При этом, как отмечалось ранее, финансы выражают экономические общественные отношения. В теории систем и менеджменте  системой называют то, что решает проблему. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать:

-недостаточные темпы развития  экономики;

-диспропорции развития экономической  системы;

-отставание в адаптации к  изменениям на внешних товарных и финансовых

рынках;

-излишнюю социальную напряженность,  отрицательно влияющую на

воспроизводственный процесс;

- низкий уровень удовлетворения  потребностей индивидуума 

и др.

В менеджменте по характеру и  частоте взаимодействия с внешней  средой выделяют два основных типа систем: закрытые и открытые.

Закрытая система имеет жесткие  фиксированные границы, ее действия независимы от среды, окружающей систему. В условиях директивной экономики  была закрытая финансовая система вследствие того, что

- курс валюты был строго фиксирован;

- собственником средств производства, земельной собственности, крупной

недвижимости было государство;

- предприятия могли обменивать  отечественную валюту на иностранную в

пределах установленного жесткого плана (плановая конвертируемость);

-имела место замкнутость валюты  в том смысле, что в контрактных  договорах 

цены не выражались в отечественной  валюте;

- валютные ценности в крупных  размерах могли вывозиться

только государством, но не гражданами или предприятиями и др.

Открытая финансовая система характеризуется  достаточно частым и интенсивным  взаимодействием с внешней средой. Финансовые ресурсы, информация - это  объекты обмена с вешней средой через  проницаемые границы открытой системы. Финансы организационно-производственной системы в условиях рынка - это  более открытая система, чем в  условиях директивной

экономики. Открытость финансовой системы  в условиях рынка обусловлена  многообразием форм собственности, в частности, акционерной собственностью.

Такое многообразие форм собственности  открывает возможность создания ряда финансовых инструментов: лизинг, франчайзинг, залог, ипотека и др. Эта открытость определяется возможностью свободно продавать и покупать валюту, ценные бумаги, совершать внешнеэкономические страховые операции, участвовать в деятельности международных финансовых организаций и т. д.

Степень открытости финансовой системы  должна регулироваться в интересах  развития экономики страны.

Известно определение: "финансовая система - это система форм и методов  образования, распределения и использования  фонов денежных средств государства  и предприятий". В другом труде  выделяют в общей совокупности финансовых отношений (структурируют) три взаимосвязанные  сферы: финансы хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций, учреждений), страхование, государственные финансы. Каждое из этих звеньев (подсистем) имеет  свои задачи (подфункции финансовой системы), собственную организационную структуру  финансового аппарата, а в совокупности они образуют финансовую систему  государства.

Состав финансовой системы.

В процессе создания сложной финансовой системы синтез и анализ могут  использоваться поочередно, а сам  процесс имеет характер ряда последовательных приближений - итераций. При этом синтез чаще выполняют эвристически. В процессе анализа ранее эвристически синтезированный  вариант может быть проверен на гибкость, надежность, стойкость, безопасность.

По причине сложности не всегда возможно исследовать и провести анализ системы в целом. В этом случае прибегают к декомпозиции - разделению системы на части - и  исследуют эти части как самостоятельные  объекты. В частности, выделяют субъект  и объект управления. Каждая из этих подсистем в ОПС является сложной  системой. Необходимо помнить, что декомпозиция может нарушать свойство эмергентности системы.

Подсистемами называют крупные  составляющие сложных систем, которые  обычно, в свою очередь, являются сложными системами.

В качестве подсистем финансовой системы  могут рассматриваться: казначейская система, фондовый рынок, финансовое право, фондовый рынок, страхование и т.д.

Структура финансовой системы - это  совокупность ее элементов и связей между ними. Известно, что государственная  финансовая система развитых капиталистических  стран включает четыре звена (подсистемы)

1) государственный бюджет;

2) местные финансы; 

3) специальные внебюджетные фонды; 

4) финансы государственных корпораций.

Считается, что финансовая система  РФ включает:

1) государственную бюджетную систему;

2) внебюджетные финансовые фонды  (Пенсионный фонд, Государственный  фонд 

занятости, Фонд обязательного социального  страхования, Фонд обязательного 

медицинского страхования);

3) фонды личного и имущественного  страхования;

4) финансы предприятий различных  форм собственности.

Вместе с тем возможны и другие варианты структуризации финансовой системы. Например, выделение финансов холдингов, финансово-промышленных групп, финансов семей и граждан.

Выбор принципа декомпозиции является важным этапом исследования. Чаще всего  декомпозицию производят по функциональному (обеспечение воспроизводства рабочей  силы, обеспечение обороноспособности и т.п.) или агрегатному принципу (казначейство, налоговая инспекция  и т.п.). Это отражается в типовом  представлении финансовой системы. Такие представления рассмотрены  в одном из следующих параграфов этой главы.

ОСНОВНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ

Известно утверждение, что "каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система  в целом - совокупность различных  сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств".

По аналогии с обобщающим понятием субъектов фондового рынка - "инвестиционный институт" - введем понятие "финансовый институт".

Финансовый институт - любой из субъектов финансовых отношений, являющийся подсистемой (или элементом) финансовой системы, при реализации соответствующей  функции финансовой системы. На множестве "финансовых институтов" может  быть установлена иерархия, соответствующая  иерархии: государство - местные финансы - финансы предприятий.

Вместе с тем, при установлении иерархии могут быть использованы и иные подходы, например, срочность, важность подлежащих решению задач.

Следует заметить, что финансовая система страны является одной из быстро развивающихся, подвергающихся реформированию. Наименования важнейших элементов финансовой системы страны и их полномочия довольно часто изменяются.

В настоящее время наблюдается  некоторое пересечение полномочий и задач финансовых институтов, что  может быть и бывает источником ролевых  конфликтов в финансовой системе. Например, известны дискуссии по распределению  функций и сфер ответственности  при аттестации специалистов и лицензировании юридических лиц в части их работы на рынке ценных бумаг и  т.д.

Поэтому функции элементов перераспределяются в соответствии с текущим этапом развития финансовых рынков и новыми задачами реформирования экономики. Представляется полезным дальнейшее перераспределение  функций элементов финансовой системы  и с учетом разделения задач финансовых целеполагания, маркетинга, менеджмента.

Распределение функций между финансовыми  институтами высшего уровня иерархии современной России может быть следующим:

Администрация Президента РФ - целеполагание финансовой политики: построение "дерева финансовых целей" для территорий и отраслей, определение допустимых и возможных источников финансовых ресурсов; разработка Указов и законодательных инициатив в области финансов;

Совет Федераций - построение и согласование "дерева целей", маркетинг и  согласование финансовых инструментов, принятие законов, утверждающих выбор  финансовых инструментов и ограничений  на их использование, утверждение бюджета;

Государственная Дума РФ - маркетинг  и согласование финансовых инструментов государства, разработка и принятие законов, утверждение бюджета;

Министерство финансов РФ - финансовый менеджмент. Оно состоит из управлений, имеющих свои специфические подфункции. Так бюджетное управление составляет проект федерального бюджета. Кроме  того оно включает отраслевые управления народного хозяйства (обороны и оборонной промышленности, строительства и строительной индустрии, транспортных систем и связи, охраны природы, сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности и др.); контрольно-ревизионное управление и др.

Казначейство РФ - обеспечивает кассовое исполнение бюджета;

Центральный банк РФ - обеспечивает макроэкономическое регулирование денежного обращения, чем влияет на состояние финансовой системы; является агентом Правительства  РФ по размещению внутреннего долга, регулирует деятельность коммерческих банков на финансовых рынках;

Счетная палата - обеспечивает мониторинг и аудит исполнения бюджета;

Налоговая инспекция - обеспечивает правильность и контроль сбора налогов;

Таможенный комитет - обеспечивает сбор таможенных пошлин, соблюдение правил ввоза на территорию РФ ценных бумаг  и их бланков;

Государственный комитет по управлению имуществом - является номинальным  держателем государственных пакетов  акций и осуществляет управление ими от имени государства;

Федеральная комиссия по предупреждению несостоятельности И банкротства - осуществляет процедуры продажи и санации предприятий-банкротов;

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг - ответственна за разработку основных направлений развития рынка ценных бумаг, разработку и утверждение  единых требований к правилам осуществления  профессиональной деятельности на рынке  ценных бумаг, обеспечивает аттестацию персонала, выдачу лицензий на деятельность на фондовом рынке и др.;

Антимонопольный комитет - ограничивает и контролирует вделки с крупными пакетами (35%) акций.

Представляется, что изложенное выше свидетельствует об актуальности разработки формальных методов проектирования финансовой системы и ее подсистем. Базой для такого проектирования могут быть типовые представления  сложных систем.

Бюджетная система и внебюджетные целевые фонды

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет, имеющий  силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Новый Бюджетный  кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как "форму образования  и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  государства и местного самоуправления". Таким образом, государственный  бюджет, являясь для государства  средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.

Как правило, тип государственного устройства, сложившиеся формы управления и взаимоотношений между членами  общества определяют и особенности  финансовой системы. В странах социалистической модели экономики, в том числе  и бывшем СССР, в силу монополии  государственной собственности  на средства производства и наличия  мощного государственного аппарата основной ее задачей было обслуживание государственных потребностей. Государственные  финансы подчиняли себе и финансы  предприятий и общественных организаций; даже сбережения населения, привлеченные системой сберкасс, рассматривались как доходы государства.1

Кардинальные изменения в экономике  России, в ее политическом статусе, произошедшие на рубеже 80-90-х гг., вызвали  серьезную трансформацию бюджетного механизма. Появление новых форм собственности, и следовательно, новых субъектов хозяйствования, располагающих собственными финансами, повлекло изменения в системе денежных доходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами, прямое перераспределение денежных средств значительно сократило сферу своего применения. После устранения всеохватывающего господства КПСС возникла проблема разделения полномочий между законодательной и исполнительной властями в отношении распоряжения финансовыми ресурсами общества и соответствующей регламентации бюджетного процесса. Другим важным направлением модернизации государственных финансов стало расчленение единого государственного бюджета времен развитого социализма на три самостоятельные части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты, что явилось важным шагом к демократизации финансовых отношений. В том же направлении действовали переход к налогам как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, разгосударствление промышленности и т.п.2 Все это привело к принципиальным изменениям и в бюджетной системе России, и в ее бюджетном устройстве.

Информация о работе Финансовая система государства