Финансовая система государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 22:25, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования – финансовая система как инструмент макрорегулирования экономики.
Предмет исследования – специфика формирования финансовой системы в Республике Беларусь.
Цель работы: изучение сущности и структуры финансовой системы страны.

Содержание

Введение 4
1 Сущность финансовой системы государства, критерии группировки финансовых отношений, включаемых в финансовую систему 5
2 Сферы и звенья финансовой системы, их характеристика 11
3 Дискуссионные вопросы состава и структуры финансовой системы в современной экономической литературе 21
Заключение 25
Список использованных источников 26

Вложенные файлы: 1 файл

Моя 01.03. (Автосохраненный)2.doc

— 265.50 Кб (Скачать файл)

В соответствии с действующим порядком государственные целевые и внебюджетные фонды имеют целевое назначение, что гарантирует использование средств в полном объеме.

Следующим важным звеном общегосударственных финансов является государственный кредит, посредством которого осуществляется формирование дополнительных финансовых ресурсов государства за счет мобилизации временно свободных средств населения, предприятий, организаций и учреждений. Государственный кредит представляет собой совокупность денежных отношений, возникающих между государством как заемщиком (или заимодателем) денежных средств и физическими (юридическими) лицами, иностранными правительствами в процессе формирования и использования общереспубликанского фонда денежных средств. Государственный и муниципальный кредит это механизм объединения свободных денежных средств предприятий, организаций и населения, при помощи таких финансовых инструментов как выпуск облигаций, государственных и муниципальных займов, лотерей. Банковский кредит обеспечивает аккумуляцию банками денежных фондов, за счет свободных денежных средств организаций и населения, которые хранятся на определённых счетах [11, с.305].

Объективная необходимость существования государственного кредита заключается в постоянной нехватке средств государственного бюджета на удовлетворение потребностей общества, наличии бюджетного дефицита.

Государственный кредит может быть внутренним и внешним, отличающиеся видами заемных инструментов, условиями размещения, составом кредиторов, валютой займа. Внутренним называется государственный кредит, размещаемый внутри страны, если он размещается в других странах, то это внешний кредит. Кредиторами по внутренним займам выступают юридические и физические лица, являющиеся резидентами данного государства. Займы обычно предоставляются в национальной валюте. Для привлечения средств выпускаются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке. Для дополнительного поощрения инвесторов используются различные налоговые льготы. Внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте других государств. При размещении таких займов учитываются специфические интересы инвесторов страны размещения.

Специфической сферой финансовой системы являются органы управления финансами — финансовый аппарат — третья сфера финансовой системы, называемая иногда институционной системой.

Государство осуществляет руководство финансами, регулирует и направляет финансовую деятельность через свои законодательные и исполнительные органы, которые наделяются соответствующей компетенцией.

Центральным органом, проводящим финансовую политику и осуществляющим управление финансами, является Министерство финансов Республики Беларусь. Оно функционирует в соответствии со специальным Положением о Министерстве финансов Республики Беларусь, утвержденным Правительством Республики Беларусь.

Особенность третьей сферы (финансового аппарата) состоит в том, что он является частью государственного аппарата, его нельзя включать в состав финансовых отношений. Однако финансовый аппарат оказывает непосредственное воздействие на финансовые отношения, он организует их так, чтобы они оказывали эффективное воздействие на все стороны деятельности народного хозяйства [12, с. 32].

Подводя итоги главы  можно сказать, что финансы такая экономическая категория, которая характеризует процесс использования, распределения денежных средств в государстве централизованным или децентрализованным путём. Финансы - это экономический инструмент распределения и перераспределения совокупности общественного продукта и национального дохода. Это своеобразное средство контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Главное назначение их - путем образования денежных доходов и денежных фондов обеспечить не только потребности государства, а также предприятий, организаций, населения в денежных средствах, но и обеспечить контроль за расходом денежных средств. Финансы как общественные отношения, возникающие при создании и использовании определенных фондов денежных средств, отличны друг от друга, но и вместе с тем имеют некоторые общие черты, позволяющие объединить их в отдельные, относительно обособленные подсистемы. В свою очередь каждую подсистему образует совокупность групп экономических (финансовых) отношений, выделенных по определенному признаку. Все подсистемы образуют единую финансовую систему.

 

 

 

 

 

 

Раздел 3. Дискуссионные вопросы состава  и структуры финансовой системы  в современной экономической  литературе

 

По вопросам финансов и их функций написано немало монографий, книг, научных статей, однако многие аспекты остаются до конца невыясненными, и поэтому они широко осуждаются, дискутируются в экономической печати, а также на научных конференциях по финансовым проблемам.

К дискуссионным относится  вопрос об определении финансов как  экономической категории. Ряд экономистов (В.П. Дьяченко, Э.А. Вознесенский, В.М. Родионова, В.В. Ковалев, А.Ю. Казак, Н.В. Миляков, О.И. Пилипенко, М.Л. Серова и др.) считают, что финансы представляют собой денежные отношения или совокупность денежных отношений. Другая группа экономистов (Д.А. Аллахвердян, Н.Г. Сычев, Л.А. Дробозина, Н.В. Гаретовский, А.М. Бабич, Л.Н. Павлова, П.И. Вахрин, А.И. Деева и др.) утверждают, что финансы — это экономические отношения или совокупность экономических отношений. [13, c. 20]

Необходимо иметь в  виду, что экономические отношения — понятие более широкое, чем денежные отношения, последние — часть экономических отношений, поэтому более правомерно считать (как это делают экономисты первой группы), что финансы — это денежные отношения.

Есть и третья группа экономистов (В.М. Федосов, С.Я. Огородник, Н.Е. Заяц и др.), которые определяют финансы как специфическую форму производственных отношений. Такое определение финансов недостаточно точно и ясно, поскольку в нем не раскрыто, в чем состоит указанная специфическая форма.

К числу дискуссионных  относится и вопрос о специфических признаках финансов как экономической категории. Ряд экономистов, прежде всего, профессор Э.А. Вознесенский и многие его последователи, утверждают, что одним из важнейших специфических признаков финансов является их императивный, т.е. властный характер. Это означает, что финансовые отношения, существующие в национальной экономике, устанавливаются, организуются, перестраиваются, совершенствуются государством, т.е. его соответствующими органами, в частности, Министерством финансов, Министерством по налогам и сборам и другими органами управления страны. Однако с такой точкой зрения нельзя согласиться, прежде всего, потому, что практически и все другие денежные отношения, связанные с существованием таких экономических категорий, как кредит, цена, заработная плата, также регламентируются государством. В таком случае неясно, чем финансы отличаются от других экономических категорий. Поэтому утверждения сторонников существования такого специфического признака финансов, как «императивность», нельзя признать обоснованным.

Финансовые отношения  объективны, они существуют независимо от воли и сознания людей, поскольку  обусловлены потребностями общества. Государство лишь организует соответствующим  образом объективно существующие финансовые отношения.

      Возникает вопрос, какие же специфические признаки характерны для финансов? По мнению многих экономистов, первый специфический признак финансов как экономической категории состоит в том, что финансы имеют денежную форму выражения, т.е. деньги являются обязательным условием существования финансов. Нет денег — нет денежных отношений, не может быть и финансов, т.е. финансы обусловлены существованием денег.

Вторым специфическим  признаком финансов является то, что  с их помощью осуществляется первичное распределение стоимости, а также ее перераспределение. Другими словами, можно сказать, что одним из специфических признаков финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений.

Третьим специфическим  признаком финансов, отличающим их от других категорий, является то, что финансы всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов. Этот признак является общим для финансовых отношений любых общественно-экономических формаций.

На протяжении многих веков менялись лишь формы и методы, с помощью которых создавались  и использовались финансовые ресурсы. Так, в 1722 г. царь Петр I ввел в России подать (налог) в размере 50 руб. в  год за ношение бороды. Это был, в сущности, один из методов мобилизации финансовых ресурсов.

В современной экономической  литературе нет единого мнения по многим вопросам содержания финансовой системы. К наиболее дискуссионным  проблемам, в частности, относятся вопросы [14, c. 35]:

- количества и наименования сфер финансовой системы;

- количества и названия  звеньев финансовой системы, включаемых  в соответствующие сферы финансовой  системы.

Некоторые экономисты выделяют кроме названных выше сфер финансовой системы, еще одну сферу финансовой системы — сферу страхования, куда включают: социальное страхование, личное и имущественное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков. Безусловно, финансовые отношения, связанные с личным, имущественным и другими видами страхования, являются очень важной составляющей в общей совокупности финансовых отношений государства.

Но тем не менее  выделять эти отношения в самостоятельную  сферу финансовой системы нет  экономических оснований. Страховые  организации (государственные и  негосударственные) функционируют на тех же принципах, что и другие коммерческие организации, «преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности». Именно по этой причине страховые организации в Гражданском кодексе Республики Беларусь не выделяются в самостоятельную сферу или звено субъектов хозяйствования.

Что касается отдельных  звеньев, включаемых в каждую из сфер финансовой системы, то этот вопрос освещается в экономической литературе по-разному.

Рассмотрим состав звеньев  первой сферы — «финансы субъектов хозяйствования». Отдельные экономисты включают в эту сферу три звена: 1) финансы коммерческих предприятий и организаций; 2) финансовые посредники (кредитные организации, частные пенсионные фонды, страховые организации, другие финансовые институты); 3) финансы некоммерческих организаций. Некоторые авторы выделяют в составе первой сферы финансовой системы четыре звена: 1) финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах; 2) финансы предприятий, осуществляющих некоммерческую деятельность; 3) финансы государственных и муниципальных предприятий; 4) финансы общественных организаций (объединений). Наконец, есть и такие экономисты, которые включают в состав первой сферы финансовой системы всего два звена: 1) финансы коммерческих организаций и 2) финансы некоммерческих организаций. Отдельные экономисты кроме перечисленных выше звеньев включают в указанную сферу и домашние хозяйства.

Как видно из сказанного, среди экономистов пока нет единого  мнения по вопросу состава звеньев  сферы субъектов хозяйствования.

Представляется, что выделение  домашних хозяйств в качестве одного из звеньев первой сферы финансовой системы (финансы субъектов хозяйствования), имеет серьезные основания, так  как в этом сегменте существуют определенные экономические отношения, возникающие при реальном обороте денег. Домашние хозяйства являются важной экономической ячейкой общества, где осуществляется процесс формирования денежных доходов и их использование как на внутренние нужды (на приобретение продовольственных, промышленных и иных товаров), так и на общественные потребности (путем внесения платежей в республиканский и местные бюджеты и их последующего использования на финансирование плановых мероприятий).

Необходимо также иметь  в виду, что в состав домашних хозяйств, согласно Системе национальных счетов, входят индивидуальные предприниматели, которые в Республике Беларусь включены в самостоятельное звено финансовой системы (в сфере «финансы субъектов хозяйствования»). Получается, что одна часть домашних хозяйств (индивидуальные предприниматели) включена в финансовую систему, а более значительная часть физических лиц домашних хозяйств, включающая одно лицо или группу лиц, но не занимающихся предпринимательством; не включаются в домашние хозяйства. Чтобы устранить это противоречие необходимо в ближайшее время внести соответствующие коррективы в законодательство Республики Беларусь, т.е. вместо индивидуальных предпринимателей включить в число хозяйствующих субъектов (и, следовательно, в состав сферы «финансы субъектов хозяйствования») домашние хозяйства.

Что касается такого звена, как «финансовые посредники», которое  включается некоторыми экономистами в  состав первой сферы финансовой системы, исходя из Гражданского кодекса Республики Беларусь, его нельзя включать в  первую сферу. Финансовые посредники по характеру своей деятельности относятся к коммерческим организациям и, следовательно, должны включаться в звено «финансы коммерческих организаций».

Нет единого мнения у  экономистов и по вопросу состава  звеньев государственных (централизованных) финансов. Большинство экономистов в сферу государственных финансов включают обычно такие звенья, как «государственный бюджет», «внебюджетные фонды», «государственный кредит», «фонды страхования».

Включение первых трех звеньев  у большинства экономистов не вызывает возражений. Что касается страхования, то включение этого звена в состав государственных финансов  экономически необоснованно, так как все страховые организации Россини Беларуси (в том числе и Белорусское государственное унитарное предприятие «Белгосстрах») функционируют как хозрасчетные предприятия, они получают прибыль от своей деятельности, вносят на общих основания в бюджет соответствующие платежи и т.д. Поэтому правомерно, как уже отмечалось выше, страховые организации включать в звено «коммерческие организации»[15, c. 39].

Информация о работе Финансовая система государства