Финансовая система государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 07:45, курсовая работа

Краткое описание

Экономика немыслима без соответствующей финансовой системы, а в последней важнейшее место занимает финансовый рынок, на котором происходит движение денег (капитала). Деньги не только главная цель предпринимательской деятельности, но и важнейшее средство ее достижения, при этом необходимо решить два вопроса: об источнике капитала и его вложении, Таким образом, все хозяйствующие субъекты сталкиваются в первую очередь с финансовым рынком, именно на нем ищут необходимые для себя денежные средства либо получают дополнительный доход от удачного инвестирования временно свободных средств. Финансовые рынки национальных экономик взаимосвязаны и поэтому крах одной финансовой системы влечет за собой колебания в финансовой сфере других экономик, что доказывает современный мировой финансовый кризис. Ввиду этого актуально разобраться в сущности, структуре и функциях финансового рынка, рассмотреть опыт развитых стран в их формировании.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ……………………………………………………………………….5
1.1 Cостав и структура финансовой системы государства………………..........5
1.2 Организационные основы функционирования финансового рынка как составляющей финансовой системы государства ……………………………...9
2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН…………………………………………………………………….14
2.1 Особенности финансовой системы РК ……………………………….…....14
2.2 Анализ развития финансового рынка РК…………………………………..16
2.3Оценка взаимосвязи финансовой системы и финансового рынка РК…………………………………………………………………..…………..…25
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ И ФИНАНСОВОГО РЫНКА……………………………………………………...28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….…34

Вложенные файлы: 1 файл

КУрсовая готовая1.doc

— 246.50 Кб (Скачать файл)

                                             СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ……………………………………………………………………….5

1.1 Cостав и структура  финансовой системы государства………………..........5

1.2 Организационные основы  функционирования финансового рынка  как составляющей финансовой  системы государства ……………………………...9

2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ  СИСТЕМЫ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО  РЫНКА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН…………………………………………………………………….14

2.1 Особенности финансовой  системы РК ……………………………….…....14

2.2 Анализ развития финансового  рынка РК…………………………………..16

2.3Оценка взаимосвязи  финансовой системы и финансового  рынка РК…………………………………………………………………..…………..…25

3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ И ФИНАНСОВОГО РЫНКА……………………………………………………...28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….32

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….…34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

      Экономика немыслима без соответствующей финансовой системы, а в последней важнейшее место занимает финансовый рынок, на котором происходит движение денег (капитала). Деньги не только главная цель предпринимательской деятельности, но и важнейшее средство ее достижения, при этом необходимо решить два вопроса: об источнике капитала и его вложении, Таким образом, все хозяйствующие субъекты сталкиваются в первую очередь с финансовым рынком, именно на нем ищут необходимые для себя денежные средства либо получают дополнительный доход от удачного инвестирования временно свободных средств.     Финансовые рынки национальных экономик взаимосвязаны и поэтому крах одной финансовой системы влечет за собой колебания в финансовой сфере других экономик, что доказывает современный мировой финансовый кризис. Ввиду этого актуально разобраться в сущности, структуре и функциях финансового рынка, рассмотреть опыт развитых стран в их формировании.

       Из словосочетания «финансовый рынок» вытекает неоднозначность его трактовки, поскольку оно содержит два понятия: рынок и финансы. Одни экономисты рассматривают рынок как отношения по поводу купли продажи, другие на первое место выдвигают наличие определенных институтов, которые сводят покупателей и продавцов. И если относительно этой трактовки понятия можно примирить обе стороны, понимая рынок и как взаимоотношения по обмену, и как структуры, помогающие его осуществлять, то с финансами дело обстоит сложнее. Одни экономисты склонны рассматривать их как приемы и методы для максимизации общей стоимости фирмы, другие как систему отношений в обществе, складывающих в процессе распределения и перераспределения стоимости валового национального продукта (ВНП). Таким образом, суть и роль финансового рынка трактуются в литературе по-разному. На мой взгляд оптимален подход к финансам как средству распределения, а затем использования денежных средств.

      Следовательно, финансовый рынок это и место купли продажи финансовых ресурсов, и совокупность институтов, которые обеспечивают их обращение, т. е, совокупность социально-экономических отношений в сфере трансформации бездействующих денежных средств в ссудный капитал через кредитно-финансовые институты на основе спроса и предложения.

В процессе хозяйствования у одних субъектов возникает потребность в средствах для расширения их деятельности, а у других накапливаются сбережения. Распределение средств происходит посредством формирования фондов: централизованных (являющихся собственностью государства) и децентрализованных (принадлежащих субъектам производства).

      Цель работы состоит в исследовании финансового рынка и его взаимосвязи с финансовой системой в целом. Поставленная цель реализуется   следующими задачами:

- рассмотреть финансовый  рынок как один из элементов  финансовой системы и определить его значение для экономики;

- исследовать структуру  и значение финансового рынка;

- проанализировать  особенности формирования финансового рынка в Казахстане, его состав и регулирование. Объектом исследования является финансовая система. При решении поставленных задач использованы различные методы научных исследований: статистический, системный и ситуационный анализ. Предмет исследования составляет взаимосвязь финансовой системы и финансового рынка.

          Теоретической и методологической базой послужили работы классиков экономической науки, теории управления, Указы Президента Республики Казахстан, Постановления Правления Национального Банка Республики Казахстан.

        Информационной базой работы послужила научная и учебная литература отечественных, российских и зарубежных авторов, экспертные мнения практиков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ФИНАНСООЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

 

      1.1 Состав и структура финансовой системы государства

 

      Финансовая система государства представляет собой совокупность финансово-экономических институтов, каждый из которых опосредует фонд денежных средств, это определение в экономическом смысле.

       В юридическом смысле под финансовой системой понимается совокупность финансовых учреждения государства (финансовое ведомство и его подразделения, налоговые органы, государственные банки, государственные страховые компании). Финансовая система РК носит рыночный характер и обычно состоит из пяти звеньев: государственный бюджет, местные финансы, специальные фонды, финансы государственных банков, финансы государственных предприятий и корпораций.

       Финансовая система может быть построена на принципе единства, либо на принципе относительной автономности институтов финансовой системы.

       Общественные отношения, выступающие предметом финансового права в целом, так и отдельных его институтов, в частности, являются финансово-экономическими отношениями. Определенные группы этих отношении образуют институты финансовой системы (финансово-экономические институты).

     Финансовая система предполагает:

1. финансовое устройство;

2. правовые основы денежной  системы;

3. управление в области  финансов;

4. финансовое планирование;

5. финансовый контроль

      Принципы организации финансовой системы можно определить так:

      1) финансы любой страны носят организованный характер, они подразделены на определенные фонды денежных средств, опосредованные финансово-экономическими институтами.

2) институт, посвященный  организации денежной системы  в cтране касается всех существующих  в государстве денежных отношений (финансовых. товарно-денежных, отношений по оплате труда).

 

3) управление в области  финансов всегда носит организационный  характер, ведь сами финансы вне  его организационных усилий ни  возникнуть, не функционировать  не могут.

4) финансовое планирование  роста дается на бюджетное  планирование, банковское планирование, планирование финансов гос.предприятий  и организаций.

5) финансовый контроль  принимает виды бюджетного, банковского, ведомственного контроля.

Финансовая система государства представляет собой совокупность различных финансовых звеньев и финансовых отношений. В экономическом литературе финансовая система исследуется в трех аспектах:

1. Совокупность финансовых  отношений.

2. Совокупность фондов  денежных средств.

3. Финансовый аппарат управления.

Финансовые отношения представляют собой совокупность экономических отношений, возникающих между государством, предприятиями. организациями, отраслями, отдельными гражданами в связи с движением денежных фондов.

Например:

-финансовые отношения между государством и предприятием - это взнос платежей в бюджет (налоги, прибыль), а также дотации и кредиты.

-финансовые отношения между предприятиями - это долевое участие в создании совместных предприятий; взаимное кредитование: купля-продажа ценных бумаг.

-финансовые отношения между предприятием и его работниками -это движение фонда материального труда (зарплата, дивиденды, премии).

-финансовые отношения между предприятием и кредитной системой осуществляют при оплате процентов за предоставление кредитов.

-финансовые отношения между государством и населением - это уплата подоходного налога; откладывание средств на лицевые счета, получение ссуд.

      Финансовая система представлена централизованными финансами с децентрализованными финансами.

      Централизованные (общегосударственные) финансы:

-бюджет (республиканский и местный);

-специальные внебюджетные фонды (пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд содействия занятости населения, дорожный фонд, инвестиционный и др.).

 

      Децентрализованные финансы:

- финансы предприятий и организаций народного хозяйства, которые подразделяются на финансы сферы материального производства и финансы непроизводственной сферы;

- финансы населения (уплата  подоходного налога, получение материальных  и нематериальных благ, оплачиваемые услуги, оплата труда за исключение товаров в кооперативах и других рынках).

      Финансовая система РК носит рыночный характер, обычно состоит из пяти звеньев: государственный бюджет, местные финансы, специальные фонды, финансы государственных банков, финансы государственных предприятий и корпораций.

      По определению, финансовая система - это совокупность финансовых отношений. По природе своей финансовые отношения являются распредeлительными, причем распределение стоимости осуществляется прежде всего по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В соответствии с ним в общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и opганизаций; страхование; государственные финансы.

      Внутри каждой из названных сфер выделяются звенья, причем группировка финансовых отношений осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, оказывающей определяющее влияние на состав и назначение целевых денежных фондов. Этот критерий позволяет выделить в сфере финансов предприятий (учреждений, организаций) такие звенья, как финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах: финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность; финансы общественных объединений. В страховой сфере, где характер деятельности субъекта предопределяет специфику объекта страхования, в качестве звеньев выступают: социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование ответственности, -страхование предпринимательских рисков. В сфере государственных финансов - соответственно, государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит.

 

      Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуя в совокупности единую финансовую систему.

      Разные звенья финансовой системы обслуживают разные виды финансового распределения: внутрихозяйственное - финансами предприятий. внутриотраслевое - финансами предприятий, комплексов, ассоциаций, межотраслевое и межтерриториальное - государственным бюджетом, внебюджетными фондами.

       Каждое звено финансовой системы в свою очередь подразделяется на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов предприятий, функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности, могут быть вычленены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и т.д., а в зависимости oт формы собственности - финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и др. Отраслевые и экономические особенности предприятий, функционирующих на коммерческих началах, оказывают cсущественное влияние на организацию финансовых отношений, состав формируемых денежных фондов целевого назначения, порядок их образования и использования.

       На современном этапе государственная финансовая система в развитых зарубежных странах включает четыре звена: государственный бюджет; местные финансы; специальные внебюджетные фонды и финансы государственных предприятий. Ведущим звеном государственных финансов выступает государственный бюджет. По своему материальному содержанию - это главный централизованный фонд денежных средств государства.

       Государственный бюджет - основное средство перераспределения национального дохода. Через это звено финансовой системы перераспределяется до 40% национального дохода страны. В госбюджете сосредоточиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении общегосударственные расходы. В нем находят органическую увязку основные финансовые институты - налоги, внутренние займы, расходы.

      Основными доходами государственного бюджета выступают налоги, составляющие от 70 до 90% и более общей суммы его доходов. За государственным бюджетом в странах с развитой рыночной экономикой закреплены главные налоги - подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций, акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины. Из государственного бюджета производятся и основные расходы на: военные цели, вмешательство в экономику, содержание государственного аппарата, социальные расходы, субсидии и кредиты развивающимся странам.

      Государственный бюджет в силу своего положения тесно связан с другими звеньями финансовой системы. Он выступает координирующим центром, оказывающим в условиях рыночной экономики необходимую им помощь. Эта помощь в форме бюджетных субсидий, кредитов, гарантий обеспечивает нормальное функционирование остальных звеньев финансовой системы, решение ими возложенных на них задач.

Информация о работе Финансовая система государства