Финансовая система государства и финансовая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 12:59, курсовая работа

Краткое описание

Финансовая политика является особой сферой государственной деятельности. Основными целями финансовой политики являются наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов и соответствующее наращивание государственных финансов, необходимых для удовлетворения потребностей общества. К целям финансовой политики также относятся увеличение бюджетной обеспеченности жителей, повышение уровня доходов на душу населения и обеспечение социальных нормативов уровня жизни.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ
1.1 Сферы и звенья финансовой системы
1.1.1 Финансы хозяйствующих субъектов (децентрализованные финансы)
1.1.2 Общегосударственные финансы (централизованные финансы)
1.2 Органы управления финансами страны
2. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Бюджетно-финансовая политика
2.2 Бюджетно-налоговая (фискальная) политика
2.3 Денежно-кредитная (монетарная) политика
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

мой курсач. ФИНАСОВая СИСТЕМа.doc

— 244.00 Кб (Скачать файл)


43

 

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра экономической теории

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА

И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор работы

2 курс, ГУЭ-6                                                             Михеенко О. А.

 

Руководитель

старший преподаватель                                            Шаркова О. Э.

 

 

 

МИНСК 2006
СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1.      ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ

1.1   Сферы и звенья финансовой системы

1.1.1       Финансы хозяйствующих  субъектов (децентрализованные финансы)

1.1.2       Общегосударственные финансы (централизованные финансы)

1.2   Органы управления финансами страны

2.      ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

2.1   Бюджетно-финансовая политика

2.2   Бюджетно-налоговая (фискальная) политика

2.3   Денежно-кредитная (монетарная) политика

3.      СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Финансовая политика является особой сферой государственной деятельности. Основными целями финансовой политики являются наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов и соответствующее наращивание государственных финансов, необходимых для удовлетворения потребностей общества. К целям финансовой политики также относятся увеличение бюджетной обеспеченности жителей, повышение уровня доходов на душу населения и обеспечение социальных нормативов уровня жизни.

Финансовая политика государства призвана обеспечить нормальное функционирование финансовой системы общества и на этой основе эффективнее осуществлять свои функции – социальные, экономические, экологические, оборонные и др.

Следует отметить, что финансовая политика не может быть неизменной, установленной раз и навсегда, она меняется на разных этапах развития общества. Кроме того, особенности  белорусской модели экономики требуют постоянной корректировки финансовой системы. Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каком направлении пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько финансовая политика государства будет отвечать требованиям времени. Целью данной работы является изучение финансовой системы Республики Беларусь и анализ финансовой политики, проводимой в Республике Беларусь на нынешнем этапе. Предметом изучения выступают сферы и звенья финансовой системы, а также самостоятельные составные части финансовой политики – бюджетно-финансовая, бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политика.

В ходе работы использовались конкретные показатели, отраженные в Законах о бюджете Республики Беларусь на 2005 и 2006 год, постановлениях, различные статистические материалы, публикации в периодических изданиях, посвященные исследуемым проблемам.


1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ФИНАСОВОЙ СИСТЕМЕ

 

Появление понятия финансовая система связано с развитием и конкретизацией понятия «финансы». Финансы выражают денежные отношения, которые, при всей своей качественной однородности, различаются. В каждом государстве существует несколько сфер финансовых отношений со специфическими формами и методами мобилизации финансовых ресурсов и их использования. Например, формирование финансовых ресурсов в организациях сферы материально производства происходит за счет прибыли, амортизационных отчислений, выручки от продажи ценных бумаг и др. Государственный бюджет страны образуется в основном за счет налогов с предприятий и населения. Различаются и каналы направления финансовых ресурсов. У организаций решающая часть финансовых ресурсов используется на формирование основных и оборотных производственных фондов, на потребности социального характера и др. Средства государственного бюджета идут на финансирование приоритетны отраслей, содержание учреждений и организаций непроизводственной сферы (здравоохранения, образования, культуры  др.). С учетом сказанного можно утверждать, что каждая сфера финансовых отношений является в определенной мере самостоятельным звеном финансовой системы, имеющим некоторые отличия. Однако это отличие внутри единого целого, все звенья тесно взаимосвязаны и составляют единую финансовую систему.

В экономической литературе нет устоявшегося определения финансовой системы. Многие экономисты видят в ней совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, посредством которых образуются и используются различные фонды  денежных средств. Данное определение требует уточнения.

Финансовые отношения объективны, но они подвергаются субъектам воздействия, могут перестраиваться в тех направлениях, которые государство (а именно финансовый аппарат в лице Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь) сочтет необходимым. Поэтому правы те экономисты, которые в своих определениях финансовой системы учитывают роль финансовых органов.

Из сказанного следует, что финансовая система представляет собой совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений и соответствующих им финансовых учреждений, организующих образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

 

1.1   Сферы и звенья финансовой системы

 

Сложность и многогранность финансовых отношений обусловливает необходимость классификации их по сферам функционирования, а последние – по звеньям. Исходя из специфики финансовых отношений, их можно подразделить на две крупные сферы:

1) финансы хозяйствующих субъектов, предприятий, организаций разных форм собственности, или децентрализованные финансы;

2) финансы государственные (общегосударственные), или централизованные финансы.

Определяющим признаком здесь служит наличие в стране конкретных субъектов финансовых отношений. Таких крупных, глобальных субъектов в любом государстве два – хозяйствующие субъекты (предприятия, фирмы, объединения, компании и т.п.) и государство.

 

1.1.1       Финансы хозяйствующих субъектов

 

Финансы хозяйствующих субъектов представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием  использованием денежных фондов предприятий. Они включают денежные отношения, которые возникают между: а) предприятиями (это главным образом плата за продукцию и услуги); б) предприятиями и вышестоящими организациями (образование централизованных фондов министерств и ведомств); в) предприятиями и входящими в них структурными подразделениями; г) предприятиями и государственным бюджетом (платежи в бюджет, финансирование из бюджета); д) предприятиями и учреждениями банков (получение кредитов, их возврат, уплата процентов за пользование кредитом) и др.

Финансы хозяйствующих субъектов – исходная сфера финансовой системы страны, основа общегосударственных финансов, поскольку именно на предприятиях в процессе производства создается решающая доля национального дохода страны – главного источника формирования как децентрализованных, так и централизованных денежных фондов. От состояния данного участка финансовой системы во многом зависит финансовое положение страны в целом.

Финансы хозяйствующих субъектов (децентрализованные финансы) состоят из двух подсфер: финансов предприятий материального производства и финансов учреждений и организаций непроизводственной сферы.

Решающую роль в национальной экономике государства занимают финансы предприятий материального производства, которые непосредственно обслуживают производство, кругооборот средств предприятий. Именно в этой подсфере создается наиболее значимая часть финансовых ресурсов предприятий, весомая доля которых посредством налогов направляется на формирование доходной части государственного бюджета.

В зависимости от ряда объективных факторов, существенно влияющих на организацию финансовых отношений, формирование и использование денежных фондов, каждая подсфера  финансовой системы может подразделяться на отдельные звенья. По отраслевой направленности финансы предприятий материального производства распределяются по следующим звеньям: финансы предприятий промышленности; сельского хозяйства; строительства; грузового транспорта; связи;  торговли и заготовок и др.

В непроизводственной подсфере  различают следующие финансовые звенья: финансы образования; культуры и искусства; здравоохранения и физической культуры; науки и научного обслуживания; пассажирского транспорта; жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания; коммерческих страховых, кредитных и других учреждений; общественных организаций; обороны страны и др.

В зависимости от формы собственности в составе обеих подсфер финансовой системы различают финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на государственной и частной собственности.

В настоящее время в Российской Федерации доминирующее место (около 80%) занимают финансы предприятий негосударственной формы собственности, в то время как в Республике Беларусь преобладают финансы предприятий государственной формы собственности (около 65%). Такое различие объясняется разными темпами разгосударствления и приватизации в двух государствах. В перспективе, по мере дальнейшего развития приватизации и разгосударствления, ожидается, что и в  Беларуси главенствующее место займут финансы второй подгруппы.

С учетом организационно-правовых обстоятельств, предусмотренных Гражданским кодексом Республики Беларусь, финансы хозяйствующих субъектов подразделяются на финансы коммерческих и некоммерческих организаций.

В зависимости от размера предприятий различают финансы крупных и малых предприятий. К малым относятся вновь создаваемые предприятия с ограниченной численностью работников.  Они дифференцируются по отраслям: в промышленности – до 200 человек, в науке и научном обслуживании – до 100, в строительстве, общественном питании, бытовом обслуживании – до 50, в отраслях непроизводственной сферы – до 25 человек.

Государственная собственность подразделяется на республиканскую (собственность РБ) и коммунальную (собственность административно-территориальных единиц). С учетом этого различают соответственно финансы  предприятий республиканской собственности и финансы предприятий коммунальной собственности.

В условиях дальнейшего развития рыночных отношений все предприятия материального производства и небольшая часть организаций непроизводственной сферы осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета. Он представляет собой такой  метод хозяйствования, который предполагает обязательное получение прибыли, достаточной для осуществления простого и расширенного воспроизводства.

До недавнего времени подавляющая часть организаций непроизводственной сферы осуществляла некоммерческую деятельность, т.е. такую деятельность, которая не преследует цели получения прибыли. Однако в последние  многие учреждения непроизводственной сферы стали оказывать платные услуги и у них появились некоторые элементы коммерческой деятельности. В связи с этим финансы учреждений и организаций непроизводственной сферы можно подразделить на три группы:

1) финансы учреждений и организаций, функционирующих на коммерческой основе (организации бытового обслуживания; коммерческие банки  и др.);

2) финансы учреждений и организаций, частично функционирующих на коммерческой основе (государственные вузы, осуществляющие подготовку сверхпланового контингента студентов на платной основе; медицинские  учреждения и др.);

3) финансы учреждений и организаций, полностью финансируемых из бюджета (большинство учреждений здравоохранения, образования и др.).

 

1.1.2       Общегосударственные финансы

 

Общегосударственные (централизованные) финансы можно определить как систему денежных отношений, связанных с формированием централизованных доходов и фондов денежных средств и использованием их на общегосударственные потребности.

Государственный бюджет является одним из ведущих звеньев общегосударственной финансовой системы. С его помощью правительство концентрирует в своих руках значительную часть финансовых ресурсов государства. Бюджет страны состоит из двух взаимосвязанных групп статей: доходных и расходных. В доходной части бюджета указываются источники поступления денежных средств и их количественные параметры. Основным источником формирования доходной части бюджета являются налоги с юридических и физических лиц.

В расходной части государственного бюджета указывается, куда конкретно направляются денежные средства, и их количественные параметры. Наибольшая часть бюджета используется на финансирование отраслей народного хозяйства и социально-культурные мероприятия. Относительно небольшой удельный вес в расходной части приходится на содержание аппарата управления и обеспечение обороны страны.

По размерам доходной и расходной частей государственного бюджета обычно судят об уровне экономического развития страны и материальном положении основной части населения. При составлении государственного бюджета большое внимание уделяют его сбалансированности, добиваясь, чтобы расходы не превышали доходы. Если расходная часть превысит доходную, то образуется бюджетный дефицит – признак финансовых затруднений в стране.

Государственный бюджет одновременно является одним из главных инструментов осуществления финансовой политики государства. В последние годы он все шире используется для преодоления кризисных явлений в экономике, снижения инфляции, оказания социальной поддержки отдельным слоям населения, развития рыночных отношений. Так, в частности, средства государственного бюджета участвуют в развитии и укреплении предпринимательских структур, приватизации государственной собственности, развитие внешнеэкономической деятельности предприятий.

Информация о работе Финансовая система государства и финансовая политика