Финансовая система государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 22:25, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования – финансовая система как инструмент макрорегулирования экономики.
Предмет исследования – специфика формирования финансовой системы в Республике Беларусь.
Цель работы: изучение сущности и структуры финансовой системы страны.

Содержание

Введение 4
1 Сущность финансовой системы государства, критерии группировки финансовых отношений, включаемых в финансовую систему 5
2 Сферы и звенья финансовой системы, их характеристика 11
3 Дискуссионные вопросы состава и структуры финансовой системы в современной экономической литературе 21
Заключение 25
Список использованных источников 26

Вложенные файлы: 1 файл

Моя 01.03. (Автосохраненный)2.doc

— 265.50 Кб (Скачать файл)

В зависимости от формы  собственности в составе первой и второй подсфер финансовой системы различают следующие звенья: 1) финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на государственной собственности; 2) финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на коллективной собственности; 3) финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на совместной собственности; 4) финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на частной собственности; 5) финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на смешанных формах собственности.

Среди перечисленных  звеньев ведущее место до настоящего времени занимают финансы предприятий, основанных на государственной форме собственности. Это объясняется тем, что удельный вес государственных предприятий составляет в Республике Беларусь более 50 %. В перспективе по мере приватизации и разгосударствления собственности все большее значение будут приобретать финансы предприятий, основанных на негосударственных формах собственности [8, c. 138].

В 2011г. финансовое состояние организаций характеризовалось сочетанием как положительной динамики реальных объемов продаж и доли выручки, сокращения доли убыточных предприятий, так и отрицательных процессов, проявившихся в увеличении себестоимости реализованных товаров, работ, услуг (Таблица 1).

 

Таблица 1 -Динамика финансовых результатов предприятий

 

Показатели

2010 г.

2011 г.

Темп роста, %

1

2

3

4

Выручка от реализации товаров, продукции, работ, млрд.руб.

344 089,5

652 681,9

189,7

Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг, млрд. руб.

282 434,3

506 682,3

180,1

Прибыль, убыток (-) от реализации товаров, продукции, работ, услуг, млрд.руб.

20 732,6

67 380,2

В 3,2р.

Прибыль, убыток (-) до налогообложения, млрд.руб.

20 124,1

53 872,2

267,7

Чистая прибыль, убыток (-), млрд.руб.

13 840,4

40 715,3

294,2

Рентабельность  реализованных товаров, продукции, работ, услуг, %

7,3

13,2

х

Рентабельность  продаж, %

6,0

10,3

х

Количество  убыточных организаций, %

438

429

97,9

Удельный вес  убыточных организаций в общем  количестве организаций, %

5,0

5,1

х


 

Примечание – Источник: [9, таблица 3].

 

Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг организаций за 2011 г. в текущих ценах составила 652,7 трлн. рублей, или на 90 процентов больше, чем за январь-декабрь 2010 г. при росте средних цен в экономике на 119,6 %. За 2011 год сократилось число убыточных предприятий: убыточными были 429 организаций, или 5% от общего количества организаций, учитываемых в текущем порядке (за 2010 год – 438 организаций, или 5,1%). За 2011 год увеличились также рентабельность продаж, прибыль до налогообложения, чистая прибыль.

В условиях дальнейшего развития рыночных отношений все предприятия материального производства и небольшая часть организаций непроизводственной сферы осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета. Он представляет собой такой метод хозяйствования, который предполагает обязательное получение прибыли, достаточной для осуществления простого и расширенного воспроизводства.

Подавляющая часть организаций  непроизводственной сферы осуществляет некоммерческую деятельность, т. е. такую деятельность, которая не преследует цели получения прибыли (организации культуры, учреждения народного образования, здравоохранения и др.). Если такие учреждения в ряде случаев и получают доходы (например, государственные вузы за обучение сверхпланового контингента студентов), то они используются на развитие этих учреждений. Все затраты в учреждениях непроизводственной сферы, как правило, покрываются за счет бюджетных средств (за исключением жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания, коммерческих страховых, кредитных и других  учреждений).

Общегосударственные (централизованные) финансы включают в себя такие звенья, как государственный бюджет; внебюджетные фонды (включая фонд социальной защиты населения); фонд государственного имущественного, личного и других видов страхования (страхование ответственности и др.); государственный кредит.

Главным звеном общегосударственных финансов является государственный бюджет. С его помощью правительство республики концентрирует в своих руках значительную часть финансовых ресурсов страны. С введением в 1992 г. новой налоговой системы основным источником формирования доходной части бюджета являются налоги с предприятий, учреждений и организаций, а также с граждан. В расходной части государственного бюджета преобладают прежде всего затраты на финансирование народного хозяйства и социально-культурные мероприятия. Относительно небольшой удельный вес занимают расходы на содержание аппарата управления и на оборону страны.

Государственный бюджет – это важнейший плановый и контрольный инструмент, посредством которого государство перераспределяет более третьей части национального дохода и более половины своих денежных средств. Через государственный бюджет правительство реализует экономическую и социальную, внутреннюю и внешнюю политику. От размера государственного бюджета, состава и соотношения его доходов и расходов зависят реализация программ экономического и социального развития, устойчивость социального и финансового положения страны.

Государственный бюджет состоит из двух дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политикой политики. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

По размерам доходной и расходной части государственного бюджета обычно судят об уровне экономического развития страны и материальном положении основной части населения. При составлении государственного бюджета большое внимание уделяется сбалансированности бюджета, т.е. чтобы расходы не превышали доходы. В случае если расходная часть бюджета превышает доходную, образуется бюджетный дефицит, который говорит о том, что в стране имеются финансовые затруднения. Государственный бюджет одновременно является одним из главных инструментов осуществления финансовой политики государств. В последние годы государственный бюджет все шире используется для преодоления кризисных явлений в экономике, снижения инфляции, социальной поддержки определенных слоев населения, развития рыночных отношений, развития и укрепления предпринимательских структур, приватизации государственной собственности, развития внешнеэкономической деятельности предприятий.

В состав государственного бюджета Республики Беларусь включаются также бюджеты отдельных областей и бюджет города Минска, составляющие в совокупности консолидированный бюджет страны [10, с. 30].

В Таблице 2 представлен консолидированный бюджет Республики Беларусь в январе-сентябре 2010-2011 гг. (в сопоставимой структуре), в которой видна динамика, как доходов, так и расходов.

 

Таблица 2 –  Консолидированный бюджет Республики Беларусь в январе-сентябре 2010-2011 гг.

 

 

Январь-сентябрь 2010 г.

Январь-сентябрь 2011 г

 

Млрд.рублей

В % ВВП

Млрд.рублей

В % ВВП

1

2

3

4

5

1. ДОХОДЫ - всего 

34 638,7

29,6

52 238,0

28,0

1.1 НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, из  них: 

31 625,6

27,0

46 712,4

25,0

Подоходный налог 

3 709,7

3,2

6 124,1

3,3

Налог на прибыль 

4 107,0

3,5

6 158,9

3,3

Налоги на собственность 

1 321,9

1,1

1 910,2

1,0

НДС

11 232,2

9,6

15 587,6

8,3

Акцизы 

3 183,9

2,7

3 868,7

2,1

Налоговые доходы от внешнеэкономической  деятельности

3 912,7

3,3

9 301,8

5,0

1.2 НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 

2 941,9

2,5

5 424,3

2,9

2. РАСХОДЫ (функциональная классификация)

37 157,3

31,8

47 754,9

25,6

2.1 Общегосударственные  расходы 

7 695,2

6,6

8 257,1

4,4

2.2 Национальная оборона 

960,9

0,5

1 395,7

0,7

2.3 Судебная власть, правоохранительная  деятельность и обеспечение безопасности 

2 005,7

1,7

2 889,2

1,5

2.4 Национальная экономика 

8 964,9

7,7

9 547,2

5,1

2.5 Охрана окружающей  среды 

190,0

0,2

306,1

0,2

2.6 Жилищно-коммунальные  услуги и жилищное строительство 

2 742,3

2,3

3 589,0

1,9

2.7 Здравоохранение 

4 329,3

3,7

6 550,7

3,5

2.8 Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации

1 118,2

1,0

1 614,6

0,9

2.9 Образование 

5 596,8

4,8

8 824,8

4,7

2.10 Социальная политика 

3 554,0

3,0

4 780,6

2,6

РАСХОДЫ (экономическая  классификация)

37 157,3

31,8

47 754,9

25,6

ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ, из них:

27 513,2

23,5

40 256,6

21,6

Заработная плата 

7 906

6,8

12 812,3

6,9

Начисления на заработную плату 

2 106,8

1,8

3 415,1

1,8

Обслуживание государственного долга  Республики Беларусь

821,5

0,7

2 094,5

1,1

Текущие бюджетные трансферты

10 057,4

8,6

13 015,1

7,0

1

2

3

4

5

КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ 

8 733,3

7,5

8 050,5

4,3

Предоставление кредитов, ссуд, займов за вычетом погашения 

910,9

0,8

-552,1

-0,3

3. Дефицит  (профицит)

-2 518,6

-2,2

4 483,1

2,4

Финансирование 

2 518,6

2,2

-4 483,1

-2,4

Внутреннее финансирование

-2 464,3

-2,1

-10 402,5

-5,6

Внешнее финансирование

4 982,9

4,3

5 919,4

3,2


 

Примечание - Источник: [9].

 

 Из таблицы видно, что по итогам 9 месяцев 2011 года доходы консолидированного бюджета составили 52,2 трлн.руб. и увеличились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 50,8%. Отношение доходов консолидированного бюджета к ВВП составило 28,0% ВВП (в январе-сентябре 2010 года-29,6% ВВП).

Основная доля доходов консолидированного бюджета  (около 90%) формируется за счет налоговых поступлений. За 9 месяцев 2011 года в бюджет поступило 46,7 трлн.руб. налоговых доходов. По сравнению с аналогичным периодом 2010 года поступления увеличились на 47,7%.

Неналоговые доходы за 9 месяцев 2011 года сложились в  сумме 10,4 трлн.руб. и по сравнению с 9 месяцами 2010 года увеличились на 84,4%.

В разрезе основных доходных источников бюджета поступления  в январе-сентябре 2011 года составили:

по налогу на добавленную стоимость 15,6 трлн.руб. (прирост поступлений к соответствующему периоду 2010 года 38,8%);

по налоговым  доходам от внешнеэкономической  деятельности 9,3 трлн.руб.(прирост 137,7%);

по налогу на прибыль 6,2 трлн.руб.(прирост 50,0%);

по подоходному  налогу 6,1 трлн.руб.(прирост 65,1%);

по акцизам 3,9 трлн.руб.(прирост 21,5%);

по налогам  на собственность 1,9 трлн.руб. (прирост 44,5%).

Расходы консолидированного бюджета в январе-сентябре 2011 года. Профинансированы в сумме 47,8 трлн.руб.(на 28,5% выше уровня января-сентября 2010 года).

Совокупность  расходов консолидированного бюджета в январе-сентябре 2011 года. Определялась, главным образом, исполнением принятых социальных обязательств государства, в частности, выплатой заработной платы, пенсий, пособий. Значительное влияние на исполнение бюджетных обязательств оказали инфляционные процессы и девальвация национальной валюты.

В этих условиях в текущем году реализуется жесткая  бюджетная политика, направленная на оптимизацию государственных расходов и поддержание макроэкономической стабильности. Бюджет января-сентября 2011 года сохранил свою социальную направленность. Объем средств направленных на финансирование социальной сферы (здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации, образование, социальная политика), составил 21,8 трлн.рублей, или 45,6% от всех расходов консолидированного бюджета.

Расходы на национальную экономику увеличились на 6,5% и  составили 9,5 трлн.рублей. Более 50% всех расходов на национальную экономику  направлено на поддержку сельского  хозяйства.

Расходы на заработную плату и начисления на зарплату работников бюджетного сектора составили 16,2 трлн.руб. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года они возросли на 19,2%.

 Девальвация  белорусского рубля вызвала рост  расходов по обслуживанию государственного  долга, других расходов бюджета, осуществляемых в иностранных валютах.

Бюджет в  январе-сентябре 2011 г. исполнен с профицитом в размере 4,5 трлн.руб.

Крупным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды, количество которых в последние годы значительно возросло. К числу основных внебюджетных фондов относятся: фонд социальной защиты населения; фонд содействия занятости; централизованный инновационный фонд; фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, фонд охраны природы, дорожный фонд и др.

По своим размерам отдельные внебюджетные фонды составляют внушительные размеры. Например, ежегодный объем фонда социальной защиты населения равен 25—30 % от суммы доходов республиканского бюджета Республики Беларусь.

Широкое использование  наряду с государственным бюджетом средств внебюджетных фондов вызвано рядом причин, и прежде всего ограниченностью бюджетных ресурсов. Формирование внебюджетных фондов позволяет привлечь дополнительные финансовые ресурсы, которые затем используются на отдельные мероприятия. По своему экономическому содержанию внебюджетные фонды представляют собой форму перераспределения и использования финансовых ресурсов. Порядок их образования и использования регламентируется соответствующим законодательством.

Важным звеном выступают финансы домашних хозяйств.

В 2011 году располагаемые ресурсы в расчете на члена домашнего хозяйства составили 1144,9 тыс. рублей в месяц. Среднедушевые располагаемые ресурсы домашних хозяйств, проживающих в городах и поселках городского типа, превысили уровень среднедушевых располагаемых ресурсов сельских домашних хозяйств в 1,2 раза и составили, соответственно, 1 203,2 тыс. рублей и 980,2 тыс. рублей в месяц.

Реальные располагаемые  денежные доходы населения в 2011 г. по сравнению с 2010 г. увеличились на 98,4 процента.

Вторым важным звеном общегосударственных финансов являются внебюджетные фонды. Они представляют собой средства правительства и местных органов власти, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет. Формирование внебюджетных фондов позволяет привлечь дополнительные финансовые ресурсы, которые затем используются на отдельные мероприятия. По своему экономическому содержанию внебюджетные фонды представляют собой форму перераспределения и использования финансовых ресурсов [11, с.52].

Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение — мобилизация средств для пенсионного обеспечения, занятости населения, обязательного медицинского страхования, развития приоритетных отраслей экономики и т.д. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений предприятий. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды, как правило, включаются в состав себестоимости продукции и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда. Внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. Общее число внебюджетных фондов в каждой стране определяется правительством. Порядок формирования и использования внебюджетных и целевых бюджетных фондов регламентируется законодательством.

Информация о работе Финансовая система государства