Финансовая система государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 07:45, курсовая работа

Краткое описание

Экономика немыслима без соответствующей финансовой системы, а в последней важнейшее место занимает финансовый рынок, на котором происходит движение денег (капитала). Деньги не только главная цель предпринимательской деятельности, но и важнейшее средство ее достижения, при этом необходимо решить два вопроса: об источнике капитала и его вложении, Таким образом, все хозяйствующие субъекты сталкиваются в первую очередь с финансовым рынком, именно на нем ищут необходимые для себя денежные средства либо получают дополнительный доход от удачного инвестирования временно свободных средств. Финансовые рынки национальных экономик взаимосвязаны и поэтому крах одной финансовой системы влечет за собой колебания в финансовой сфере других экономик, что доказывает современный мировой финансовый кризис. Ввиду этого актуально разобраться в сущности, структуре и функциях финансового рынка, рассмотреть опыт развитых стран в их формировании.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ……………………………………………………………………….5
1.1 Cостав и структура финансовой системы государства………………..........5
1.2 Организационные основы функционирования финансового рынка как составляющей финансовой системы государства ……………………………...9
2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН…………………………………………………………………….14
2.1 Особенности финансовой системы РК ……………………………….…....14
2.2 Анализ развития финансового рынка РК…………………………………..16
2.3Оценка взаимосвязи финансовой системы и финансового рынка РК…………………………………………………………………..…………..…25
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ И ФИНАНСОВОГО РЫНКА……………………………………………………...28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….…34

Вложенные файлы: 1 файл

КУрсовая готовая1.doc

— 246.50 Кб (Скачать файл)

      Следующим по своему значению финансовым звеном является система местных финансов. В современных условиях под влиянием развития производительных сил, научно-технического прогресса происходит повышение роли и влияния местных органов власти. Растут масштабы местного хозяйства, их связь и зависимость от крупного капитала, расширяются и усложняются функции местных властей. Все это усиливает значение местных финансов, повышает их роль и удельный вес в финансовой системе. Местные финансы охватывают широкую группу второстепенных налогов (в основном поимущественных), систему местного кредита, специальных фондов. Центральное место в этом звене принадлежит местным бюджетам, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность. Структура местных финансов определяется государственным устройством и соответствующим административным делением государства.

      В современных условиях это звено финансовой системы все больше используется в экономических целях, для регулирования хозяйственных процессов. С этой целью значительная часть средств местных бюджетов направляется на развитие экономической и социальной инфраструктуры.

      Особое финансовое звено образуют специальные правительственные фонды, которые имеют определенную самостоятельность, отделены от государственного бюджета и управляются непосредственно центральными, а в отдельных случаях - и местными властями. К ним относятся фонды социального страхования, различные целевые фонды, а также государственные и полугосударственные финансово-кредитные учреждения.

 

 

 

      1.2 Организационные основы функционирования финансового как составляющей финансовой системы государства

 

      Финансовый рынок - форма организации взаимодействия между субъектами экономики, предназначенная для мобилизации и использования финансовых и кредитных ресурсов на основе механизма спроса и предложения.

       Финансовый рынок представлен двумя секторами: денежным рынком и рынком капиталов. На денежном рынке работают банки, оперируя краткосрочными ресурсами и обеспечивая пополнение оборотных средств предприятия. На рынке капиталов работают различные финансовые и кредитные институты: финансовые фонды и компании, специализированные банки, страховые компании, пенсионные фонды и др. Они оперируют долгосрочным капиталом, чем создают условия для инвестиций.

       Традиционно в состав финансовой системы в качестве отдельного звена включались страховые отношения. Прежде это соответствовало советской практике развития страхования, которое являлось монополией государства и существенным источником финансовых ресурсов государства. В настоящее время эта сфера деятельности перестала быть исключительной прерогативой государства. Страховые организации имеют собственные финансовые ресурсы, в формировании и использовании которых государству принадлежит лишь регулирующая роль, аналогичная воздействию на банковскую систему.

        В связи с этим страховые компании занимают свою нишу на финансовом рынке, аккумулируя средства страхователей и размещая их для обеспечения собственных интересов и интересов своих клиентов.

       Финансовый рынок выполняет две функции:

       Во-первых, на финансовом рынке происходит мобилизация капитала. Поскольку размер сбережений не совпадает с инвестициями каждого субъекта экономики ни по сумме, ни по времени, то возникает необходимость в посреднике, который аккумулирует временно свободные денежные средства населения и предприятий. Домохозяйства являются чистыми кредиторами по отношению ко всем субъектам экономики, т.е. население имеет большую сумму сбережений по сравнению с заимствованиями. Предприятия и государство, напротив, являются чистыми заемщиками на финансовом рынке.

      Но одновременно с мобилизацией капитала финансовый рынок организует его перераспределение оптимальным образом и с наименьшими затратами. В этом и состоит вторая функция финансового рынка.

       Эффективность перераспределения средств тем выше, чем лучше развит финансовый рынок страны. Показателями его развития служит объем сделок, число котируемых на фондовой бирже ценных бумаг, количество и квалификация профессиональных участников. Об эффективности работы финансового рынка свидетельствует вторичный рынок ценных бумаг, благодаря которому достигается ликвидность финансовых инструментов и укрепляется первичный рынок.

      Вместе с тем посредничество на финансовом рынке может быть обременительным для эмитентов и заемщиков из-за высоких комиссионных вознаграждений, спекулятивного характера операций с ценными бумагами.          Это неизбежная оборотная сторона финансового рынка, неудобства которой уменьшаются за счет государственного регулирования.

      Вместе с тем достоинства финансового рынка при его эффективном государственном регулировании многократно превосходят издержки перераспределения финансовых ресурсов страны. С помощью финансового рынка направленность средств изменяется в пользу тех хозяйствующих субъектов, которые доказывают эффективность своей деятельности.

      Финансовые ресурсы - денежные доходы и накопления, находящиеся в распоряжении хозяйствующих субъектов и государства и предназначенные для расширенного воспроизводства, решения социальных задач, реализации интересов собственников.

      Условия формирования финансовых ресурсов заложены на стадии производства в пропорциях различных элементов стоимости созданного продукта, которые корректируются через цены, распределяются между участниками производственного процесса. Их доходы затем перераспределяются государством с помощью налоговой системы и трансфертов, передаваемых населению, а также с помощью финансового рынка.

       Состав финансовых ресурсов у разных субъектов экономики существенно различается.

 

Рисунок 1 - Состав финансовых ресурсов коммерческих организаций

 

      На рисунке 1 приведен наиболее типичный состав финансовых ресурсов коммерческих организаций. Из него исключены заемные средства, которые привлекаются предприятиями за счет выпуска долговых обязательств и банковских кредитов. Заемные средства, как известно, предполагают их обязательную возвратность. Это является важнейшим критерием различия финансовых и кредитных ресурсов. Тем не менее заемные средства наряду с финансовыми ресурсами позволяют решать задачу обеспечения хозяйственной деятельности предприятия источниками финансирования.

      Вместе с тем различия между финансовыми и кредитными ресурсами носят не только понятийный характер, но и определяют наличие или отсутствие обязательств у предприятия, возможности их погашения.

      Амортизационные отчисления, высвобождаясь из оборота, могут быть использованы предприятием на любые цели, в т.ч. и не связанные с обеспечением непрерывности производства. В этом состоит и принципиальное отличие от других затрат предприятия и позволяет включить в состав финансовых ресурсов.

      Устойчивые пассивы - это особый вид заемных средств, которые постоянно находятся в распоряжении предприятия, что и приравнивает их к собственным источникам финансирования. К ним относится кредиторская задолженность предприятия перед поставщиками, бюджетом, работниками.     Условием их приравнивания к собственным средствам является разрыв во времени между возмещением задолженности перед названными кредиторами в составе выручки от реализации продукции и других операций, с одной стороны, и наступлением срока расчетов с ними, с другой стороны. Речь идет не о просроченной задолженности, а о любой задолженности, в т.ч. и перед банком, срок погашения которой еще не наступил, но расходы по ее оплате уже включены в состав цены произведенных и реализованных товаров, оказанных и оплаченных услуг.

      Таким образом, финансовые ресурсы предприятий, по существу, являются собственными источниками финансирования, привлекаемыми с финансового рынка и возникающими в результате хозяйственной деятельности. Эти средства предназначены для расширенного воспроизводства, решения социальных проблем и удовлетворения интересов собственников предприятий.

       Финансовые ресурсы некоммерческих организаций.

Некоммерческие организации не преследуют цели извлечения прибыли, действуя в соответствии с Законом "О некоммерческих организациях".

      Состав финансовых ресурсов некоммерческих организаций состоит только из двух элементов: собственных и приравненных к ним средств и средств целевого финансирования. Выпуск и размещение акций недоступно некоммерческим организациям, поскольку лишь акционерное общество таким образом может мобилизовать средства на финансовом рынке. Состав и структура финансовых ресурсов некоммерческой организации существенно зависит от ее формы.

       Для некоторых некоммерческих организаций - учреждений, действующих в сфере образования, здравоохранения и др., главным и даже единственным источником финансовых ресурсов являются бюджетные ассигнования. Другие услуги - в сферах культуры, искусства - являются платными, а бюджетные средства представляются нерегулярно и в форме целевого финансирования. Для большинства некоммерческих организаций характерно сочетание источников финансирования из бюджетов разных уровней и доходов от собственной деятельности. Расширение самостоятельности некоммерческих организаций позволило увеличить долю средств, зарабатываемых ими в результате расширения объема и перечня платных услуг, оказываемых населению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

 

       2.1Особенности финансовой системы РК

 

      Одной из актуальнейших и принципиально важных проблем сегодня является укрепление финансовой системы и обеспечение выхода национальной экономики на траекторию роста и социального развития. Это требует консолидации усилий как государственного аппарата, так и всей общественности, интеллектуального потенциала ученых и целенаправленной энергии предпринимателей. Именно от общих усилий и результативных действий зависит предоставление необратимости тем позитивным сдвигам, которые впервые достигнуты на пути стабилизации экономики и выхода ее из кризиса.

       Перспективы развития финансовой системы на этапе рыночного построения экономики и пути ее кадрового и профессионального обеспечения должны рассматриваться в контексте их роли и влияния на функционирование нашего общества. Общеизвестно, что финансы в экономике по своему значению равноценны кровеносной системе организма. Они создают тесное переплетение специфических финансовых сфер, как то – бюджет, казначейство, налогообложение, социальная защита, банковское дело или кредит, если и будут доведены даже до идеального состояния, не могут позитивно влиять на экономику, поскольку это отдельные звенья единой цепи. Их необходимо усовершенствовать одновременно.

      Такой подход к решению назревших проблем требует концентрации внимания в разрезе двух плоскостей: оценки совершенствования имеющейся в наличии финансовой системы и механизмов ее функционирования соответственно современных нужд и оценки профессионализма персонала финансовых служб и их способности к реализации этих заданий. Ведь учреждения финансовой системы – это не абстрактные формирования, они представлены людьми, которые на своих плечах несут нелегкую ношу современных финансовых проблем. Только профессионализм и ответственность – залог успеха в формировании управления финансами и повышении эффективности влияния финансовой системы на социально-экономическое развитие общества.

        Микрофинансирование: задачи и развитие сектора как части финансовой системы Республики Казахстан

      Цель и задачи. Расширить возможности социально уязвимых слоев населения и  субъектов малого предпринимательства, в настоящее время не

охваченных услугами банковского сектора через доступ к микрофинансовым услугам, что позволит:

- развить предпринимательскую инициативу;

- повысить занятость;

- поднять уровень жизни;

- повысить уровень финансовой образованности;

       Текущее состояние.Несмотря на то, что в Казахстане функционирует ряд микрофинансовых организаций (МФО), сфера и объемы предлагаемых ими услуг все еще ограничены. В Казахстане МФО предлагают только микрокредиты, и охват их деятельности пока не велик.

      Микрофинансовые услуги в Казахстане предлагают четыре типа организаций: коммерческие банки (через программы EBRD), небанковские финансовые организации, кредитные товарищества и микрокредитные организации.

      Анализ рынка кредитных товариществ позволяет говорить о несоответствии настоящих тенденций потребностям рынка. Совокупный кредитный портфель кредитных товариществ наряду с количеством клиентов, ими охватываемых, является крайне незначительным и несопоставимым по сравнению с аналогичными показателями банков.

       Основным фактором, сдерживающим развитие микрофинансирования до настоящего времени было отсутствие концептуального подхода к развитию системы микрофинансирования, комплексной поддержки со стороны государства.

       В соответствии с политикой Президента Республики Казахстан, направленной на повышение конкуренции в финансовом секторе, Правительством Республики Казахстан поставлена задача создания условий для развития конкуренции. Такие организации, как кредитные товарищества и микрокредитные организации, являясь мобильными специализированными финансовыми институтами, могли бы предложить услуги, альтернативные банковским.

Информация о работе Финансовая система государства