Финансовая система государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 07:45, курсовая работа

Краткое описание

Экономика немыслима без соответствующей финансовой системы, а в последней важнейшее место занимает финансовый рынок, на котором происходит движение денег (капитала). Деньги не только главная цель предпринимательской деятельности, но и важнейшее средство ее достижения, при этом необходимо решить два вопроса: об источнике капитала и его вложении, Таким образом, все хозяйствующие субъекты сталкиваются в первую очередь с финансовым рынком, именно на нем ищут необходимые для себя денежные средства либо получают дополнительный доход от удачного инвестирования временно свободных средств. Финансовые рынки национальных экономик взаимосвязаны и поэтому крах одной финансовой системы влечет за собой колебания в финансовой сфере других экономик, что доказывает современный мировой финансовый кризис. Ввиду этого актуально разобраться в сущности, структуре и функциях финансового рынка, рассмотреть опыт развитых стран в их формировании.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ……………………………………………………………………….5
1.1 Cостав и структура финансовой системы государства………………..........5
1.2 Организационные основы функционирования финансового рынка как составляющей финансовой системы государства ……………………………...9
2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН…………………………………………………………………….14
2.1 Особенности финансовой системы РК ……………………………….…....14
2.2 Анализ развития финансового рынка РК…………………………………..16
2.3Оценка взаимосвязи финансовой системы и финансового рынка РК…………………………………………………………………..…………..…25
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ И ФИНАНСОВОГО РЫНКА……………………………………………………...28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….…34

Вложенные файлы: 1 файл

КУрсовая готовая1.doc

— 246.50 Кб (Скачать файл)

 

В рассматриваемом периоде наблюдается уменьшение уровня концентрации страхового рынка по страховым премиям и страховым выплатам. На долю 5 крупнейших страховых компаний приходится 31,8% совокупных страховых премий и 22,4% страховых выплат. Доля пяти крупнейших страховых компаний в совокупных активах страхового рынка составила 52,6%.

Рынки пенсионных услуг. До 1998г. система социального обеспечения в Казахстане основывалась на принципе «солидарности поколений, когда работающее поколение обеспечивает неработающее. Новая система социального обеспечения основывается на персональных отчислениях граждан, при этом размер выплат зависит от вложенной суммы конкретного лица.

По состоянию на 1 января 2012 года количество счетов вкладчиков (получателей) по обязательным пенсионным взносам составило 8 137 395 с общей суммой пенсионных накоплений 2 645,6 млрд. тенге. За 2011 год количество счетов вкладчиков, перечисляющих обязательные пенсионные взносы, увеличилось на 147 613 (1,9%), а пенсионные накопления увеличились на 393,0 млрд. тенге (17,4%).

Совокупный капитал фондов по состоянию на 1 января 2012 года составил 85,5 млрд. тенге, в том числе уставный капитал 49,7 млрд. тенге или 58,1% от общего объема совокупного капитала. Общая сумма активов по состоянию на 1 января 2012 года по фондам составила 93,6 млрд. тенге.

За январь-декабрь 2011 года 2 фонда («Республика» и «Отан») допустили убыток на общую сумму 1,1 млрд. тенге, при этом 9 фондов получили прибыль на общую сумму 8,2 млрд. тенге. На 1 января 2012 года общая сумма прибыли фондов составила 7,1 млрд. тенге.

Финансовые инвестиции за счет собственных активов фондов по состоянию на 1 января 2012 года составили 74,8 млрд. тенге или 79,9% от совокупных активов фондов. Собственные активы фонды инвестировали в государственные ценные бумаги Республики Казахстан – 50,0%, негосударственные ценные бумаги эмитентов Республики Казахстан – 20,4%, размещали во вклады банков второго уровня – 24,0%, негосударственные ценные бумаги иностранных эмитентов – 0,8% от общего объема инвестиций. 

Проблемы обеспечения доходности пенсионных накоплений стали сегодня основными при определении политики государства в совершенствовании законодательства по пенсионному рынку.

Взаимосвязь всех рынков определяет условия функционирования финансового рынка в целом, то есть:

    • наличие упорядоченного товарного рынка (сбалансированность спроса и предложения на товары и услуги любого вида и назначения);
    • регулирование денежного обращения, контроль над эмиссией по наличному и безналичному обороту со стороны Национального банка страны;
    • полная активизация и коммерциализация  кредитного рынка.

Мировая экономика до сих пор переживает последствия финансового кризиса 2008–2009 годов. К тому же, в мире сложился определенный дисбаланс в развитии развитых и развивающихся стран. Отсчет для экономического кризиса в Казахстане можно начинать с конца 2007 года.

Главные причины кризиса были внутри финансовой системы Казахстана. Так кризис конкретно проявился в том, что прекратилось внешнее финансирование банков, те, в свою очередь, прекратили кредитование экономики, как потребительского, так и корпоративного сектора. Из-за этого, обнажились все наши проблемы и выяснилось, что мы все жили в кредит: и бизнес, и население свои потребительские расходы финансировали с помощью кредитов. И как только внешняя подпитка прекратилась, возник кризис. Оказалось, что настоящих, заработанных трудом денег в экономике страны очень мало.

Правительством был принят Антикризисный план, согласно которого на специальные счета АО «ФНБ «Самрук-Казына», АО «Банк Развития Казахстана» и АО «НХ «КазАгро» в Национальном Банке Республики Казахстан были перечислены и освоены средства по стабилизации финансового сектора:

212,1 млрд. тенге – приобретение  Правительством простых именных акций АО «БТА Банк» в количестве 25 246 343 штук;

27 млрд. тенге – приобретение  АО «ФНБ «Самрук-Казына» простых  именных акций АО «Народный  Банк Казахстана» в количестве 259 064 909 штук и 33 млрд. тенге – приобретение привилегированных акций в количестве 196 232 499 штук;

    • 36 млрд. тенге – приобретение АО «ФНБ «Самрук-Казына» простых именных акций АО «Казкоммерцбанк» в количестве 165 517 241 штук;
    • 24 млрд. тенге – докапитализация АО «Альянс Банк» путем приобретения вновь выпущенных простых акций в количестве 4 000 000 штук

Кроме того, по решению проблем на рынке недвижимости были выделены средства на рефинансирование ипотечных займов:

Таблица 7

Рефинансирование ипотечных займов [2]

 

Наименование БВУ

Сумма, млн. тенге

1.

АО «БТА Банк»

37 000

2.

АО «Казкоммерцбанк»

24 000

3.

АО «АльянсБанк»

10 900

4.

АО «Банк Центр Кредит»

4 300

5.

АО «АТФ Банк»

4 300

6.

АО «Евразийский Банк»

4 000

7.

АО «Темир Банк»

6 000

8.

АО «Kaspi Bank»

4 000

9.

АО «Цеснабанк»

4 000

10.

АО «Народный банк Казахстана»

20 500

11.

АО «Нурбанк»

1 000

 

Итого

120 000


 

Для обеспечения развития финансового сектора в посткризисный период в части перехода на качественно новый уровень управления и регулирования в Казахстане принята Концепция развития финансового сектора Республики Казахстан в посткризисный период, в которой определены основные задачи:

    1. повышение устойчивости финансового сектора;
    2. создание условий по недопущению недостатков, факторов нестабильности и явлений, обнаруженных в ходе текущего финансово-экономического кризиса;
    3. стимулирование инвестиционной активности в посткризисный период как инструмента реализации макроэкономических решений;
    4. укрепление доверия к финансовому сектору страны как со стороны инвесторов, так и со стороны потребителей финансовых услуг.

Казахстан сохраняет большой потенциал внутренних ресурсов, поэтому необходимо ускоренное внедрение инструментов по быстрому и масштабному привлечению внутренних сбережений. В связи с этим, усилия государства в мобилизации финансовых ресурсов в первую очередь будут ориентированы на внутренних инвесторов. В то же время, остается высокой значимость иностранных ресурсов в обеспечении процесса финансирования программы индустриализации Казахстана.

Таким образом, на современном этапе необходимо:

    • укрепить систему надзора и регулирования для выявления и предотвращения системных рисков и их проявлений;
    • определить роль государства в  вопросах мобилизации финансовых ресурсов;
    • совершенствовать процедуры по обеспечению защиты инвесторов и потребителей финансовых услуг;
    • внести изменения в законодательство, усиливая ответственность накопительной пенсионной системы за эффективность деятельности НПФ и др.

Использованная литература:

1. Искаков У.М., Бохаев  Д.Т., Рузиева Э.А. Финансовые рынки  и посредники – Алматы. Экономика, 2005г.

2. www.nationalbank.kz

3. www.afn.kz

 

 

 

       2.3 Оценка взаимосвязи финансовой системы и финансового рынка РК

 

       Финансовая система рассматривается как форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.     Она может быть подразделена на три взаимосвязанные подсистемы, обеспечивающие формирование и использование финансовых ресурсов соответственно: у хозяйствующих субъектов, у населения, у государства и органов местного самоуправления.

       В каждой из выделенных подсистем используются специфические формы и методы образования и использования финансовых ресурсов; каждая из них имеет собственное функциональное назначение и соответствующий финансовый механизм, ориентированный на достижение собственных целей каждого из субъектов экономический отношений.

        Существующие различия, как в функциональном назначении указанных подсистем, так и в методах, способах формирования и использования финансовых ресурсов делают целесообразным выделение обособленных систем финансовых отношений: финансы организаций (хозяйствующих субъектов); публичные финансы (государственные и муниципальные финансы); финансы домашних хозяйств (домохозяйств). Эти подсистемы, в свою очередь, подразделяются на отдельные звенья (частные подсистемы), что обусловлено различиями задач каждого звена, а также методов формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Общегосударственные централизованные фонды денежных средств создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства, а децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий. Таким образом, финансовая система - это совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с ними денежных фондов и органов управления финансами.

      Основная функция финансовой системы состоит в том, чтобы способствовать эффективному движению средств от лиц, имеющих их в избытке (кредиторов), к лицам, испытывающим в них недостаток (заемщиков).

      Под заемщиком понимается любое лицо, как юридическое, так и физическое, которое нуждается в средствах для финансирования какого-либо производственного проекта и использует для привлечения средств любой из доступных ему механизмов, включая продажу долей участия в этом инвестиционном проекте. Под кредитором понимается любое юридическое и физическое лицо, обладающее свободными средствами, но не имеющее доступа к производственным проектам, позволяющим использовать эти средства эффективно, и потому предоставляющее свои средства в распоряжение заемщиков посредством любого доступного механизма размещения средств, в том числе и через покупку долей в производственном проекте.

       Поэтому категория заемщиков не сводится только к ссудополучателям, но включает в себя эмитентов ценных бумаг, в том числе облигаций и акций.    Категория кредиторов состоит не только из тех, кто предоставляет свои средства в распоряжение заемщиков посредством кредитов или ссуд, но и из тех, кто приобретает облигации, акции и прочие финансовые инструменты, призванные обеспечить движение средств от кредиторов к заемщикам.

      Процесс аккумулирования и размещения финансовых ресурсов, осуществляемый финансовой системой, непосредственно связан с функционированием финансовых рынков и деятельностью финансовых институтов. Если задачей финансовых институтов является обеспечение наиболее эффективного перемещения средств от собственников к заемщикам, то задача финансовых рынков состоит в организации торговли финансовыми активами и обязательствами между заемщиками и кредиторами.

       В связи с тем, что движение средств от кредиторов к заемщикам может осуществляться как напрямую, так и опосредованно, в рамках финансовой системы можно выделить сферу прямого финансирования и сферу косвенного финансирования. Оба способа финансирования необходимы для связывания между собой заемщиков и кредиторов, из чего следует, что место финансовой системы - между этими двумя группами финансовых агентов.

      При прямом финансировании заемщик в обмен на финансовое обязательство получает денежные средства непосредственно у кредитора. Для заемщика финансовые обязательства кредитора рассматриваются как активы, приносящие процентные доходы. Эти финансовые обязательства могут продаваться и покупаться на финансовых рынках.На финансовых рынках всегда присутствуют соответствующие специалисты, прежде всего брокеры, которые сводят кредиторов и заемщиков. Брокеры не покупают и не продают ценные бумаги. Они лишь исполняют заказы своих клиентов на проведение определенных операций по приемлемым для них ценам. Участниками рынка прямых заимствований наряду с брокерами выступают дилеры и инвестиционные банки. Дилеры от своего имени и за свой счет приобретают и продают определенные ценные бумаги, по которым, на их взгляд, ожидается рост котировок. Доход дилера определяется разницей между ценой спроса и ценой предложения, называемой также спрэдом. Очевидно, что прибыль дилера зависит, прежде всего, от характера роста стоимости ценных бумаг и, разумеется, от расходов, связанных с их приобретением, хранением и продажей. Инвестиционные банки помогают осуществлять первичное размещение финансовых обязательств. Они снижают эмиссионный риск кредиторов путем гарантированного размещения этих обязательств по фиксированной цене, выступая в роли дилера или брокера. Инвестиционные банки выполняют и другие функции, услуги. В частности, они осуществляют консультирование эмитентов по всем аспектам выпуска и размещения ценных бумаг, оказывают помощь в составлении проспекта эмиссии, в выборе срока (времени) выхода на рынок и т.д.

      Существуют две формы прямого финансирования. Капитальное финансирование - это приобретение прав собственности на объект инвестирования в виде акций акционерных обществ, паев товариществ, долей кооперативов и т.п. Капитальное финансирование является наиболее рисковым способом инвестирования, т.к. его участники сами несут солидарную ответственность за эффективное использование их собственности. В то же время, именно этот способ является потенциально наиболее доходным, причем доход может возникать как от использования собственности, так и от ее реализации (получение дивидендов и разница между ценой приобретения и продажи прав собственности). Вторая форма прямого финансирования - займы. Это предоставление свободных денег во временное пользование с гарантией выплаты определенного (фиксированного) дохода. Наиболее распространенная форма инвестирования через займы - это приобретение облигаций предприятий или государства. Для этой формы характерна более низкая доходность (выше - у облигаций предприятий, ниже - у государственных облигаций), чем у капитального финансирования, связанная с тем, что инвестор не принимает участия в управлении объектом инвестирования. В то же время риск при инвестировании через займы ниже, т.к. облигации являются объектом высшей ответственности для их эмитента: выплата дохода и своевременное погашение облигаций юридически обязательны. В ходе капитального финансирования и размещения займов возникает важнейший вид денежных активов - ценные бумаги. В силу этого в структуре финансового рынка выделяется рынок ценных бумаг (фондовый рынок).

Информация о работе Финансовая система государства