Бюджетный дифицит и меры его покрытия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 19:22, курсовая работа

Краткое описание

Основу системы государственного регулирования социально- экономических процессов составляют отношения по поводу перераспределения доходов. При этом объективно существующая необходимость удовлетворения растущих потребностей в общественных товарах и услугах, с одной стороны, и ограничения, которые рынок накладывает на формы и методы государственного регулирования, с другой, приводят к тому, что существенная перераспределительная нагрузка в обществе ложится на бюджет. Государственный бюджет всегда являлся важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы. Функционирование государственного бюджета происходит посредством экономических форм – доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………2
Экономическая природа бюджетного дефицита ………………………..4
Понятия и виды бюджетного дефицита……………………………...4
Причины возникновения бюджетного дефицита …………………...6
Способы покрытия бюджетного дефицита…………………………..7
Бюджетный дефицит в современной России …………………………....9
Особенности бюджетного дефицита в современной России ……....9
Государственный долг как следствие бюджетного дефицита ……..14
Бюджетный дефицит в зарубежных странах …………………………….19

3.1 Опыт США по ограничению бюджетного дефицита ……………….19

3.2 Задолженность иностранных государств …………………….………..20

перед Россией и управление сбалансированного федерального бюджета

Заключение …………………………………………………………………….23

Список литературы ……………………………………………………………25

Вложенные файлы: 1 файл

КР по финансам.docx

— 69.43 Кб (Скачать файл)

 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 1. Параметры исполнения федерального бюджета  за январь 2009 года на кассовой основе, млрд. рублей

Показатель Утверждено  федеральным законом  о ФБ на 2009 год  и на плановый период 2010 и 2011 годов  (с изменениями)*  Исполнение
2008 2009 Изменение
январь январь
Доходы 10 927,1 691,3 771,6 80,3
Федеральная налоговая служба 4 912,7 372,7 268,4 -104,3
Федеральная таможенная служба 5 613,4 274,8 196,7 -78,1
Другие  администраторы 401,1 43,8 306,5 262,7
Расходы 9 024,7 390,7 411,7 21,1
Обслуживание  долга 198,0 12,1 14,7 2,6
Непроцентные  расходы на кассовой основе 8 826,7 378,6 397,0 18,4
Профицит (+) / Дефицит (–) 1 902,5 300,6 359,8 59,2 
Сальдо  внутреннего долга 289,0 31,9  0,3 -31,6
Сальдо  источников внешнего финансирования дефицита -13,5 -1,3 -0,2  1,1 
Прочие  источники внутреннего финансирования -2 178,0 -331,3 -360,0  -28,7 
Справочно:        
ВВП, млрд. рублей 51 475 2 712 2 512 -132
Средняя цена нефти «Юралс», долл. США / баррель 95 88,6 41,6 -47,0 
Курс  рубля к доллару  США 24,7 24,5 32,3 7,8
 
 
 
 

Таблица 2. Параметры исполнения федерального бюджета  за январь  2009 года на кассовой основе, % ВВП 

Показатель Утверждено  федеральным законом о ФБ на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов  (с изменениями)*  Исполнение
2008 2009 Изменение
январь январь
Доходы 21,2 25,5 30,7 5,2
Федеральная налоговая служба 9,5 13,7 10,7 -3,1
Федеральная таможенная служба 10,9 10,1 7,8 -2,3
Другие  администраторы 0,8 1,6 12,2 10,6
Расходы 17,5 14,4 16,4 2,0
Обслуживание  долга 0,4 0,4 0,6 0,2
Непроцентные  расходы 17,1 14,0 15,8 1,8
Профицит (+) / Дефицит (–) 3,7 11,1 14,3 3,2
сальдо  внутреннего долга 0,6 1,2 0,01 -1,2
сальдо  внешнего долга 0,0 0,05 -0,01 0,04
прочие  источники финансирования -4,2 -12,2 -14,3 -2,1
Справочно:        
ВВП, млрд. рублей 51 475 2 712 2 512 -200
 
 

Доходы федерального бюджета за январь 2009 года, по предварительным  данным Минфина России, составили 771,6 млрд. рублей или 30,7 % ВВП, что на 5,2 п.п. ВВП выше величины за аналогичный  период 2008 года. Общий объем налоговых  и других платежей, администрируемых ФНС России, составил 268,4 млрд. рублей или 10,7 % ВВП (в январе 2008 года – 13,7% ВВП). Доходы, администрируемые ФТС России, достигли по итогам января 2009 года 196,7 млрд. рублей или 7,8% ВВП (10,1% ВВП). Доходы, администрируемые другими администраторами, за отчетный период 2009 года составили 306,5 млрд. рублей, или 12,2 % ВВП (1,6% ВВП). 
 

3. Бюджетный дефицит   в зарубежных  странах

3.1 Опыт США  по ограничению бюджетного дефицита 

             Подавляющее большинство стран имеют средний относительный размер бюджетного дефицита. Однако примерно треть стран из этой группы снижает относительный размер своего дефицита, другая треть повышает, а у остальных этот показатель колеблется около определенного уровня.

США уверенно входят в список стран, имеющих наибольшую государственную задолженность. На 2001 год государственный долг США, по данным МВФ, составлял 3413,2 млрд. долл. В области управления бюджетным дефицитом американский опыт весьма показателен. Тот факт, что страна, де-факто играющая роль сверх державы начала 21 в., снизила размер долга до 33% ВВП, причем доля внешнего долга в общем объеме ее долга составляет одну треть, говорит о многом.

              Сальдо федерального бюджета США зависит от экономического роста, и зависимость эта прямо пропорциональна: чем выше темпы экономического роста, тем больше профицит бюджета (или меньше дефицит бюджета).

Впервые проблема бюджетного дефицита возникла в Америке  в 18 веке. В ходе шестилетней войны  за независимость Континентальный  Конгресс осуществил займы в объеме около 50 млн. долл. Общий объём долга  приблизительно был равен 77 млн. долл. В 1789 доходная часть бюджета, находившегося  в сбалансированном состоянии, составляла 4,4 млн. долл.

Руководство США, в частности министр финансов А. Гамильтон, было твёрдо убеждено в  том, что сбалансированный бюджет должен быть основной целью государственной  политики до тех пор, пока у федерального правительства имеется задолженность. Погашение государственного долга  стало продолжением борьбы за независимость.

              В настоящее время в Америке нет единого бюджетного кодекса, регулирующего все стороны бюджетного процесса. Вместо кодекса имеются многочисленные законодательные акты. Несистематизированность и большое количество законов, регулирующих правовую сферу федерального бюджета и государственного долга, можно объяснить двумя причинами. Во-первых, США в сфере государственных финансов политические интересы преобладают над соображениями экономической целесообразности. Обе правящие партии рассматривают своих представителей в Конгрессе как лоббистов своих интересов. Во-вторых, американские законодатели оказались неспособными выработать единую правовую норму, которая определяла бы конечную цель составления и исполнения федерального бюджета. Начиная с 1980-х годов такой нормой можно было бы считать конституционную поправку о сбалансированном бюджете, однако фактические значения сальдо бюджета не дают для этого никаких оснований. В Конституции США записано, что Конгресс наделён правом определять доходную и расходную части бюджета. Важнейшей особенностью конституционного устройства США является отсутствие в основном законе указаний о финансовых полномочиях президента. К середине 70-х гг. экономическое положение США резко ухудшилось. Одной из причин этого была чрезмерная концентрация властных полномочий по контролю над федеральным бюджетом в руках президента.

               Смысл реформы 1974 г. заключался в усилении контроля за федеральным бюджетом со стороны Конгресса с целью исключить злоупотребления ресурсами федерального бюджета со стороны исполнительной власти. Цель реформы середины 1980-х гг. сводилась к борьбе за сбалансированность бюджета. В декабре 1985 г. Конгресс принял закон о сбалансированном бюджете и чрезвычайных мерах контроля за дефицитом. Следующий этап бюджетных реформ относится к 90-м.  

3.2 Задолженность иностранных государств перед Россией и управление

сбалансированного федерального бюджета 

                В соответствии со ст. 123 Бюджетного кодекса «долговые обязательства иностранных государств перед Российской Федерацией как кредитором формируют долг иностранных государств перед Российской Федерацией». Законодательное регулирование данного вида долга осуществляется следующим образом. Сведения о размерах и структуре долга иностранных государств перед Россией по видам долговых обязательств и по заемщикам представляются в Государственную думу РФ в составе документов и материалов, направляемых одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

               Под реструктуризацией долга иностранных государств перед Россией понимается погашение иностранными государствами своих долговых обязательств, в том числе с одновременным осуществлением заимствований в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий их обслуживания и сроков погашения. Реструктуризация долга иностранных государств перед Россией может быть проведена с частичным списанием (сокращением) суммы задолженности. Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год утверждаются:

  • суммы погашения и выплаты процентов по долгам иностранных государств;
  • предельный размер долга иностранных государств на конец 
    финансового года за исключением государств — участников СНГ;
  • предельный размер долга государств — участников СНГ;
  • предельный объем государственных кредитов, предоставляемых Россией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, за исключением государственных кредитов, предоставляемых государствам-участникам СНГ;
  • предельный объем государственных кредитов, предоставляемых Россией государствам-участникам СНГ;
  • программа предоставления Россией государственных кредитов иностранным государствам и их юридическим лицам и международным организациям.

  В настоящее время общий размер внешнего долга России соизмерим с размером иностранного долга перед Россией. Если бы качественная структура задолженности иностранных государств была близка к структуре российского внешнего долга, то Россия могла бы выплачивать свой внешний долг только за счет платежей от погашения и обслуживания долга иностранных государств перед ней. Фактически произошел бы обмен российского долга на долг перед Россией. Однако в действительности это маловероятно. Внешний долг России в основном урегулирован (практически нет взаимных претензий сторон по нему) и большая его доля приходится на задолженность развитым странам (характеризующимся сильной международной позицией) и рыночную задолженность. С учетом того, что Россия уже не относится к числу беднейших стран, а также устойчивости платежного баланса страны списание ее внешнего долга не представляется реальным. Более того, в настоящее время при обсуждении проблемы досрочной выплаты Россией долга странам Парижского клуба кредиторы выдвигают требования погашения не только основной суммы оставшейся задолженности, но и всех процентных платежей будущих периодов по обслуживанию этого долга (то есть без дисконта), не говоря уже о том, что они не согласны с частичным списанием его основной суммы. Стоимость обслуживания внешнего долга России достаточно высока. Как считает министр финансов России А. Кудрин, стоимость обслуживания долга примерно в три-четыре раза выше, чем аналогичный долг в странах "большой восьмерки" у нас на проценты по внешнему долгу только в год уходит до семи миллиардов долларов. Существенная часть задолженности иностранных государств перед Россией по-прежнему остается неурегулированной, причем в немалой степени она приходится на беднейшие страны, которые не в состоянии обслуживать свои долги.

             Таким образом, фактические финансовые потоки по обслуживанию Россией своего внешнего долга и иностранного долга перед ней различаются как минимум на порядок. В частности, в 2002 г. объем поступлений в денежной форме в федеральный бюджет в счет погашения и обслуживания задолженности по кредитам иностранных государств перед Россией составил около 508 млн. долл. США (без учета других форм погашения), а платежи по обслуживанию и погашению внешнего долга — примерно 15 млрд. долл. США, из них более 1/3 пришлось на выплату процентов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

            На основе приведенной выше информации можно сделать следующий вывод: бюджетный дефицит и государственный долг тесно взаимосвязаны. Ежегодный дефицит может покрываться либо за счет роста государственного долга, либо путем эмиссии денег. Даже бездефицитный бюджет не может свидетельствовать о здоровье экономики, если у государства большой долг. Поэтому к анализу дефицита государственного бюджета следует подходить очень внимательно.

Информация о работе Бюджетный дифицит и меры его покрытия