Бюджетная система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 15:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение экономического содержания бюджетной системы государства и ее структуры в Российской Федерации.
Задачи работы: раскрыть экономическое содержание бюджетной системы государства и её структуры в Российской Федерации, дать понятие бюджетной системы её типов и структуры; охарактеризовать принципы бюджетной системы Российской Федерации, межбюджетные отношения в России и проблемы их развития; рассмотреть перспективы развития межбюджетных отношений в Российской Федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Экономическое содержание бюджетной системы государства и ее структура в Российской Федерации
1.1. Бюджетная система РФ, её уровни и бюджеты в них входящие………….……..…….……..……..……..……..5
1.2. Типы бюджетной системы разных государств………………………………………8
1.3. Структура бюджетной системы Российской Федерации……12
2. Принципы бюджетной системы Российской Федерации
2.1. Принципы бюджетной системы Российской Федерации………………………………………………………18
2.2. Межбюджетные отношения в России и проблемы их развития…………………………………………………………24
3. Перспективы развития межбюджетных отношений в Российской Федерации…………………………………………………………….28
Заключение……………………………………………………………….34
Список используемой литературы……………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 941.00 Кб (Скачать файл)

Японская бюджетная система по доле государственных расходов напоминает российскую и американскую - около трети ВВП поступает в бюджетную систему, но значительную и растущую часть социальных расходов, связанных с оказанием социальных услуг работающим берут на себя фирмы. Это делает ее похожей на советскую модель. Государственное вмешательство в экономику Японии на основе финансирования приоритетных расходов в то же время характерно и для американской модели. Японская модель постепенно трансформируется, но до сих пор сохраняется в некоторых фирмах традиция пожизненного найма .

Для всех моделей государств с социальной доминантной характерны следующие существенные признаки:

- относительно высокая доля ВВП, перераспределяемого через бюджет на социальные цели;

- развитие государственных и фирменных систем социальной поддержки граждан;

- высокая доля занятых в сфере производства нематериальных благ и услуг социального характера, незначительные масштабы безработицы, высокий уровень социальной защиты безработных и других категорий населения, не занятого трудом по объективным причинам;

- в целом высокий уровень производства и потребления ВВП на душу населения, рост уровня оплаты труда по мере роста ВВП и личного трудового вклада каждого работника;

- развитие формы массового удовлетворения социальных потребностей при некоторой дифференциации качества предоставляемых социальных благ с оплатой потребителем;

- приоритетное развитие нематериального производства как фактора усиления социально - реабилитационных функций общества, по значимости приравниваемых к функциям социальной экологии.

Бюджетная система России вобрала в себя не самые совершенные признаки японской, американской и европейской систем.

Сходство с японской в ней было в том, что предприятия СССР также имели социальные фонды, обеспечивали на высоком уровне реализацию социальной функции. В годы реформ от этого осталось немногое, но все же осталось, в связи, с чем профсоюзам России приходится сейчас все острее ставить вопрос о социальной ответственности бизнеса, как это практикуется в Японии. Пока что социальные функции бизнеса развиты слабо. Нередко его социальная «ответственность» выливается в рейдерский захват имущественных комплексов предприятий, включая и остатки сохраняющихся у них объектов социального характера. Именно поэтому чрезвычайно актуальной является проблема повышения социальной ответственности бизнеса.

Сходство бюджетной системы России с американской системой заключается в том, что при низкой средней заработной плате гражданам навязывается американская модель оплаты многих социальных услуг, в том числе и коммунальных, за счет личного бюджета. Внедряется принцип платности всех услуг. Эта тенденция при низкой заработной плате делает бюджетную систему России неудачным копированием опыта США. Сходство бюджетной системы России с европейской системой заключается в том, что в ней еще присутствуют «остатки» прежней социальной защиты граждан за счет средств бюджетов всех уровней. Социальная направленность бюджетной политики России в последние годы проявляется все более отчетливо в связи с реализацией национальных проектов.

    1. Структура бюджетной системы Российской Федерации

Структура бюджетной системы зависит от формы административного и государственного устройства страны. По степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются на три типа:

- унитарное (единое) государство  – это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии. В стране действует единая конституция, общие для всех систем права и единые органы власти, централизованное управление экономическими, социальными и политическими процессами в государстве. Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев - государственного и местных бюджетов;

- федеративное (объединенное) государство – это форма государственного  устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах, распределенных между ними и центром компетенций. Бюджетная система федеративных государств трехзвенная и состоит из федеративного бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов;

- конфедеративное (союзное) государство – это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств – членов конфедерации действуют свои бюджетные и налоговые системы.

Россия является федеративным государством, в связи с этим построение её бюджетной системы основано на Конституции РФ (ст. 71 и 132), Бюджетном кодексе РФ (ст. 10) и состоит из трех уровней:

  • федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  • бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов; бюджеты городских округов; бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений.

Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ самостоятельны и не включаются друг в друга.

Под федеральным бюджетом принято понимать основной финансовый план страны в целом, ежегодно принимаемый высшим законодательным органом государственной власти - Федеральным собранием. Через федеральный бюджет осуществляется перераспределение валового внутреннего продукта и национального дохода в рамках всего государства.

Доходы федерального бюджета собираются по всей территории Российской Федерации по единым нормативам, а расходы осуществляются в интересах и на благо всего народа, населяющего страну.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов – являются самостоятельным звеном  бюджетной системы Российской Федерации, формируются на федеральном и территориальном уровнях. В настоящее время  они включают в себя Пенсионный фонд Российской Федерации,  Фонд социального страхования и фонды ОМС, которые образуются на федеральном и региональном уровнях.

Бюджеты субъектов РФ (или региональные бюджеты) в Бюджетном кодексе РФ называются формами образования и расходования денежных средств, предназначенных для решения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Предметы ведения РФ, субъектов РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ устанавливаются главой третьей Конституции РФ.

  Местные бюджеты (или  бюджеты муниципальных образований) представляют собой формы образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. К предметам ведения местного самоуправления относятся вопросы местного значения. Открытый перечень вопросов местного значения приведен в федеральном законе “Об общих принципах местного самоуправления в РФ”.

  На территории РФ  принимаются 29 тысяч местных бюджетов, среди которых районные, городские, поселковые и сельские.

Совершенно обособленным понятием в структуре бюджетного устройства России является понятие консолидированного бюджета, который представляет собой свод бюджетов все уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории. Схема построения бюджетной системы РФ приведена на рис.1.

Рис. 1 Бюджетная система Российской Федерации

Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований. Консолидированный бюджет позволяет получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или Федерации в целом (таблица 1).

Консолидированный бюджет РФ и ее субъектов не подлежит утверждению в законодательном порядке.

Таблица 1

Основные параметры бюджета 2011 – 2012 гг.

млрд. рублей

Показатель

2011 г.

2012 г.

Доходы, всего

21 218,1

23 122,2

%% к ВВП

38,9

37,8

в том числе:

   

Федеральный бюджет

11 367,7

12 865,9

Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ

6 162,6

7 168,2

Консолидированные бюджеты субъектов РФ

7 641,0

8 074,3

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования

904,4

871,7

Расходы, всего

20 357,6

22 997,8

%% к ВВП

37,3

37,6

в том числе:

   

Федеральный бюджет

10 925,6

12 817,8

Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ

5 730,1

6 876,2

Консолидированные бюджеты субъектов РФ

7 676,1

8 106,8

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования

883,4

871,7

Показатель

2011 г.

2012 г.

Дефицит (-)/ профицит (+), всего

860,5

124,4

%% к ВВП

1,6

0,2


«Источник. Данные Росстата РФ»

В доходах бюджетной системы в 2012 году доля федерального бюджета составила 54,9 %, доля государственных внебюджетных фондов Российской Федерации – 16,1 %, доля доходов консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации  и территориальных фондов обязательного медицинского страхования – 29,0 %.

В расходах бюджетной системы  в 2012 году доля федерального бюджета составила 36,6 %, доля государственных внебюджетных фондов Российской Федерации – 26 %, доля доходов консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации  и территориальных фондов обязательного медицинского страхования – 37,7 %.

На основании Основных положений Бюджетного послания Президента РФ о бюджетной политике в 2013 – 2015 годах и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. прогнозируется снижение доходов по сравнению с 2012 годом и стабилизацией их на уровне 37,7-37,4%% к ВВП в 2013-2015 годах, снижением общего объема расходов с 38,3% до 37,0% к ВВП, сокращением дефицита в 2013 и 2014 годах, и профицитом в 2015 году.

Доля федерального бюджета в доходах бюджетной системы сократится до 50,3%, в расходах до 35,2% в 2015 году.

Прогнозируется рост доли доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской до 18,2%, в расходах до 26,6% в 2015 году.

Доля доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и территориальных фондов обязательного медицинского страхования возрастет до 31,5%, доля расходов возрастет до 38,2% в 2015 году.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Принципы бюджетной системы Российской Федерации
    1. Принципы бюджетной системы Российской Федерации

Функционирование бюджетной системы РФ основано на следующих принципах:

- единства бюджетной  системы;

- разграничении доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

- самостоятельности бюджетов разных уровней;

- равенстве бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

- полноте отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

- сбалансированности бюджета;

- результативности и эффективности использования бюджетных средств;

- прозрачности (открытости);

- достоверности бюджета;

- адресности и целевом характере использования бюджетных средств;

- подведомственности расходов бюджетов;

- единстве кассы .

Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации, санкций за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и казенных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Данный принцип  обеспечивается управлением бюджетной системой и реализуется через единую социально-экономическую, включая бюджетную и налоговую, политику государства.

Реализуется это единство через взаимодействие бюджетов всех уровней посредством использования регулирующих доходных источников, создания целевых бюджетных фондов, их частичного перераспределения. Это осуществляется посредством установления нормативов отчислений в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты от федеральных налогов и сборов, а также предоставления финансовой помощи в различных формах (дотаций, субсидий) из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, а из бюджетов субъектов РФ местным бюджетам.

Таким образом, единство бюджетной системы РФ не предполагает слияния или поглощения бюджетов более низких уровней вышестоящими бюджетами. Напротив, каждое бюджетное звено функционирует самостоятельно. Местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в бюджеты субъектов Федерации .

Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации означает закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.

Принцип самостоятельности бюджетов разных уровней означает:

Информация о работе Бюджетная система Российской Федерации