Бюджетная система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 15:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение экономического содержания бюджетной системы государства и ее структуры в Российской Федерации.
Задачи работы: раскрыть экономическое содержание бюджетной системы государства и её структуры в Российской Федерации, дать понятие бюджетной системы её типов и структуры; охарактеризовать принципы бюджетной системы Российской Федерации, межбюджетные отношения в России и проблемы их развития; рассмотреть перспективы развития межбюджетных отношений в Российской Федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Экономическое содержание бюджетной системы государства и ее структура в Российской Федерации
1.1. Бюджетная система РФ, её уровни и бюджеты в них входящие………….……..…….……..……..……..……..5
1.2. Типы бюджетной системы разных государств………………………………………8
1.3. Структура бюджетной системы Российской Федерации……12
2. Принципы бюджетной системы Российской Федерации
2.1. Принципы бюджетной системы Российской Федерации………………………………………………………18
2.2. Межбюджетные отношения в России и проблемы их развития…………………………………………………………24
3. Перспективы развития межбюджетных отношений в Российской Федерации…………………………………………………………….28
Заключение……………………………………………………………….34
Список используемой литературы……………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 941.00 Кб (Скачать файл)

4. Единый норматив отчислений  по территориям от регулирующих налогов не учитывает особенности каждого региона (численность населения, уровень развития). Поиск объективного подхода к осуществлению дифференциации нормативов по регулирующим налогам вызывает необходимость разработки и использования для этой цели соответствующей формулы.

5. Ежегодные изменения нормативов  отчислений в местные бюджеты  от регулирующих налогов лишают  органы местного самоуправления  возможности планировать свою  бюджетную политику даже в  краткосрочной перспективе, не говоря  о возможности реализации долгосрочных программ развития муниципальных образований. В результате – резкое сокращение капитальных вложений в структуре расходов местных бюджетов.

6. Несоответствие доходов и расходов  местного бюджета обусловливает  возможность только текущего содержания муниципального образования, на развитие муниципалитетов средств не остается.

7. В России получила широкое  распространение практика принятия  территориальных и местных бюджетов  с дефицитом без определения  источников их покрытия.

 

 

 

 

 

  1. Перспективы развития межбюджетных отношений в Российской Федерации

Официальным предложением по совершенствованию межбюджетных отношений в Российской Федерации на период конца 2012 года является «Концепция межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах РФ и муниципальных образованиях до 2013 г.», принятая в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 08.08.2009 № 1123-р.

Обобщая основные положения Концепции можно сделать выводы о том, чтобы устранить проблемы развития межбюджетных отношений в России, необходимо дальнейшее совершенствование и повышение эффективности межбюджетных отношений по следующим направлениям:

1) разработка и законодательное  разделение полномочий и уточнение  финансовых обязательств между ветвями власти всех уровней, и обеспечение соответствия нормативного правового регулирования и финансового обеспечения. Проведенное разделение полномочий по уровням в Российской Федерации характеризуется наличием несоответствия расходных обязательств собственным ресурсам, преимущественно трансфертной формой наполнения бюджетов регионов и особенно муниципальных образований, отсутствием заинтересованности и подотчетности у региональных и местных властей перед населением в качественном выполнении государственных услуг. Говоря о расходных обязательствах, следует отметить, что действующая система разграничения расходных обязательств между органами власти на разных уровнях бюджетной системы требует корректировки и уточнения в целях вложения ответственности за обеспечение предоставленных бюджетных услуг на органы публичной власти, способных сделать это наиболее эффективно. А это предполагает, в частности, устранение дублирования функций муниципальных районов и поселений по предоставлению соответствующих услуг, формирование механизма межмуниципальной кооперации, являющегося дополнительным инструментом повышения эффективности реализации вопросов местного значения, внедрение принципов бюджетирования, ориентированного на результат.

2) наделение регионов  и муниципальных образований достаточными финансовыми ресурсами. Здесь возникает сразу несколько принципиальных моментов. Разнообразие субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по степени экономического развития, обеспеченности ресурсами, природно-климатическим условиям проживания, численности и составу населения затрудняют формирование одновременно справедливой, эффективной и макроэкономически стабильной системы межбюджетных отношений. Применяемая в настоящее время схема распределения финансовых ресурсов удобна и относительно проста. Макроэкономическая стабильность и социальная справедливость за счет горизонтального выравнивания осуществляются посредством усиления централизации налоговых доходов. Она же порождает сохраняющийся годами комплекс основных проблем в области межбюджетных отношений.

3) формирование стимулов  органов государственной власти  субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления  к увеличению их доходной базы. Для осуществления данного мероприятия  возможно осуществление мер, направленных  на адаптацию доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации к сложившейся экономической ситуации и развитию доходного потенциала на своей территории, и, в частности: подготовку прогнозов поступления доходов исходя из реальной ситуации в экономике, оперативную корректировку бюджетов при отклонении поступлений доходов от прогнозных данных, обоснованность и применение налоговых льгот и принятие мер по их оптимизации, взаимодействие с крупнейшими налогоплательщиками и поддержку значимых для регионов отраслей экономики, наиболее подверженных кризису.

4) повышение качества  финансового менеджмента региональных  и муниципальных финансов должно  осуществляться по линии расширения  горизонта бюджетного планирования, стимулирования органов местного  самоуправления к внедрению передовых процессов в области социально-экономического развития и управления общественными финансами; формирования рейтинга качества финансового менеджмента, позволяющего на основе показателей оценки эффективности использования бюджетных средств увязывать полученные результаты деятельности органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в части предоставления бюджетных услуг с объемом затраченных на эти цели средств.

5) консолидация усилий  субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований по совместному предоставлению государственных (муниципальных) услуг в силу того, что по объединенным территориальным образованиям, даже с невысоким финансовым потенциалом, проще осуществлять расходные полномочия (например, по коммунальным услугам, содержанию местных дорог и т.д.) [13].

6) повышение эффективности  распределения финансовой помощи. Финансовая помощь должна быть  направлена на выравнивание бюджетной  обеспеченности регионов и муниципалитетов, доступа граждан к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям при одновременном создании стимулов для проведения на региональном и местном уровнях рациональной налогово-бюджетной политики, развитие и эффективное использование налогового потенциала, повышение эффективности бюджетных расходов. Для осуществления данного мероприятия необходимо изменение механизмов распределения и предоставления межбюджетных трансфертов. Так как предоставление большого объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности порождает иждивенческие настроения, то необходимо постепенное сокращение объемов предоставления дотаций. Следует отметить, что на практике в последнее время осуществлен значительный переход от системы распределения дотаций как основного инструмента финансового выравнивания к использованию иных инструментов бюджетного перераспределения средств в первую очередь субсидий. В отличие от дотаций, данный механизм межбюджетного регулирования более предпочтителен, так как позволяет четко устанавливать целевую направленность трансфертов и обеспечивать заинтересованность получателя трансфертов в эффективном использовании получаемых финансовых ресурсов. Выделение регионам и муниципальным образованиям субсидий призвано повысить эффективность бюджетных расходов, а также поддержать отдельные направления развития экономики и социальной сферы, стимулировать укрепление и более эффективное использование их собственной налогово-бюджетной базы. Еще одно преимущество субсидий – как инструмента межбюджетных отношений – способность целевым образом стимулировать инвестиционную активность в экономике регионов и муниципальных образований. Это позволяет перейти от финансового выравнивания к экономическому. Именно этот переход в настоящее время и определяет собой совокупность представлений об экономической эффективности межбюджетных отношений. Новый порядок распределения субсидий позволит существенно повысить социально-экономическую эффективность бюджетных расходов в целом и в части межбюджетных трансфертов, а также усилить контроль за реализацией субъектами бюджетного планирования их функций. Объединение субсидий, например по таким блокам, как социальные субсидии, инвестиционные, инфраструктурные, способствовали бы тому, чтобы субъекты Российской Федерации и муниципальные образования сами бы определяли, на решение каких приоритетных задач в рамках блока их направить [11].

Рассмотрим перспективы развития межбюджетных отношений на уровне субъекта Российской Федерации – Кировской области.

Губернатор Кировской области Белых Н.Ю. в своем бюджетном послании на 2012 год и плановый период 2013 – 2014 годов предлагает следующие основные направления бюджетной политики в области межбюджетных отношений:

- укрепление доходной  базы местных бюджетов за счет  передачи дополнительных отчислений  от федеральных и региональных налогов и сборов. Данный механизм работает в области уже на протяжении нескольких лет и дает положительные результаты за счет заинтересованности и активизации работы местных властей по увеличению объема собственных доходов. В целях дальнейшего укрепления налоговой базы местных бюджетов, а также с учетом положений Бюджетного кодекса Российской Федерации предлагается увеличить норматив отчислений  
в бюджеты муниципальных районов от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, до 50%, сейчас это 10%, а также установить единый норматив по акцизам на алкогольную, спиртосодержащую продукцию, спирт и пиво в бюджеты муниципальных районов в размере 5%. Передача дополнительных нормативов позволит направить в бюджеты муниципальных районов только в 2012 году дополнительно 210 млн. рублей;

- продолжение реализации  механизмов для поощрения самостоятельности  и инициативности органов местного  самоуправления, в том числе стимулирования  самообложения граждан. На сегодняшний  день самообложение граждан введено в 213 поселениях, что составляет  
почти 60% от общего количества поселений области. В большей степени этому способствовало решение о софинансировании со стороны областного бюджета. Поэтому необходимо продолжить данную практику исходя из соотношения: один рубль, собранный муниципальными образованиями, и один рубль, дополнительно выделяемый из областного бюджета;

- продолжение  программы  поддержки местных инициатив. Необходимо  продолжить и развивать этот  механизм, подключив к реализации  проектов не только поселения, но и сами муниципальные районы;

- заложение в бюджете  дотации на стимулирование муниципалитетов  с объемом не менее 60 млн. рублей, такой своеобразный грант;

- изменение соотношение  объемов предоставления дотации  на выравнивание бюджетной обеспеченности и субсидии на выравнивание, предоставляемой с учетом индивидуальных особенностей каждого муниципального образования, и как минимум свести его до 50% [18]

Таким образом, мы видим, что в настоящее время формирование межбюджетных отношений как эффективной системы не закончено. Необходима их дальнейшая корректировка и совершенствование, что обеспечит устойчивость и сбалансированность бюджетной системы Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В результате написания курсовой работы и проведенного анализа фактических цифровых данных по интересующей проблеме были сделаны определенные выводы.

Государственный бюджет представляет собой финансовый план государства на текущий год. Это смета доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.

Центральное место бюджета в финансовой системе объясняется тем, что с его помощью перераспределяется значительная часть национального дохода, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса, развитии экономики, полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан.

В России создана достаточно развитая бюджетная система, основанная на государственном устройстве, закрепленная в Конституции РФ. Но ещё осталось много нерешенных вопросов в структуре бюджетной системы и не выработаны отлаженные механизмы функционирования и взаимоотношений бюджетов различных уровней. Необходимо постоянно совершенствовать методы организации и функционирования бюджетной системы для улучшения деятельности государства, и, следовательно, для экономического процветания граждан Российской Федерации. Ведь конечным результатом существования любого государства, является экономическое благополучие и процветания его граждан. Надёжная бюджетная система является одной из важнейших структур государства, поэтому, для достижения главной цели государству необходимо постоянно развивать и совершенствовать бюджетную систему.

Бюджетная система Российской Федерации чрезвычайно сложна, как сложны и все ее составляющие: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты. Федеральный бюджет балансирует доходы и расходы государства в целом, осуществляет необходимое перераспределение доходов между социальными группами, между регионами. Территориальные же бюджеты способствуют осуществлению конкретных программ на местах. И то, и другое жизненно важно для функционирования экономики страны и успешного ее развития. И налицо вывод - оптимальное функционирование бюджетного механизма возможно лишь при двух основополагающих условиях: правильного построения межбюджетных отношений между бюджетами различных уровней и четкого, справедливого баланса его доходов и расходов. Именно тогда возможно говорить о стабильной и быстрорастущей экономике, эффективной бюджетной политике, ибо только тогда в полной мере проявятся основные принципы бюджета: единство, полнота, реальность, гласность и самостоятельность.

Информация о работе Бюджетная система Российской Федерации