Анализ государственного внутреннего долга Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2013 в 13:01, курсовая работа

Краткое описание

Достижению поставленной цели подчинено решение следующих задач:
1. Раскрыть экономическую сущность государственного долга и причины его образования.
2. Рассмотреть виды государственного долга и управление им.
3. Рассмотреть нормативно-правовые материалы, регулирующие государственный долг России.
4. Провести анализ динамики государственного внутреннего долга России.
5. Провести анализ состава и структуры государственного внутреннего долга.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3
1. Теоретические основы государственного долга……..………….…..….…….6
1.1. Социально-экономическая сущность и причины образования государственного долга………………………………………………...………6 1.2. Виды государственного долга и управление им………………..…..……..9
1.3. Нормативно-правовые материалы, регулирующие государственный долг России….................................................................................................................15
2. Анализ государственного внутреннего долга Российской Федерации……………………………………………………………………..…20
2.1. Анализ динамики государственного внутреннего долга России…..….…20
2.2. Анализ состава и структуры государственного внутреннего долга………………………………………………………………………..……..21
2.3. Основные направления совершенствования управления государственным внутренним долгом в Российской Федерации…………………………..……..26
Выводы и предложения…………………………………………………………28
Список использованной литературы………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 242.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3

1. Теоретические основы  государственного долга……..………….…..….…….6

1.1. Социально-экономическая  сущность и причины образования              государственного    долга………………………………………………...………6 1.2. Виды  государственного долга и управление им………………..…..……..9

1.3. Нормативно-правовые материалы,  регулирующие государственный долг  России….................................................................................................................15

2. Анализ государственного  внутреннего долга Российской     Федерации……………………………………………………………………..…20

2.1. Анализ динамики государственного  внутреннего долга России…..….…20

2.2. Анализ состава и  структуры государственного внутреннего  долга………………………………………………………………………..……..21

2.3. Основные направления  совершенствования управления государственным  внутренним долгом в Российской  Федерации…………………………..……..26

Выводы и предложения…………………………………………………………28

Список использованной литературы………………………………………..….31

Введение

Актуальность выбранной  темы обусловлена тем, что для  урегулирования задолженности на общегосударственном  уровне необходим серьезный анализ структуры долга, возможностей по его  погашению, срочности и целесообразности ведения переговоров по его реструктуризации. При решении проблемы госдолга необходимо активно использовать теоретические наработки в этой области.

Проблема внутренней задолженности является одним из сложных и ключевых вопросов экономического развития России на современном этапе. Актуальность темы. Внутренний государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе каждого государства. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения внутреннего государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата. Причиной возникновения внутреннего государственного долга является проводимая государством политика, которая не обеспечивает сбалансированность доходов и расходов государства. Особую остроту данная проблема приобрела в связи с финансовым кризисом, который негативно отразился на экономике в целом, и привел к отказу правительства от выполнения своих обязательств по долгу и принудительной реструктуризации этого долга. Использование государственного внутреннего долга как инструмента воздействия на экономические процессы в условиях реформ позволило российскому правительству создать цивилизованный рынок государственных долговых обязательств, но его становление и развитие характеризовалось рядом особенностей, которые оказывали негативное влияние на экономику России. Аспекты становления, развития и регулирования государственного внутреннего долга исследовали в своих работах такие отечественные ученые: А.В. Андрейчиков, М. Афанасьева, А.М. Бабич, М.Б. Бирман, Ю.Я. Вавилов, О.В. Врублевская, С.Л. Глазкова, В.А. Кабашкина, И.В. Костиков и другие. Однако на сегодня в отечественной теории и практике остается несформированным финансово-экономический механизм регуляции внутреннего государственного долга как целостной системы, неопределенные его функции. Таким образом, актуальность и недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблем обслуживания государственного внутреннего долга обусловили выбор темы, цели и задачи исследования. Цель данной работы заключается в изучении государственного внутреннего долга, его динамики и структуры.

Достижению поставленной цели подчинено решение следующих  задач:

1. Раскрыть экономическую сущность государственного долга и причины его образования.

2. Рассмотреть виды государственного долга и управление им.

3. Рассмотреть  нормативно-правовые материалы,  регулирующие государственный долг  России.

4. Провести анализ  динамики государственного внутреннего  долга России.

5. Провести анализ  состава и структуры государственного внутреннего долга.

6. Исследовать  основные направления совершенствования  управления государственным внутренним  долгом в Российской Федерации.

Объектом исследования является внутренний государственный долг Российской Федерации. Предметом - экономические отношения, складывающиеся в процессе обслуживания государственного внутреннего долга Российской Федерации. При написании работы использовались следующие методы: исследования, анализа и синтеза – при формировании структуры механизма регулирования государственного внутреннего долга; исторического и логического – для анализа общего состояния и структуры внутреннего государственного долга Российской Федерации.

Значение в практической деятельности. Политика в области государственных заимствований, управления суверенными долгами для большинства стран является важной составляющей государственной финансовой политики. От ее эффективности зависят международный имидж государства, отношение политиков, инвесторов, потенциальных партнеров по совместным крупным международным бизнес-проектам, международных финансовых организаций, а также международный суверенный рейтинг.

Для написания данной работы использовались следующие методы: аналитический, статистический, монографический, а также анализ экономической литературы.

Курсовая работа состоит  из двух глав, выводов и предложений  и списка использованной литературы.

Во Введении обоснована актуальность темы исследования, определены цель, задачи, объект исследования. В первой главе рассмотрены теоретические основы государственного долга, т.е. социально-экономическая сущность и причины образования государственного долга, виды государственного долга и управление им и нормативно-правовые материалы. Во второй главе проведен анализ государственного внутреннего долга Российской Федерации, т.е. анализ динамики государственного внутреннего долга России, анализ состава и структуры государственного внутреннего долга и основные направления совершенствования управления государственным внутренним долгом в Российской Федерации. Затем сделаны выводы и предложения по курсовой работе и приведен список использованной литературы.

1. Теоретические  основы государственного долга

1.1. Социально-экономическая сущность и причины образования государственного долга

Проблема долговой зависимости  государства и, прежде всего перед  иностранными кредиторами, во все времена  имела актуальное значение, поскольку полная реализация суверенитета государства возможна лишь при его определенной экономической независимости.

В научной литературе государственный долг определяется сложившейся к данной дате суммой дефицита федерального бюджета за вычетом  положительного сальдо (профицита) этого  бюджета. На практике, государственным долгом считаются долговые обязательства России перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией. В развитых странах государственный долг определяют также как общий объем непогашенных государственных облигаций. Рост государственного долга наблюдается практически во всех странах мира, что в основном объясняется хронической дефицитностью государственных финансов. Таким образом, государственный долг можно также определить, как задолженность, накопившаяся у правительства, в результате заимствования денег для финансирования прошлых бюджетных дефицитов.

Государственный долг возникает  в определенный момент функционирования государства, когда его расходы начинают превышать доходы, т.е. бюджетный дефицит становится хроническим явлением, а его покрытие осуществляется не эмиссионными методами, а государственными заимствованиями. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним является сфера бюджета.

Основаниями для образования  государственного долга являются:

1) государственные и муниципальные заимствования, с помощью которых обеспечивается формирование государственного долга, а также покрытие дефицита бюджета;

2) кредитные соглашения и договоры, которые могут заключаться от имени Российской Федерации, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;

3) предоставление государственных гарантий и поручительств. В этом случае государство выступает не как заемщик, а как гарант погашения обязательств за других заемщиков;

4) факты, когда государство или муниципалитеты принимают на себя обязательства третьих лиц;

5) соглашения и договоры (в том числе международные), заключенные от имени Российской Федерации или субъекта РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации или субъекта РФ прошлых лет [1].

Государственный долг Российской Федерации полностью и без  условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. Федеральные органы государственной власти используют все полномочия по формированию доходов федерального бюджета для погашения долговых обязательств Российской Федерации и обслуживания государственного долга Российской Федерации. Предоставляя для Российской Федерации право приобретения обязательств в режиме внутреннего и внешнего долга, Бюджетный кодекс устанавливает при этом порядок определения количественных пределов таких обязательств и порядок их выполнения. В соответствии со ст. 106 Бюджетного Кодекса РФ предельные объемы государственного внутреннего долга и государственного внешнего долга, пределы внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств. Предельный объем государственных внешних заимствований Российской Федерации не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе осуществлять внешние заимствования в объеме свыше установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год предельного объема государственных внешних заимствований, если при этом оно осуществляет такую реструктуризацию государственного внешнего долга, которая приводит к снижению расходов на его обслуживание, в рамках установленного предельного объема государственного внешнего долга. Правительство Российской Федерации имеет право осуществлять внутренние (внешние) заимствования с превышением установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год предельного объема государственного внутреннего (внешнего) долга вместо внешних заимствований, если это снижает расходы на обслуживание государственного долга в рамках установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год объема государственного долга (суммы внутреннего внешнего долга) и иной порядок реструктуризации не предусмотрен федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год [1].

Бюджетная, долговая и валютная политика государства неразрывно связаны  между собой: государственный долг влияет на экономический рост, денежное обращение, уровень инфляции, ставки рефинансирования, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и реальный сектор экономики, приводит к сокращению инвестиционных ресурсов в экономике, нарушению воспроизводственных процессов, снижению экономического роста. Рано или поздно заимствования выходят за рамки возможностей государства, что вызывает необходимость сокращения расходов на социальные, инвестиционные и другие цели, не связанные с погашением и обслуживанием долга. Необоснованная бюджетная, денежно-кредитная и курсовая политика государства вызывает неуверенность на финансовых рынках в отношении инвестиционного климата, побуждая инвесторов к выдвижению требований более высокой премии за риск. Это особенно касается стран, развивающих и формирующих рынки ценных бумаг, где заемщики и кредиторы могут воздержаться от принятия долгосрочных обязательств, что может негативно отразиться на развитии финансовых рынков и экономическом росте.

Таким образом, государственный долг – это сумма долга Федерального правительства населению. Основными причинами образования государственного долга являются трудные периоды для экономики: войны, спады и т. д.

 

1.2. Виды государственного долга и управление им

Существует несколько классификаций государственного долга в зависимости от признака положенного в основу данной классификации.

В зависимости от заемщика государственный  долг подразделяется на:

1) государственный долг Российской Федерации;

       2) государственный долг субъекта Российской Федерации;

3) муниципальный долг.

Под государственным долгом Российской Федерации понимаются ее долговые обязательства  перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

Под государственным долгом субъекта РФ понимается совокупность его долговых обязательств; он полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта имуществом, составляющим его казну. Под муниципальным долгом соответственно понимается совокупность долговых обязательств муниципального образования; он полностью и без условий обеспечивается всем имуществом, составляющим муниципальную казну. При этом каждый бюджетный уровень отвечает только по своим обязательствам и не отвечает по долгам других уровней, если они не были им гарантированы. Для погашения своих обязательств и обслуживания долга органы законодательной и исполнительной власти соответствующего уровня используют все свои полномочия. Согласно Бюджетному кодексу РФ в зависимости от валюты возникающих обязательств выделяют:

         1) внутренний долг;

2) внешний долг.

Под внутренним государственным  долгом понимаются обязательства, выраженные в валюте Российской Федерации. Иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы могут указываться лишь в качестве соответствующей оговорки. Оплачиваться они должны в российской валюте.

Под внешним государственным  долгом понимаются обязательства, возникающие  в иностранной валюте [18, С.85].

Долговые обязательства  Российской Федерации могут существовать в форме:

1) кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

Информация о работе Анализ государственного внутреннего долга Российской Федерации