Анализ государственного внутреннего долга Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2013 в 13:01, курсовая работа

Краткое описание

Достижению поставленной цели подчинено решение следующих задач:
1. Раскрыть экономическую сущность государственного долга и причины его образования.
2. Рассмотреть виды государственного долга и управление им.
3. Рассмотреть нормативно-правовые материалы, регулирующие государственный долг России.
4. Провести анализ динамики государственного внутреннего долга России.
5. Провести анализ состава и структуры государственного внутреннего долга.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3
1. Теоретические основы государственного долга……..………….…..….…….6
1.1. Социально-экономическая сущность и причины образования государственного долга………………………………………………...………6 1.2. Виды государственного долга и управление им………………..…..……..9
1.3. Нормативно-правовые материалы, регулирующие государственный долг России….................................................................................................................15
2. Анализ государственного внутреннего долга Российской Федерации……………………………………………………………………..…20
2.1. Анализ динамики государственного внутреннего долга России…..….…20
2.2. Анализ состава и структуры государственного внутреннего долга………………………………………………………………………..……..21
2.3. Основные направления совершенствования управления государственным внутренним долгом в Российской Федерации…………………………..……..26
Выводы и предложения…………………………………………………………28
Список использованной литературы………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 242.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

2. Анализ государственного внутреннего долга Российской Федерации

2.1. Анализ динамики государственного внутреннего долга России

Объем государственного долга Российской Федерации на 1 января 2012 года составил 5 343 217,4 млн. рублей и увеличился по сравнению с его объемом на 1 января 2011 года на 1 185 063,4 млн. рублей.

За 2012 год доля государственного внешнего долга Российской Федерации в общем объеме государственного долга Российской Федерации сократилась с 29,3% до 21,6%, соответственно доля государственного внутреннего долга Российской Федерации выросла с 70,7% до 78,4 процента.

                                                                                                   Таблица 1

Изменение объемов государственного долга Российской Федерации

за 2010 – 2013 (план) гг., млн. рублей

Показатель

2010 год

2011 год

2012год

2013 год

Государственный долг Российской Федерации – всего

2 692 013,1

3 233 151,2

4 158 154,0

5 343 217,4

к ВВП(%)

6,5

8,3

9,2

9,8

в том числе:

       

Государственный внутренний долг Российской Федерации

1 837 015,3

2 461 635,6

3 546 415,2

4 064 326,1

к ВВП(%)

3,6

5,4

6,5

7,7

Государственный внешний долг Российской Федерации

1 192 188,7

1 138 420,6

1 217 762,4

1 152 664,4

к ВВП(%)

2,9

2,9

2,7

2,1


                                                                                                     

Объем государственного внутреннего  долга Российской Федерации на            1 января 2013  года составил 3 546 415,2  млн. рублей, что на 1 084 779,6 млн. рублей больше, чем на 1 января 2012 года, что составило 44%; на 1 января 2012 года составил 2 461 635,6 млн. рублей , что на 624 620,3 млн. рублей больше, чем на 1 января 2011 года, что составило 34%.

Представим  динамику объемов государственного внутреннего долга Российской Федерации, выраженного в государственных ценных бумагах, млрд.рублей  за 2010-2013 (план) гг. на рисунке 1.

Рис. 1. Динамика объемов государственного внутреннего долга Российской Федерации  за 2010-2013 (план) гг., млрд. руб.

По данным рисунка  1 видно, что государственный внутренний долг РФ имеет стабильную динамику ежегодного увеличения.

Изучив динамику, представленную на рисунке 1, можно сказать, что объем государственного внутреннего долга в 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличился на 624,6 млрд. рублей (или на 34%), в 2012 году по сравнению с 2011 годом – увеличился на 1084,8 млрд. рублей (или на 44%), в 2013 году объем государственного внутреннего долга планируется увеличиться по сравнению с 2012 годом на 517,9 млрд. рублей (или на 14,6%).

Таким образом, проанализировав и изучив динамику государственного внутреннего долга  Российской Федерации, можно отметить ежегодный рост объема государственного внутреннего долга Российской Федерации.

 

2.2. Анализ  состава и структуры государственного внутреннего долга

Государственный внутренний долг РФ – финансовые обязательства России, возникающие в связи с привлечением для выполнения государственных программ и заказов средств негосударственных организаций и населения страны. 
В Российской Федерации внутренний долг включает в себя долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами, обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ. Внутренний долг охватывает задолженности прошлых лет, вновь возникшие задолженности и долговые обязательства бывшего СССР в части, принятой на себя РФ. 
Статьей 98 Бюджетного кодекса Российской Федерации определены следующие формы внутреннего государственного долга:

- государственные  займы, осуществленные путем выпуска  ценных бумаг от имени Российской  Федерации;

- договоры и  соглашения о получении Российской  Федерацией бюджетных ссуд и  бюджетных кредитов от бюджетов  других уровней бюджетной системы  Российской Федерации;

- договоры о  предоставлении Российской Федерацией  государственных гарантий;

        - соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

В соответствии с пунктом 3 этой же статьи в объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:

- основная номинальная  сумма долга по государственным  ценным бумагам Российской Федерации;

- объем основного  долга по кредитам, полученным  Российской Федерацией;

         - объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией от бюджетов других уровней;

- объем обязательств  по государственным гарантиям,  предоставленным Российской Федерацией.

Основные государственные  долговые обязательства, обеспеченные Правительством РФ, включают:

- государственные  краткосрочные облигации ГКО;

- государственные  долгосрочные облигации; 

- облигации  государственного сберегательного  займа; 

- облигации  внутреннего государственного валютного  займа; 

- казначейские  векселя и обязательства: золотые  сертификаты Министерства финансов  РФ. Федеральным законом «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» обесцененные после 1991 года вклады граждан признаны внутренним долгом государства.

Представим  структуру и объем государственного внутреннего долга Российской Федерации за 2010 – 2013 гг. в таблице 2.

                                                                                                  Таблица 2                                

Структура и объем государственного внутреннего долга Российской Федерации за 2010-2013 гг., млн. руб.

Виды долга

Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации

2010 год

2011 год

2012 год

 

2013 год (прогноз)

Объем государственного внутреннего долга – всего:

1 837 015,3

2 461 635,6

3 546 415,2

4 064 326,1

Государственные ценные бумаги - всего,   в том  числе:

1 561 214,8

2 071 601,8

3 121 288,8

3 628 925,8

ОФЗ-ПД

1 038 215,8

1 330 995,2

2 323 688,0

2 723 560,4

ОФЗ-АД

415 583,7

465 250,2

501 465,3

550 240,1

ГСО

107 415,1

185 356,2

206 135,3

265 125,1

ОВОЗ

-

90 000,0

90 000,0

90 000,0

Прочие

0,2

0,2

0,2

0,2

Государственные гарантии

272 249,8

386 250,3

421 125,2

431 250,0

Государственные долговые товарные обязательства

3 550,7

3 783,5

4 001,2

4 150,3


 

Анализ данных, представленных в таблице 2, показывает, что наибольшая доля в государственном внутреннем долге Российской Федерации приходится на государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах Российской Федерации, что составляет 83,7 %   (за 2011 год) и 84,6 % (за 2012 год).

В 2011 году Министерство финансов Российской Федерации осуществляло заимствования, носящие в основном среднесрочный характер.

В результате операций, проведенных Минфином России в 2011 году, государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах Российской Федерации, по состоянию на 
1 января 2012 года составил 2 071 601,8 млн. рублей (по состоянию на 1 января 2013 года – 3 121 288,8 млн. рублей).

Таким образом, увеличение государственного внутреннего долга Российской Федерации за 2012 год составило 50,7 % или 1 049 687,0 млн. рублей.

Основная доля в объеме государственного внутреннего  долга Российской Федерации, выраженного  в государственных ценных бумагах  Российской Федерации, приходится на ОФЗ-ПД (51,4 процента).             Объем долга по ОФЗ-ПД увеличился за указанный период на 485 109,5 млн. рублей. В 2011 году в рамках проводимой  аукционной политики Минфином России размещены семь новых выпусков облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом с фиксированными сроками обращения: ОФЗ-ПД № 25076RMFS с погашением в 2014 году и объемом эмиссии 136 261,5 млн. рублей, ОФЗ-ПД № 25077RMFS с погашением в 2016 году и объемом эмиссии 97 232,1 млн. рублей, ОФЗ-ПД № 25078RMFS с погашением в 2013 году и объемом эмиссии 99 736,5 млн. рублей, ОФЗ-ПД № 25079RMFS с погашением в 2015 году и объемом эмиссии 101 569,1 млн. рублей, ОФЗ-ПД № 26204RMFS с погашением в 2018 году и объемом эмиссии 146 726,5 млн. рублей, № 26205RMFS с погашением в 2021 году и объемом эмиссии 44 800,8 млн. рублей и № 26206RMFS с погашением в 2017 году и объемом эмиссии 92 034,2 млн. рублей.  Объем долга по     ОФЗ-АД увеличился за указанный период на 264 000,0 млн. рублей, или на 32,4% и составил по состоянию на 1 января 2012 года 1 079 583,7 млн. рублей. В 2011 году Минфин России разместил  по закрытой подписке ОФЗ-АД выпуска № 46023RMFS с погашением в 2026 году и объемом эмиссии 295 000,0 млн. рублей.

 Объем долга по ГСО-ППС увеличился за указанный период на  
245 734,9 млн. рублей, или на 140,1% и составил по состоянию на 1 января 2012 года 421 150,0 млн. рублей. В 2011 году Минфин России продолжил размещение государственных сберегательных облигаций. В течение года размещены пять выпусков государственных сберегательных облигаций с постоянной процентной ставкой купонного дохода: ГСО-ППС № 35010RMFS с погашением в 2015 году и объемом эмиссии 80 000,0 млн. рублей, ГСО-ППС № 35011RMFS с погашением в 2015 году и объемом эмиссии 30 000,0 млн. рублей, ГСО-ППС № 36003RMFS с погашением в 2018 году и объемом эмиссии 15 250,0 млн. рублей, ГСО-ППС № 36004RMFS с погашением в 2021 году и объемом эмиссии 50 250,0 млн. рублей и ГСО-ППС № 36005RMFS с погашением в 2021 году и объемом эмиссии 70 650,0 млн. рублей. Размещение ГСО осуществлялось по закрытой подписке.

В 2011 году Минфин России впервые разместил на международном  рынке капитала облигации внутренних облигационных займов Российской Федерации  выпуска № 49001RMFS с погашением в 2018 году и объемом эмиссии 90 000,0 млн. рублей.

 Фактически сложившийся график погашения государственных ценных бумаг Российской Федерации свидетельствует о равномерном распределении погашения государственных ценных бумаг Российской Федерации в течение длительного периода времени, что снижает кредитные риски (риск неплатежа), обеспечивая возможность гарантированного выполнения Минфином России обязательств по погашению и обслуживанию государственного внутреннего долга Российской Федерации независимо от состояния бюджета.

Результатом проводимой Минфином России в 2012 году политики заимствований на внутреннем рынке явилось следующее изменение характеристик рынка ГКО-ОФЗ (таблица 3).

                                                                                                  Таблица 3

Изменение характеристик рынка ГКО-ОФЗ за 2010-2013 (план) гг., млрд. руб.

Показатель

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год (план)

Объем рыночного  долга, млрд. рублей

2 054,1

2 456,2

2 803,3

3 012,3

Дюрация портфеля ГКО-ОФЗ, дней

1 337,1

1 350,1

1 390,4

1 410,2


 

         Данные, представленные в таблице 3, свидетельствуют о следующем:

- за указанный  период рыночный долг, выраженный  в государственных ценных бумагах  Российской Федерации, увеличился  на 749,2 млрд. рублей или на 36,5%,  и составил 2 803,3 млрд. рублей (на конец 2011 года),

- за указанный  период дюрация рыночного портфеля  ГКО-ОФЗ сохранилась на оптимальном  уровне  и составила  3,8 года  на начало 2012 года (справочно: на начало 2011 года – 3,7 года).

По государственным  гарантиям Российской Федерации  изменение государственного внутреннего долга Российской Федерации составило 165 084,2 млн. рублей и сложилось за счет:

1) предоставления  государственных гарантий Российской  Федерации на общую сумму 202 354,7 млн. рублей, в том числе:

- по заимствованиям  открытого акционерного общества «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» на сумму 22 000,0 млн. рублей  
(4 гарантии);

Информация о работе Анализ государственного внутреннего долга Российской Федерации