Анализ государственного внутреннего долга Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2013 в 13:01, курсовая работа

Краткое описание

Достижению поставленной цели подчинено решение следующих задач:
1. Раскрыть экономическую сущность государственного долга и причины его образования.
2. Рассмотреть виды государственного долга и управление им.
3. Рассмотреть нормативно-правовые материалы, регулирующие государственный долг России.
4. Провести анализ динамики государственного внутреннего долга России.
5. Провести анализ состава и структуры государственного внутреннего долга.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3
1. Теоретические основы государственного долга……..………….…..….…….6
1.1. Социально-экономическая сущность и причины образования государственного долга………………………………………………...………6 1.2. Виды государственного долга и управление им………………..…..……..9
1.3. Нормативно-правовые материалы, регулирующие государственный долг России….................................................................................................................15
2. Анализ государственного внутреннего долга Российской Федерации……………………………………………………………………..…20
2.1. Анализ динамики государственного внутреннего долга России…..….…20
2.2. Анализ состава и структуры государственного внутреннего долга………………………………………………………………………..……..21
2.3. Основные направления совершенствования управления государственным внутренним долгом в Российской Федерации…………………………..……..26
Выводы и предложения…………………………………………………………28
Список использованной литературы………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 242.00 Кб (Скачать файл)

         2) государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

3) договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

4) договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;

5) соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет [8, С.169].

Долговые обязательства  Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет). Долговые обязательства погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа. По долговым обязательствам Российской Федерации и ее субъектов сроки погашения не могут превышать 30 лет, а по обязательствам муниципальных образований – 10 лет [18, С.281]. В подобных формах могут существовать долговые обязательства субъектов РФ и муниципальных образований, за исключением международных соглашений и договоров на уровне муниципального образования. Все упомянутые формы в рыночной практике используются достаточно активно.

Под управлением долгом в узком смысле понимается совокупность мероприятий, связанных с выпуском и размещением государственных долговых обязательств, обслуживанием, погашением и рефинансированием госдолга, а также с регулированием рынка государственных ценных бумаг.

Управление государственным  долгом осуществляется посредством  следующих методов:

1) рефинансирование - погашение части государственного долга за вновь привлеченных средств;

2) конверсия - изменение доходности займа;

3) консолидация - превращение части имеющейся задолженности в новую с более длительным сроком погашения. Чаще всего использование этого приема связано с желанием государства устранить опасность, которая может грозить денежно-кредитной системе в случае массовых требований по погашению задолженности;

4) новация - соглашения между государством-заемщиком и кредиторами по замене обстояте6льств в рамках одного и того же кредитного договора;

5) унификация - решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов;

6) отсрочка - консолидация при одновременном отказе государства от выплаты дохода по займам;

7) дефолт - отказ государства от уплаты государственного долга [12, С.256].

В основу управления государственным  долгом положены следующие принципы:

1) безусловность - обеспечение точного и своевременного выполнения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий;

2) единство учета - учет в процессе управления государственным долгом всех видов ценных бумаг, эмитированных федеральными органами власти, органами власти субъектов федерации и органами местного самоуправления;

3) единство долговой политики - обеспечение единого подхода в политике управления государственным долгом со стороны федерального центра по отношению к субъектам федерации и муниципальным образованиям;

4) согласованность - обеспечение максимально возможной гармонизации интересов кредиторов и государства-заемщика;

5) снижение рисков выполнение всех необходимых действий, позволяющих снизить как риски кредитора, так и риски инвестора;

6) оптимальность - создание такой структуры государственных займов, чтобы выполнение обязательств по ним было сопряжено с минимальным риском, а также оказывало наименьшее отрицательное влияние на экономику страны;

         7) гласность - предоставление достоверной, своевременной и полной информации о параметрах займов всем заинтересованным в ней пользователям.

Понятие и содержание управления государственной задолженностью может быть определено достаточно многомерно. Управление ею можно рассматривать как в широком, так и в узком смысле. Под управлением государственным долгом в широком смысле понимается формирование одного из направлений экономической политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика. Этот процесс включает:

1) формирование государственной долговой политики;

2) определение основных направлений и целей воздействия на микро- и макроэкономические показатели;

3) установление возможности и целесообразности финансирования за счет государственного долга общегосударственных программ и другие вопросы, связанные со стратегическим управлением государственным долгом;

4) установление границ задолженности.

Процесс управления госдолгом –  это совокупность действий, связанных  с подготовкой к выпуску и  размещению долговых обязательств государства, регулирование рынка государственных  ценных бумаг, обслуживание и погашение  государственного долга, предоставление ссуд и гарантий.

Процесс управления государственным долгом как в широком, так и в узком смысле требует от государства системного подхода и определяет многоплановый характер регулирования существующей задолженности. В свою очередь системное управление долгом невозможно без четкой классификации задолженности. В процессе управления госдолгом государство определяет соотношение между различными видами долговой деятельности, структуру видов долговой деятельности по срокам и доходности, механизм построения конкретных госзаймов, кредитов и гарантий, порядок предоставления и возврата государственных кредитов и гарантий и выполнение финансовых обязательств по ним, порядок выпуска и обращения госзаймов. Также устанавливаются все другие необходимые практические аспекты функционирования госдолга. В понятие управления госдолгом включают три взаимосвязанных направления деятельности. Первое - это бюджетная политика в части планирования объема и структуры госдолга. Второе - это осуществление заимствований, проведение операций с госдолгом, которые направлены на оптимизацию его структуры и сокращение расходов на его обслуживание. Третье - это организация учета долговых обязательств и операций с долгом, функционирование платежной системы исполнения долговых обязательств [10, С.199].

Таким образом, под управлением государственным долгом следует понимать совокупность мер по регулированию его объема и структуры, определению условий и осуществлению новых заимствований, регулированию рынка государственных заимствований, реализации мер антикризисного управления проблемными долгами, обслуживанию и погашению долга, определению условий и предоставлению государственных гарантий, контролю за эффективным использованием заимствованных средств.

 

1.3. Нормативно-правовые материалы, регулирующие государственный долг России

До введения в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации законодательную основу в сфере управления государственным  долгом составляли два основных закона: «О государственном внутреннем долге  Российской Федерации» от 13 ноября 1992 года №3877-1 и «О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям» от 17 декабря 1994 года №76-ФЗ.

Правовые основы системы государственных займов заложены в Конституции и Гражданском  кодексе Российской Федерации. Полномочия Правительства Российской Федерации  по вопросам управления государственным  долгом были определены Федеральным  конституционным Законом от 17 декабря 1997 года №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). В соответствии с положениями вышеуказанного закона Правительство Российской Федерации осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации. При этом, отдельные вопросы, связанные с управлением государственным долгом, операциями с государственными долговыми обязательствами и учетом этих операций регулировались и продолжают в настоящее время прописываться в нормативных документах Правительства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и соответствующих нормативных актах Банка России и Внешэкономбанка.

С введением  в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации впервые на законодательном уровне было прописано понятие единой системы учета и регистрации государственных долговых обязательств.

Однако, по сути, единой, целостной системы управления государственным долгом до настоящего времени не создано, и первостепенную роль в этой ситуации играет несовершенство российского законодательства.

Необходимо  четко определить в законодательстве процедуры и механизмы взаимодействия и координации, функции и сопряженную  с ними ответственность, а также  обмен информацией между государственными органами, осуществляющими валютную, денежно-кредитную, долговую и бюджетную политику. При этом необходимым является придание большей четкости бюджетным документам, и снятие имеющейся в них место правовой неопределенности.

В результате:

- осуществление деятельности  на рынке ценных бумаг определено нормативно-правовыми актами, которые играют большую роль в регулировании рынка ценных бумаг;

- контроль за деятельностью  на фондовом рынке осуществляется  государственными институтами;

- разработкой и приведением  в исполнение правовых документов занимается государство;

- основные направления  деятельности на фондовом рынке  и установление последовательности  осуществляемых операций, защита  прав участников рынка определены  в Федеральных законах и других  нормативно-правовых актах.

Государственный или муниципальный долг - обязательства, возникающие из государственных или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием - ст. 6 Бюджетного кодекса РФ. «Как экономическая категория государственный долг находится на стыке финансов и кредита и воплощает в себе их черты, функционируя тем не менее как особое, специфическое отношение».

К нормативно-правовой базе внутреннего государственного долга относят:

 1) Федеральные законы. ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг»;

 2) Постановления и распоряжения Правительства РФ

Постановление и распоряжение Правительства РФ «Об эмиссии государственных  ценных бумаг», «О заключении с владельцами  государственных краткосрочных  бескупонных облигаций и облигаций  федерального займов с постоянным и  переменным купонным доходом со сроками погашения до 31 декабря 1999 г., не осуществившими новацию по этим облигациям, договоров об отступном и погашении указанных облигаций», «Вопросы эмиссии и обращения государственных сберегательных облигаций», «О Генеральных условиях выпуска и обращения облигаций государственных нерыночных займов»;

3) Приказы Минфина  России

Приказ Минфина  России  «О списании государственного внутреннего долга Российской Федерации  по казначейским обязательствам», «О списании государственного внутреннего долга  Российской Федерации по ГКО/ОФЗ», «О проведении мероприятий по погашению задолженности по ГКО/ОФЗ со сроками погашения до 31 декабря 1999 г.»;

4) Иные документы

Положение Банка  России «Об обслуживании и обращении  выпусков федеральных государственных  ценных бумаг».

Государственный долг России возникает прежде всего в результате государственных заимствований России, под которыми согласно п. 1 ст. 103 Бюджетного Кодекса РФ понимаются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени России, и кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы РФ, кредитных организаций, иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства России.

Другой составляющей частью государственного долга России являются долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным  Россией.

Третьей составляющей государственного долга России являются долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов РФ об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие Бюджетного Кодекса. Речь идет, наряду с прочим, об обязательствах бывшего Союза ССР, принятых на себя Россией.

Государственный долг Российской Федерации полностью  и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной  собственности имуществом, составляющим государственную казну. Следует  сказать, что среди болевых проблем современной бюджетной политики проблема государственного долга занимает особое место. Она является одной из основных проблем российской экономики, оказывающей непосредственное влияние как на темпы экономического роста страны в целом, так и на направление финансовой и бюджетной политики.

Таким образом, государственный внутренний долг - это способ пополнения государственной  казны за счет займа средств у  населения и юридических лиц, зарегистрированных на территории государства, и платящих налоги в казну данного государства, под государственные гарантии путем выпуска государственных ценных бумаг.

Проценты по государственному долгу зависят  от общего уровня процентных ставок в  стране, темпов инфляции, величины дефицита государственного бюджета и др. Обычно, говоря о государственном долге, не подразумевают финансы местных органов власти, так как последние могут работать с положительным сальдо при постоянном росте дефицита государственного бюджета.

Отрицательные последствия государственного долга связаны с тем, что выплаты процентов по внутреннему долгу увеличивают неравенство в доходах и требуют повышения налогов, что подрывает экономические стимулы развития производства, а также могут повышать общий уровень процентных ставок и вытеснять частное инвестиционное финансирование.

Информация о работе Анализ государственного внутреннего долга Российской Федерации