Финансовые ресурсы государственных учреждений: генезис и приоритеты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 17:49, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является исследование теории и практики контроля и оценки эффективности контроля использования финансовых ресурсов в государственных организациях
Реализация этой цели потребовала решения следующих задач:
1. Раскрыть теоретические основы контроля за использованием финансовых ресурсов в государственных организациях;
2. Провести анализ организации и проведения контроля за использованием финансовых ресурсов в государственных организациях;
3. Предложить совершенствование контроля и оценки эффективности использования финансовых ресурсов в государственных организациях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРОЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 6
1.1. Финансовые ресурсы государственных учреждений: генезис и приоритеты 6
1.2. Формирование и управление финансовыми ресурсами в РК 14
1.3. Методические аспекты эффективности использования финансовых ресурсов в государственных организациях 24
2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРОЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ГОРОДА ПАВЛОДАРА 35
2.1. Тенденции формирования и использования финансовых ресурсов в Республике Казахстан 35
2.2. Социально-экономические положение Павлодарской области 46
2.3 Оценка эффективность контроля использования финансовых ресурсов в городе Павлодара 53
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРОЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 62
3.1. Государственные меры по повышению эффективность контроля использования финансовых ресурсов в государственных организациях 62
3.2. Программа повышения эффективности использования финансовых средств в павлодарской области 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 84

Вложенные файлы: 1 файл

дипломка.doc

— 1.30 Мб (Скачать файл)

Организация управления в унитарном  государстве строится на основе оптимального сочетания центристских и децентристских начал. В Казахстане до последнего времени  основные полномочия власти сосредоточивались  на уровне центра. Однако невозможность  решения центром всех вопросов и необходимость продвижения реформ с мест, в конце концов, выдвинули в качестве важнейшей задачи децентрализацию управления. На это нацелена стратегия развития Республики до 2030 года, определенная в Послании Президента народу Казахстана. Речь идет о новой стратегии управления страной, в которой важное место должно быть отведено регионам.6

Управление финансами - процесс воздействия на финансовые и смежные экономические и социальные системы с целью их совершенствования и развития. При этом используются приемы и методы целенаправленного влияния на объект для достижения необходимого результата. В финансовой системе управление осуществляется через финансовый механизм с помощью его методов, рычагов, стимулов и санкций.

В основе управления финансами лежат следующие принципы: демократизм в управлении; политический подход к финансовым вопросам; оптимальное сочетание экономических и административных методов в управлении; научность управления; согласованность централизованного, отраслевого и территориального управления; ответственность в управлении; преемственность хозяйственных решений.

Следует различать два  аспекта управления финансами: во-первых, государство использует финансы, их формы в качестве инструментов, рычагов  управления экономикой и социальной сферой и влияет тем самым на весь процесс общественного производства; во-вторых, сами финансы являются объектом управления: управляются формы финансовых отношений, фонды денежных средств, финансовый аппарат, то есть система финансовых учреждений.

В управлении финансами необходим  научный подход: это означает, что  при выработке управленческих решений  учитываются, помимо требований экономических  законов, результаты экономического анализа, применяется рациональное сочетание  экономических и административных методов управления. Научное управление финансами предполагает своевременное преодоление негативных явлений путем введения в действие новых финансовых методов и рычагов или отмены старых. При этом требуется достоверная и своевременная экономическая информация, научно обоснованные показатели, высокое качество перспективного и текущего финансового планирования.

Различают стратегическое и оперативное  управление финансами. Стратегическое управление финансами возложено  Конституцией Республики Казахстан  на высшие органы государственной власти и управления: Парламент, Аппарат Президента, Правительство, Министерство финансов, Министерство государственных доходов Республики Казахстан.

Президент Республики Казахстан обладает обширными полномочиями в управлении финансами, которые реализуются во многом через Аппарат Президента. Президент ежегодно обращается с посланием к народу о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики республики, издает указы и распоряжения по стратегическим вопросам экономического и социального развития страны, подписывает Акты Парламента и Акты, издаваемые по инициативе Правительства, вносит изменения и дополнения в ранее изданные Акты Президента или отменяет их. Во многом регулирование валютно-финансовых отношений проводится в ходе переговоров и подписания международных договоров Республики Казахстан. Внутренние проблемы экономики и финансов определяются при регулярном заслушивании докладов Премьер-министра об основных направлениях деятельности Правительства и обо всех важнейших решениях. Президент утверждает представленную Правительством единую систему финансирования и оплаты труда работников для всех органов, содержащихся за счет государственного бюджета. Президент отменяет либо приостанавливает полностью или частично действие актов Правительства. Он назначает на должность Председателя Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, заслушивает информацию о работе этих органов.

В компетенции Парламента решение  финансовых проблем осуществляется в праве законодательной инициативы по внесению на обсуждение и последующее голосование законодательных актов - Законов Республики Казахстан и Постановлений Парламента. Парламент издает законы, которые регулируют важнейшие общественные отношения, устанавливают основополагающие принципы и нормы, касающиеся: налогообложения, установления сборов и других обязательных платежей; республиканского бюджета; образования, здравоохранения и социального обеспечения; обеспечения обороны и безопасности страны; организации и деятельности государственных органов и органов местного управления; охраны окружающей среды; режима собственности и иных вещных прав.

Рабочими органами Парламента являются постоянные комитеты сената и Мажилиса - Комитеты по экономике, финансам, бюджету, работающие на постоянной основе. В комитетах прорабатываются законодательные акты до внесения их на голосование в Палатах Парламента.

Компетенция Правительства Республики Казахстан в управлении финансами  определяется его статусом как органа исполнительной власти и включает: разработку основных направлений социально-экономической политики, стратегических и тактических мер по ее осуществлению; разработку государственных социально-экономических и научно-технических программ, индикативных планов; разработку и исполнение республиканского бюджета; разработку и осуществление мер, но укреплению финансовой системы страны, обеспечение контроля за соблюдением законности при образовании и использовании государственных финансовых, валютных и материальных ресурсов; осуществление структурной и инвестиционной политики; организацию управления государственной собственностью; решение вопросов социально-экономического развития регионов; разработку мер по реализации внешнеэкономической политики, сотрудничеству с другими государствами и взаимодействию с международными финансовыми организациями; осуществление иных полномочий в соответствии со статусом, определенным Конституцией страны.

Общегосударственные финансы управляются  Министерством финансов и Министерством  государственных доходов Республики Казахстан.

Аппарат финансовой системы проводит свою деятельность в соответствии с  Конституцией Республики Казахстан, с  действующим законодательством, распоряжениями Правительства республики, решениями  местных администраций, приказами, инструкциями и указаниями Министерства финансов, Министерства государственных доходов и налоговых органов.

Определенное участие  в управлении государственными финансами  принимает Национальный банк Республики Казахстан в соответствии со спецификой своих функций.

Национальный банк Республики Казахстан как непосредственно, так и опосредованно влияет на финансовые отношения при проведении денежно-кредитной политики, регулировании  денежного обращения, управлении кредитными ресурсами; банк участвует совместно  с Министерством финансов в валютно-финансовых отношениях государства, внешнем заимствовании денежных средств для финансирования потребностей экономики. Поэтому эффективность управляющего воздействия Национального банка сказывается на состоянии государственных финансов и финансов хозяйствующих объектов при проведении единой финансово-кредитной политики государства.

В центральном аппарате Министерства финансов имеются специальные  подразделения с определенными  задачами и функциями, состав и структура  этих подразделений постоянно меняются с учетом изменения целей и задач управления, развития функций аппарата, необходимости совершенствования работы. На начало 2011 года центральный аппарат Министерства финансов включал комитеты: Комитет Казначейства, Налоговый Комитет, Комитет Финансового контроля, Комитет по работе с несостоятельными должниками, Комитет государственного имущества и приватизации, Комитет таможенного контроля, Комитет по финансовому мониторингу.

Бюджетный департамент  организует разработку республиканского и местных бюджетов, совершенствует формы и методы бюджетного процесса, анализирует бюджетное финансирование для повышения его эффективности, ведет отчетность по бюджету.

Организационная структура  Комитета казначейства состоит из Центрального аппарата казначейства в составе Министерства финансов и подчиненных ему территориальных подразделений по областям, городам. Органы казначейства выполняют следующие задачи и функции: организацию, осуществление кассового исполнения республиканского бюджета, расчетно-кассовое обслуживание местных бюджетов и контроль за исполнением государственного бюджета; управление денежными средствами на счетах казначейства, исходя из принципа единства кассы; ведение взаимных расчетов между республиканскими и местными бюджетами; обеспечение распределения налогов и других обязательных платежах между республиканским и местными бюджетами и зачисление их в бюджеты различных уровней; ведение и учет валютных операций государственных учреждений организация проверок по соблюдению законодательства при их проведении; сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных финансов и использования их в оперативном управлении; прогнозирование потоков наличности республиканского бюджета; осуществление перевода денег при погашении и обслуживании государственных внешних займов и негосударственных внешних займов, имеющих государственную гарантию; развитие и совершенствование бухгалтерского учета и отчетности в бюджетной системе и внутреннего аудита в системе органов казначейства; разработку методологических и инструктивных документов о порядке ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции казначейства.

Служащим казначейства дано право проверять финансово-бухгалтерские  службы государственных предприятий, органов государственной власти и управления, государственных банков, в которых используются государственные средства. Они имеют право требовать от должностных лиц устранения нарушений финансового законодательства. Службам казначейства дано право приостанавливать исполнение казначейских платежных операций, отзывать и запрещать расходование бюджетных денег в случае установления фактов их нецелевого использования, производить взыскание (отзыв) денег в бюджет, в подобных случаях казначейство должно способствовать экономному расходованию бюджетных средств.

Департамент макроэкономики и финансовой статистики изучает  экономику в ее взаимосвязи и  взаимодействии с финансовой системой для координации целей и задач  государственной политики в области  управления государственными финансами, участвует в разработке основных макроэкономических и бюджетных показателей, производит сбор, обработку и анализ финансовой информации на основе отчетных данных об исполнении бюджетов и реализации государственных программ, подготавливает проекты международных договоров, конвенций, соглашений (совместно с другими департаментами и ведомствами республики), направленных на осуществление и развитие межгосударственных финансовых отношений.

Комитет финансового  контроля осуществляет организационно-методологическую и аналитическую работу в сфере контроля. Его органы проводят ревизии государственных предприятий и организаций всех отраслей национального хозяйства и сферы услуг, бюджетных организаций и учреждений социальной сферы и защиты населения, органов управления, предприятий и организаций обороны и охраны правопорядка. Они также контролируют использование кредитных и валютных ресурсов, выполнение законодательства по ценным бумагам.

Департамент государственного заимствования координирует поступление  и использование средств, поступающих в порядке внешней помощи, проводит финансовую экспертизу, мониторинг проектов, закупок товаров и выплат, подготавливает предложения по займам и их реализации, содействует привлечению прямых инвестиций в экономику страны, анализирует рынок капиталов и содействует его активизации.

Аппарат местных финансовых органов включает областные, городские, районные финансовые управления и отделы Они проводят работу по оперативному управлению финансами, то есть занимаются прогнозированием, планированием, составлением и исполнением местных бюджетов, выявлением внутрихозяйственных резервов и изысканием экономии ресурсов во всех звеньях хозяйственного комплекса и социально-культурной сферы, осуществляют финансирование и контролируют финансовую деятельность хозорганов. Финансовые органы находятся в подчинении местной администрации

Структура городского финансового  управления города включает: руководство (заведующий, его заместители); отдел  кадров; бюджетный отдел; отдел по контролю исполнения бюджетных средств; отдел финансирования учреждений образования и культуры; отдел финансирования учреждений здравоохранения; отдел по исполнению местного бюджета; отдел прогнозирования доходов; отдел финансирования отраслей материального производства и непроизводственной сферы; отдел финансирования социальной защиты населения; отдел финансирования органов аппарата управления; отдел финансирования финансовых органов.

Структура областного финансового  управления учитывает специфику  хозяйства областей и несколько  отличается от приведенной. В нее включается, например, отдел финансирования аграрного сектора.

В районных финансовых отделах  могут быть соответствующие подразделения  по исполнении местных бюджетов. Вместо отделов могут быть инспекции, группы или отдельные специалисты (по категориям).

Основными задачами бюджетного отдела, инспекции по бюджету являются: организация и выполнение работы по составлению бюджета города, района, по выявлению и мобилизации внутренних резервов в хозяйстве и соблюдении режима экономии; осуществление контроля за ходом выполнения бюджета города, района, подготовка совместно с другими подразделениями финансового отдела предложений по обеспечению выполнения бюджета, изысканию увеличения доходов бюджета и экономии в расходах; контроль за строгим выполнением бюджетного законодательства, постановлений правительства, решений местных органов власти и указаний вышестоящих финансовых органов по вопросам составления бюджета.

Отделы прогнозирования  и экономического анализа поступлений  доходов областных, городских финансовых управлений и районных финансовых отделов проводят следующую работу: осуществляют прогнозирование годовых поступлений налогов и доходов в государственный бюджет и мероприятия по обеспечению поступлений этих доходов; осуществляют контроль за поступлением в бюджет налоговых и других платежей по народному хозяйству подведомственной территории и налоговых платежей населения; составляют отчетность об исполнении доходной части государственного бюджета в части, касающейся доходов, налогов и других платежей в бюджет; анализируют ход выполнения обязательств перед бюджетом, принимают оперативные меры по предотвращению недопоступления доходов в бюджет, подготавливают предложения по увеличению ресурсов бюджета; подготавливают материалы, необходимые для рассмотрения проекта бюджета и отчета об его исполнении в части государственных доходов.

Информация о работе Финансовые ресурсы государственных учреждений: генезис и приоритеты