Финансовые ресурсы государственных учреждений: генезис и приоритеты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 17:49, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является исследование теории и практики контроля и оценки эффективности контроля использования финансовых ресурсов в государственных организациях
Реализация этой цели потребовала решения следующих задач:
1. Раскрыть теоретические основы контроля за использованием финансовых ресурсов в государственных организациях;
2. Провести анализ организации и проведения контроля за использованием финансовых ресурсов в государственных организациях;
3. Предложить совершенствование контроля и оценки эффективности использования финансовых ресурсов в государственных организациях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРОЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 6
1.1. Финансовые ресурсы государственных учреждений: генезис и приоритеты 6
1.2. Формирование и управление финансовыми ресурсами в РК 14
1.3. Методические аспекты эффективности использования финансовых ресурсов в государственных организациях 24
2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРОЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ГОРОДА ПАВЛОДАРА 35
2.1. Тенденции формирования и использования финансовых ресурсов в Республике Казахстан 35
2.2. Социально-экономические положение Павлодарской области 46
2.3 Оценка эффективность контроля использования финансовых ресурсов в городе Павлодара 53
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРОЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 62
3.1. Государственные меры по повышению эффективность контроля использования финансовых ресурсов в государственных организациях 62
3.2. Программа повышения эффективности использования финансовых средств в павлодарской области 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 84

Вложенные файлы: 1 файл

дипломка.doc

— 1.30 Мб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

3

1

ТЕРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРОЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ  ОРГАНИЗАЦИЯХ

6

1.1.

Финансовые ресурсы  государственных учреждений: генезис  и приоритеты

6

1.2.

Формирование и управление финансовыми ресурсами в РК

14

1.3.

Методические аспекты  эффективности использования финансовых ресурсов в государственных организациях

24

2

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ  КОНТРОЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ГОРОДА ПАВЛОДАРА

35

2.1.

Тенденции формирования и использования финансовых ресурсов в Республике Казахстан

35

2.2.

Социально-экономические  положение Павлодарской области

46

2.3

Оценка эффективность  контроля использования финансовых ресурсов в городе Павлодара

53

3

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ  КОНТРОЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

62

3.1.

Государственные меры по повышению эффективность контроля использования финансовых ресурсов в государственных организациях

62

3.2.

Программа повышения  эффективности использования финансовых средств в павлодарской области

69

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

80

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

84


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Основу системы государственного регулирования социально-экономических процессов составляют отношения по поводу перераспределения доходов.

Экономические и политические реформы, проводимые начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Очевидно, что успех  экономического реформирования в нашей  стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.

Актуальность темы исследования. В настоящее время экономика  Казахстана несет значительные потери из-за низкой бюджетной дисциплины. На местном уровне имеет место нецелевое использование бюджетных средств и материальных ресурсов, схемы по их изъятию, а иногда прямое хищение.

Эффективный и действенный  контроль за эффективностью использования  средств местного бюджета - важный фактор государственной стабильности и необходимое условие реализации посткризисных мер в рамках Послания Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана на 2010 год «Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана». Это связано с тем, что особое значение контроль приобретает в период проведения социально-экономических реформ, что обусловлено изменением условий и принципов планирования, поступления и использования бюджетных средств.

Контрольная функция  государства в экономической сфере заключается не только в предупреждении, выявлении и пресечении финансовых нарушений на государственном и местном уровнях, но и в организации системы повышения эффективности использования бюджетных средств, что требует проведения соответствующей оценки.

В условиях бюджетного финансирования роль контроля в обеспечении финансовыми  ресурсами бюджетных организаций, рационального и экономного их использования  имеет особое значение. Для обеспечения  целевого использования средств  бюджета, прежде всего, требуется правильная организация деятельности органов государственного финансового контроля, как внутренних, так и внешнего.

Согласно Концепции  по внедрению системы государственного планирования, ориентированного на результаты «из-за отсутствия индикаторов результативности реализации программ, конкретного механизма оценки их эффективности, взаимосвязи между стратегическим, экономическим и бюджетным планированием также невозможно осуществлять качественный контроль за эффективностью реализации программ, включая контроль эффективности расходования бюджетных средств. Кроме того, результаты, полученные по итогам проводимого внутреннего и внешнего контроля, слабо интегрированы в процесс разработки и рассмотрения бюджетов».

Эффективное управление бюджетными средствами предполагает получение информации о том, в какой степени в результате управления обеспечивается достижение целей финансовой политики государства. В настоящее время бюджетный контроль сводится к проверке соблюдения субъектами бюджетных отношений требований действующего законодательства и не направлен на решение задачи повышения результативности бюджетных расходов. Методы бюджетного контроля, традиционно применяемые в отечественной практике, не позволяют установить, насколько эффективно были использованы бюджетные средства и каков результат их использования. Для получения такой оценки необходимо применять специальные методы финансового контроля, которые позволят получить оценку уровня эффективности использования бюджетных ассигнований бюджетополучателями.

Вышесказанное определяет актуальность и необходимость разработки новых подходов к контролю и оценке эффективности использования средств  местного бюджета и выработки  эффективного механизма контроля за целевым, эффективным и законным использованием средств местных бюджетов.

Целью дипломной работы является исследование теории и практики контроля и оценки эффективности контроля использования финансовых ресурсов в государственных организациях

Реализация этой цели потребовала решения следующих задач:

1. Раскрыть теоретические  основы контроля за использованием финансовых ресурсов в государственных организациях;

2. Провести анализ  организации и проведения контроля  за использованием финансовых ресурсов в государственных организациях;

3. Предложить совершенствование контроля и оценки эффективности использования финансовых ресурсов в государственных организациях.

Объектом исследования является финансовая система Республики Казахстан.

Предметом исследования послужила совокупность экономических  отношений, возникающих в процессе осуществления контрольных функций за исполнением местных бюджетов.

Методологической основой  исследования являлись методы общенаучного познания: наблюдение, сравнение и  описание, систематизация и логически  познавательное осмысление, а также традиционные приемы и методы экономического и логического анализа статистики и экономических результатов.

Структура дипломной  работы. Работа состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРОЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

 

1.1 ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ: ГЕНЕЗИС И ПРИОРИТЕТЫ

 

Понятие финансы охватывает обширную область экономических отношений, связанных с воспроизводством общественного продукта в денежной форме.

Внешнее проявление финансов в экономической жизни происходит в виде движения средств у разных участников общественного производства. На поверхности явлений это движение представляет передачу денежных сумм от одного владельца к другому в виде безналичных или наличных расчетов. Эта особенность проявилась в происхождение термина «финансы»1, от латинского «finis» - конец, финиш, окончание платежа, расчет между субъектами экономических отношений. Позже термин трансформировался в «financia», применявшийся в широком смысле как денежный платеж, а затем – как совокупность доходов и расходов государства и любых хозяйственных единиц, их комплексов.

17 декабря 1991 года был подписан первый закон «О бюджетной системе», который определил бюджетное устройство Казахстана. Основной его идеей явилось придание самостоятельности частям бюджетной системы: республиканского и местных бюджетов. Принцип единства бюджетов разных уровней законов еще не был установлен.

Изменения в экономической  и политической сферах, связанные  с переходом на рыночную экономику, принятие новой Конституции 30 августа 1995 года, введение в 1995 году нового налогового законодательства, а также создание органов Казначейства обусловили подготовку Закона Республики Казахстан «О бюджетной системе» 24 декабря 1996 года. В законе оговаривались принципы бюджетной системы, регламентировался порядок составления, рассмотрения, утверждения бюджета, исполнения и контроля за исполнением. Вводились новые понятия: субвенции, субсидии, официальные трансферты, государственные гарантии, займы, заимствование и долг, резервы правительства и местных исполнительных органов. Законом доходы государственного бюджета разделены на общегосударственные налоги, сборы, платежи и местные налоги и сборы. С 1998 года прекращено прямое заимствование у Национального банка.

В 1997 году внедрена новая  бюджетная классификация доходов  и расходов, позволяющая взаимоувязать  расходы бюджета с выполнение программ.

В апреле 1999 года принят третий закон «О  бюджетной системе». Для обеспечения сбалансированности местных бюджетов было внесено единое для всех регионов распределение  доходов и установлен механизм бюджетных  изъятий и субвенции. Проведено разделение доходной части между республиканским и местными бюджетами по видам поступлений; разграничены государственные  функции, финансируемые, соответственно, из республиканского бюджета и местных бюджетов. Определено, что сбалансированность местных бюджетов будет осуществляться на основе долговременных размеров официальных  трансфертов между  республиканским и местными  бюджетами. Были консолидированы государственные внебюджетные  фонды в государственном бюджете. Важным шагом в реформировании бюджетного процесса стала реорганизация Агентства по стратегическому планированию, Министерства экономики и торговли, Министерства  государственных доходов и Министерство финансов в 2002 году в Министерства экономики и бюджетного планирования и Министерство финансов. Тем самым, были разделены функции планирования  и исполнения бюджета, а процессы стратегического, экономического и бюджетного планирования были консолидированы.

С 2005 года вступил в  действие Бюджетный кодекс – единый закон, регламентирующий все финансовые процедуры, начиная от формирования бюджета и заканчивая его исполнением и контролем. В Бюджетном кодексе заложены новые принципы бюджетной системы, коренным образом пересмотрены ранее существовавшие принципы бюджетного планирования, подходы по формированию доходной и расходной частей бюджетов всех уровней. Свое развитие получила разработка среднесрочного бюджетного планирования, упорядочен процесс исполнения бюджета, усилены положения о системе контроля за использованием бюджетных средств. Вводится новый механизм перечисления средств в Национальный фонд, которым все официальные трансферты будут перечисляться непосредственно из республиканского или местного бюджета; из районных бюджетов в Национальный фонд будут перечисляться поступления от продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения в соответствии с земельным кодексом.

Для гармонизации стратегического  и бюджетного планирования разрабатывается  среднесрочная фискальная политика – документ, определяющий налогово-бюджетную  политику на трехлетний период. Процесс исполнения бюджета также регламентирован более подробно, введены новые принципы бюджетного процесса.

Систематизированы уровни бюджета, подробно расписаны расходы  каждого уровня вплоть до бюджета  города и района, их поступления  и порядок разработки бюджета. В действующем законодательстве отрегулировано  только два уровня бюджетов – республиканский и областной, а нижестоящие сами определяют «правила игры». Чтобы  обеспечить прозрачность и установить единые требования к их деятельности, вводятся соответствующие нормы.

   Основным мотивом  распределения расходов является  передача большей части расходов  на местный уровень. Каждый  бюджет должен иметь определенные, строго очерченные и устойчивые  границы. Направления расходов  в Бюджетном кодексе  определены вплоть до сельского уровня государственного управления. Расходы, закрепленные за аулом, будут утверждаться отдельными программами в ройном бюджете администраторами, которых будут аппараты акимов аулов и поселков.

Введена вертикальная схема  внутреннего контроля республиканского и местных бюджетов: внутренний контроль проводит Комитет финансового контроля Министерства финансов. Функции внешнего контроля остаются за Счетным комитетом и ревизионными комиссиями маслихатов.

 Расширено понятие  бюджетных инвестиции, вводится поэтапный отбор инвестиционных проектов, а также порядок оценки эффективности проектов. Отменяется заимствование местными исполнительными органами на внешних и внутренних рынках капитала с сохранением права заимствования только у вышестоящего бюджета.

Информация о работе Финансовые ресурсы государственных учреждений: генезис и приоритеты