Финансовые ресурсы государственных учреждений: генезис и приоритеты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 17:49, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является исследование теории и практики контроля и оценки эффективности контроля использования финансовых ресурсов в государственных организациях
Реализация этой цели потребовала решения следующих задач:
1. Раскрыть теоретические основы контроля за использованием финансовых ресурсов в государственных организациях;
2. Провести анализ организации и проведения контроля за использованием финансовых ресурсов в государственных организациях;
3. Предложить совершенствование контроля и оценки эффективности использования финансовых ресурсов в государственных организациях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРОЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 6
1.1. Финансовые ресурсы государственных учреждений: генезис и приоритеты 6
1.2. Формирование и управление финансовыми ресурсами в РК 14
1.3. Методические аспекты эффективности использования финансовых ресурсов в государственных организациях 24
2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРОЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ГОРОДА ПАВЛОДАРА 35
2.1. Тенденции формирования и использования финансовых ресурсов в Республике Казахстан 35
2.2. Социально-экономические положение Павлодарской области 46
2.3 Оценка эффективность контроля использования финансовых ресурсов в городе Павлодара 53
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРОЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 62
3.1. Государственные меры по повышению эффективность контроля использования финансовых ресурсов в государственных организациях 62
3.2. Программа повышения эффективности использования финансовых средств в павлодарской области 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 84

Вложенные файлы: 1 файл

дипломка.doc

— 1.30 Мб (Скачать файл)

В состав бюджетной системы  Республики Казахстан входят: республиканский  бюджет; местные бюджеты: областные, городов (разных уровней), районов.

 


Рисунок  1 - Бюджетная система Республики Казахстан

 

Роль республиканского бюджета состоит в том, что его ресурсы предназначены для финансирования общегосударственных мероприятий: государственных целевых комплексных программ, обороны, обеспечение правопорядка, охраны  границ, государственное управление, развитие социальной сферы, выполнение международных обязательств. С помощью республиканского бюджета решаются задачи структурных преобразований экономики, ее стабилизации, отраслевой сбалансированности, поддержки единого уровня защищенности населения.

Местные бюджеты в  значительной степени используются для регулирования экономических процессов, размещение производительных сил, развитие территориальной инфраструктуры, воспроизводство трудовых ресурсов, огромную роль местные бюджеты играют в финансировании социальных расходов.

Благодаря такому разнообразию финансовых связей по функциональному  назначению государство может оказывать  влияние на многие экономические  и социальные процессы, как в территориальном, так и отраслевых аспектах.

Экономическая деятельность государства в целом проявляется в следующих функциях:

  1. определение правовой базы, способствующей нормальному ходу экономического развития ;
  2. ограничена монополистическая деятельность и защита конкуренции;
  3. перераспределение доходов и богатства;
  4. стабилизация экономики;
  5. перераспределение ресурсов.

Перераспределение экономических  ресурсов вызывается несовершенством рыночной системы в двух ситуациях:

  1. отклонение равновесного объема производства некоторых товаров от их оптимального объема;
  2. отказа рынка от выделения ресурсов или их недостаточное выделение для производства общественных товаров, благ и услуг.

Экономическая сущность государственных финансов состоит  в том, что они выражают денежные отношения, связанные с созданием, распределение и перераспределение  стоимости общественного продукта и части национального богатства для формирования финансовых ресурсов государства, его предприятий и использование полученных средств на выполнение функции государства и государственных предприятий.

Субъектами денежных отношений в этой сфере является государство в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и предприятия, организации, учреждения, граждан – с другой.

Характерным для государственных  финансов является рост объемов государственных  расходов опережающими платежами по сравнению с ростом ВВП. Такое явление известно закон Вагнера 2, в соответствии с которым государственные расходы в странах, где развивается промышленность, должны расти быстрее, чем объем производств. А.Вагнер связывает рост государственных активов с тремя факторами:

  1. усложнением экономической жизни в результате развития экономики и углубляющимся разделением труда; это приводит к необходимости поддержания эффективной и действенной экономики, правопорядка, расширение юридических услуг со стороны государства;
  2. развитие техники и технологии вызывает потребность в больших объемах капитала, который может быть обеспечен акционерными компаниями или государственными корпорациями, обладающими преимуществовами перед мелкими фирмам; государство должно учувствовать в производствах, где по техническим условиям образуются монополии для регулирования их деятельности;

3) государство усиливает активность в сферах образования и здравоохранения, где выгоды от представленных услуг не восприимчивы к экономической оценке.

Таким образом, закон Вагнера подтверждает определенную ограниченность рыночного хозяйства и необходимость государственное регулирование экономических  процессов.

Для государственных финансов в  большей степени приемлема распределительная  концепция, поэтому они выполняют  распределительную и контрольную функции.

Вместе с тем в случаях  действия финансовых отношений, связанных  с реальным производством (государственные  предприятия, национальные холдинги и  компании) в государственном секторе  экономики, действует воспроизводственная функция государственных органов.

Однако для более полной характеристики государственных финансов в распределительной  функции следует выделить составляющие подфункции, которые вытекают из необходимости  регулирующих действий государства:

  1. размещение;
  2. перераспределение;
  3. стабилизация.

Подфункция размещения проявляется в том, что общественные товары, блага и услуги не могут  быть обеспечены посредством рыночной системы, и государству необходимо выделить и разместить ресурсы для  их производства и обеспечения населения. Задача заключается в оптимальном распределение ограниченных экономических ресурсов между «частными» и «общественными» товарами и выбора структуры. Поскольку ресурсы под общественными товарами формируются, главным образом, за счет налогов, то ограничивается возможности производства частных, рыночных товаров и проблемы оптимизации могут представляться сложными для фискальной политики. 

Среди различных фискальных инструментов перераспределительная  подфункция выполняется наиболее непосредственным путем:

  1. налогово-трансфертной схемы, которая сочетает прогрессивное налогообложение высоких доходов с субсидированием низкодоходных домашних хозяйств;
  2. альтернативно перераспределительная может быть выполнена путем прогрессивных налогов, используемых для финансирования общественного хозяйства, такого, как жилищного:
  3. наконец,  перераспределительная может быть достигнута путем сочетания налогов на товары, покупаемые преимущественно высокодоходными потребителями с субсидированием других товаров, используемые потребителями с низкими доходами.

Действие подфункции стабилизации сводится к обеспечению  высокой занятости, приемлемой цене стабилизации и экономического роста  с учетом результатов внешней  торговли и состоянию платежного баланса. При этом  государство  воздействует на совокупный спрос, применения решительные или ограничивающие меры по расходам государственного бюджета и изменения  налогообложения.

Финансовая наука рассматривает  финансы не только как экономическую  категорию, то есть совокупность специфических производственных отношений, но и подчеркивает их материальное воплощение в виде целевых фондов денежных средств. Эти фонды выступают как вещные носители финансовых отношений. Источники их формирования и сами фонды представляют собой финансовые ресурсы соответствующих звеньев национального хозяйства. Таким образом, финансовые ресурсы являются образуемые государством, другими экономическими агентами денежные накопления и денежные фонды при производстве, распределение и перераспределение валового общественного  продукта и национального дохода.

Основное место в  финансовых ресурсах занимают следующие  элементы стоимости: чистый доход, налог  на добавленную стоимость, акцизы, таможенные платежи, отчисления на социальные нужды  и амортизационные отчисления.

Финансовые ресурсы являются важным показателем финансовой мощи государства, составляет около 60% от валового общественного продукта. Формируясь в процессе производства, распределения и перераспределения общественного продукта и национального фонда, они представляют собой денежные выражения той части материальных ресурсов, которые общество направляет на конечные использования, то есть на возмещение выбытия основных фондов, обеспечение расширенного воспроизводства и удовлетворение общегосударственных нужд. Чем больше финансовых ресурсов создается в процессе общественного производства, оно эффективнее. Вместе с тем, от эффективного использования финансовых ресурсов в национальном хозяйстве зависит решение проблемы повышения эффективности всего воспроизводства и ускорение темпов экономического роста.

Источники финансовых ресурсов являются три элемента валового общественного  продукта : «С», «V», «m».

 

Таблица 1 - Валовый общественный продукт.

 

C

V

m

Материальные затраты

Необходимый продукт

Прибавочный продукт

Себестоимость ( издержки)

 

Амортиза-ционные

отчисления

Оборот-

ные средства

Платежи в

составе материаль-

ных затрат

Национальный доход

Отчисления в 

социальные 

фонды (социальный налог)

Чистый доход

Налоги с населения

Займы

Косвенные налоги  ( налог на добавленную стоимость, акцизы, другие)

Добровольные 

взносы

Платежи за природные ресурсы

Поступления от внешнеэкономической

деятельности

Платежи за пошлины, лицензии, регистрационные  сборы

Платежи в природоохранные фонды

     

Поступления от продажи (приватизации)

Государственного имущества

     

Поступления от внешнего источников (инвестиции, займы, трансферты, гранты)


 

Валовый  общественный продукт  рассчитывается по формуле:

                                                      P = C + V + m                                        (1)

 

где: P – совокупность (валовой) общественной продукции;

C – производственные материальные затраты;

V – стоимость необходимого продукта;

m – стоимость прибавочного продукта.

 

 Часть финансовых  ресурсов формируется комплексно в составе нескольких элементов общественного продукта. Так, из элементов «C» и «V», что на уровне хозорганов соответствует затратам на производство и реализацию продукции, работ или услуг, формируются ресурсы в виде налогов, сборов и отчислений в специальные фонды, платежи недропользователей – роялти, бонусы, налог на транспортные средства, государственная пошлина, платежи за выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов.  А такой вид как поступлений от приватизации имеют источником национального богатства, то есть накопительный национальный доход (V+m).

Источником финансовых ресурсов государства является также  средства, привлеченные путем государственного кредита.

В государственном кредите  отношения связаны с мобилизацией временно свободных денежных средств предприятий, организаций, населения и их передачей государственным органам для финансирования государственных потребностей.

Важным фактором роста  финансовых ресурсов является повышение  производительности общественного  труда, что выражает относительное увеличение общественного труда, что выражает относительное увеличение общественного труда, что выражает относительное увеличение национального дохода в процессе воспроизводства, а также ведет к росту финансового результата экономической деятельности.

Второй фактор – это  пропорции деления валового общественного  продукта на фонд возмещения материальных затрат и произведенный национальный доход.

Финансовые ресурсы  формируются в централизованном и  децентрализованном порядке. В  централизованном порядке образуются ресурсы государственного бюджета, пенсионных фондов, внебюджетных фондов. Децентрализованными методами формируются фонды потребления хозяйствующих субъектов сферы материального производства, фонды, амортизационные отчисления, финансовые резервы и вспомогательные фонды, другие денежные фонды хозорганов.

Основными источниками  финансовых ресурсов в перспективе  останутся денежные накопления (прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы), доходы  от внешнеэкономической  деятельности.

Финансовые ресурсы, имеющие временные источники, такие, как поступления от приватизации, реализации государственной собственности – по мере их исчерпания будут уменьшаться. Будут увеличиваться финансовые ресурсы, имеющие источником специальные платежи и налоги недропользователей, роялти и  бонусы.

Дальнейшее увеличение оплаты труда, фондов потребления приведут к росту величины средств населения, привлекаемых в состав финансовых ресурсов.

Тенденции динамики объема и структуры финансовых ресурсов государства свидетельствует о том, что существенно повышение эффективности общественного производства в результате осуществления программы приведет к ускорению темпов формирования финансовых ресурсов и улучшения удельного веса всех источников, рост которых обусловлен интенсивными факторами.

 

1.2 ФОРМИРОВАНИЕ  И УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ  В РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

 

Доходы бюджета - это  часть централизованных финансовых ресурсов страны, необходимых для  выполнения государственных функций, и представляют собой денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РК в распоряжение органов власти разного уровня. Они выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств. Доходы бюджета понятие более узкое, чем доходы государства. Тем не менее, в структуре государственных доходов республики доходы бюджета имеют решающее значение.

Информация о работе Финансовые ресурсы государственных учреждений: генезис и приоритеты