Управление дебиторской задолженностью кризисного предприятия ООО «Мир мебели»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 10:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – является всесторонний анализ вопросов организации управления дебиторской задолженностью предприятия в процессе устранения неплатежеспособности предприятия.
Задачами работы является:
- исследование экономической сущности и видов дебиторской задолженности;
- анализа сущности и задач политики управления дебиторской задолженностью;

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
1 Теоретические основы организация управления дебиторской задолженностью………………………………………………………………….. 5
1.1 Понятие дебиторской задолженности………………………………..……5
1.2 Содержание, цель и задачи политики управления дебиторской задолженностью………………………………………………………………….10
1.3 Роль и задачи анализа в процессе управления дебиторской задолженностью………………………………………………………………….13
2 Анализ дебиторской задолженности ООО «Мир мебели» в диагностике кризисного состояния …………………………………………………………....16
2.1 Краткая характеристика предприятия……………………………………16
2.2 Анализ деятельности предприятия с целью выявления его неплатежеспособности…………………………………………………………..18
2.2 Оценка дебиторской задолженности предприятия…………………….....23
3 Совершенствование механизма управления дебиторской задолженностью в процессе устранения неплатежеспособности предприятия ………………….29
3.1 Прогнозирование дебиторской задолженности ………………………...29
3.2. Оценка эффективности применения факторинга в целях оптимизации дебиторской задолженности ……………………………………………………31
Заключение……………………………………………………………………….36
Список используемой литературы……………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

управление дебиторской задолженностью кризис.doc

— 275.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение ………………………………………………………………………….3

1 Теоретические основы организация  управления дебиторской задолженностью………………………………………………………………….. 5

   1.1 Понятие дебиторской задолженности………………………………..……5

   1.2 Содержание, цель и задачи политики управления дебиторской задолженностью………………………………………………………………….10

   1.3 Роль и задачи анализа в процессе управления дебиторской задолженностью………………………………………………………………….13

2 Анализ дебиторской задолженности ООО «Мир мебели» в диагностике кризисного состояния …………………………………………………………....16

   2.1 Краткая характеристика предприятия……………………………………16

   2.2 Анализ деятельности предприятия с целью выявления его неплатежеспособности…………………………………………………………..18

 2.2 Оценка дебиторской задолженности предприятия…………………….....23

3 Совершенствование механизма  управления дебиторской задолженностью в процессе устранения неплатежеспособности предприятия ………………….29

   3.1 Прогнозирование дебиторской задолженности ………………………...29

   3.2. Оценка эффективности применения факторинга в целях оптимизации дебиторской задолженности ……………………………………………………31

Заключение……………………………………………………………………….36

Список используемой литературы……………………………………………...38

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

  Все предприятия,  осуществляя производственную и  хозяйственную деятельность, вступают во взаимоотношения с другими предприятиями, организациями, учреждениями, работниками предприятия и отдельными лицами. 

Наиболее актуальным, остро стоящим  перед всеми хозяйственниками в  настоящее время является вопрос, который напрямую связан с расчетно-платежными операциями и, как следствие этого - несомненно координирующего работу хозяйственного субъекта в целом - это дебиторская задолженность.

Дебиторская задолженность  является важной частью активов хозяйствующих  субъектов.

Дебиторская задолженность-это действительно одна из самых актуальных тем хозяйствующих субъектов Российской Федерации.

Рост дебиторской задолженности  ухудшает финансовое состояние предприятий, а иногда приводит и к банкротству.

Являясь частью оборотных средств, а именно частью фондов обращения, дебиторская задолженность, а особенно неоправданная «зависшая» резко сокращает оборачиваемость оборотных средств и тем самым уменьшает доход предприятия.

Цель работы – является всесторонний анализ вопросов организации  управления дебиторской задолженностью предприятия в процессе устранения неплатежеспособности предприятия.

Задачами работы является:

- исследование экономической  сущности и видов дебиторской  задолженности;

- анализа сущности  и задач политики управления  дебиторской задолженностью;

- рассмотрение анализа  дебиторской задолженности предприятия на примере ООО «Мир мебели»;

- исследование направлений по снижению дебиторской задолженности предприятия.

Объект работы – финансово-хозяйственная  деятельность предприятия ООО «Мир мебели».

Предмет работы – дебиторская задолженность  предприятия.

Информационной базой  исследования послужили действующие  законодательные акты, нормативные  документы, научные публикации отечественных  и зарубежных специалистов по теме исследования.

Практическая значимость работы состоит в выработке конкретных практических рекомендаций по снижению дебиторской задолженности на предприятии.

В процессе исследования использовались такие общенаучные  методы и приемы как научная абстракция, анализ и синтез, методы группировки, сравнения и другие.

В структурном отношении  настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические основы  организация управления дебиторской  задолженностью

 

    1. Понятие дебиторской задолженности

 

          Под дебиторской понимают задолженность других организаций, работников и физических лиц данной организации (задолженность покупателей за купленную продукцию, подотчетных лиц за выданные им под отчет денежные суммы и др.)[4.С.112]. Организации и лица, которые должны данной организации, называются дебиторами.

Должник, дебитор  (от латинского слова  debitum-долг, обязанность) одна из сторон гражданско-правового обязательства имущественной связи между двумя или более лицами.

Дебиторская задолженность-это сумма долга, причитающаяся предприятию от других юридических лиц или граждан. Возникновение дебиторской задолженности при системе безналичных расчетов представляет собой объективный процесс хозяйственной деятельности предприятия.

По характеру образования дебиторская задолженность делится на нормальную и неоправданную. К  нормальной задолженности предприятия относится та, которая обусловлена ходом выполнения производственной программы предприятия, а также действующими формами расчетов (задолженность по предъявленным претензиям, задолженность за подотчетными лицами, за товары отгруженные, срок оплаты которых не наступил). Неоправданной дебиторской задолженностью считается та, которая возникла в результате нарушения  расчетной и финансовой дисциплины, имеющихся недостатков в ведении учета, ослабления контроля за отпуском материальных ценностей, возникновения недостач и хищений (товары отгруженные, но неоплаченные в срок, задолженность по недостачам и хищениям и др.)

Дебиторская задолженность - важный компонент оборотного капитала. Когда одно предприятие продаёт товары другому предприятию, совсем не значит, что стоимость проданного товара будет оплачена немедленно.

Дебиторская задолженность  является активом предприятия, который  связан с юридическими правами, включая право на владение.

 Актив дебиторской  задолженности имеет три существенные  характеристики:

Он воплощает будущую  выгоду, обеспечивающую способность  прямо или косвенно создавать  прирост денежных средств.

Активы представляют собой ресурсы, которыми управляет хозяйствующий субъект. Причем права на выгоду или потенциальные услуги должны быть законны или иметь юридическое доказательство возможности их получения. Например, при отражении факта продажи актива у продавца образуется дебиторская задолженность. Договор купли-продажи позволяет определить вероятную будущую выгоду. Но, если покупатель не внесет определенную сумму погашения дебиторской задолженности, то продавец фактически не теряет контроль над ресурсами, то есть потенциальным поступлениям, и следовательно, актив перестает быть активом[9.С.175].

К активам не относятся  выгода, которая будет получена в  будущем, но в настоящее время  не находится под контролем предприятия. При этом ключевым моментом является решение бухгалтера о том, что  та или иная хозяйственная операция произойдет.

    Фактом подписания  договора фирмой устанавливается  будущая вероятность выгоды, которая  и находится под контролем  у бухгалтера. Именно бухгалтер  определяет события достаточно  или не достаточно значительным  при отражении как актива фирмы. В большинстве случаев значительность подразумевает завершенность операции.

Для раскрытия экономической  природы дебиторской задолженности  дадим ее классификацию (табл. 1.).

 

Таблица 1 - Классификация дебиторской задолженности

 

Классификационный признак

Классификационная группа

1

2

Степень ликвидности

высоколиквидная

 

среднеликвидная

 

неликвидная

Элементы

задолженность покупателей  и заказчиков

 

векселя к получению

 

авансы выданные

 

задолженность зависимых  и дочерних обществ

 

прочие дебиторы

Сроки образования

краткосрочная

 

среднесрочная

 

долгосрочная

Целесообразность образования

оправданная

 

неоправданная

Обеспеченность гарантиями

обеспеченная

 

не обеспеченная

Степень надежности возврата

надежная

 

сомнительная

 

безнадежная

Соблюдение нормы закона

надлежаще истребованная

 

неистребованная

Степень подверженности планированию

планируемая

 

не планируемая

Возможность осуществления  контроля

контролируемая


 

 

По степени ликвидности  можно выделить высоколиквидную, неликвидную и среднеликвидную дебиторскую задолженность. Краткосрочная дебиторская задолженность (со сроком погашения до одного месяца) является высоколиквидной; безнадежная дебиторская задолженность, которая не может быть конвертирована в денежные средства, является неликвидной; все остальные виды дебиторской задолженности, за исключением краткосрочной и безнадежной, являются среднеликвидными.

Наиболее распространенной в отечественной учетной практике является классификация дебиторской  задолженности по элементам. Охарактеризуем каждый из них:

- задолженность покупателей  и заказчиков обусловлена их  задолженностью за отгруженные  товары и выполненные работы;

- векселя к получению  - задолженность покупателей и  заказчиков за отгруженные товары  и выполненные работы, оформленная товарными векселями;

- авансы выданные - задолженность  по выданным авансам в счет  предстоящих поставок продукции  или выполнения работ;

- задолженность зависимых  и дочерних обществ;

- прочие дебиторы - задолженность  подотчетным лицам, по налогам  и сборам, по ссудам работникам и др.

По срокам образования  дебиторскую задолженность можно  разделить на краткосрочную, среднесрочную  и долгосрочную. Краткосрочной считается  дебиторская задолженность со сроком погашения до 30 дней, среднесрочной - дебиторская задолженность со сроком погашения от 1 до 12 месяцев, долгосрочной - свыше 12 месяцев[4.С.112].

По целесообразности образования  дебиторскую задолженность может  быть оправданной и неоправданной. Оправданной считается дебиторская  задолженность, срок погашения которой еще не наступил и связан с нормальными сроками документооборота. Просроченная задолженность - дебиторская задолженность, связанная с ошибками в оформлении расчетных документов, с нарушением условий хозяйственных договоров и т.д.; она является неоправданной.

В зависимости от обеспечения дебиторскую  задолженность классифицируется как  обеспеченная гарантиями и не обеспеченная гарантиями. Дебиторская задолженность  может быть обеспечена неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.

По степени надежности возврата дебиторскую задолженность можно  выделить надежную, сомнительную и  безнадежную дебиторскую задолженность. Надежной признается дебиторская задолженность в случае подтверждения контрагентом исполнения своих обязательств, а также задолженность, обеспеченная гарантией. В свою очередь сомнительной является просроченная дебиторская задолженность, не подтвержденная кредитором. Безнадежной считается дебиторская задолженность, у которой срок исковой давности истек, а также дебиторская задолженность, признанная таковой по решению суда (вследствие ликвидации должника и др.).

Соблюдение нормы закона является следующим классификационным признаком, в соответствии с которым дебиторскую задолженность можно подразделить на надлежаще истребованную и неистребованную. Надлежаще истребованной считается дебиторская задолженность в случае подтверждения третьей стороной своих обязательств, а также если имеется обращение в суд. Во всех остальных случаях дебиторская задолженность признается как неистребованная.

Информация о работе Управление дебиторской задолженностью кризисного предприятия ООО «Мир мебели»