Управление дебиторской задолженностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 12:42, курсовая работа

Краткое описание

Поэтому на сегодня важнейшими проблемами, решения которых должно способствовать улучшению финансового состояния хозяйствующих субъектов, являются:
Правильная организация учета дебиторской задолженности;
Анализ дебиторской задолженности, который должен быть направлен на выявление факторов, влияющих на рост дебиторской задолженности и определение резервов направленных на ликвидацию неоправданной, «зависающей» задолженности и снижение её роста.
Цель курсовой работы является изучение сущности дебиторской задолженности и методов управления ею.
Отсюда вытекают следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты управления дебиторской задолженностью;
- изучить методы управления дебиторской задолженностью.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3
1 Теоретические аспекты управления дебиторской задолженностью организации.………………………………………………………………. 5
Понятие, сущность и виды дебиторской задолженности…………. 5
Зарубежный опыт управления дебиторской задолженностью…… 7
2 Методы управления дебиторской задолженностью организации.……. 10
2.1 Подходы к управлению дебиторской задолженностью и анализ ее оборачиваемости……………………………………………………. 10
2.2 Методика анализа состояния расчетов и управления дебиторской задолженностью……………………………………………………… 20
3 Проблемы управления дебиторской задолженностью в России……… 31
Заключение…………………………………………………………………… 51
Библиографический список…………………………………………………. 52

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа, гр.74-1 Часовской Светланы2.doc

— 994.00 Кб (Скачать файл)


Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Сибирский государственный  технологический университет»

Кафедра экономики и  менеджмента

курсовая работа

по дисциплине Финансовый менеджмент

на тему Управление дебиторской задолженностью

Выполнила студентка

Часовская С.А.

___________________

 

Специальность: 080507

Группа: 74-1

№ зачетной книжки: 086041

Результат проверки _______________

Проверил преподаватель __________

Дата  проверки ___________________

 

 

 

 

КРАСНОЯРСК 2011

Содержание

Введение………………………………………………………………………       3

1   Теоретические аспекты управления дебиторской задолженностью организации.……………………………………………………………….       5

    1.   Понятие, сущность и виды дебиторской задолженности………….       5 
    2.   Зарубежный опыт управления дебиторской задолженностью……       7

2   Методы управления дебиторской задолженностью организации.…….     10

2.1 Подходы к управлению дебиторской задолженностью и анализ ее оборачиваемости…………………………………………………….      10

2.2   Методика анализа состояния расчетов и управления дебиторской    задолженностью………………………………………………………    20 

3 Проблемы управления дебиторской задолженностью в России………     31

Заключение……………………………………………………………………     51

Библиографический список………………………………………………….     52

 

 

 

Введение 

Наиболее актуальным, остро стоящим перед всеми организациями в настоящее время является вопрос, который напрямую связан с расчетно-платежными операциями и, как следствие этого - несомненно, координирующего работу хозяйственного субъекта в целом - это дебиторская задолженность.

Дебиторская задолженность - это действительно одна из самых  актуальных тем хозяйствующих субъектов  развивающейся рыночной экономики.

Осуществляя предпринимательскую  деятельность, участники имущественного оборота предлагают, что по мере проведения хозяйственных операций они не только возвратят вложенные средства, но и получат доходы.

Однако в реальной практике, особенно с переходом на рыночные отношения и спада производства, нередко, а точнее постоянно, возникают ситуации, когда по тем или иным причинам предприятие не может взыскать долги с контрагентов. Дебиторская задолженность «зависает» на долгие месяцы, а иногда даже и годы. Рост дебиторской задолженности ухудшает финансовое состояние предприятий, а иногда приводит и к банкротству.

Являясь частью оборотных средств, а именно частью фондов обращения, дебиторская задолженность, а особенно неоправданная «зависшая», резко сокращает оборачиваемость оборотных средств и тем самым уменьшает доход предприятия.

Поэтому на сегодня важнейшими проблемами, решения которых должно способствовать улучшению финансового состояния хозяйствующих субъектов, являются:

  • Правильная организация учета дебиторской задолженности;
  • Анализ дебиторской задолженности, который должен быть направлен на выявление факторов, влияющих на рост дебиторской задолженности и определение резервов направленных на ликвидацию неоправданной, «зависающей» задолженности и снижение её роста.

Цель курсовой работы является изучение сущности дебиторской  задолженности и методов управления ею.

Отсюда вытекают следующие  задачи:

- изучить теоретические  аспекты управления дебиторской  задолженностью;

- изучить методы управления  дебиторской задолженностью.

Объектом исследования является процесс управления дебиторской задолженностью.

Предметом исследования являются факторы, влияющие на эффективное  управление дебиторской задолженностью и её методы управления. 

Информационную  базу  исследования  составляют: исследования отечественных и зарубежных специалистов в области финансового менеджмента и экономики предприятия, практические рекомендации специалистов по управлению производственными запасами и дебиторской задолженностью, материалы периодической печати, данные бухгалтерской и финансовой отчетности предприятия.  

 

1 Теоретические аспекты управления дебиторской задолженностью организации

    1. Понятие, сущность и виды дебиторской задолженности

Должник, дебитор (от латинского слова debitum-долг, обязанность) одна из сторон гражданско-правового обязательства  имущественной связи между двумя или более лицами.

Дебиторская задолженность-это  сумма долга, причитающаяся предприятию  от других юридических лиц или  граждан. Возникновение дебиторской  задолженности при системе безналичных  расчетов представляет собой объективный  процесс хозяйственной деятельности предприятия.

По характеру образования  дебиторская задолженность делится  на нормальную и неоправданную. К  нормальной задолженности предприятия  относится та, которая обусловлена  ходом выполнения производственной программы предприятия, а также действующими формами расчетов (задолженность по предъявленным претензиям, задолженность за подотчетными лицами, за товары отгруженные, срок оплаты которых не наступил). Неоправданной дебиторской задолженностью считается та, которая возникла в результате нарушения расчетной и финансовой дисциплины, имеющихся недостатков в ведении учета, ослабления контроля за отпуском материальных ценностей, возникновения недостач и хищений (товары отгруженные, но неоплаченные в срок, задолженность по недостачам и хищениям и др.).

Дебиторская задолженность - важный компонент оборотного капитала. Когда одно предприятие продаёт  товары другому предприятию, совсем не значит, что стоимость проданного товара будет оплачена немедленно.          [3, c. 187]

В настоящее время, в связи с переходом на новый план счетов и новую систему учета дебиторской задолженности, выделяют следующие виды: дебиторская задолженность покупателей и заказчиков, дочерних, зависимых товариществ, совместно контролируемых юридических лиц, прочей дебиторской задолженности, расходы будущих периодов, дебиторская задолженность по выданным авансам. [20, c. 156]

Дебиторской задолженностью называются средства, причитающиеся  фирме, но еще не полученные ею. В  составе оборотных средств отражается дебиторская задолженность, срок погашения которой не превышает одного года.

Дебиторская задолженность  может быть представлена следующими статьями:

  • дебиторская задолженность по основной деятельности;
  • дебиторская задолженность по прочим операциям.

Дебиторская задолженность по основной деятельности отражается в статьях

«Счета к  получению» и «Векселя полученные». Счета к получению возникают  тогда, когда сделка оформляется  путем простой записи стоимости  проданных в кредит товаров и  услуг по так называемому «открытому счету» без письменного обязательства уплаты заемщиком. Вексель полученный – это письменное обязательство уплаты денег на определенную дату, состоящее из номинала и процента.

К дебиторской задолженности  по прочим операциям относятся такие  статьи, как авансы служащим, авансы филиалам, депозиты как гарантия долга, дебиторская задолженность по финансовым операциям (дебиторская задолженность по дивидендам и процентам) и др.

В странах с развитой рыночной экономикой дебиторская задолженность  учитывается в балансе по чистой стоимости реализации, т. е. исходит из той суммы денежных средств, которая предположительно должна быть получена при погашении этой задолженности. [11, c.71]

Чистая стоимость реализации означает, что при регистрации  дебиторской задолженности учитываются безнадежные поступления и различного рода скидки.

Безнадежные поступления  по дебиторской задолженности –  это убытки или расходы, обусловленные  тем, что часть дебиторской задолженности  оказывается не оплаченной покупателями. На момент реализации продукции предприятие не располагает информацией о том, какая часть счетов не будет оплачена. Поэтому при оценке дебиторской задолженности начисляется определенная скидка для этих поступлений. В финансовой отчетности она отражается в дополнительной статье «Скидка для безнадежных поступлений».

Скидка для безнадежных  поступлений рассчитывается исходя из суммы неоплаченной дебиторской  задолженности за предшествующие годы с учетом изменений в экономической  конъюнктуре. Для оценки безнадежных  поступлений используются два метода:

- исходя из процентного отношения непогашенной дебиторской задолженности к чистому объему реализации;

- исходя их процентного  отношения неоплаченных счетов  или

векселей в их общем  объеме. [31, c.235]

Управление дебиторской  задолженностью предполагает, прежде всего, контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Ускорение оборачиваемости является положительной тенденцией экономической деятельности предприятия.

Ускорение оборачиваемости  может быть достигнуто благодаря  отбору потенциальных покупателей, определению условий оплаты, контролю за сроками погашения дебиторской задолженности и воздействию на дебиторов. Отбор покупателей осуществляется благодаря анализу соблюдения их платежной дисциплины в прошлом, анализу их текущей платежеспособности, анализу уровня их финансовой устойчивости и анализу других финансовых показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия-покупателя.

Определение условий  оплаты товаров покупателями заключается  в том, что покупателю устанавливаются  границы сроков оплаты товаров: оплатили раньше – получили скидку по оплате товаров, оплатили в срок – потеряли предоставляемую скидку, оплатили позднее срока - платите штраф.

Контроль за сроками  погашения дебиторской задолженности  включает в себя ранжирование дебиторской задолженности по срокам ее возникновения. Наиболее распространенная классификация предусматривает следующую группировку дебиторской задолженности в днях: до 30 дней, от 30 до 60 дней, от 60 до 90 дней, от 90 до 120 дней, более 120 дней.

Управление дебиторской задолженностью подразумевает обязательное проведение сравнительного анализа величины дебиторской задолженности с величиной кредиторской задолженности. Для финансового положения компании очень важно, чтобы дебиторская задолженность не превышала кредиторскую. 

Управление  дебиторской задолженностью заключается  также в создании резервов по сомнительным долгам и анализе фактических потерь, связанных с непогашением дебиторской задолженности. [1, c.245]

    1. Зарубежный опыт управления дебиторской задолженностью

Дебиторская задолженность  бывает: текущей, погашаемой в срок до 1 года или в течение операционного цикла. Основное внимание уделяется текущей задолженности. Управлением дебиторской задолженностью занимается финансовый менеджер при участии главного бухгалтера.

Дебиторская задолженность  в мировой практике является достаточно надежным обеспечением кредита в  качестве залога. Кредитор имеет полное право обеспечить дебиторской задолженностью выпускаемый вексель со всеми  вытекающими отсюда последствиями.

Правила стандартов финансового учета в США, касающиеся дебиторской задолженности:

  1. Выделение различных типов дебиторской задолженности, если это существенно.
  2. Обеспечение правильного расположения оценочных (корректирующих) статей рядом с соответствующими статьями дебиторской задолженности.
  3. Дебиторская задолженность, отраженная в разделе «Оборотные активы», должна быть превращена в деньги в течение одного года или операционного цикла.
  4. Раскрытие любых непредвиденных убытков, связанных с дебиторской задолженностью.
  5. Раскрытие любой дебиторской задолженности, право на которую передано или отдано в залог в качестве обеспечения.
  6. Раскрытие всех значительных рисков, связанных с дебиторской задолженностью.

В балансе предприятия дебиторская задолженность отражается по следующим видам:

  • счета к получению;
  • векселя к получению;
  • не связанная с реализационной деятельностью.

Задолженность «Счета к  получению» возникает при расчетах по «открытому счету», что означает выставление покупателю для оплаты подписанного им счета. Задолженность «Векселя к получению» возникает при отсрочке платежа и выдаче покупателем векселя, т.е. письменного долгового обязательства. Вся дебиторская задолженность делится на два вида:

  • связанная с реализацией продукции, товаров, работ, услуг;
  • связанная с внереализационной деятельностью; это выданные авансы работникам или филиалам, различные депозиты, дивиденды и проценты к получению, претензии по возврату излишне уплаченных налогов.

Значительное влияние  на дебиторскую задолженность оказывают  применяемые скидки с цены товара, которые бывают двух видов: торговые и за оплату в срок.

Торговые скидки используются в следующих случаях:

  • постоянным покупателям;
  • за определенное количество товара;
  • в связи с сезонными и иными колебаниями потребительского спроса;
  • при потере товаром качества или других потребительских свойств;
  • при приближении даты окончания срока годности или реализации товара;
  • при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, или товаров на новые рынки;
  • при реализации опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.

Информация о работе Управление дебиторской задолженностью