Управление персоналом кризисного предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 11:50, реферат

Краткое описание

Существуют два принципиальных подхода к повышению уровня конкурентоспособности кризисного предприятия:

1) ликвидация имеющихся изъянов в структуре организа ции, препятствующих повышению конкурентоспособности пер сонала. В кадровой работе этот подход, как правило, находит свою практическую реализацию в реорганизации, связанной с устранением структурных подразделений и работников, кото рые "не вписываются" в стратегию выведения предприятия из кризисной ситуации;

2) поиск уникальных черт фирм, создающих притягатель ный для потребителей образ фирмы. Как показывает опыт, этот подход более продуктивен; он основывается на нескольких су щественных принципах.

Вложенные файлы: 1 файл

9.doc

— 266.50 Кб (Скачать файл)
 
9.5. Управление персоналом  кризисного предприятия

.

9.5. Управление  персоналом кризисного предприятия

Менон. Что же, по-твоему, значит "правильно "?

Сократ. А вот  что. Если кто-нибудь, зная дорогу в Ларису или куда угодно еще, пойдет сам и пове дет других, то ведь он поведет их хорошо и пра вильно, не так ли?

Менон. Конечно.

Платон. Менон  

Процесс мобилизации  кадрового потенциала кризисного предприятия  на реализацию плана финансового оздоровления может быть представлен в виде последовательных основных фаз деятельности руководства предприятия:

• фаза агитации — создание у персонала ощущения "стратегического дискомфорта", связанного с осознанием того факта, что личная судьба работников зависит от выживания фирмы, обусловлена радикальными изменениями в стратегии управления; формирование имиджа надежного и влиятельного лидера; установление двусторонних каналов организационных коммуникаций между антикризисным управляющим и коллек тивом предприятия;

• фаза профессионального  роста — создание условий для  повышения квалификации персонала; формирование механиз мов, поддерживающих процессы научения в организации; обеспечение  высокого уровня мотивации к саморазвитию у ра ботников кризисного предприятия; формулирование новой миссии предприятия и видение его будущего; использование в организационной  коммуникации  специальных  языковых средств, символов и метафор для эффективного взаимопони мания и эмоциональной поддержки работников предприятия; освоение работниками предприятия механизмов рыночной экономики, предпринимательской культуры;

• фаза интеграции — создание новых ролевых моделей, за крепляющих в культуре кризисного предприятия новые образ цы деятельности и поведения; творческое развитие и совер шенствование этих моделей на основе постоянного осмысле ния практики; выбор и реализация серии проектов, в которых успешно воплощаются перспективные идеи, позволяющие объединить усилия всех работников кризисного предприятия.

Основные принципы управления персоналом кризисного предприятия

Существуют два  принципиальных подхода к повышению  уровня конкурентоспособности кризисного предприятия:

1) ликвидация  имеющихся изъянов в структуре  организа ции, препятствующих  повышению конкурентоспособности  пер сонала. В кадровой работе этот подход, как правило, находит свою практическую реализацию в реорганизации, связанной с устранением структурных подразделений и работников, кото рые "не вписываются" в стратегию выведения предприятия из кризисной ситуации;

2) поиск уникальных черт фирм, создающих притягатель ный для потребителей образ фирмы. Как показывает опыт, этот подход более продуктивен; он основывается на нескольких су щественных принципах.

Принцип оптимизации  кадрового потенциала предприятия. Реорганизация, сопряженная с сокращением персонала, — обычная практика на кризисном предприятии. Однако она мо жет быть как эффективной, так и неэффективной.

При проведении реорганизации эффективная прак тика предполагает:

• предпочтение сокращению уровней в организационной структуре управления, а не рабочих мест, обращая внимание на укрепление кадрового резерва для высшего звена руководства предприятия;

• взаимозависимость  структурных элементов организаци онной структуры при проведении сокращений, для чего при необходимости впоследствии осуществлять меры по стабилиза ции новой организационной структуры и психологической поддержке персонала;

• кадровую структуру, в наибольшей степени отвечающую сложившейся ситуации, и пользующийся поддержкой коллек тива план финансового оздоровления; не следует увлекаться масштабными сокращениями персонала;

• периодическую  переоценку кадровой структуры предпри  ятия;

• выявление, поддержку  и обучение работников предпри ятия, проявляющих лидерские качества и склонность к управленческой деятельности;

• поддержку  образовательных программ, реализуемых  на предприятии;

• предварительную  подготовку перспективных кандидатов на ключевые руководящие должности  в организации, обращая прежде всего  внимание на умелое выполнение функций  руко водства в условиях кризиса;

• децентрализацию  структуры управления с делегировани ем необходимых полномочий ключевым фигурам в аппарате управления и  обеспечиванием максимальной гибкости при раз работке управленческих решений как на стратегическом, так  и на оперативном уровне;

• командную  работу, а не индивидуальные усилия — фор мирование рабочих групп, команд (как между отделами, так  и в различных подразделениях предприятия);

• идентификацию  и сохранение ядра кадрового потенциала предприятия;

• продолжение  набора персонала, поддержку его профес сионального роста, особенно в жизненно важных и приоритет ных для предприятия областях его деятельности.

Принцип формирования уникального кадрового потенциала кризисного предприятия. Повышение  уровня конкурентоспособности кризисного предприятия в решающей степени зависит от его интеллектуального и информационного потенциала, ценность которого экспоненциально растет в зависимости от мас штаба инвестиций в него и приобретенного персоналом опыта. Интеллектуальное лидерство фирмы в какой-нибудь области притягивает талантливых людей, что позволяет рассчитывать на создание уникального сочетания профессиональных способно стей, составляющих ядро кадрового потенциала высококонкурентных фирм.

Принцип ориентации на профессиональное ядро кадрового по тенциала предприятия. Совокупные способности работников предприятия, которые необходимы для того, чтобы выбирать, выполнять и координировать действия, обеспечивающие фирме стратегические преимущества на рынках товаров, услуг и зна ний, образуют ядро кадрового потенциала. Эти преимущества основываются на том, что конкуренты оказываются неспособ ными производить аналогичные по качеству продукты и услуги или запаздывают с их модернизацией. Благодаря этому фирма получает монопольное положение на том или ином сегменте рынка. Речь идет не о тех характерных для организации спо собностях, которые обеспечивают устойчивый рост прибыли (способности к нововведениям, созданию и поддержанию внутренних и внешних связей, формированию привлекатель ного имиджа фирмы, контролю над стратегически важными ресурсами), эти способности очевидны и уязвимы с течением времени для конкурентов. Способности же, составляющие ядро кадрового потенциала предприятия, обладают следующими свойствами:

• существенны  для выживания фирмы в краткосрочной и долгосрочной перспективе;

• недоступны для  конкурентов и могут быть сымитированы с большим трудом;

• представляют собой сочетание умений и знаний персо нала, а не их воплощение в  продукции или функциях органи зации;

• являются уникальным источником повышения рента бельности предприятия за счет комбинации научно-техничес кого, производственного, организационного, управленческого и кадрового потенциалов;

• могут поддерживаться и воспроизводиться фирмой на протяжении определенного периода;

• присущи организационной  системе предприятия, а не отдельным  выдающимся работникам;

• имеют важное значение для разработки основной, а в конечном счете и всей выпускаемой  на предприятии продук ции;

• существенны  для реализации стратегических планов фирмы;

• служат долговременной основой для разработки и приня  тия гибких, стратегически важных решений (сокращения пер сонала, диверсификации продукции, рационализации органи зационной  структуры, создания совместных предприятий  и т.п.), обеспечивающих эволюцию организационной системы фирмы и ее адаптацию к меняющимся условиям внешней сре ды;

• обеспечивают фирме доминирующее положение на неко торых сегментах рынка, поскольку  позволяют учитывать долговременные рыночные тенденции и текущие запросы потреби телей.

Принцип комплементарности управленческих ролей в кризис ной ситуации на предприятии. Рассматривая человеческую составляющую кризиса, мы выделили четыре возможные кадро вые ситуации в организации. Какой же тип поведения руководителя будет эффективен в каждом случае?

Эмоциональная составляющая Инструментальная  составляющая
Кадровый  состав организации
Кадровый  состав организации обладает необходимы ми профессиональны ми навыками не обладает необхо димыми профессио нальными навыками
не  ориентирован на изменения   
 

ориентирован  на изменения

Ситуация 1.

Тип руководителя — "дрессировщик"  

Ситуация 4.

Тип руководителя — тьютор

Ситуация 2.

Тип руководителя — антиманипулятор  

Ситуация 3.

Тип руководителя — инструктор

  
 

Ситуация 1. Работники  организации не хотят работать в новых условиях, но имеют достаточную профессиональную подготовку. Адекватным поведением руководителя в данной ситуации будет поведение очень требовательного начальника, действующего в соответствии с правилами и нормами: отработал хорошо — получи вознаграждение, отработал плохо, нарушил дисциплину как технологическую, так и правила внутреннего распорядка — будешь наказан. Этот тип поведения руководителя сродни отношениям жестких родителей к непослушным детям. В данном варианте поведения руководитель должен довести до подчиненных правила поведения, систему оценки и вознаграждений-наказаний. Если после оглашения правил, сотрудники продолжают работать неэф фективно, то должно следовать порицание, наказание, причем значимое и открытое. Таким образом руководитель сможет установить контакт с теми, кто, вроде бы, и не прочь работать, но стесняется показаться отступником в глазах сослуживцев.

Ситуация 2. Работники  организации не хотят работать в  новых условиях и не имеют соответствующих  навыков. Как правило, такие производственные коллективы совершенно не включены (содержательно) в собственную деятельность. Так как она не требует большой концентрации, как правило, проста и рутинна, остается много времени на "общение" — порождение и разрешение конфликтов, порицание ситуации, воспоминания о прошлом и т.д. Руководитель, с одной стороны, рискует быть втянутым в это непродуктивное времяпрепровождение, а с другой стороны, может восприни маться как сила, которую необходимо привлечь на свою сторону в борьбе с внутренними и внешними оппозицио нерами. Рациональный способ поведения руководителя — противостояние таким стремлениям сотрудников. Как правило, стратегическое кадровое решение будет связано с частичной заменой персонала, поэтому руководителю важно избегать всяческих отношений "личных" отношений, которые потом могут быть истолкованы "как поддержка" кого-то из сотруд ников, или какой-то группировки. Поведение, противостоящее включению в разные альянсы, названо нами антиманипуляторским.

Ситуация 3. Работники  хотят работать по-новому, но не имеют достаточных навыков. Это одна из самых благоприят ных ситуаций для проведения реорганизации и преодоления кризиса. Руководитель вынужден взять на себя функции по подготовке персонала непосредственно на рабочем месте, в ситуации жесткого временного ограничения и конкретной предметной ориентации обучения (по конкретным задачам и решению сегодняшних проблем). Это тип обучения — инструктирование, когда начальник работает как профессионал-руководитель, соединяя собственные знания технологии, по нимание специфики индивидуальности каждого конкретного сотрудника и строя процесс передачи этих знаний непосредст венно в производстве.

Ситуация 4. Работники  организации хотят работать в  новых условиях и имеют достаточно навыков для этого. Это, без сомнения, самая благоприятная ситуация. Руководитель должен построить процесс включения профессионалов в подготовку, принятие и реализацию управленческих решений. Для опти мального включения работников предприятия в управление руководитель должен проводить с ними анализ существующих проблем, постепенно готовя свою собственную управленческую команду. Процесс подготовки будет аналогичен процессу орга низационного консультирования, когда руководитель, начав с позиции консультанта по конкретным вопросам, переходит в позицию консультанта по процессам, инструментам, давая сво им подчиненным возможность выбора и постепенно выходя из процесса руководства, передавая полномочия членам управлен ческой команды предприятия. С точки зрения создания устой чивого предприятия эта ситуация наиболее благоприятна.

Стратегия управления персоналом кризисного предприятия

Стратегия деятельности предприятия показывает те цели и  способы деятельности, на которые  ориентировано руководство организации  в течение длительного периода времени. Особен ности кадровой политики и содержание конкретных кадровых программ по преодолению кризиса непосредственно зависят как от парадигмы кризисного управления, так и от стратегии деятельности организации. Стратегия каждой организации мо жет быть описана по двум основным параметрам: длительность планирования и тип стратегии.

Под длительностью  планирования в данном случае понимает ся уровень просматриваемых перспектив:

• стратегический (от трех до пяти лет);

• управленческий (один-три года);

• практический уровень оперативного управления (до од ного года).

Тип стратегии  задает основные варианты целей и  спосо бов деятельности организации:

• предпринимательская  — поиск новых рынков и продук тов;

• динамического  роста — расширение присутствия  на рынке;

• прибыльности — максимизация прибыли за счет сниже ния затрат, сокращения вложений в развитие производства;

• ликвидационная — продажа с целью изменения  профиля деятельности или прекращение  работы предприятия.

С учетом глубины  планирования и типа целей руководитель кризисного предприятия должен разрабатывать конкретные сценарии работы с персоналом, выбирать тот тип руководства, кото рый наиболее эффективен с учетом ситуации в организации, уровня планирования и специфики стратегии организации.

Резюме

1. Вопросы оптимизации кадрового состава особенно важны для организаций, проходящих фазы кризиса или находящихся в ситуации спада.

2. Для оптимального  использования кадрового потенциала  кризисного предприятия важно  провести организационно-кадровый  аудит, разработать программу реорганизации, выбрать наиболее эффективные методы руководства персоналом.

3. В ситуации  кризиса обостряются вопросы,  связанные с эффективностью деятельности  управленческих команд, адекватностью  типу команды, составу персонала  и типу организационной культуры.

4. Для сохранения  устойчивости организации важно  правильно провести процедуры  сокращения персонала, избежать  возможного в такой ситуации  ухудшения социально-психологического  климата.

Контрольные вопросы

1. Объясните  понятие "управленческая команда".

2. Какие типы  управленческих команд вы знаете?

3. Чем детерминируется  тип управленческой команды?

4. Каковы этапы  развития команд?

5. Что такое  организационно-кадровый аудит?  Каковы его цели?

6. Что включает (предполагает) анализ оценки кадрового потен циала предприятия?

7. Расскажите  о недирективных методах сокращения  персонала.

8. Как связан  выбор метода сокращения с  типом организацион ной культуры?

9. Почему проблема  реорганизации так важна для  российских предприятий?

10. Назовите стратегии и методы реорганизации.

11. Какие этапы  реорганизации могут быть выделены?

12. Какие принципы  управления персоналом кризисного  предпри ятия необходимо учитывать  руководителю?

13. Какой способ  поведения руководителя будет  адекватен ситуа ции, когда  работники обладают достаточными профессиональными навыками, но не ориентированы на работу в соответствии с новыми условиями?

 
 

Управление  персоналом в условиях кризиса на предприятии

                           Министерство  образования  Российской Федерации 
 
 

                             ИНСТИТУТ  ПЕРЕПОДГОТОВКИ  КАДРОВ 

                    Уральского государственного технического  университета

                            Кафедра экономики и организации  производства 
 
 

         Оценка работы _______________ 
 
 

                   К у р с о в о й      п р о е к т 
 

       по дисциплине: «Организация труда  менеджера» 
 
 

       на тему: «Управление персоналом  в условиях

                         кризиса на предприятии» 
 

          слушатель

          гр. СП- 
 
 

          руководитель

          к.э.н, профессор                        _______________ Мазырин 

                 Виктор Петрович 
 
 

                                              Нягань  2001 
 

Тема:   УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА

              НА ПРЕДПРИЯТИИ 

Реферат.

Введение.

1.Управление  персоналом предприятия как элемент  антикризисных программ.

1.1.Диагностика  системы управления персоналом  предприятия.

1.2.Особенности  проведения антикризисных мероприятий  в области управления

персоналом.

2.Совершенствование  состава и структуры персонала.

2.1.Наем  персонала в условиях кризиса.

2.2.Адоптация  персонала к новым условиям.

3.Проблемы  стимулирования работников в  условиях кризиса.

4.Трудовые  конфликты в условиях кризиса  на предприятии. 5.Антикризисный

управляющий  в системе управления персоналом.

Литература. 
 
 

           РЕФЕРАТ 

            Курсовой проект выполнен по  индивидуальному  заданию. 

                     В  предлагаемой работе в  теоретическом и практическом

аспектах  рассмотрен комплекс вопросов, связанных с коренными изменениями в

системе управления предприятием в условиях рыночной нестабильности, на

основе  накопленного в России опыта, а также  из результатов мировой практики

в данной сфере: 

1. В чем   необходимо видеть существо и главные достоинства антикризисного

    менеджмента? 

2. Каковы  главные резервы антикризисного  управления предприятием в

    специфических условиях  России? 

3. Почему  менеджер является основной фигурой  в устранении  негативных

    явлений функционирования предприятия на рынке? 

4. Почему  менеджер ничего не добьется  в улучшении экономики и финансов 

     предприятия, если он не получит  полную поддержку трудового коллектива? 

5. Как  должен действовать кризис-менеджер, чтобы мобилизовать всех

     сотрудников на спасение предприятия? 

6. Какими  качествами должен обладать современный  менеджер –

     антикризисный  управляющий при  управлении  персоналом в условиях

     кризиса на предприятии. 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 

                Кризисное состояние отдельных  предприятий в условиях рынка

естественно: не все оказываются способными выдержать  конкуренцию.

В  Японии, например, ежемесячно около трех тысяч  малых и средних

предприятий прекращают свою деятельность на рынке. Примерно столько же

появляется  новых.  В России около четырех пятых всех предприятий по

существующим  меркам  давно следует считать  банкротами( статистические

данные  за 2000год). К сожалению, среди них  много крупных.

           Основная причина рыночной несостоятельности  -  грубейшие

просчеты  руководителей, низкий уровень менеджмента, отсутствие опыта работы

в условиях рынка, а также стремление многих из них обогатить себя, свою

семью, приближенных  за счет трудовых коллективов.

                 Проводимые сегодня процедуры  банкротства многих

предприятий,

 в соответствии  с  ФЗ «О несостоятельности  (банкротстве)»,  призвана

привести  к появлению на них новых собственников, новых менеджеров,

способных  эффективно функционировать на рынке, соблюдая действующее

законодательство.

                  Новым  управляющим нужно в полной мере осознать,  что

«делают деньги» не они, а их труженики, трудовой коллектив и, создавая для

последних трудности, они режут курицу,  «несущую золотые яйца».

                  Однако многие трудности России  связаны с тем, что у нас

имеется огромный дефицит менеджеров.

Сегодня в стране не хватает около 5 млн. менеджеров, а качество подготовки

к рыночной деятельности большинства имеющихся  оставляет желать много

лучшего.   В России менеджеров – всего полпроцента  занятых

( для сравнения:  в США – около  16 процентов).  Попытка подготовки готовит

управленческие  кадры за рубежом или на основе западных программ успехов не

принесли: в России  нет развитой рыночной инфраструктуры, иные традиции

хозяйствования, свой менталитет, наследие коммунистического прошлого,

 совсем  другие ориентиры бизнеса.

                   Общеизвестна триада, определяющая  ныне успех  в бизнесе

«Люди - продукт-прибыль». Стабильность бизнеса, прочность позиции  фирмы на

рынке, ее финансов   обеспечивают прежде всего  люди.

                  Однако самое главное-голова, менеджер. В каждом

конкретном  случае успех зависит от личных качеств  и достоинств менеджера,

являющегося мотором рыночной экономики.  Сегодня  опыт убеждает,  что очень

важно не попасть в «черные дыры» экономики, т.е. предприятия,  которые

поглощая  в изобилии ресурсы, просто не в состоянии  произвести

конкурентоспособную продукцию, поскольку большинство  из них оснащены

техникой  вчерашнего дня, не выдерживают конкуренции  с потоком

высокотехнологичных  товар.

                   В крайне сложных современных условиях России реальных

успехов в антикризисном управлении могут  добиваться только  всесторонне

подготовленные  менеджеры, новаторы. Так каким образом  управлять  персоналом

в условиях   кризиса на предприятии и какими качествами при этом должен

обладать  современный менеджер –  антикризисный  управляющий? 
 

      1.Управление персоналом предприятия  как элемент антикризисных

                                                программ 

               Повышение уровня конкурентоспособности организации, в том

числе и  в условиях  кризиса в решающей степени определяется качеством

имеющегося  персонала: его квалификацией, потенциалом, степенью

сплоченности, лояльностью к организации и  мотивацией к

высокопроизводительному труду. Разумеется, качества отдельных руководителей

играют  немаловажную роль для эффективной  деятельности предприятия, однако

его стабильность и степень «выживаемости» зависят, прежде всего, от качеств

«среднего»  персонала, которые в свою очередь, определяются существующей

Информация о работе Управление персоналом кризисного предприятия