Управление дебиторской задолженностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 13:08, доклад

Краткое описание

Часто из-за отсутствия такого управления происходит неконтролируемый рост дебиторской задолженности и снижением ликвидности.
До внедрения систем управления дебиторской задолженностью на предприятиях информацию о задолженности клиентов можно было получить только из первичных учетных документов (договора и счета), но на основании этих сведений нельзя определять объемы и периоды просрочки, что не позволяет контролировать добросовестность контрагентов.

Вложенные файлы: 1 файл

Управление дебиторской задолженностью ОАО.docx

— 38.77 Кб (Скачать файл)

Управление дебиторской  задолженностью ОАО «Долгоруковский молзавод» на сегодня - одна из наиболее актуальных проблем многих российских предприятий.

Часто из-за отсутствия такого управления происходит неконтролируемый рост дебиторской задолженности  и снижением ликвидности.

До внедрения систем управления дебиторской задолженностью на предприятиях информацию о задолженности клиентов можно было получить только из первичных  учетных документов (договора и счета), но на основании этих сведений нельзя определять объемы и периоды просрочки, что не позволяет контролировать добросовестность контрагентов.

Отсутствие системы управления дебиторской задолженности также  приводило к тому, что при увеличении плановых объемов продаж менеджеры  отдела сбыта в несколько раз  увеличивали дебиторскую задолженность, отдавая продукцию в долг.

В результате в январе —  феврале, когда из-за фактора сезонности объем продаж снижался, уровень дебиторской  задолженности превышал выручку  компании.

Для управления дебиторской  задолженностью предприятия бизнесу  требуется информация о дебиторах  и их платежах.

Как правило, такие сведения можно получить путем простой  доработки системы бухгалтерского учета.

Однако, прежде чем приступить к доработке системы, следует определить принципы учета и контроля и управления дебиторской задолженности.

Проблемы управления дебиторской  задолженностью в ОАО «Долгоруковский молзавод» следующие:

-отсутствие информации  о сроках погашения дебиторами  своих обязательств;

-не регламентирована  работа с просроченной дебиторской  задолженностью;

-отсутствуют данные о  росте затрат, связанных с увеличением  размера дебиторской задолженности; 

-все функции управления  дебиторской задолженностью распределены между различными отделами и трудно контролируемы.  

Построение системы учета  и контроля дебиторской задолженности  строится на получении следующей  информации:

-данные о выставленных  дебиторам счетах, которые не  оплачены на настоящий момент;

-размер безнадежной и  сомнительной дебиторской задолженности,  оцененной на основании установленных  внутрифирменных нормативов;

-кредитная история контрагента  (средний период просрочки, средняя  сумма кредита);

-время просрочки платежа  по каждому из счетов.

На наш взгляд эффективное  управление дебиторской задолженностью в ОАО «Долгоруковский молзавод» должно достигаться за счет:

-установление четкого  контроля запасов и необходимость  их существования на предприятии; 

-анализа финансового  состояния предприятия, выявление  узких мест и поиск решений; 

-выявление возможных  методов эффективного управления  дебиторской задолженностью и  запасами предприятия; 

-изучение опыта других  предприятий по управлению дебиторской  задолженностью предприятия 

-разработка и внедрение  методики проектирования системы  управления дебиторской задолженностью  предприятия и запасами;

-определение положительного  эффекта от внедрения мероприятий,  анализ и корректировка результатов.

Управление дебиторской  задолженностью предприятия предполагает, прежде всего, контроль за оборачиваемостью средств в расчетах между предприятием и контрагентом.

Ускорение этой оборачиваемости  является положительной тенденцией экономической деятельности. Управление дебиторской задолженностью в обязательном порядке подразумевает проведение сравнения величины дебиторской  задолженности с величиной кредиторской задолженности.

Для стабильного финансового  состояния компании важно, чтобы  дебиторская задолженность не превышала  кредиторскую.

Управление дебиторской  задолженностью заключается также  в создании на предприятии резервов по сомнительным долгам и анализе  фактических потерь, связанных с  непогашением дебиторской задолженности.

Процесс управления дебиторской  задолженностью невозможен без кредитной  политики — свода правил, регламентирующих предоставление коммерческого кредита  и порядок взыскания дебиторской  задолженности.

Кредитная политика принимается  на год, по истечении которого уточняются цели и задачи, принятые стандарты, подходы и условия.

Кредитная политика ОАО «Долгоруковский молзавод» должна, по нашему мнению пересматриваться раз в квартал. Приведем примерную структуру этого документа:

1.Цели кредитной политики.

2.Тип кредитной политики.

3.Стандарты оценки покупателей. 

4.Подразделения, задействованные  в управлении дебиторской задолженностью.

5.Действия персонала. 

6.Форматы документов, используемых  в процессе управления дебиторской  задолженностью.

Целями кредитной политики должны быть повышение эффективности  инвестирования средств в дебиторскую задолженность, увеличение объема продаж (прибыли от продаж) и отдачи на вложенные средства.

Помимо формализации целей  управления дебиторской задолженностью в кредитной политике следует  определить задачи, решение которых  позволит достичь целевых значений (например, выход на новые рынки  сбыта, завоевание большей доли существующего  рынка, формирование репутации, минимизация  стоимости кредитных ресурсов). Каждая сформулированная задача должна иметь  количественное измерение и сроки  выполнения.

Принято выделять три типа кредитной политики:

-консервативная;

-умеренная; 

-агрессивная. 

Покупатели, как правило, имеют различные возможности  по объемам закупок, своевременности  оплаты и претендуют на различные  условия предоставления отсрочки платежа.

Для того чтобы дифференцировать условия коммерческого кредитования, но при этом избежать злоупотреблений  со стороны менеджеров отдела продаж, необходимо разработать алгоритм оценки покупателей.

Создание алгоритма дифференциации условий предоставления отсрочки платежа предполагает выполнение ряда шагов.

1. Отбор показателей, на  основании которых будет проводиться  оценка кредитоспособности контрагента  (своевременность погашения ранее  предоставленных отсрочек платежа,  прибыльность бизнеса, ликвидность,  размер чистых оборотных активов  и т. д.).

2. Определение принципов  присвоения кредитных рейтингов  клиентам компании. Рейтинг присваивается  на определенный период, по истечении которого должен пересматриваться, например, раз в месяц.

3. Разработка кредитных  условий для каждого кредитного  рейтинга, то есть определение:

- цены реализации;

- времени отсрочки платежа;

- максимального размера  коммерческого кредита;

- системы скидок и штрафов.

В качестве двух наиболее важных характеристик кредитоспособности покупателя руководство ОАО «Долгоруковский молзавод» должно выделять платежную дисциплину и объем продаж (в денежном выражении) в предшествующие периоды (табл. 16).

 

           Таблица 16 - Значения кредитных  рейтингов дебиторов ОАО «Долгоруковский молзавод»

Платежная дисциплина

Объем поставок

Просрочка оплаты, дн.

Рейтинг

Сумма реализации за год, руб.

Рейтинг

Больше 60

Е

Больше 1 млн.

Е

Меньше 60

D

Больше 7 млн.

D

Меньше 30

С

Больше 10 млн.

С

Меньше 7

В

Больше 50 млн.

В

0

А

Больше 100 млн.

А


 

Сначала клиенты ранжируются  по платежной дисциплине. Получившие рейтинг «D» или «E» к ранжированию по объему продаж не допускаются. Для  компаний, получивших рейтинги «А», «В»  и «С», рекомендованы следующие  условия работы:

- рейтинг «С»: работа  с такой компанией только при  условии наличия залога;

- рейтинг «B»: обязательное  описание в договорах системы  штрафов и пеней и их строгое  исполнение;

- рейтинг «А»: предоставление  отсрочки платежа без использования  санкций со стороны компании.

На основании рейтинга объема поставок определяется максимально  допустимый объем товарного кредита  и цены на реализуемую продукцию.

К примеру, для компании с  рейтингом объема поставок «В» размер товарного кредита не должен превышать 50 млн. руб. в год, а цена реализации устанавливается на 5% ниже базовой, для рейтинга «А» кредитный лимит  не больше 100 млн. руб. в год, а цена на 10% ниже базовой.

Подобное ранжирование удобно в повседневной деятельности для  принятия оперативных решений.

При необходимости принятия стратегического решения, например при выборе из двух покупателей наиболее перспективного, следует учитывать более широкий набор факторов, чем объем закупок и платежная дисциплина.

Могут использоваться такие  показатели, как рентабельность продаж и перспективный объем реализации покупателю.

Также немаловажно рассмотрение неколичественных характеристик: репутация  клиента на рынке и существование  гарантов (обеспечителей). Для проведения комплексной оценки стратегической привлекательности того или иного клиента могут использоваться балльные системы оценки перечисленных выше показателей.

Одним из вариантом может  стать методика определения кредитоспособности, используемая банками. Остановимся на ней более подробно.

Кредитоспособность тесно  связана с финансовой устойчивостью  предприятия.

Она характеризуется тем, насколько аккуратно рассчитывается предприятие по ранее полученным кредитам, обладает ли оно способностью при необходимости мобилизовать денежные средства из разных источников и т. д. Но главное, чем определяется кредитоспособность - это текущее  финансовое положение предприятия, а также возможные перспективы его изменения.

Если у предприятия  падает рентабельность, оно становится менее кредитоспособным, изменение  финансового положения предприятия  в худшую сторону в связи с  падением рентабельности может повлечь  за собой и более тяжелые последствия  из-за недостатка денежных средств - снижение платежеспособности и ликвидности.

Возникновение при этом кризиса  наличности приводит к тому, что  предприятие превращается в «технически  неплатежеспособное», а это уже  может рассматриваться как первая ступень на пути к банкротству и служить для кредиторов поводом для соответствующих правовых действий.

Процедуру определения кредитоспособности заемщика рассмотрим на примере потенциального дебитора ОАО «Елецмолоко».

Важнейшей информационной базой  для анализа является бухгалтерский  баланс.

При работе с активом баланса  необходимо обратить на следующее: в  случае оформления залога основных средств (здания, оборудование и др.), производственных запасов, готовой продукции, товаров, прочих запасов и затрат право  собственности залогодателя на указанные  ценности должно подтверждаться включением их стоимости в состав соответствующих  балансовых статей.

Методика основывается на определении класса надежности потенциального дебитора.

Для определения класса необходимо рассмотреть 5 коэффициентов:

1. Коэффициент абсолютной  ликвидности.

2. Промежуточный коэффициент  покрытия.

3. Коэффициент текущей  ликвидности. 

4. Коэффициент обеспеченности  собственной деятельности.

5. Рентабельность основной  деятельности.

После того как вычисляются  основные коэффициенты, необходимо разбить  их на категории в зависимости  от фактического значения и по следующей  схеме рассчитать классность заемщика:

Категория коэффициента * вес  показателя

На основе суммы балов  потенциальный дебитор относится  к одному из классов:

1 класс, если сумма  находится в приделах от 1 до 1,05

2 класс – от 1,05 до 2,42

3 класс – больше 2,42.

Первоклассные потенциальные  дебиторы кредитуются на льготных условиях, второклассные – на обычных. Выдача же товарных кредитов предприятиям 3 класса связанно с риском.

Предприятие ОАО «Елецмолоко» обратилось в ОАО «Долгоруковский молзавод» впервые.

Данная организация занимается реализацией молочной продукции  в г. Елец.

Источниками  формирования  имущества предприятия, в  том  числе  и  финансовых  результатов  является:

-прибыль, полученная от  реализации  продукции, а  также   других  видов  деятельности;

-амортизационные  отчисления;

-кредиты  банков  и   других  кредиторов;

-безвозмездные  и   благотворительные  взносы, пожертвования   юридических  и  физических  лиц;

Информация о работе Управление дебиторской задолженностью