Особенности учета и анализа кредиторской задолженности (на примере ООО «Электра»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 19:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является изучение состояния учета и анализа кредиторской задолженности на предприятии.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
изучить правовое обоснование учета расчетов с дебиторами и кредиторами;
проанализировать особенности учета и анализ кредиторской задолженности;
дать организационно-экономическую характеристику предприятия;
проанализировать состояние учета кредиторской задолженности на предприятии;
наметить пути совершенствования учета кредиторской задолженности на предприятии;

Содержание

Введение
6
Глава 1. Нормативные и теоретические основы учета и анализа кредиторской задолженности

1.1 Нормативно-правовая база учета кредиторской задолженности
9
1.2 Особенности учета кредиторской задолженности
17
1.3 Теоретические основы анализа кредиторской задолженности
25
Глава 2. Состояние учета кредиторской задолженности на ООО «Электра»

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
32
2.2 Учет кредиторской задолженности на предприятии
42
2.3 Недостатки в учете кредиторской задолженности и мероприятия по их устранению на предприятии
48
Глава 3. Особенности анализа кредиторской задолженности на ООО «Электра»

3.1 Анализ динамики и структуры кредиторской задолженности на предприятии
61
3.2 Анализ показателей платежеспособности и финансовой устойчивости на предприятии
67
Выводы и предложения
75
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Кредит и анализ.doc

— 656.50 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим  состав и структуру кредиторской задолженности ООО «Электра» в табл.3.

 

Таблица 3 - Состав и структура кредиторской задолженности  ООО «Электра»

 

Наименование кредиторской задолженности

Годы

2006г.

2007г.

2008г.

2008г. в % соотношении к

2006г.

2007г.

Кредиторская задолженность: краткосрочная, тыс. руб.

471

295

401

117,5

73,57

в т.ч.

358

72

0

-

-

расчеты с поставщиками и подрядчиками, тыс. руб.

задолженность перед  персоналом, тыс. руб.

4

13

74

5,4

17,57

задолженность перед  государственными внебюджетными фондами, тыс. руб.

0

1

0

-

-

задолженность по налогам  и сборам, тыс. руб.

20

33

2

в10,00 раз

в16,50 раз

прочие кредиторы, тыс. руб.

89

176

325

27,4

54,15


 

Из данных таблицы 3 видно, что наибольший удельный вес в  структуре кредиторской задолженности занимают:

- прочие кредиторы  – 325 тыс. руб. (81% от общей суммы);

- задолженность перед  персоналом организации – 74 тыс.  руб. (более 18%).

Так же следует отметить, что в 2007г. ООО «Электра» почти в 5 раз уменьшила сумму задолженности перед поставщиками, а в 2008г. организация вообще не имела задолженности по этой статье баланса. Это стало возможным благодаря большему притоку денежных средств на расчетный счет фирмы за счет увеличения выручки от продажи товаров. В 2008 и 2006 годах ООО «Электра» практически не имела задолженности перед государственными внебюджетными фондами, а в 2007г. она была незначительной.. Так же в 16,50 раз уменьшилась сумма задолженности по налогам и сборам в 2008г. по отношению к 2007г., и в 10,00 раз – по сравнению с 2006г. Данный факт говорит об аккуратности ведения бухгалтерского учета и ответственного отношения руководства к уплате налогов и сборов. Показатели по задолженности перед персоналом организации напротив значительно выросли. Это говорит о том, что руководство фирмы нарушает Трудовой Кодекс РФ и должно принять меры к устранению этого нарушения.

Показатели по прочим кредиторам на протяжении 3-х лет  устойчиво возрастают. Так, в 2007г. этот показатель увеличился на 27,4%, а в 2008г. на 54,15% по сравнению с 2006г. Данная категория задолженности состоит из сумм, числящихся по кредиту счета 62/2 «Авансы» и по кредиту счета 76.5 «Прочие расчеты с разными кредиторами и дебиторами».

Детальный анализ этих сумм можно получить путем детализации  отчетности в программе «1С: Бухгалтерия 7.7» по каждому счету, контрагенту, договору, дате и т.д.

Основным источником информации об экономической деятельности ООО «Электра» являются данные, содержащиеся в бухгалтерском учете. Организация бухгалтерского учета на любом предприятии складывается из ряда элементов:

- системы документирования  операций при помощи соответствующих форм первичного учета;

- плана счетов, включающего  необходимые бухгалтерские счета  для отражения хозяйственных  операций;

- применяемой формы  бухгалтерского учета;

- организационной структуры  учетного процесса и распределения  служебных обязанностей в бухгалтерии; 

- организации хранения  бухгалтерской документации и регистров.

Бухгалтерский учет на ООО «Электра» осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ главным бухгалтером, ведется на основании принятого положения в соответствии с учетной политикой предприятия (приложение 2). Бухгалтерский учет на данном предприятии осуществляется в соответствии с разработанным рабочим планом счетов (приложение 3).

Рациональная организация  бухгалтерского учета во многом зависит  от постановки работы бухгалтерии. Ответственность  за организацию бухгалтерского учета на предприятии, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель ООО «Электра» Щемелинин А.А. Главный бухгалтер Кулиничева В.В. действует в соответствии с законом «О бухгалтерском учете» и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Она подчиняется руководителю ООО «Электра» и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

Система документирования операций важнейший элемент организации бухгалтерского учета. В соответствии с ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции оформляются с помощью первичных учетных документов, утвержденных в установленном порядке, которые содержат следующие обязательные реквизиты: наименование документа, дату составления. Наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, личные подписи указанных лиц и их расшифровки.

Учетная политика каждого  российского предприятия представляет собой совокупность способов ведения бухгалтерского учета, выбранных организацией для использования (ПБУ 1/98). Методы учета различных активов и обязательств установлены положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ), и организация должна самостоятельно решить, какие из них она будет применять. Если для каких-либо конкретных ситуаций способы ведения бухгалтерского учета не установлены, организация может разработать их самостоятельно.

Учетная политика разрабатывается  ежегодно главным бухгалтером Кулиничевой  В.В. и утверждается руководителем ООО «Электра» Щемелининым А.А. (приложение 2). Учетная политика, после утверждения её руководителем, приобретает статус юридического документа и становится основой организации бухгалтерского учета предприятия.

Учетная политика анализируемого предприятия состоит из следующих разделов: организационно-технического и методологического. В организационно-техническом разделе отражено: форма бухгалтерского учета, система внутреннего контроля в организации, правила документооборота и технология обработки учетной информации и др.

В методологическом разделе  отражены конкретные способы ведения бухгалтерского учета: основных средств, товаров, порядок отражения выручки от реализации и др. Учетная политика предприятия оформлена соответствующим приказом руководителя организации № 11 от 30.12.2008г. (приложение 2).

Рабочий план счетов разработан в соответствии с требованиями по ведению бухгалтерского учета и  Инструкцией по его применению, утвержденной Приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 года № 94н.

На предприятии все  операции по счетам бухгалтерского учета  отражаются методом двойной записи в соответствии с разработанным рабочим планом счетов, который содержит синтетические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности (приложение 3) и оформляются в первичных документах, которые принимаются к учету.

На ООО «Электра» утверждается список лиц, имеющих право подписи первичных документов, который подписывается директором (приложение 10).

В ООО «Электра» применяется автоматизированная форма бухгалтерского учета, основанная на журнально – ордерной. Бухгалтерский учет ведется с применением компьютеров и использованием программы «1С: Бухгалтерия 7.7», которая содержит план счетов, экранные формы первичных документов, журналы, отчеты. При автоматизированной форме бухгалтерский учет осуществляется путем внесения корреспонденций счетов непосредственно в журнал хозяйственных операций либо заполнением первичных учетных документов. При проведении заполненных первичных учетных документов происходит автоматическое формирование корреспонденции счетов. Также реализована возможность получения печатной формы созданного документа. Формируются проводки путем введения так называемых «типовых операций», в основу которых положена типовая корреспонденция счетов.

Бухгалтерская программа «1С: Бухгалтерия 7.7» содержит большой объем нормативно-справочной информации, которая включает в себя документы по организации бухгалтерского учета, схемы и календари уплаты налогов и другие данные, позволяют организовать многоуровневый аналитический и синтетический учет, работать с несколькими планами счетов и несколькими базами данных.

Итоговые данные, подведённые  по каждому журналу – ордеру в  конце месяца, переносятся в Главную книгу, предназначенную для обобщения текущего учёта, взаимной проверки, контроля записи на счетах и последующего составления баланса.

Счета в Главной книге  отражают, развёрнуто обороты по дебету счёта и общей суммой показывают оборот по кредиту счёта, так как подробная расшифровка кредитовых оборотов даётся уже в самом журнале ордере.

Автоматизированная форма  учета позволяет проводить большое  число различных операции, в частности  начисление амортизации, заработной платы, отчислений на социальные нужды, распределение затрат, закрытие месяца и другие операции.

Регистры бухгалтерского учета, такие как оборотные и  шахматные ведомости, журналы-ордера и ведомости к ним, формы бухгалтерской и налоговой отчетности могут быть сформированы за любой отрезок времени. Существует возможность получать выходные формы, содержащие необходимую информацию по аналитическому и синтетическому учету.

Бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса (форма №1), отчета о прибылях и убытках (форма № 2) (приложение 4-9).

Для составления бухгалтерской  отчетности для ООО «Электра» отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода. При составлении бухгалтерской отчетности отчетным годом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно.

Одной из важных частей организации  бухгалтерского учета на предприятии является также порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств. Данный порядок закреплен в соответствующем положении учетной политики. То есть в целях обеспечения реальности (достоверности) бухгалтерского учета на предприятии периодически проводятся инвентаризации активов и пассивов, при которых имеет место проверка соответствия данных бухгалтерского учета фактическому наличию и состоянию имущества и обязательств, для этого составляется приказ о проведении инвентаризации. Проведение инвентаризации обязательно в следующих случаях: перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, при смене материально-ответственных лиц, при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества и в других случаях, предусмотренных Законодательством РФ. Выявленные при инвентаризации излишки приходуются по рыночной стоимости на финансовый результат и включаются в налогооблагаемую базу прибыли. Недостача и порча в пределах норм естественной убыли относится в бухгалтерском учете на издержки обращения, сверх норм возмещается за счет виновных.

В соответствии с ФЗ «О бухгалтерском учёте» организация хранит первичные учётные документы, регистры бухгалтерского учёта и бухгалтерскую отчётность не менее 5 лет. Рабочий план счетов бухгалтерского учёта, другие документы учётной политики, процедуры кодирования хранятся организацией не менее 5 лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской отчётности в последний раз. Организация в соответствии с Налоговым кодексом РФ, обеспечивает сохранность данных бухгалтерского учёта и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов в течение 4 лет.

При применении продукта «1С: Бухгалтерия 7.7» методология бухгалтерского учета не меняется, меняется лишь технология обработки информации. Основными достоинствами данной формы учета является однократное введение первичной информации, быстрота обеспечения пользователей необходимой информацией.

Бухгалтер ООО «Электра» обеспечивает обработку документов, рациональное ведение бухгалтерских записей в учетных регистрах и на их основе – составление отчетности. Своевременное получение учетной информации о финансово – хозяйственной деятельности организации позволяет руководителю оперативно воздействовать на ход производства, принимать соответствующие меры для повышения экономических показателей работы организации.

 

 

2.2 Учет кредиторской задолженности на предприятии

 

Кредиторская задолженность  выступает в качестве источника  возмещения расходов организации. Также она участвует в расчете чистых активов организации и целого ряда показателей финансового состояния. Некоторые виды кредиторской задолженности (по оплате труда работникам, задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами) являются устойчивыми пассивами и могут учитываться при определении величины пассивов, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности наравне с собственными средствами организации.

В современной экономике  существенно повысилась роль и значение бухгалтерской информации в области управления, контроля и анализа хозяйственной деятельности предприятия. Добиться того, чтобы бухгалтерская информация стала объективной, понятной и защищенной как для внутренних, так и для внешних пользователей, можно лишь при творческом подходе и знании основных документов. Они предусматривают право предприятия на основе нормативов определять конкретные формы и методы организации учета и контроля исходя из организационно-правовой формы хозяйствования, отраслевых особенностей, специфики, сферы и характера деятельности, квалификации персонала и других задач.

Информация о работе Особенности учета и анализа кредиторской задолженности (на примере ООО «Электра»)