Организация управления финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 21:41, курс лекций

Краткое описание

1. Сущность и организация финансового менеджмента предприятия
2. Основные принципы финансового управления
3. Цели и функции финансового управления
4. Организационная схема управления финансами
5. Основные модели финансового механизма предприятия
6. Основные виды налогов с юридических лиц и принципы их взимания.

Содержание

1. Конспект лекций
2. Варианты заданий для выполнения контрольной работы

Вложенные файлы: 1 файл

1. организация управления финансами.doc

— 653.00 Кб (Скачать файл)

В приложении к управлению финансами предприятия субъект управления, или управляющая подсистема, может быть представлена как совокупность шести базовых элементов: оргструктуры управления финансами, кадров финансовой службы, финансовых методов, финансовых инструментов, информации финансового характера и технических средств управления финансами.

Организационная структура  системы управления финансами хозяйствующего субъекта, а также ее кадровый состав могут быть построены различными способами в зависимости от размеров предприятия и вида его деятельности. Для крупной компании наиболее характерно обособление специальной службы, руководимой вице-президентом по финансам (финансовым директором) и, как правило, включающей бухгалтерию и финансовый отдел.

Финансовые методы, приемы, модели представляют собой основу инструментария, практически используемого в управлении финансами. Все приемы и методы, находящиеся в арсенале финансового менеджера, с определенной долей условности можно разделить на три большие группы: общеэкономические, прогнозно-аналитические и специальные.

К первой группе относится 

    • кредитование;
    • ссудозаемные операции,
    • система кассовых и расчетных операций, система страхования,
    • система расчетов, система финансовых санкций,
    • система производства амортизационных отчислений,
    • система налогообложений и др.

Общая логика подобных методов, их основное параметры, возможность, или  обязательность исполнения задаются централизованно  в рамках системы государственного управления экономикой, а вариабельность в их применении достаточно ограниченна.

Во вторую группу входят финансовое и налоговое планирование, методы прогнозирования, факторный  анализ, моделирование и др.

Промежуточное положение  между этими двумя группами по степени централизованной регулируемости и обязательности применения занимают специальные методы управления финансами, многие из которых еще только начинают получать распространение в России; это дивидендная политика, финансовая аренда, факторинговые операции, франчайзинг, фьючерсы и т.п.  В основе многих из этих методов лежат производные финансовые инструменты.

В финансовом менеджменте  широко используются различные виды моделей. Модели применяются для  описания имущественного и финансового  положения предприятия, характеристики стратегии финансирования деятельности предприятия в целом или отдельных ее видов, управления конкретными видами активов и обязательств; прогнозирования основных финансовых показателей, факторного анализа и др.

Финансовые  инструменты — относительно новое понятие в теории финансов, однако значимость его стремительно возрастает. Финансовый инструмент есть любой договор между двумя контрагентами, в результате которого одновременно возникают финансовый актив у одного контрагента и финансовое обязательство долгового или долевого характера — у другого. Финансовые  инструменты  подразделяются на первичные и вторичные. К первичным относятся кредиты, займы, облигации, другие долговые ценные бумаги, кредиторская и дебиторская задолженность по текущим операциям, долевые ценные бумаги. Вторичные финансовые инструменты (производные инструменты, деривативы) — это финансовые опционы, фьючерсы, форвардные контракты, процентные свопы, валютные свопы. Финансовые инструменты являются основой любых операций компании на финансовых рынках, идет ли речь о привлечении капитала операциях спекулятивного характера, финансовых инвестициях, операциях хеджирования формирований страхового запаса эквивалентов денежных средств  и др.

Информация  финансового характера, является основой информационного обеспечения системы управления финансами на любом уровне, поскольку всякое обоснованное, неспонтанное решение базируется на некоторых данных. Информационная база весьма обширна и включает обычно _любые сведения финансового характера; в частности, сюда относятся бухгалтерская отчетность, сообщения финансовых органов, информации учреждений банковской системы, данные товарных, фондовых и валютных бирж, несистемные сведения.

Технические  средства управления финансами являются самостоятельным- и весьма важным элементом финансового менеджмента. Многие современные системы, основанные на безбумажной Технологии (межбанковские расчеты, взаимозачеты, расчеты с Помощью кредитных карточек, клиринговые расчеты и др.), невозможны без применения сетей ЭВМ, персональных компьютеров, функциональных пакетов прикладных программ. Все крупнее предприятия ведут свою бухгалтерию с использованием специализированных пакетов (например, 1С-6ухгалтерия).

Объект  системы  управления финансами предприятия представляет собой совокупность трех взаимосвязанных элементов финансовые отношения, финансовые ресурсы, обязательства — именно этими элементами и пытаются управлять менеджеры.

Под финансовыми отношениями понимаются отношения между различными субъектами: физическими и юридическими лицами, которое влекут за собой изменение в составе активов и (или) обязательств этих субъектов. Эти отношения должны  иметь документальное подтверждение и сопровождаться изменением имущественного и (или) финансового положения контрагентов. Финансовые отношения многообразны; к ним относятся отношения с бюджетом, контрагентами, поставщиками, покупателями, финансовыми рынками и институтами, собственниками, работниками и др. Управление финансовыми отношениями основывается, как правило, на принципе экономической эффективности.

Вторым элементом объекта  финансового менеджмента являются финансовые ресурсы, точнее, ресурсы, выражаемые в терминах финансов. По сути, эти ресурсы представлены в активе баланса; иными словами, они весьма разнообразны и могут быть классифицированы по различным признакам. В частности, это долгосрочные материальные, нематериальные и финансовые активы, производственные запасы, дебиторская задолженность и денежные средства и их эквиваленты. Естественно, речь идет не о материально-вещественном их представлении, а о целесообразности вложения денежных средств в те или иные активы и их соотношении. Задача финансового менеджмента — обосновать и поддерживать оптимальный состав активов, т. е. ресурсного потенциала предприятия, и по возможности не допускать неоправданного омертвления денежных средств в тех или иных активах.

Управление  источниками финансовых ресурсов — одна из важнейших задач финансового менеджера. Источники представлены в балансе предприятия. Проблема заключается в том, что, как правило, не бывает бесплатных источников — поставщику финансовых ресурсов нужно платить. Поскольку каждый источник имеет свою стоимость, возникает задача оптимизации структуры источников финансирования, как в долгосрочном, так и в краткосрочном аспекте.

Функционирование любой  системы управления финансами осуществляется в рамках действующего правового и нормативного обеспечения. Сюда относятся: законы, указы президента, постановления правительства, приказы и распоряжения министерств и ведомств, лицензии, уставные документы, нормы, инструкции, методические указания и др.

 

6. Основные виды налогов  с юридических лиц и принципы  их взимания

 

В условиях становления  рыночных отношений государство  переходит к экономическим методам  управления, среди которых одним  из наиболее действенных являются налоги. Система налогообложения должна решать определенные задачи:

  1. содействовать деловой активности предпринимателей, росту производства и повышению заинтересованности работников в результатах труда;
  2. побуждать предприятия эффективно использовать основные производственные фонды, минимизировать производственные запасы, сокращать непроизводительные расходы;
  3. обеспечивать формирование доходов бюджета в объеме, достаточном для финансирования расходов государства и выполнения им своих функций.

 

Классические принципы налогообложения:

1. Экономико-функциональные принципы:

    • Стабильность, устойчивость, запрет обратной силы налоговых законов;
    • Стремление к универсальному налогообложению;
    • Включение налоговых форм перераспределения доходов;
    • Однократность взимания налогов;
    • Нейтральность, прозрачность, дискретность налогообложения;
    • Равнонапряженность налогового бремени для всех субъектов налогового права;
    • Стремление к достижению относительного равновесия между налоговыми функциями;
    • Эластичность налоговой техники и предупредительность налогового производства,
    • Стремление к обеспечению относительного равновесия экономических интересов;
    • Недопущение репрессивного  характера  действий налоговых администраций.

2. Организационно-правовые принципы:

    • Принцип децентрализации;
    • Принцип единства.

 

Положительный эффект воздействия системы налогообложения на предприятия возможен при соблюдении некоторых условий.

Во-первых, возлагаемое  на предприятия налоговое бремя  не может быть чрезмерным, лишающим их источников финансирования для расширения и технического перевооружения производства.

Во-вторых, количество взимаемых  налогов должно быть оптимальным, а  порядок их исчисления и взимания — простым и понятным каждому  плательщику.

B-третьих, необходимы  согласованность и взаимоувязка  налогов без их дублирования  одного другим, а также стабильность ставок и порядка уплаты налогов на длительное время.

В-четвертых, система  налогообложения должна быть одинаковой для предприятий любых форм собственности  и хозяйствования и в то же время  гибкой, создавая при помощи налоговых  льгот предпочтительные условия развития для тех предприятий, в деятельности которых заинтересовано общество.

Целостная налоговая  система РФ действует с 1992 г. По совокупности и структуре входящих в нее  налогов, формам и методам ее построения существующая налоговая система  не отвечает современным задачам финансовой политики. Созданному налоговому механизму присуща в основном фискальная направленность, и в меньшей степени удается реализовать стимулирующую функцию налогов. Налоговыми методами пока не удалось остановить спад производства и обеспечить развитие предпринимательства. Хозяйственная практика выявила недостатки, противоречия действующих законов, поэтому процесс совершенствования налогового законодательства продолжается.

Налоги классифицируются по видам и объектам обложения. Установлены федеральные налоги, налоги субъектов Федерации и местные налоги (общеобязательные и вводимые по усмотрению соответствующих органов власти). Всего существует 40 видов налогов. Объектами обложения выступают:

    • прибыль,
    • доходы,
    • имущество предприятий,
    • стоимость товаров определенного вида,
    • отдельные виды деятельности,
    • финансовые операции,
    • добавленная стоимость продукции, работ, услуг,
    • пользование природными ресурсами.

Если все предприятия, как правило, выступают плательщиками  налогов в бюджет, то только некоторые из них получают из бюджета дотации и ассигнования на капитальные вложения. К ним, в частности, относятся предприятия агропромышленного комплекса, угольной промышленности. Некоторые мероприятия финансируются из республиканского бюджета в рамках целевых государственных программ и инвестиций— финансирование конверсируемых предприятий оборонного комплекса, программы санации и закрытия шахт. Часть средств республиканского бюджета направляется предприятиям через специальные фонды — фонд поддержки предпринимательства, фонд финансовой поддержки энергетики и электрификации.

Параллельно с бюджетом функционирует система государственных  внебюджетных фондов социального и  производственного назначения, аккумулирующих значительные финансовые ресурсы, объем которых по отношению к доходам консолидированного бюджета составляет не менее половины, них большая часть перечисляется в централизованные внебюджетные фонды, остальные средства остаются в распоряжении предприятий. К внебюджетным фондам производственного назначения относятся фонды финансирования отраслевых и межотраслевых НИОКР; дорожные фонды РФ, формируемые за счет специальных налогов, взимаемых с предприятий и включаемых в себестоимость продукции, и др.

Наиболее значительная часть аккумулируется в фондах социального назначения. К ним относятся Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд занятости, Фонд обязательного медицинского страхования. Одним из источников образования этих фондов являются обязательные платежи предприятий, включаемые в себестоимость продукции.

 

тема 2. АНАЛИЗ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА. ОЦЕНКА СТРУКТУРЫ АКТИВОВ  И ПАССИВОВ

1. Содержание бухгалтерского  баланса
2. Бухгалтерский баланс  как база для принятия решений  по управлению активами и пассивами  предприятия

 

1. СОДЕРЖАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА

Целью данного раздела  является показать сущность каждого  элемента актива и пассива баланса, с тем, чтобы в дальнейшем применительно  к этой сущности оценивать финансовое состояние предприятия и принимать  решения по его улучшению, если есть необходимость в таком улучшении.

Актив

Внеоборотные активы включают в себя нематериальные активы, основные средства, незавершенное строительство, доходные вложения в материальные ценности, долгосрочные финансовые вложения.

Нематериальные активы состоят из:

а) патентов, лицензий, товарных знаков, иных прав и активов, аналогичных  перечисленным. Они отражаются в  балансе по остаточной стоимости, т.е. фактическим затратам на их приобретение, изготовление и затратам по доведению  их до состояния, в котором они пригодны к использованию, за вычетом начисленной амортизации.

б) организационных расходов;

в) деловой репутации  организации. Это превышение покупной цены приватизированного имущества  над его оценочной (начальной) стоимостью.

Основные средства состоят из земельных участков, объектов природопользования, зданий, машин и оборудования.

Стоимость земельных  участков и объектов природопользования не погашается, поэтому в балансе  она отражается в размере фактических  затрат на их приобретение.

Доходные вложения в материальные ценности. Здесь отражаются по остаточной стоимости данные о доходных вложениях предприятия в материальные ценности, предоставляемые по договору аренды (имущественного найма) за плату во временное владение и пользование или во временное владение с целью получения дохода.

Информация о работе Организация управления финансами