Организация управления финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 21:41, курс лекций

Краткое описание

1. Сущность и организация финансового менеджмента предприятия
2. Основные принципы финансового управления
3. Цели и функции финансового управления
4. Организационная схема управления финансами
5. Основные модели финансового механизма предприятия
6. Основные виды налогов с юридических лиц и принципы их взимания.

Содержание

1. Конспект лекций
2. Варианты заданий для выполнения контрольной работы

Вложенные файлы: 1 файл

1. организация управления финансами.doc

— 653.00 Кб (Скачать файл)

 

Под углубленным операционным анализом понимают такой операционный анализ, в котором часть совокупных постоянных затрат относят непосредственно  на данный товар (услугу). При этом непосредственно относят прямые затраты (амортизация оборудования, на котором производится данный продукт, зарплата рабочих, мастеров и пр. расходы по содержанию производственных помещений и т.п.). Косвенные затраты относят пропорционально доли продукта в суммарной выручке предприятия.

Основным принципом  углубленного операционного анализа  является прямых переменных затрат на данный товар с прямыми постоянными  затратами и вычисление т.н. промежуточной  маржи – результата от реализации после возмещения прямых переменных и прямых постоянных затрат.

Промежуточная маржа  занимает серединное место между  валовой маржей и прибылью. Желательно, чтобы она покрывала как можно  большую часть постоянных затрат предприятия.

В разработке ценовой и ассортиментной политики расчет промежуточной маржи имеет неоспоримые преимущества перед оперированием валовой маржей: анализ получается более реалистичным, повышается обоснованность выбора наиболее выгодных изделий, появляется возможность решения проблемы использования цеховых производственных мощностей.

Если промежуточная  маржа покрывает хотя бы часть  постоянных затрат предприятия, то данный продукт должен оставаться в ассортименте. При этом продукты, берущие на себя больше постоянных затрат предприятия, являются наиболее предпочтительными. При этом необходимо выполнить расчет порога безубыточности (ПБ) – такой выручки от реализации, которая покрывает переменные затраты и прямые постоянные затраты. При этом промежуточная маржа равна нулю. Если не достигается хотя бы нулевого значения – продукт необходимо снимать с производства.

 

ПБ, физ.ед. = прямые постоянные затраты/

                                          ВМ на единицу продукта                     (47)

ПБ, руб. = прямые постоянные затраты/ КВМ     (48)

 

Расчет порогов безубыточности и рентабельности служит важным инструментом в оценке жизненного цикла продукта.

 


 

 

 

 

 

 

1 2  3  4

 

 

Рис. 3. Определение порогов  рентабельности и безубыточности.

 

1 – выход на рынок;

2 – рост;

3 – зрелость;

4 – упадок, товар необходимо изымать из ассортимента.

 

З – точка покрытия переменных затрат;

ПБ1, ПБ2 – первый и  второй пороги безубыточности;

ПР1, ПР2 - первый и второй пороги рентабельности.

 

Считается разумным планировать  прохождение первого порога безубыточности примерно на уровне второй трети фазы роста. Но расчет момента снятия с ассортимента требует совмещения с коммерческими, техническими, кадровыми и другими аспектами политики предприятия, а также учета общего стратегического направления развития. Продукт в фазе упадка должен быть снят с производства, как только промежуточная маржа становится отрицательной.

Углубленный операционный анализ предполагает также расчет силы операционного рычага по различным  факторам: изменения цены, объема реализации, постоянных затрат. Общий вид уравнения для силы операционного рычага по анализируемому фактору имеет вид:

      (49)

где СОРФ – сила операционного рычага по данному фактору;

Ф – значение фактора;

П – величина прибыли.

С целью анализа чувствительности прибыли к изменению одного из факторов используется универсальная формула:

.

Знак «–» используется для анализа чувствительности прибыли  к изменению такого фактора, при  увеличении которого прибыль уменьшается  и наоборот.

Общий вид уравнения для вычисления критических значений анализируемых факторов имеет следующий вид:

,

где ПРФ – пороговое значение анализируемого фактора в абсолютных единицах.

Для определения компенсирующего  изменения объема реализации в процентах при изменении одного их факторов предлагается вести расчеты по формулам:

    • при изменении цены или переменных затрат

,    (50)

где СОРР – сила операционного рычага по объему реализации;

ΔПФ – изменение прибыли под влиянием изменения объема реализации или переменных затрат.

    • при изменении постоянных затрат

,     (51)

где ΔПФ – изменение прибыли под влиянием изменения постоянных затрат.

Объем реализации, обеспечивающий постоянный результат при изменении  одного из факторов рассчитывается по формулам:

    • изменение цены реализации

,     (52)

    • изменение постоянных затрат

,     (53)

 

    • изменение переменных затрат

,     (54)

 

В целом, операционный анализ открывает большие, чем АХД и финансовый анализ возможности для принятия управленческих решений.

 

Тема 7. ПОЛИТИКА ВЫПЛАТЫ  ДИВИДЕНДОВ

1. Дивидендная политика  и возможность ее выбора
2. Факторы, определяющие  дивидендную политику. Регулирование  курса акций
3. Основные методики  дивидендных выплат

 

1. ДИВИДЕНДНАЯ ПОЛИТИКА  И ВОЗМОЖНОСТЬ ЕЕ ВЫБОРА

 

Дивидендная политика, как  и управление структурой капитала, оказывает существенное влияние  на цену акций предприятия. Дивиденды  представляют собой денежный доход акционеров и в определенной степени сигнализируют им о том, что предприятие, в акции, которого они вложили свои деньги, работает успешно. Упрощенную схему распределения прибыли отчетного периода можно представить следующим образом: часть прибыли выплачивается в виде дивидендов, оставшаяся часть реинвестируется в активы предприятия. Реинвестированная часть прибыли является внутренним источником финансирования деятельности предприятия, поэтому очевидно, что дивидендная политика определяет размер привлекаемых предприятием внешних источников финансирования.

Реинвестирование прибыли  — более приемлемая и относительно дешевая форма финансирования предприятия, расширяющего свою деятельность. В  частности, в этом состоит одна из причин ее широкого распространения. Так, проведенное британскими учеными обследование деятельности в послевоенное время четырехсот двух зарегистрированных на Лондонской бирже компаний, действующих в сфере производства, торговли, строительства и транспорта, показало, что новые инвестиционные проекты на 91 % осуществлялись за счет реинвестирования прибыли.

Реинвестирование прибыли  позволяет избежать дополнительных расходов, которые имеют место  при выпуске новых акций. Другим существенным преимуществом является сохранение сложившейся системы  контроля за деятельностью предприятия, поскольку в этом случае количество акционеров практически не меняется.

С теоретической позиции  выбор дивидендной политики предполагает решение двух ключевых вопросов:

    1. влияет ли  величина дивидендов  на изменение совокупного богатства акционеров?
    2. если да, то какова должна быть оптимальная их величина?

Существуют два различных  подхода в теории дивидендной  политики. Первый подход носит название «Теория начисления дивидендов по остаточному  принципу» (Residual Theory of Dividends). Его последователи считают, что величина дивидендов не влияет на изменение совокупного богатства акционеров, поэтому оптимальная стратегия в дивидендной политике заключается в том, чтобы дивиденды начислялись после того, как проанализированы все возможности для эффективного реинвестирования прибыли. Таким образом, дивиденды выплачиваются только в том случае, если профинансированы за счет прибыли все приемлемые инвестиционные проекты. Если всю прибыль целесообразно использовать для реинвестирования, дивиденды не выплачиваются совсем, напротив, если у предприятия нет приемлемых инвестиционных проектов, прибыль в полном объеме направляется на выплату дивидендов.

Основные теоретические  разработки в рамках этой теории были выполнены Франко Модильяни и  Мертоном Миллером в 1961 г. Они выдвинули идею о существовании так называемого «эффекта клиентуры» (Clientele Effect), согласно которой акционеры в большей степени предпочитают стабильность дивидендной политики, чем получение каких-то экстраординарных доходов. Кроме того, Модильяни и Миллер считают, что дисконтированная цена обыкновенных акций после финансирования за счет прибыли всех приемлемых проектов плюс полученные по остаточному принципу дивиденды в сумме эквивалентны цене акций до распределения прибыли. Иными словами, сумма выплаченных дивидендов примерно равна расходам, которые в этом случае необходимо понести для изыскания дополнительных источников финансирования. Тем не менее, Модильяни и Миллер все же признают определенное влияние дивидендной политики на цену акционерного капитала, но объясняют его не собственно влиянием величины дивидендов, а информационным эффектом — информация о дивидендах, в частности об их росте, провоцирует акционеров на повышение цены акций. Основной вывод этих ученых — дивидендная политика не нужна.

Оппоненты теории Модильяни  — Миллера считают, что дивидендная  политика влияет на величину совокупного  богатства акционеров. Основным идеологом  второго подхода к проблеме выбора дивидендной политики является М. Гордон. Основной его аргумент состоит в том, что инвесторы, исходя из принципа минимизации риска, всегда предпочитают текущие дивиденды возможным будущим, равно как и возможному приросту акционерного капитала. Кроме того, текущие дивидендные выплаты уменьшают уровень неопределенности инвесторов относительно целесообразности и выгодности инвестирования в данное предприятие; тем самым их удовлетворяет меньшая норма дохода на инвестированный капитал, что приводит к возрастанию цены акционерного капитала. Напротив, если дивиденды не выплачиваются, неопределенность возрастает, возрастает и приемлемая для акционеров норма дохода, что приводит к снижению цены акционерного капитала. Теория Модильяни — Миллера критикуется также за некоторые исходные посылы (отсутствие влияния налогов, отсутствие расходов по дополнительному выпуску акций и др.), носящие, по мнению критиков, искусственный характер.

Различия в подходах означают обоснование роли дивидендов: пассивной – при первом подходе  и активной – при втором. Первый подход применим лишь в условиях совершенных рынков капиталов, где нет трансакционных издержек, затрат компаний-эмитентов на размещение ценных бумаг, налогов, известны будущие доходы фирмы. На активную роль дивидендов, дивидендной политики, по его мнению, влияют такие факторы, как предпочтение со стороны инвесторов дивидендов другим доходам с капитала, налогообложение, издержки, связанные с размещением ценных бумаг, трансакционные издержки и делимость ценных бумаг, институциональные ограничения, финансовое сигнализирование.

Второй подход является более распространенным. Вместе с тем признается и тот факт, что какого-то единого формализованного алгоритма в выработке дивидендной политики не существует — она определяется многими факторами, в том числе и трудно формализуемыми, например психологическими. Поэтому каждое предприятие должно выбирать свою субъективную политику исходя, прежде всего, из присущих ему особенностей. Можно выделить две задачи, решаемые в процессе выбора оптимальной дивидендной политики. Они взаимосвязаны и заключаются в обеспечении:

а) максимизации совокупного  достояния акционеров;

б) достаточного финансирования деятельности предприятия;

Эти задачи важны при  рассмотрении всех основных элементов  дивидендной политики: источников дивидендов, порядка их выплаты, видов дивидендных выплат и др.

 

2. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ  ДИВИДЕНДНУЮ ПОЛИТИКУ. регулирование  курса акций

Существуют обстоятельства формального и неформального, объективного и субъективного характера, влияющие на дивидендную политику. Приведем наиболее характерные из них.

 

1. Ограничения  правового характера

Собственный капитал  предприятия состоит из трех крупных  элементов: акционерный капитал, эмиссионный  доход, нераспределенная прибыль. В  большинстве стран законом разрешена  одна из двух схем — на выплату дивидендов может расходоваться либо только прибыль (прибыль отчетного периода и нераспределенная прибыль прошлых периодов), либо прибыль и эмиссионный доход.

В национальных законодательствах  имеются и другие ограничения  по выплате дивидендов. В частности, если предприятие неплатежеспособно или объявлено банкротом, выплата дивидендов в денежной форме, как правило, запрещена. Поскольку налогом облагаются только полученные акционерами дивиденды, а отложенные к выплате дивиденды (нераспределенная прибыль) налогом не облагаются, нередко компании не выплачивают дивиденды с тем, чтобы избежать налога. В этом случае по усмотрению местных налоговых органов превышение нераспределенной прибыли над установленным нормативом (например, в США он равен 250 тыс. дол.) облагается налогом.

Причина введения подобных ограничений кроется в необходимости  защиты прав кредиторов и предотвращения возможного «поедания» собственного капитала предприятия.

Согласно российскому  Положению об акционерных обществах  процедура объявления дивиденда  проводится в два этапа: промежуточный дивиденд объявляется директоратом и имеет фиксированный размер; окончательно — дивиденд утверждается общим собранием по результатам года с учетом выплаты промежуточных дивидендов. Величина окончательного дивиденда в расчете на одну акцию предлагается на утверждение собранию директоратом общества. Размер дивиденда не может быть больше рекомендованного директорами, но может быть уменьшен собранием. Что касается фиксированного дивиденда по привилегированным акциям, равно как и процента по облигациям, то он устанавливается при их выпуске.

2. Ограничения  контрактного характера

Во многих странах  величина выплачиваемых дивидендов регулируется специальными контрактами  в том случае, когда предприятие хочет получить долгосрочную ссуду. Чтобы обеспечить обслуживание такого долга, в контракте, как правило, оговаривается либо предел, ниже которого не может опускаться величина нераспределенной прибыли, либо минимальный процент реинвестируемой прибыли. В России подобной практики нет: отдаленным аналогом ее выступает обязательность формирования резервного капитала в размере не менее 10% уставного капитала общества.

Информация о работе Организация управления финансами