Курс лекций по "Финансовый менеджмент"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 07:45, курс лекций

Краткое описание

№2. Финансовые менеджмент: понятие, сущность, функции
Финансовый менеджмент – это процесс разработки и реализации управленческих решений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов организации. В основе фин менеджмента лежит ряд принципов, основными из которых являются:
1) Интегрированность с общей системой управления предприятием. Финансовый менеджмент непосредственно связан с производственным менеджментом, инновационным менеджментом, менеджментом персонала и некоторыми другими видами функционального менеджмента.

Вложенные файлы: 25 файлов

13.doc

— 47.00 Кб (Скачать файл)


№13. Современный механизм разработки финансового плана на основе бюджетирования

              Современная система управления финансами требует координации принимаемых решений путем разработки и контроля исполнения системы бюджетов предприятия.

              Бюджет – это количественный план, в денежном выражении подготовленный и принятый для определенного периода времени обычно показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута и расходы, которые должны быть внесены в течение этого периода и капиталы, которые необходимо привлечь для достижения данной цели.

              Составление бюджета является неотъемлемым элементом общего процесса планирования, а не только его финансовой части.

              Процесс бюджетирования – это целостная система планирования, учета и контроля на уровне предприятия в рамках принятой финансовой стратегии.

Система бюджетного планирования деятельности предприятия включает: процесс формирования бюджетов, разработку их структуры, а также ответственности за их формирование и исполнение.

              Внедрение системы бюджетирования на предприятиях требует формирование определенной финансовой структуры предприятия.

              В финансовой структуре выделяются:

         Центры финансовой ответственности;

         Центры финансового учета.

              К центрам финансовой ответственности как правил относятся те структурные подразделения, которые реально влияют на общий результат деятельности предприятия. Например: создаются центры ответственности затрат, продаж, прибыли и инвестиций.

              Центры финансового учета – это те структурные подразделения, которые реально не влияют на общий результат деятельности предприятия, но могут осуществлять функции учета.

              Процесс формирования бюджетов включает работу по составлению целого ряда бюджетов предприятия. Для этого целесообразно создавать сквозную систему бюджетов, на предприятии включающую основные, операционные и вспомогательные группы бюджетов.

              Основные бюджеты предприятия включают в свой состав 3 основных документа финансовой отчетности. Такие бюджеты называют основными (финансовыми) бюджетами.

              К ним относится:

         Бюджеты финансовых результатов (бюджет прибыли и убытков);

         Движение денежных  средств (план денежных поступлений и платежей);

         Бюджетный баланс (бюджет по балансовому риску).

              Особое место в системе бюджетирования занимают операционные (функциональные) бюджеты именно с операционных бюджетов начинается процесс бюджетирования.

              В состав операционных бюджетов входят:

         Бюджет продаж;

         Бюджет производства;

         Бюджет производственных запасов;

         И целая группа затратных бюджетов.

              К затратным бюджетам относятся бюджеты:

         прямых затрат на материалы;

         прямых затрат на оплату труда;

         производственных накладных расходов;

         коммерческих и управленческих расходов.

              Вспомогательные бюджеты необходимы предприятию для того чтобы полностью охватить всю базу финансовых расчетов предприятия.

              К ним относятся бюджеты:

         Амортизации;

         Распределения прибыли;

         Налоговые;

         Кредитные и т.д.

              Разработка системы бюджетов начинается с составления бюджета продаж. Объем продаж в стоимостном выражении рассчитывается методом прямого счета.

              Разработанный бюджет продаж в системе бюджетирования используется для достижения определенных целей:

1)             Для определения величины выручки от продажи продукции  работ, услуг. Именно данный бюджет от продаж служит основанием для подготовки бюджета прибылей и убытков, так как выручка в данном бюджете формируется по принципу передачи права собственности, а не оплаты за приобретенные товары и услуги.

2)             Для формирования денежного потока предприятия то есть бюджета движения денежных средств предприятия. Чтобы рассчитать будущий приток денежных средств предприятия необходимо распределить по времени планируемый объем продаж по факту поступления выручки от продаж. С этой целью разрабатывается график погашения дебиторской задолженности предприятия. В основу построения данного графика берутся данные о сформировавшемся коэффициенте инкассации выручке предприятия.

              Коэффициент инкассации определяет долю дебиторской задолженности оплаченный в соответствующий период времени от момента отгрузки продукции.

Для расчета коэффициента инкассации необходимо создавать на предприятии реестры «старения» дебиторской задолженности.

              Сумма притока денежных средств от продаж найдет отражение в будущем прогнозе движения денежных средств предприятия по строке «выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг».

3)             Для определения остатков дебиторской задолженности предприятия. Расчет остатков дебиторской задолженности необходим для того, чтобы сформировать прогнозный баланс предприятия. Будущие остатки дебиторской задолженности можно рассчитать на основе данных объема продаж и составленного графика поступления денежных средств от продаж по формуле: дебиторская задолженность на конец периода = дебиторская задолженность на начало периода + объем продаж – объем поступлений денежных средств. На основе бюджета продаж строится бюджет производства. При построении бюджета производства необходимо объем продаж скорректировать на изменение в остатках нереализованной продукции в течение периода. Объем производства = объем продаж + остатки на конец периода – остатки на начало периода.

              Бюджет производства является основой для составления прямых затрат для бюджета предприятия (бюджета прямых материальных затрат и бюджета затрат на оплату труда).

              Бюджет прямых материальных затрат строится на основе, либо установленных, либо средних затрат материалов на производство продукции.

              При составлении бюджета прямых затрат на оплату труда берутся трудозатраты и расценки установленные на предприятии.

              Данные бюджеты дают информацию для подготовки следующих бюджетов:

1)             Бюджет финансовых результатов. Прямые и материальные затраты и прямые затраты на оплату труда являются элементом себестоимости и включаются в себестоимость проданных товаров продукции, работ, услуг.

2)             Бюджет движения денежных средств. Объем материальных затрат служит основой для определения объема закупок в предстоящем периоде. При этом определяя объем закупок необходимо учесть и движения остатков материалов на складе предприятия. Для того чтобы правильно спланировать отток денежных средств, нужно разработать график погашения кредиторской задолженности предприятия поставщикам за приобретаемые материальные ресурсы. Для формирования оттока денежных средств по оплате труда строится график погашения задолженности по оплате труда. На основе подготовленных расчетов можно определить и будущие остатки кредиторской задолженности, которые необходимо знать для того, чтобы составить прогнозный баланс предприятия. Расчет остатков кредиторской задолженности осуществляется следующим образом: кредиторская задолженность по материалам на конец периода = кредиторская задолженность по материалам на начало периода + объем закупок – объем оплаты. Кредиторская задолженность по оплате труда на конец периода = кредиторская задолженность на начало периода + з/п начисленная – з/п выплаченная.

              В состав затратных бюджетов предприятия входит и ряд комплексных бюджетов, которые составляются на основе единых методических подходов: все расходы в них группируются на переменные и постоянные выбирается объемный показатель в соответствии, с которым корректируются переменные затраты.

4)        Для формирования денежного потока необходимо из общей суммы включаемый в эти бюджеты исключить амортизацию присутствующую как элемент затрат. Это связано с тем, что начисление амортизации не приводит к оттоку денежных средств предприятия.

 



Оценка эффективности финансовых инструментов.doc

— 76.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Курс лекций по "Финансовый менеджмент"