Значение и задачи выявления резервов финансово-хозяйственной деятельности предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 14:36, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломного проектирования является изучение механизма экономической оценки и управления резервами повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия и разработка рекомендаций по выявлению внутрипроизводственных резервов на основе имеющихся теоретических и практических разработок отечественных ученых и зарубежных исследователей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..……….4

1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ
РЕЗЕРВАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………………7

1.1 Значение и задачи выявления резервов финансово-хозяйственной деятельности предприятий ……………………………………………….….7
1.2 Основные методы расчета резервов предприятия……………………20
1.3 Особенности деятельности и производственных резервов строительного предприятия………………………………………………….28

2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОАО «Брянская МПМК-2»……………………………………………....38

2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО
«Брянская МПМК-2»»…………………………………………………….38
2.2 Анализ финансового состояния предприятия……………….…..47
2.3 Анализ и оценка внешней среды предприятия……………….....62

3. ВЫЯВЛЕНИЕ РЕЗЕРВОВ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ОАО
«Брянская МПМК-2» ……………………………………………………...70

3.1 Выявление резервов увеличения объема строительно-монтажных работ ОАО «Брянская МПМК-2»………………………….…………...70
3.2 Расчет технико-экономической эффективности выполнения штукатурных работ по новой технологии ……………………………….…...78
3.3 Оценка финансового состояния организации при использовании выявленных резервов………………………………………….………91

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..……97
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………102

Вложенные файлы: 8 файлов

1-я глава.doc

— 409.50 Кб (Скачать файл)

  • Метод построения аналитических таблиц является одним из важнейших приемов проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности. Любой годовой отчет, аналитическая записка, аналитическое обоснование конкретного управленческого решения, как правило, содержат множество подобных таблиц. Грамотное построение аналитических таблиц является составной частью грамотного оформления отчетной документации и, во-вторых, в процессе подготовки и оформления материала в табличной форме нередко более выпукло проявляются некоторые закономерности и характеристики в отношении описываемого субъекта, процесса или явления.
  • Метод  детализация представляет собой один из наиболее распространенных приемов анализа во многих областях науки, в том числе и в анализе финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов. При сочетании с другими приемами детализация позволяет всесторонне оценить исследуемые явления и вскрыть причины создавшегося положения. В зависимости от сложности явления описывающие его показатели расчленяются по временному признаку, по месту совершения хозяйственных операций, центрам ответственности или составным частям (слагаемым или сомножителям).

Анализ показателей, детализируемых по хронологическим периодам, выявляет динамику и ритмичность протекания хозяйственных явлений. Детализация по времени позволяет установить периоды (месяцы, дни), на которые стабильно приходятся лучшие или худшие результаты, т.е. выявить определенные закономерности.

  • Методы экспертных оценок - весьма распространены как в научной, так и в практической деятельности. Один из наиболее популярных - дельфийский метод (метод корпорации РЭНД). Метод представляет собой обобщение оценок экспертов, касающихся перспектив развития того или иного экономического субъекта. Такая методика исключает непосредственный контакт экспертов между собой и, следовательно, групповое влияние, возникающее при совместной работе и состоящее в приспособлении к мнению большинства.
  • Методы чтения и анализа бухгалтерской отчетности. Суть данного метода заключается в следующем. Бухгалтерская (финансовая) отчетность в условиях рынка становится практически единственным достоверным средством коммуникации. Она обладает следующими важными свойствами:

- любое самостоятельное предприятие регулярно составляет отчетность;

- минимальный состав отчетности и ее основных показателей известен;

- отчетность составлена по определенным и заранее известным (по основным параметрам) алгоритмам и правилам;

- данные отчетности, по определению, подтверждены первичными документами;

  - в подавляющем большинстве случаев отчетность не является конфиденциальным документом, причем нередко ее можно получить, не испрашивая разрешения ее составителей (например, согласно российскому законодательству, предприятия определенных форм собственности обязаны публиковать отчетность и, в том числе, сдавать ее в органы статистики, куда любое заинтересованное в ней лицо может обратиться);

- достоверность данных отчетности предприятий определенных форм собственности подтверждена независимыми экспертами (аудиторами);

- отчетность дает наиболее полное представление об имущественном и финансовом положении предприятия, ее подготовившего;

- отчетность относится к документам, подлежащим хранению в течение определенного и достаточно длительного срока, поэтому с ее помощью можно получить представление о финансовой истории предприятия.

Резервы снижения себестоимости строительно-монтажных работ имеют особенности подсчета и оцениваются следующим образом.

Снижения себестоимости СМР можно достичь за счет снижения затрат на строительные материалы, детали, конструкции и определить по формуле:

                                  

,                             (18)

 

где Ум.р. – удельный вес затрат на материальные ресурсы (или отдельного вида материала, конструктивного элемента) к сметной стоимости всех строительно-монтажных работ;

Уп..р.  – процент снижения нормы расхода материалов, конструкций, деталей (или отдельного их вида);

Уц – процент снижения цены материалов, конструкций, деталей или отдельного их вида.

Снижение себестоимости СМР за счет увеличения выработки при улучшении использования строительных машин и механизмов можно

 

рассчитать по формуле:

 

             

,                                                  (19)

 

где Д – уровень расходов на эксплуатацию машин в сметной базовой себестоимости, %;

α – доли условно постоянной части в расходах на эксплуатацию строительных машин, %;

Вч - планируемое увеличение выработки машин, %.

Особое внимание необходимо уделить элементу «Сокращение накладных расходов». В этих целях составляется реальная смета накладных расходов и делается сопоставление ее с размером накладных расходов, предусмотренных в сметной стоимости СМР. При разработке накладных расходов учитывается их сокращение по отдельным статьям сметы с учетом возможной экономии. При этом дополнительная заработная плата определяется на основе данных плана по труду, а расходы на социальное страхование — исходя из фонда заработной платы и установленных ставок отчислений на социальное страхование; износ приспособлений и устройств, сооружений рассчитывается исходя из установленных норм износа.

Рост выработки в сравнении со сметой снизит накладные расходы на величину, определяемую по формуле:

 

                                                 

,                                                    (20)

 

   где Кв – коэффициент определения доли накладных расходов, зависящих от выработки;

Впл - средняя выработка одного рабочего по плану;

Всм  - средняя выработка одного рабочего по смете.

Снижение уровня накладных расходов от уменьшения удельного веса основной заработной платы рабочих можно определить по формуле:

 

                                              

,                                                  (21)

 

где Кз  - коэффициент определения доли накладных расходов, зависящих от удельного веса основной заработной платы;

Зпл - удельный вес заработной платы по плану;

Зсм - удельный вес основной заработной платы по смете.

Таким образом, процесс поиска резервов на предприятии должен быть систематичным, и при этом должен быть максимально достоверным и точным. Данное направление – одно из видов деятельности финансовой службы предприятия.

 

 

           1.3. Особенности деятельности и производственных резервов                      строительного предприятия

 

 

Место любой отрасли в народно-хозяйственном комплексе и ее роль в общественном производстве определяются воздействием конечных результатов ее функционирования на экономическое и социальное развитие страны, а также связями с другими отраслями.

Главенствующую роль в расширении любого производства играют строительные организации. Выполнение запланированных объемов строительно-монтажных работ, своевременный ввод в действие производственных мощностей и объектов в ходе реконструкции, технического перевооружения, нового строительства или расширения действующих предприятий с целью повышения технического уровня производства и его эффективности являются непосредственными задачами строительства.

Строительство органически связано с остальными отраслями экономики не только непосредственным участием в их развитии, но также и потреблением продукции практически всех отраслей. Так, строительные организации потребляют в процессе возведения зданий и сооружений более 30% всех перевозимых грузов, значительную часть продукции машиностроения, сельского хозяйства, практически в полном объеме продукцию промышленности строительных материалов, в значительной мере - черной металлургии, лесной, деревообрабатывающей, химической и других отраслей промышленности.

Строительная отрасль, ежегодный объем инвестиций в которую в последние годы увеличивался на 30%, является огромным потенциалом для роста ВВП России.

Развитие строительной отрасли, как основы экономики любого региона, является системной задачей для развития экономики страны. В этой связи выстраивание государственной политики в области строительства, включая вопросы безопасности, является не одной из ряда задач, а важнейшей задачей государственного управления.

Важнейшим показателем функционирования той или иной отрасли народного хозяйства считается доля ее участия в ВВП страны. Ниже, на рисунка 3 и 4  можно последить структуру ВВП России по отраслям в 2007 и 2008 году.

 

 

Рисунок 3 – Структура ВВП России по отраслям за 2007 год (в процентах)

 

 

Рисунок 4  - Структура ВВП России по отраслям за 2008 год (в процентах)

 

 Рост валового внутреннего продукта России по итогам 2008 года составил 5,6%, а общий его размер достиг 41 триллиона 668 миллиардов рублей. Наибольший рост в 2008 году показала строительная отрасль – 13,2 %.

Далее необходимо проанализировать общий объем выполненных строительных работ, как в целом по России, так и по Брянской области, который является наиболее обобщающим показателем функционирования строительной отрасли в целом. Его можно представить на рисунке 5.

 

Рисунок 5 - Общий объем выполненных строительных работ в 2008 году и январе – марте 2009 года

 

Из представленных на рисунке 5 данных можно сделать вывод о том, что объем выполняемых строителями работ по-прежнему находится на уровне 60-70% от докризисного. Так за первый квартал 2009 года объем строительных работ в денежном выражении составил 80,7% относительно первого квартала 2008 года. С учетом годовой инфляции, реально выполняемый объем работ составляет 67% от докризисного уровня.

Исходя из анализа данных, представленных на рисунке, можно сделать вывод, что, в целом, динамика на рынке строительства Брянской области совпадает с динамикой по России. 

В строительном комплексе по-прежнему все надежды на государство, которое обещало локомотиву российской экономики верность и поддержку в форме 440 миллиардов рублей разностороннего «финансирования». Здесь и закупка готового жилья для льготников, и олимпийские Сочи, и развитие инфраструктуры. Одно из главных направлений финансирования, конечно, поддержка строительных компаний – как застройщиков, так и производителей строительных материалов. В списке системообразующих предприятий и претендентов на госпомощь удалось получить место компаниям «Главстрой», ГК ПИК, «РАТМ-цемент», «Интеко» и другим крупным предприятиям отрасли.

Главным событием в деятельности строительной отрасли России стало принятие закона о саморегулируемых организациях (СРО) № 315-ФЗ [3]  и, в последующем, было принято решение о внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, согласно которому строительные лицензии с 1 января 2009 больше выдаваться не будут, а юридические лица праве выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. [1]. Суть отмены лицензирования заключается в том, что лицензия перестает быть обязательным требованием для осуществления деятельности в области проектирования, строительства зданий и сооружений, а также инженерных изысканий. В основу этой идеи  была заложена мысль о введении иных методов регулирования строительной отрасли, то есть государственное регулирование в строительной отрасли заменить саморегулированием. В законопроект включили норму об установлении переходного периода от лицензирования к саморегулированию. В этот период должны были принять закон о саморегулировании в строительной отрасли, разработать технические регламенты в строительстве, правила и стандарты предпринимательской деятельности. Другими словами, должны были создать инфраструктуру, необходимую для запуска нового механизма регулирования и обеспечения ответственности строителей, проектировщиков и изыскателей перед потребителями – "технических регламентов". Эти нормы должны были прийти на смену устаревшей системе СНиПов и ГОСТов, а последние - перейти из разряда обязательных требований в рекомендательные положения.

Отмена лицензирования предполагает создание саморегулируемых организаций (СРО). Главным аргументом авторов законопроекта является то, что выдача лицензий сопровождается безответственностью лицензирующих органов и коррупционностью. В стране выдано свыше 240 тысяч лицензий на проектные, строительные и изыскательные работы. Несмотря на огромное количество нарушений, по суду отозвано только 130. Основная задача перехода на СРО – переломить эту ситуацию. Кроме того, саморегулирование – это не только замена лицензирования. В первую очередь, это переход от государственного управления к общественному, взаимодействие между членами союза, выражение общих интересов, деловое партнёрство и поддержка. Главное отличие - механизм корпоративной ответственности: строители материально ответят перед гражданами.

Согласно законопроекту, строители обязаны застраховать свою ответственность перед гражданами, заключив договор со страховой компанией, а также создать фонд для компенсации возможных убытков от их деятельности. Вполне возможно, что не все компании смогут сделать такой шаг. Чем крупнее компания, тем меньше она внесет денег в фонд, так как у нее достаточно гарантий своей финансовой устойчивости. У средних и малых компаний взнос может составлять 5-7% от сметной стоимости каждого объекта.

2- я глава.doc

— 531.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

3-я глава.doc

— 554.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ к ДИПЛОМУ - - -.doc

— 43.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ .doc

— 63.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

МОЯ АНГЛИИЙСКАЯ АННОТАЦИЯ.doc

— 21.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 42.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.doc

— 55.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Значение и задачи выявления резервов финансово-хозяйственной деятельности предприятий