Банковская система как объект банковского контроля и надзора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2014 в 02:50, курсовая работа

Краткое описание

Объектом написания работы являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления контрольно-надзорной деятельности Центрального банка РФ.
Предметом – правовые нормы, которые определяют механизм реализации контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации.
В связи с изложенным, основной целью работы является исследование теоретико-правовых основ банковского надзора и контроля со стороны Центрального банка РФ (ЦБ РФ), и выявление путей по совершенствованию механизма реализации контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 127.10 Кб (Скачать файл)

Конкретное содержание банковского регулирования и надзора формируется под воздействием ряда факторов:

  1. макроэкономическая ситуация в стране, состояние банковской системы;
  2. социально-экономические приоритеты развития общества;
  3. совершенство законодательной базы;
  4. проводимая Банком России кредитная политика;
  5. степень независимости Банка России от органов законодательной и исполнительной власти;
  6. исторически сложившиеся особенности организации банковского надзора в стране.

Основными принципами банковского надзора являются: законность, постоянность, беспристрастность проверяющих лиц по отношению к поднадзорному объекту, а также непосредственность, предполагающая осуществление надзора именно Банком России [9; с. 60].

Банковский надзор в том виде, в котором он сегодня предусмотрен в российском законодательстве, не охватывает всю банковскую систему, а только распространяется на кредитные организации. Иными словами, его объектом является только нижний уровень банковской системы. Верхний уровень банковской системы - Банк России - не является объектом надзора, со стороны какого бы то ни было органа [8; с. 207].

Контрольные функции представляют собой осуществление контроля за функционированием кредитно-банковской системы и проведение валютного контроля. Данная функция включает определение соответствия требованиям к качественному составу банковской системы, т. е. процедуру допуска кредитных институтов на национальный банковский рынок. Кроме того, сюда относятся разработка набора необходимых для кредитных институтов экономических коэффициентов и норм и контроль за ними.

Банковский валютный контроль за кредитными организациями, как представляется, включает надзор за соблюдением ими банковских правил работы с валютными ценностями, а также государственный надзор за деятельностью уполномоченных банков в качестве агентов валютного контроля [13; с.58].

То же самое касается антимонопольного контроля, упоминаемого в ст. 32 Закона « О банках и банковской деятельности», который в большей мере является разновидностью банковского надзора, чем самостоятельным направлением банковского контроля.

Что же касается контрольных функций Банка России, возложенных на него другими (небанковскими) федеральными законами, то они реализуются не в связи с банковской деятельностью кредитных организаций. Поэтому соответствующие контрольные полномочия Банка России являются предметом регулирования иных отраслей российского законодательства (валютное, таможенное, налоговое, бюджетное, гражданское и т.п.) и могут именоваться банковскими с большой натяжкой, да и то лишь потому, что их осуществляет Банк России. Данный вывод имеет важное значение в вопросе о разграничении контроля и надзора в сфере банковской деятельности.

Таким образом, выполнение Банком России ряда надзорных функций обосновывается функциональной и экономической целесообразностью. Помимо этого, специально в отношении банковского надзора следует иметь в виду, что кроме Банка России ни один орган не имеет опыта организации системы банковского надзора, включая в данном случаев понятие «опыта» систему функциональных возможностей кадрового обеспечения и представления о направлениях в развития надзора.

 

 

1.2 Формы и виды  банковского надзора и контроля

 

В классическом варианте банковский надзор включает два основных компонента:

  1. лицензирование и согласование изменений структуры кредитной организации;
  2. текущий контроль (рис. 1.1).

 

Рис.1.1 Формы и методы контроля над деятельностью банков со стороны ЦБ РФ [11; с. 98]

 

Лицензирование выполняет функцию входного контроля. Целью процедур, осуществляемых в рамках лицензирования, является минимизация риска допуска на рынок банковских услуг или на отдельный его сегмент организации, функционирование которой заведомо несет угрозу интересам кредиторов и клиентов или угрозу системного характера [23; с. 14]. Причиной такого рода угроз является потенциальная недобросовестность, недостаточная квалификация менеджмента, непрозрачность корпоративной структуры, препятствующая реализации требований рыночной дисциплины и осуществлению эффективного надзора, заведомая неэффективность управления, исходная слабость капитальной или неадекватность материальной базы, повышенная опасность принятия чрезмерных рисков и т.д.

Банковский надзор может быть двух видов: дистанционный и инспектирование , на практике преобладает сочетание того и другого методов (рис.1.2).

 

Рис.1.2. Виды банковского надзора

 

Контроль над работой банков осуществляется для того, чтобы обеспечить устойчивость отдельных банков, и предусматривает целостный и непрерывный надзор за работой каждого банка в соответствии с действующим законодательством и инструкциями.

Банковский надзор дистанционного регулирования деятельности коммерческих банков в России представлены на рисунке 1.1.

Центральный банк выдает банковскую лицензию юридическим лицам на проведение банковских операций. Лицензирование становится средством, с помощью которого ЦБ определяет возможности создаваемых кредитных институтов, позволяющие им осуществлять банковскую деятельность.

Важный этап надзорной деятельности — дистанционный (документарный) надзор, т.е. проверка отчетности, которую представляют банки. Симановский А.Ю. называет данный вид офсайт надзор [24; с. 4].

Дистанционное наблюдение - это наблюдение за деятельностью кредитных организаций на основе представленных ею банковских и, в частности, бухгалтерских документов (балансы, отчеты о прибылях и убытках, платежные документы и т.п.) [8; с. 206].

В 2008 году ЦБ РФ назначил кураторов практически во всех крупных и средних банках. Основными задачами кураторов – формирование чёткого представления о характере бизнеса и профиле рисков в курируемой кредитной организации, постоянный мониторинг ее деятельности [12; с. 34].

Постоянный контроль за отчетностью позволяет органам надзора заранее выявить проблемы, которые могут вызвать риск неплатежеспособности банков, их банкротство.

Серьезные нарекания вызывает качество представляемых отчетов. Их анализ свидетельствует о нарушении коммерческими банками и их филиалами правил ведения учета и проведения операций по счетам. Так, в отчетах коммерческих банков имеются нарушения в части неполного начисления износа на основные средства [19; с.11]. Большинство банков нарушают требования о ежемесячном начислении процентов по выданным кредитам согласно положению, разработанному ЦБ РФ. Имеются нарушения, когда фонды, созданные банками, используются не по целевому назначению. Обо всех этих и других нарушениях, допущенных в деятельности кредитных организаций, сообщалось в рекламационных письмах ЦБ РФ по результатам сдачи годовых отчетов коммерческими банками.

Второй вид банковского надзора – инспектирование. Инспектирование - это проверки деятельности кредитных организаций с выходом на места их расположения и изучением всех запрашиваемых группой инспекторов банковских документов.

Инспектирование кредитных организаций осуществляется по определённой схеме, представленной в приложении А.

Общая цель инспектирования состоит в том, чтобы Банк России получил информацию о реальном положении кредитной организации. Эта общая цель включает две конкретные цели. Во-первых, в процессе инспектирования следует выяснить состояние кредитной организации и ее перспективы и, во-вторых, нужно собрать и проанализировать информацию, которая позволяет сделать вывод о том, какое влияние она оказывает на другие кредитные организации. Каждая из целей делится на частные, определенные в законе: это соблюдение законов и других нормативных актов, экономических нормативов и правил бухгалтерского учета и отчетности.

Инспекционные проверки проводятся специалистами целого ряда подразделений Центрального банка: Сводного экономического департамента (в части проверок выполнения обязательных резервных требований), Департамента эмиссионно-кассовых операций (проверка кассовых операций), Департамента банковского регулирования и надзора, Главной инспекции кредитных организаций, Департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций и др. Кроме того, при подготовке к проверке инспекторы знакомятся с информацией о банке, накапливаемой во многих подразделениях Центрального банка, чтобы прийти в банк уже подготовленными. Эта система взаимодействия подразделений отлаживалась в Банке России в течение нескольких лет.

Соответственно этим целям следует различать два общих объекта инспектирования:

а) кредитная организация как таковая;

б) системные связи кредитных организаций.

В каждом из этих объектов в соответствии с частными целями можно выделить три предмета инспектирования банковской деятельности:

а) правовые отношения;

б) финансовые отношения;

в) бухгалтерский учет и отчетность.

Главный недостаток инспектирования состоит в том, что практически неизученным оказывается второй объект - банковская система, то есть связи между конкретными кредитными организациями.

И тот и другой вид банковского надзора должны быть взаимосвязаны. Характер этой взаимосвязи имеет значение с точки зрения оперативности надзора и достоверности его результатов.

Надзор за деятельностью кредитных организаций может осуществляться в следующих формах:

1) анализ отчетности КБ, регулярно представляемой в Банк  России в установленном порядке;

2) проверка отдельных  направлений деятельности или  кредитной  организации в целом представителем Банка России - ревизия на месте;

3) проведение внешнего  аудита аудиторской фирмой. Сведения  о фирме и ее аудиторское  заключение представляются в  Банк России [12; с. 33].

Порядок проведения проверок кредитных организаций (их филиалов), в том числе определение обязанностей кредитных организаций (их филиалов) по содействию в проведении проверок, определяется Советом директоров.

При осуществлении функций банковского регулирования и банковского надзора Банк России не вправе проводить более одной проверки кредитной организации (ее филиала) по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности кредитной организации (ее филиала), за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. При этом проверкой могут быть охвачены только пять календарных лет деятельности кредитной организации (ее филиала), предшествующие году проведения проверки.

Конкретно, порядок инспектирования кредитной организации и оформление акта ее проверки, регулируются нормативными актами Банка России:

- Инструкция Банка России от 25 августа 2003 года № 105-И "О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации";

- Инструкция Банка России  от 1 декабря 2003 г. № 108-И "Об организации инспекционной деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России)";

- Указание Банка России  от 27 октября 2006 г. № 1737-У "О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 25 августа 2003 года № 105-И "О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации";

- Указание Банка России  от 13 января 2005 г. № 1542-У "Об особенностях проведения проверок банков с участием служащих государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов".

 

1.3. Центральные  и коммерческие банки как объект  банковского надзора

 

В современных банковских системах развитых стран существует два основных типа банков — коммерческие и центральные. К группе коммерческих банков в разных развитых странах относится целый ряд институтов с различной структурой и разным отношением собственности. Не одинаково трактуется в разных странах и само понятие "коммерческие банки". Главным их отличием от центральных является права эмиссии банкнот. Среди коммерческих банков различают два типа — универсальные и специальные банки. Универсальные банки осуществляют все или почти все виды банковских операций: предоставление как краткосрочных, так и долгосрочных кредитов; операции с ценными бумагами, прием вкладов всех видов, оказание всевозможных услуг и т. п.

Специальный банк, напротив, специализируется на одном или немногих видах банковских операций. В отдельных странах банковское законодательство препятствует или просто запрещает банкам осуществлять широкий круг операций. Тем не менее, прибыли банков от отдельных специальных операций могут быть настолько велики, что деятельность в других сферах становится необязательной.[15, с. 76]

Преобладание одного типа банков в кредитной системе той или иной страны следует понимать как тенденцию. В отдельных странах, где господствуют, например, универсальные банки, существуют многочисленные специальные банки. И, наоборот, в странах с доминированием специальных банков, особенно в последние годы, все больше проявляется тенденция к универсализации. Это происходит как в результате либерализации банковского законодательства в отдельных странах, так и в результате обхода банками существующих законов. Примером может служить практика создания самостоятельных специальных банков, которые практически принадлежат крупным банкам и расширяют диапазон банковских операций последних. К странам, где преобладает принцип специализации банков, относятся Великобритания, Франция, США, Италия и, с оговоркой, Япония. Принцип универсализации доминирует в Швейцарии, Германии и Австрии. Однако во многих развитых странах отражаемые статистикой различия двух этих типов банков становятся все более расплывчатыми и спорными, так как даже в тех странах, где согласно статистике господствуют специальные банки, фактически многие из них уже превратились в универсальные. В любых преградах, выставляемых государственными властями на пути универсализации, находятся лазейки. В США — это банковские холдинги. Аналогичные примеры существуют и в других странах.[10 с.98]

Информация о работе Банковская система как объект банковского контроля и надзора