Банковская система как объект банковского контроля и надзора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2014 в 02:50, курсовая работа

Краткое описание

Объектом написания работы являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления контрольно-надзорной деятельности Центрального банка РФ.
Предметом – правовые нормы, которые определяют механизм реализации контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации.
В связи с изложенным, основной целью работы является исследование теоретико-правовых основ банковского надзора и контроля со стороны Центрального банка РФ (ЦБ РФ), и выявление путей по совершенствованию механизма реализации контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 127.10 Кб (Скачать файл)

Кроме того, в Банке Англии создан специальный отдел расследований, в состав которого входят 11 бухгалтеров, проводящих консультации и при необходимости вместе с правоохранительными органами участвующих в расследованиях с целью выявления противоправной деятельности отдельных банков, отражающейся на состоянии банковского сектора в целом.

Банковский надзор в Италии

В Италии банковский и финансовый надзор осуществляется Межминистерским комитетом по кредитам и сбережениям, Банком Италии и национальной комиссией по контролю за финансовыми компаниями и фондовой биржей. Первый из этих органов, возглавляемый министром финансов, отвечает в основном за общий надзор в сфере кредитной политики и защите сбережений вкладов. Центральный банк Италии готовит проекты решений и предложения по вопросам надзора по резолюциям Комитета, устанавливает его правила и сам непосредственно осуществляет надзор — как в документарной, так и в дистанционной формах. Национальная комиссия по контролю за финансовыми и фондовой биржей контролирует деятельность кредитно-финансовых учреждений на рынке ценных бумаг.

Основные принципы надзорной деятельности в Италии сформулированы в новом Законе о банках, принятом в 1993 г. В нем определены статус органов банковского и финансового надзора, процедура осуществления надзора и прямого управления банком, если он оказался в затруднительном финансовом положении.

В 1980-е гг. в Италии все больше внимание стало уделяться надзору за банковскими группами, состоящими из финансовых и банковских компаний, организованных в форме холдинга. Для осуществления надзора за этими группами была разработана концепция объединенного надзора, в соответствии с которой надзор ведется за деятельностью группы в целом, а не отдельных входящих в нее банковских институтов.

 Банковский  надзор в Нидерландах

В Нидерландах надзор за деятельностью банков (а с 1991 г. и за деятельностью инвестиционных компаний) осуществляется Управлением надзора центрального банка (Закон об основах организации банковской деятельности (1948 г.) — позднее дополненный положением по процедуре ликвидации банков, роли и полномочиям внешнего аудита, — и новым законом о надзоре за кредитной системой (1992 г.)). В штат Управления входят 50 человек, включая заведующего, его 4 ассистентов, советника, специалистов в области анализа, секретаря. Каждый из ассистентов руководит работой 2 главных ревизоров, имеющих в своем подчинении 2 сотрудников (ревизоров). Большинство работников управления (30 человек) — профессиональные дипломированные аудиторы. Ревизоры несут полную материальную ответственность за деятельность закрепленных за ними банков, осуществляют документарный надзор, при необходимости выезжают с проверкой в курируемые ими кредитные учреждения. Более опытные ревизоры курируют большее число банков или банки находящиеся в затруднительном положении. На одного ревизора в среднем приходится 7 – 8 небольших или имеющих незначительные проблемы банков или 1 крупный банк, у которого возникли серьезные проблемы.

Ревизор действует в тесном контакте с внешним аудитором, проверяющим его поднадзорный банк. Он тщательно изучает ежемесячные и годовые отчеты банка и письма внешнего аудитора в адрес правления по итогам проведенных им проверок. Не реже 1 раза в год проводится встреча работников банковского надзора с внешним аудитором соответствующего банка, во время которой ревизор имеет возможность получить дополнительную информацию по результатам аудиторских проверок расчетов годовых финансовых показателей банков.

Каждые 2 – 3 года проводится встреча руководства коммерческого банка и центрального банка страны, в ходе которой обсуждаются направления деятельности коммерческого банка. По итогам совещания подписывается документ, фиксирующий заключенные сторонами соглашения.

Банковский надзор во Франции

Во Франции функции надзора и контроля за банковской деятельностью возложены на Банковскую комиссию — государственный административный орган, независимый от Банка Франции, но тесно с ним взаимодействующий. Возглавляет Комиссию управляющий Банком Франции. Сотрудниками рабочего органа Комиссии — Генерального секретариата — являются в соответствии с Законом о банках только служащие центрального банка. В обязанности Банковской комиссии входит изучение условий деятельности кредитных учреждений, контроль за их финансовым положением, а также за соблюдением работниками банков профессиональной этики. При осуществлении административного надзора проверяется законность операций всех кредитных учреждений страны, причем не только действующих во Франции, но и зарубежных филиалов.

В своей работе Банковская комиссия руководствуется, прежде всего, результатами периодических проверок финансовой документации поднадзорных учреждений, но при необходимости проводит и инспекционные проверки на местах. Ревизии проводятся в соответствии с распоряжениями на проверку любой банковской документации. Комиссия может применять разнообразные дисциплинарные санкции. Помимо предупреждения и порицания предусматриваются запрещение или ограничения деятельности, временное отстранение одного или нескольких руководителей от работы и их официальное разжалование, аннулирование лицензий, денежные штрафы. При необходимости Комиссия может назначать временного руководителя кредитно-финансового учреждения или председателя ликвидационной комиссии.

Одной из главных задач центрального банка при осуществлении надзора является определение вероятности возникновения у банков затруднительных ситуаций в будущем. При выявлении таких проблем центральным банком принимаются необходимые меры по их преодолению:

списание активов банка, что влечет необходимость дополнительного увеличения капитала;

  • ограничение определенных видов кредитования;
  • усиление внутреннего контроля в банке;
  • совершенствование руководства или замена высших менеджеров банка.

Если банку не удается осуществить надлежащие меры в установленные сроки, применяется система штрафных санкций. Крайней мерой воздействия является закрытие банка. Обычно отдается предпочтение средствам морального воздействия на руководителя тех кредитных учреждений, деятельность которых должна быть исправлена и улучшена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Для обеспечения законности и правопорядка в банковской системе осуществляется контрольно-надзорная деятельность. Проверочная деятельность, осуществляемая Банком России в отношении кредитных организаций, является по своей правовой природе контрольно-надзорной.

Банковский надзор - это надзор, осуществляемый Банком России за соблюдением нормативных предписаний кредитными организациями. Данный надзор осуществляется в установленных законом формах и с помощь определенных методов, направленных на защиту интересов кредитных организации и их клиентов, а также предупреждение преднамеренных банкротств кредитных организаций. Кроме того, банковский надзор направлен на противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма.

Контрольно-надзорная деятельность в банковской системе Российской Федерации достаточно разнообразна. Контрольно-надзорная деятельность Банка России сочетает в себе как регулирующее, так и управляющее воздействие на работу кредитных организаций с отведением преобладающего места и значения регулирующему методу.

Банковский надзор относится к внутриведомственной (внутриотраслевой) надзорной деятельности, содержащей в себе элементы самоопределения поднадзорных субъектов.

Классификацию видов банковского надзора возможно проводить по критерию наличия либо отсутствия у надзорного органа непосредственной связи с проверяемой кредитной организацией на дистанционные и контактные проверки.

 Объектом банковского  надзора является деятельность  кредитных организаций. Деятельность  кредитных организаций в сфере  банковского надзора -урегулированная  нормами права, локальными нормативными  актами, актами применения Банка  России, обычаями делового оборота, совокупность действий кредитной  организации, непосредственно связанная  с совершением банковских операций  и других операций кредитных  организаций, так и непосредственно  не связанная с ними, но их  обеспечивающая, вытекающая из их  существа или могущая повлиять  на их совершение.

При осуществлении надзора за деятельностью кредитных организаций необходимо руководствоваться общеправовыми и специальными принципами: правовой исследовательской деятельности, контрольно-надзорной (контрольной и надзорной) деятельности, принципами банковского надзора.

Суммируя сказанное по вопросу о повышении системной эффективности банковского надзора, необходимо отметить следующее:

1. Во главу угла всех  решений, принимаемых по линии  банковского надзора, должна ставиться  цель, определенная банковскому  надзору законодательством.

2. Конкретные методы, способы  и приемы банковского надзора  должны обеспечивать реализацию  надзором своих задач и в  этом смысле играть подчиненную  роль. Одновременно необходимо обеспечить  развитие инструментов банковского  надзора с учетом международного  опыта его осуществления.

3. Повышение эффективности  банковского надзора предполагает  развитие содержательного начала (компонента), т. е. ориентацию надзора  на риски банковской деятельности.

4. Задачи по повышению  эффективности банковского надзора  могут быть наиболее успешно  решены в условиях совершенствования  законодательства, политической поддержки  функций по банковскому надзору и банковского надзора, а также при улучшении конкурентных позиций банковского надзора на рынке труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)// Справочно-правовая система «Консультант плюс», 2010.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.04.2010) // Справочно-правовая система «Консультант плюс», 2010.

3. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской  деятельности» (ред. от 15.02.2010, с изм. от 08.05.2010)// Справочно-правовая система  «Консультант плюс», 2010.

4. Федеральный закон от 25.02.1999 N 40-ФЗ (ред. от 19.07.2009) "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"// Справочно-правовая система «Консультант  плюс», 2010.

5. Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 17.07.2009) "О противодействии  легализации (отмыванию) доходов, полученных  преступным путем, и финансированию  терроризма" (с изм. 06.12.2009)// Справочно-правовая  система «Консультант плюс», 2010.

6. Федеральный закон от 10.07. 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ред. от 25.11.2009) //Справочно-правовая система «Консультант плюс», 2010.

7. Положение  о Комитете банковского надзора  Банка России (утв. решением Совета  директоров ЦБ РФ от 10.08.2004, протокол N 21) (ред. от 26.03.2007)//

Специальная учебная литература

8. Братко А.Г. Банковское право (вопросы теории  и практики)/А.Г. Братко – М.: 2007. – 784 с.

9. Гейвандов Я.А. Центральный  банк РФ: юридический статус, организация, функции, полномочия/ Гейвандов Я.А. - М.: Изд-во МНИМП, 1997. – 115 с.

10. Елизаров В.Н.: Банковский  надзор в Европейском союзе: ключевые  аспекты. Сборник. -Калининград.: Изд-во  КГУ, 2005 г.- с. 196-204

11. Жарковская  Е.П. Банковское дело: Учебник/Е.П. Жарковская.—  М.: Омега-Л, 2005. — 452 с.

12. Костерина  Т.Н. Банковское дело/ Т.Н. Костерина. – М.: Московский международный  институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. - 176 с.

13. Максимов М.В. Особенности  правового регулирования контроля  и надзора в сфере банковской  деятельности в российской федерации. Диссертация. 12.00.14.- М.: ПроСофт-М, 2002.- 196 c.

14. Неретин М.С. Административно-правовое регулирование  контрольно-надзорной деятельности  в банковской системе Российской  Федерации. Диссертация.12.00.14.-М.: МГУ, 2009. –204 с.

15. Трохов М.Е. Банковский надзор и контроль  в стратегии развития банковского  сектора. Диссертация. 08.00.10.-М.: АНХ при  Правительстве РФ, 2007. – 128 с.

16. Центральный  банк Российской Федерации. Отчёт  о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2013 году.- М.: Полиграфбанксервис, 2014. – 116 с.

17. Центральный  банк Российской Федерации. Отчёт  о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2011 году. - М.: ОАО “Типография “Новости”, 2012. – 116 с.

18. Центральный  банк Российской Федерации. Отчёт  о развитии банковского сектора  и банковского надзора в 2010 году. – М.: ОАО “Типография “Новости”, 2011. – 112 с.

Периодическая печать и ресурсы Интернета

19. Арсланбекова А.З. Методы  совершенствования банковского  надзора в российской федерации// Банковское право. – 2007. - № 3. - С. 10-14.

20.Голикова Ю.С., Хохленкова М.А. Банковский надзор как неотъемлемая функция Центрального банка//www.bankcollege.ru

21. Котляров М.А. Статус  центрального банка России как  элемент эффективного регулирования  банковской деятельности // Финансы  и кредит. - 2008. - № 11. - С.2-6

Информация о работе Банковская система как объект банковского контроля и надзора