История банковской системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 09:56, доклад

Краткое описание

Упоминание о российских банках началось с эпохи Великого Новгорода (XII – XV вв.). Уже в то время осуществлялись банковские операции, принимались денежные вклады, выдавались кредиты под залог.
Первый в России акционерный коммерческий банк начал свои операции в 1864 г. в г. Санкт-Петербурге. Второй коммерческий банк – Московский Купеческий банк – открылся в 1866 г. До 1861 г. банковская система России была представлена в основном дворянскими банками и банкирскими фирмами.

Вложенные файлы: 1 файл

История развития банковской системы РФ. Макаров 1391.docx

— 26.30 Кб (Скачать файл)

История развития банковской системы РФ.

Упоминание о  российских банках началось с эпохи  Великого Новгорода (XII – XV вв.). Уже  в то время осуществлялись банковские операции, принимались денежные вклады, выдавались кредиты под залог. 
Первый в России акционерный коммерческий банк начал свои операции в 1864 г. в г. Санкт-Петербурге. Второй коммерческий банк – Московский Купеческий банк – открылся в 1866 г. До 1861 г. банковская система России была представлена в основном дворянскими банками и банкирскими фирмами. Первые кредитовали помещиков под залог их имений, вторые – промышленность и торговлю. Функционировали фондовые биржи.После отмены крепостного права банковская система получила бурное развитие: был создан Государственный банк, возникли общества взаимного кредита. В 1914 – 1917 гг. кредитная система России включала: Государственный банк, коммерческие банки, общества взаимного кредита, городские общественные банки, учреждения ипотечного кредита, кредитную кооперацию, сберегательные кассы, ломбарды. 

Ведущая роль принадлежала Государственному банку и акционерным  коммерческим банкам. В 1917 г. в результате национализации были конфискованы акционерные  капиталы частных банков, которые  стали государственной собственностью. Была также установлена государственная  монополия на банковское дело, произошло  слияние бывших частных банков и  Госбанка России в единый общегосударственный  банк РСФСР, были ликвидированы ипотечные  банки и кредитные учреждения, обслуживающие среднюю и мелкую городскую буржуазию, и запрещены  операции с ценными бумагами. В  целом кредитная кооперация не была национализирована, однако, обслуживающий  ее Московский народный (кооперативный) банк был национализирован, а его  правление переизбрано в кооперативный  отдел Центрального управления Народного  банка РСФСР. 
До Октябрьской революции кредитная система России включала в себя центральный банк, систему коммерческих и земельных банков, страховые компании и ряд специализированных финансовых институтов. В 1930-е гг. кредитная система была реорганизована, следствием чего стали ее чрезмерное укрупнение и централизация. По существу, остался лишь один уровень, включавший Госбанк, Строительный банк, Банк для внешней торговли. Результатом подобной реорганизации банковской системы стало выхолащивание самого понятия кредитной системы и сущности кредита. Банковская система была органически встроена в командно-административную модель управления, находилась в полном политическом и административном подчинении у правительства и, прежде всего, у министра финансов. Вместо разветвленной кредитной системы остались три банка и система сберегательных касс. За рамки кредитной системы была вынесена система страхования. Такие преобразования отразили ликвидацию рыночных отношений в широком смысле слова и переход на административную систему управления. 

Основными недостатками банковской системы, существовавшей до реформы 1987 г., были:

  • отсутствие вексельного обращения;
  • выполнение банками, по существу, роли второго госбюджета;
  • списание долгов предприятий, особенно в сельском хозяйстве;
  • операции перекредитования всех сфер хозяйства;
  • потеря банковской специализации;
  • монополизм, обусловленный отсутствием у предприятий альтернативных источников кредита;
  • низкий уровень процентных ставок;
  • слабый контроль банков (на базе кредита) за деятельностью в различных сферах экономики;
  • неконтролируемая эмиссия кредитных денег.

Реорганизация банковской системы в 1987 г. носила прежний  административный характер. Монополию  трех банков сменила монополия (точнее олигополия) нескольких. В новую  банковскую систему вошли: Госбанк, Агропромбанк, Промстройбанк, Жилсоцбанк, Сбербанк, Внешэкономбанк. Из них были вновь созданы только Агропромбанк и Жилсоцбанк, остальные оказались  лишь реорганизованными и переименованными прежними банками. 
Реорганизация 1987 г. породила больше негативных, чем позитивных моментов:

  • банки продолжали базироваться на прежней единой форме собственности – государственной;
  • сохранился их монополизм, увеличилось лишь число монополистов;
  • реформа проводилась в отсутствие новых экономических механизмов;
  • не существовало выбора кредитного источника, поскольку сохранялось закрепление предприятий за банками;
  • продолжалось распределение кредитных ресурсов между клиентами по вертикали;
  • банки по-прежнему субсидировали предприятия и отрасли, скрывая их низкую ликвидность;
  • не были созданы денежный рынок и торговля кредитными ресурсами;
  • увеличились издержки на содержание банковского аппарата;
  • разгорелась «банковская война» за разделение текущих и ссудных счетов;
  • реорганизация не затронула деятельность страховых учреждений – важных источников кредитных ресурсов.

Проведенная таким  образом реорганизация 1987 г., сохранив неэффективную одноуровневую кредитную  систему, не приблизила ее структуру  к потребностям нарождающихся в  России рыночных отношений. Возникла необходимость  дальнейшей реформы кредитной системы  и приближения ее к структуре  аналогичных систем в странах  с развитой рыночной экономикой. 
Второй этап банковской реформы, направленный на комплексную реконструкцию системы экономических отношений в области кредита начался в 1988 г. с создания первых коммерческих банков. Создание такого рынка означало замену административно-командных отношений гибкими (экономическими) методами перемещения финансовых ресурсов в сферы наиболее эффективного применения. 
В целях создания системы денежно-кредитного регулирования, адекватной складывающимся рыночным отношениям, были изменены статус Государственного банка и его роль в народном хозяйстве страны. Банк был выведен из подчинения правительству и получил, таким образом, необходимую экономическую независимость. После обретения Россией суверенитета на базе Госбанка был создан Центральный банк России на основе концепции, принятой в государствах с развитой рыночной экономикой. 
В результате в нашей стране практически сформировалась двухуровневая банковская система: I уровень – Центральный банк России, II уровень – коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, осуществляющие отдельные банковские операции.  
Центральный банк страны является главным звеном банковской системы любого государства. Он отражает общенациональный интерес, проводит политику в интересах государства, формирует главные принципы всей банковской деятельности. 

Центральный банк РФ.

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был  учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Подотчетный Верховному Совету РСФСР, он первоначально назывался Государственный банк РСФСР.   

2 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР был принят Закон о Центральном банке РСФСР (Банке России), согласно которому Банк России являлся юридическим лицом, главным банком РСФСР и был подотчетен Верховному Совету РСФСР. В законе были определены функции банка в области организации денежного обращения, денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономической деятельности и регулирования деятельности акционерных и кооперативных банков.   

 В июне 1991 г. был утвержден Устав Центрального банка РСФСР (Банка России), подотчетного Верховному Совету РСФСР.   

 В ноябре 1991 г. в связи с образованием Содружества Независимых Государств и упразднением союзных структур ВС РСФСР объявил Центральный банк РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики. На него возлагались функции Госбанка СССР по эмиссии и определению курса рубля. ЦБ РСФСР предписывалось до 1 января 1992 г. принять в свое полное хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций.    

20 декабря 1991 г. Государственный банк СССР был упразднен и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР были переданы Центральному банку РСФСР (Банку России). Несколько месяцев спустя банк стал называться Центральным банком Российской Федерации (Банком России).    

 В течение  1991-1992 гг. под руководством Банка России в стране на основе коммерциализации филиалов спецбанков была создана широкая сеть коммерческих банков. После упразднения Госбанка СССР была изменена система счетов, создана сеть расчетно-кассовых центров (РКЦ) Центрального банка и началась их компьютеризация. Банк России начал осуществлять куплю-продажу иностранной валюты на организованном им валютном рынке, устанавливать и публиковать официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю.   

 С декабря  1992 г. начался процесс передачи Банком России функций кассового исполнения государственного бюджета вновь созданному Федеральному Казначейству.   

 Свои функции,  определенные Конституцией Российской  Федерации (ст. 75) и Законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (ст. 22), банк осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления.   

 В 1992-1995 гг. в порядке поддержания стабильности банковской системы Банк России создал систему надзора и инспектирования коммерческих банков, а также систему валютного регулирования и валютного контроля. В качестве агента Министерства финансов Банк России организовал рынок государственных ценных бумаг (ГКО) и стал принимать участие в функционировании.    

 С 1995 г. Банк России прекратил использование прямых кредитов для финансирования дефицита федерального бюджета и перестал предоставлять целевые централизованные кредиты отраслям экономики.    

 С целью  преодоления последствий финансового  кризиса 1998 г. Банк России проводил политику реструктуризации банковской системы, направленную на улучшение работы коммерческих банков и повышение их ликвидности. В установленных законодательством рамках с рынка банковских услуг были выведены несостоятельные банки. Большое значение для восстановления банковской деятельности в послекризисный период имело также создание Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) и Межведомственного координационного комитета содействия развитию банковского дела в России (МКК). В результате эффективных действий Банка России, АРКО и МКК банковский сектор экономики в середине 2001 г. в основном преодолел последствия кризиса.   

 Денежно-кредитная  политика Банка России была  ориентирована на поддержание  финансовой стабильности и формирование  предпосылок, обеспечивающих устойчивость  экономического роста страны. Банк  России гибко реагировал на  изменение реального спроса на  деньги, способствовал поддержанию  растущей динамики экономики,  снижению процентных ставок, инфляционных  ожиданий и темпов инфляции. Это  привело к некоторому укреплению  реального валютного курса рубля  и стабильности финансовых рынков.    

 В результате  взвешенной денежно-кредитной политики  и политики валютного курса,  проводимой Банком России, увеличились  золотовалютные резервы Российской  Федерации, нет резких колебаний  обменного курса.   

 Деятельность  Банка России в области развития  платежной системы была направлена  на повышение ее надежности  и эффективности для обеспечения  стабильности финансового сектора  и экономики страны. С целью  повышения информационной прозрачности  в функционировании платежной  системы Банком России была  введена отчетность кредитных  организаций и территориальных  учреждений Банка по платежам, которая учитывала международный  опыт, методологию и практику  наблюдения за платежными системами.    

 В 2003 г. Банк России приступил к реализации проекта по усовершенствованию банковского надзора и пруденциальной отчетности за счет внедрения системы международных стандартов (МСФО).    

 Предусматривается  реализация комплекса мер, включая  обеспечение достоверного учета  и отчетности кредитных организаций,  повышения требований к содержанию, объему и периодичности публикуемой  информации, реализации в учете  и отчетности подходов, признанных  передовой международной практикой.  Кроме того, будет раскрыта информация  о реальных владельцах кредитных  организаций, контроль за их  финансовым состоянием, а также  повышение требований к должностным  лицам кредитной организации  и их деловой репутации.   

 Повышенное  внимание Банк России уделяет  ряду проблем. Одна из них  связана с тем, что в последнее  время все более важную роль  начинают играть специфические  риски, связанные с динамикой  цен на отдельные финансовые  активы и конъюнктурой рынка  недвижимости. К высокой концентрации  рисков у ряда банков приводит  практика кредитования связанных  сторон. В связи с этим совершенствование  Банком России методов банковского регулирования и надзора идет в направлении развития содержательного (риск-ориентированного) банковского надзора.   

 Еще одна  проблема, которой Банк России  уделяет повышенное внимание, —  это фиктивная капитализация  банков.    

 С целью  противодействия использованию  банками разного рода схем  для искусственного завышения  или занижения значения обязательных  нормативов в 2004 г. Банк России принял ряд документов в том числе Положение "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери" и Инструкцию "Об обязательных нормативах банков".    

 В связи  с расширением круга кредитных  организаций, предоставляющих населению  ипотечные кредиты, Банк России  в 2003 г. издал Указание "О проведении единовременного обследования по ипотечному кредитованию", в котором был определен порядок составления и предоставления сведений о предоставленных кредитными организациями ипотечных жилищных кредитах.    

 С принятием  Федерального закона "Об ипотечных  ценных бумагах" кредитные  организации, обеспечивающие соблюдение  требований по защите интересов  инвесторов, получили законодательно  закрепленную возможность рефинансировать  свои требования по ипотечным  кредитам за счет выпуска указанных  ценных бумаг.   

Информация о работе История банковской системы РФ