Банковская система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 19:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является раскрытие и анализ понятия банковской системы РФ, ее строения и развития.
Объект данной работы - это совокупность банковских учреждений составляющих единую взаимосвязанную систему, которая регулируется посредством деятельности Центрального банка. Предмет - механизм и проблемы функционирования, тенденции развития банковской системы в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ
1.1. Структура банковского сектора………………………………………. 5
1.2. Центральный Банк, его функции……………………………………………………... 11
1.3. Коммерческий банк, его функции……………………………………………………. 15

ГЛАВА 2. ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ
2.1. Формирование банковской системы РФ………………………… 18
2.2. Развитие банковской системы на современном этапе…………………………………………………………………... 23
2.3 Основные направления совершенствования российской банковской системы ………………………………………………………………...27

Заключение………………………………………………………………….. 36
Список литературы ………………………………………………………... 38

Вложенные файлы: 1 файл

Банковская Система.docx

— 70.62 Кб (Скачать файл)

 Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….3

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ

1.1. Структура банковского сектора………………………………………. 5

1.2. Центральный Банк, его функции……………………………………………………... 11

1.3. Коммерческий банк, его функции……………………………………………………. 15

 

ГЛАВА 2. ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ

2.1. Формирование банковской системы РФ………………………… 18

2.2. Развитие банковской системы на современном этапе…………………………………………………………………... 23

2.3 Основные направления совершенствования российской банковской системы ………………………………………………………………...27

 

Заключение………………………………………………………………….. 36

Список литературы ………………………………………………………... 38

 

 

 

 

 

Введение

Банки - весьма древнее экономическое  изобретение. Они возникли в глубокой древности как фирмы, специализирующиеся на оказании особого рода услуг: хранении сбережений и предоставлении кредитов. Со временем банки освоили также  деятельность, связанную с организацией расчетов за покупаемые и продаваемые  товары внутри страны и на мировом  рынке. Это позволило ускорить платежи  и повысить их надежность, что оказало  положительное влияние на развитие торговли и мировой экономики  в целом. Банк - это юридическое лицо, которому на основе лицензии предоставляется право привлекать на себе деньги от физических и юридических лиц, а затем от своего имени размещать их на трёх условиях: платность, возвратность, срочность.        Вся банковская система состоит из двух уровней:       Первый уровень - ЦБ РФ.             Второй уровень-коммерческие банки, специализированные банки, кредитно-финансовые институты.          Банки - это атрибут не отдельно взятого экономического региона или какой-либо одной страны, сфера их деятельности не имеет ни географических, ни национальных границ, это планетарное явление, обладающее колоссальной финансовой мощью, значительным денежным капиталом. Деятельность банковских учреждений так многообразна, что их действительная сущность оказывается неопределенной. В современном обществе банки занимаются самыми разнообразными видами операций. Они не только организуют денежный оборот и кредитные отношения; через них осуществляется финансирование промышленности и сельского хозяйства, страховые операции, купля-продажа ценных бумаг, а в некоторых случаях посреднические сделки и управление имуществом. Кредитные учреждения выступают в качестве консультантов, участвуют в обсуждении народнохозяйственных программ, ведут статистику, имеют свои подсобные предприятия.            Роль банковской системы в современной рыночной экономике огромна. Все изменения, происходящие в ней, тем или иным образом затрагивают всю экономику. Правильная организация банковской системы необходима для нормального функционирования хозяйства страны. Создание устойчивой, гибкой и эффективной банковской инфраструктуры - одна из важнейших и чрезвычайно сложных задач для экономического развития России. В обиходе банки - это хранилища денег.   Актуальность данной темы заключается в том, что деятельность банковских учреждений так многообразна, что их действительная сущность оказывается неопределенной. В современном обществе банки занимаются самыми разнообразными видами операций. Они не только организуют денежный оборот и кредитные отношения; через них осуществляется финансирование промышленности и сельского хозяйства, страховые операции, купля-продажа ценных бумаг, а в некоторых случаях посреднические сделки и управление имуществом. Кредитные учреждения выступают в качестве консультантов, участвуют в обсуждении народнохозяйственных программ, ведут статистику, имеют свои подсобные предприятия.           Целью данной работы является раскрытие и анализ понятия банковской системы РФ, ее строения и развития.      Объект данной работы - это совокупность банковских учреждений составляющих единую взаимосвязанную систему, которая регулируется посредством деятельности Центрального банка. Предмет - механизм и проблемы функционирования, тенденции развития банковской системы в России.

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ.

1.1 Структура банковского  сектора

Банк (от итал. banco — лавка, стол, на которых менялы раскладывали монеты) — финансово-кредитный институт, основной функцией которого является оказание финансовых услуг юридическим и физическим лицам.   В соответствии с российским законодательством, банк — кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счёт на условиях платности, срочности, возвратности и целевого характера, открытие и ведение банковских счетов юридических и физических лиц.[1]       Специфика банковской деятельности порождает потребность в создании банковской системы, позволяющей упорядочить этот вид общественных отношений с учетом присущих им (отношениям) особенностей. В юридической литературе уже обращалось внимание на то, что все банки в совокупности представляют собой систему, вне которой их деятельность невозможна. Банковская деятельность не может быть реализована вне системы, вне подчинения единым правилам ведения операций, вне опоры на центр с его функциями, объединяющими деятельность системы. Для определения совокупности организаций, имеющих право на осуществление банковской деятельности в РФ, в федеральном законодательстве используется термин "банковская система" [2].                      С учетом положений действующего законодательства под банковской системой понимается строго определенная законом структура специализированных институтов особого рода, действующих в сфере денежно-кредитных отношений и имеющих исключительные полномочия для осуществления банковской деятельности либо выполняющих представительские функции от имени иностранных банков. Связь между банковской деятельностью и банковской системой настолько тесная, что эти явления не существуют одно без другого. Поэтому их следует рассматривать в едином контексте соответственно как содержание и форму.   В единую банковскую систему России федеральным банковским законодательством включены Банк России, кредитные организации (банковские и небанковские), а также филиалы и представительства иностранных банков [2]. Элементы, образующие банковскую систему России, имеют различные (в рамках данной системы) цели, задачи, функции, полномочия и ответственность, в связи с чем имеют разный правовой статус. Однако они действуют в одной и той же сфере общественных отношений - сфере денег и кредита. Кредитные организации и филиалы иностранных банков привлекают чужие денежные средства; используют их для извлечения собственной прибыли путем размещения упомянутых средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности; оказывают собственникам денежных средств кредитные, расчетные и иные банковские услуги. В результате функционирования банковской системы организуется и обеспечивается денежное обращение в стране.  Различное правовое положение элементов банковской системы позволяет условно выделить в банковской системе несколько уровней. В этой связи утвердилось вполне обоснованное мнение, что в России сложилась двухуровневая банковская система. Верхний (государственный) уровень банковской системы занимает Банк России, а нижний - кредитные организации. Такой подход закономерен, если критерием выделения уровней в банковской системе избрано наличие или отсутствие у его элементов государственно-властных полномочий. В теории банковского права существуют позиции, предполагающие более широкую, чем это предусмотрено в федеральном законодательстве, трактовку элементов двухуровневой банковской системы.[4, с 12.]      Вместе с тем, оценивая банковскую систему, необходимо учитывать, что, во-первых, действующее федеральное законодательство предусматривает исчерпывающий перечень элементов банковской системы, центром которой является Банк России; во-вторых, банковская система формируется по признаку относимости функций, возложенных на образующие ее институты, к деятельности особого рода - банковской деятельности. В этом смысле элементами банковской системы могут быть признаны Банк России, кредитные организации и филиалы иностранных банков, имеющие право осуществлять банковскую деятельность, в том числе ту ее часть, которая именуется банковскими операциями.   Ассоциации и союзы кредитных организаций, как некоммерческие организации, призваны представлять кредитные организации в отношениях с органами государственной власти, в отношениях друг с другом, а также в отношениях с клиентами. Поэтому они не могут быть поставлены на один уровень с Банком России - конституционным государственным органом, а также с кредитными организациями или филиалами иностранных банков. И те, и другие являются первичными по сравнению с создаваемыми ими некоммерческими общественными объединениями и организациями. Задача первых (кредитные организации и филиалы иностранных банков) - заниматься предпринимательством, извлекать прибыль на рынке банковских услуг, в то время как их некоммерческие объединения призваны решать совсем иные задачи.           Если для определения уровней банковской системы избрать другие критерии, а именно особенности правового статуса всех элементов, ее образующих, то с учетом особенностей, присущих правовому положению Банка России, банкам, небанковским кредитным организациям, филиалам и представительствам иностранных банков, уровней банковской системы оказывается несколько больше.        Существуют и иные подходы к пониманию структуры банковской системы России, в основе которых лежат не особенности правового положения включенных федеральным законодательством в банковскую систему институтов, а более широкий подход, предполагающий включение в банковскую систему субъектов предпринимательской деятельности в денежно-кредитной сфере в целом.        Так, высказано мнение, что "структура банковской системы должна быть трехзвенной и включать, кроме центрального банка и коммерческих банков, третье звено-специализированные кредитно-финансовые учреждения (ипотечные банки, лизинговые, факторинговые, инвестиционные компании, учреждения потребительского кредита и т.п.) [5, с.43]. Такой подход может быть уместен при отождествлении денежно-кредитной и банковской системы. Но если принять во внимание, что банковская деятельность и инвестиционная деятельность хоть и осуществляются в денежно-кредитной сфере, но существенно отличаются друг от друга, то объединять их в рамках банковской системы вряд ли правомерно. Например, при всех общих с банковской деятельностью моментах инвестиционная деятельность предполагает возникновение у инвестора права собственности (в том или ином объеме) на объекты своих инвестиций и права собственности соответствующего юридического лица на те денежные средства инвестора, которые вложены в его создание и развитие (например, уставный капитал). В отличие от инвестиционной деятельности, вкладывая собственные средства в кредитную организацию, клиент не становится собственником этой организации. В то же время кредитная организация также не получает средства клиента в собственность, она приобретает права размещать эти средства от своего имени и за свой счет, а также осуществляет по поручению клиента расчетно-кассовое или иные виды обслуживания.    Таким образом, при всей схожести с кредитными организациями иные субъекты, извлекающие прибыль в денежно-кредитной сфере (лизинговые, инвестиционные и иные такого рода институты), вряд ли могут быть включены в банковскую систему. Как уже отмечалось, можно вести речь об их включении наряду с кредитными организациями в денежно-кредитную систему России.          Необходимо также учитывать, что с точки зрения действующего федерального законодательства, используемые во многих научных источниках термины "коммерческие банки" и "ипотечные банки" - суть банков, разновидность кредитных организаций. Более того, законодательство России, используя понятие "коммерческие банки", не имеет в виду сферу их предпринимательской деятельности, например в значении "розничные банки", как это делается в Соединенном Королевстве. Согласно отечественному законодательству все банки в России по определению являются коммерческими, так как в России этот термин означает не сферу их деятельности на денежно-кредитном рынке, а основную цель их деятельности - извлечение прибыли.     Предложения по поводу будущего банковской системы России вносятся и обсуждаются в течение многих лет. Существуют различные варианты реформы банковской системы России. Они вносились некоторыми представителями банковского сообщества и различными государственными органами, отдельными депутатами, Российским союзом промышленников и предпринимателей. Поэтому соответствующие предложения отличались несогласованностью позиций: от оказания государственной помощи банкам до резкого сокращения их числа; от необходимости тотального государственного регулирования до чуть ли не полного отказа от такого регулирования; от необходимости принятия мер по увеличению капитализации до нежелания принятия решений, направленных на увеличение минимального размера уставного капитала кредитных организаций.           В России исторически сложилась и законодательно закреплена централизованная банковская система.       В экономической науке и международной банковской практике уже имеется устойчивое понимание централизованной банковской системы как системы, предполагающей полную или частичную монополию единственного банка на осуществление эмиссионной деятельности [6]. Монополия эмиссионной деятельности явилась тем источником, из которого современные центральные банки почерпнули свои второстепенные функции и отличительные черты, включая контроль над общей кредитной ситуацией (В. Смит). Конечно же, это схематичное определение централизованной банковской системы, не учитывающее множество деталей и современных особенностей. Однако централизованная банковская система существует практически во всех странах мира. В то же время между централизованной банковской системой и системой ее государственного регулирования в широком смысле слова полного совпадения не существует.  Например, и в России, и в США создана централизованная банковская система. Однако государственное регулирование централизованной банковской системы России имеет некоторые особенности в сравнении с централизованной системой США. С учетом исторического развития США государственное регулирование банковской деятельности в этой стране, как отмечалось ранее, осуществляют помимо федеральных органов еще и государственные органы на уровне штатов. Для этого созданы банковские департаменты штатов. В отличие от США в России исторически сложилась иная система государственного регулирования банковской деятельности - из единого центра. В связи с этим следует различать такие понятия, как "централизованная банковская система", "децентрализованная" (свободная банковская система) и "централизованная система государственного регулирования (управления) банковской системой", которые характеризуют совсем не идентичные экономические и правовые явления [7, с.55]. В России система государственного регулирования (управления) банковской деятельностью и банковской системой является федеральной. Организация, функционирование и государственное управление банковской системой осуществляются федеральными органами государственной власти. Органы государственной власти субъектов РФ не имеют и по Конституции России не могут иметь государственных полномочий в банковской сфере.

                    1.2 Центральный Банк Российской Федерации

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) — верхний уровень двухуровневой банковской системы в Российской Федерации, которая состоит из Банка России и коммерческих банков (и других кредитных организаций) [8].        Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учреждён 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР в связи с принятием декларации о суверенитете России. Подотчётный Верховному Совету РСФСР, он первоначально назывался Государственный банк РСФСР [8].            2 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР был принят Закон о Центральном банке РСФСР (Банке России), согласно которому Банк России являлся юридическим лицом, главным банком РСФСР и был подотчётен Верховному Совету РСФСР. В законе были определены функции банка в области организации денежного обращения, денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономической деятельности и регулирования деятельности акционерных и кооперативных банков [8].    

Функции Центрального Банка  России.[10]

Центральному  банку РФ предписано выполнение следующих  функций. (в соответствии с Федеральным  законом «О внесении изменений и  дополнений в Закон РФ «О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)»» от 26 апреля 1995 г):         1.осуществление монопольной эмиссии банкнот;        2. проведение  денежно-кредитного регулирования,       3.Проведение валютной  политики;         4. рефинансирование   кредитно-банковских институтов;      5.регулирование   деятельности   кредитных   институтов,   т.е. осуществление    банковского    надзора;          6.функция    финансового    агента правительства.    Эмиссия банкнот.                                                                                  В целях  организации  наличного  денежного   обращения   на  территории Российской Федерации  на  Банк  России  возлагаются  следующие функции:                             -прогнозирование и организация  производства,   перевозка   и   хранение банкнот и монеты, создание их резервных фондов;      -установление правил хранения, перевозки и  инкассации  наличных   денегдля кредитных организаций;                     -установление признаков платежеспособности денежных  знаков  и   порядка замены поврежденных банкнот и монеты, а также их уничтожения;                    -определение порядка ведения кассовых операций.       Проведение денежно-кредитной политики:        Денежно-кредитная   политика   ЦБ   представляет   собой   совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы  в  обращении,  объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного  обращения и рынка ссудных капиталов. Ее цель-регулирование  экономики  посредством воздействия на состояние совокупного денежного оборота, он включает  в  себя наличную денежную массу в обращении и  безналичные  деньги,  находящиеся  на счетах в банках.        Денежно-кредитная политика ЦБ направлена либо на стимулирование денежно-кредитной эмиссии-кредитная экспансия (оживление  конъюнктуры  в  условиях падения производства),  либо  на  ограничение  денежно-кредитной  эмиссии  в периоды экономических подъемов - кредитная рестрикция.[14]          Проведение валютной политики.        Банк   России   представляет   интересы   Российской    Федерации    во

взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств,  а  также  в международных   банках   и     иных     международных     валютно-финансовых организациях.

       От имени правительства  ЦБ  регулирует  резервы  иностранной  валюты  и золота,  является  традиционным  хранителем  государственных золотовалютных резервов. Он осуществляет регулирование  международных  расчетов,  платежных балансов, участвует в операциях мирового рынка ссудных капиталов  и  золота.

ЦБ, как правило, предоставляет  свою страну в  международных  и  региональных валютно-кредитных организациях.

Для  осуществления   своих   функций   Банк   России   может  открывать

представительства в иностранных  государствах.

Рефинансирование коммерческих банков.

Рефинансирование   коммерческих   банков,   т.е.   предоставление    им

заимствований  в  случаях,  когда  они   испытывают   временные   финансовые трудности.  Цель  рефинансирования-воздействие  на  состояние   денежно-кредитной сферы. Выполняя функцию рефинансирования, ЦБ выступает в  качестве банка банков.

    Кредиты  рефинансирования  предоставляются  только  устойчивым  банкам, испытывающим временные финансовые трудности,  и  различаются  в  зависимости от:

    -формы обеспечения (учетные и ломбардные кредиты);

    -методов предоставления (прямые кредиты и  кредиты,  предоставляемые  на основе проведения аукционов);

    -сроков предоставления (среднесрочные -  на 3-4 мес. и  краткосрочные  -

на 1 день или несколько  дней);

    -целевого  характера  (корректирующие  кредиты  и  продленные   сезонные кредиты).

 Регулирование деятельности  кредитных институтов.

  Банк России является органом банковского регулирования   и надзора за

деятельностью кредитных  организаций.

    Регулирование кредитных организаций  -  это  система  мер,  посредством которых  государство  через  ЦБ   обеспечивает   стабильное   и   безопасное функционирование  банков,   предотвращает   дестабилизирующие   процессы   в банковском секторе.

     Контроль за  деятельностью  банков   проводится  с  целью   обеспечения устойчивости отдельных банков  и  предусматривает  целостный  и  непрерывный надзор  за  осуществлением  банком  своей  деятельности  в  соответствии   с действующим законодательством.

     Главная цель  банковского  регулирования  и   надзора -поддержание

стабильности  банковской   системы,   защита    интересов    вкладчиков    и

кредиторов.  Банк  России  не  вмешивается   в   оперативную    деятельность

кредитных   организаций,   за    исключением    случаев,     предусмотренных

федеральными законами.

Функция финансового агента правительства.

 Являясь  по  своему  статусу  финансовым  агентом   правительства,   ЦБ

осуществляет операции по  размещению  и  погашению  государственного  долга, кассовому исполнению бюджета, ведению текущих счетов правительства,  надзору за  хранением,  выпуском  и  изъятием  из  обращения  монет  и  казначейских билетов, а  также  переводу  валютных  средств  при  осуществлении  расчетов правительства с другими странами.

    Важная роль  ЦБ в решении таких проблем,  как предоставление кредитов  на покрытие  государственных  расходов  и  дефицита  государственного  бюджета, соответствует   его   функции   кредитора   государства.   Основная    форма государственных   заимствований,   используемых   на   цели   финансирования государственных  расходов  и  государственного  бюджета  -   государственные займы.

   

 

1.3 Коммерческий Банк

Коммерческим банком является учреждение, осуществляющее на договорных условиях кредитно-расчетное и иное банковское обслуживание юридических лиц и  граждан путем совершения операций и оказания услуг, что предусмотрено  Законом РФ [9] .      

Функции коммерческих банков

Сегодня коммерческий банк способен предложить клиенту  до  200  видов

разнообразных банковских продуктов  и услуг. Широкая диверсификация  операций позволяет банкам сохранять клиентов  и  оставаться  рентабельными  даже  при весьма неблагоприятной хозяйственной конъюктуре. Есть  определенный  базовый

набор, без которого банк не может существовать и нормально  функционировать.

К таким конструирующим операциям  банка относят: [21, с123]

       . прием  депозитов;

       . осуществление  денежных платежей и расчетов;

       . выдача  кредитов.

       Систематическое  выполнение указанных функций  и создает тот фундамент, на котором зиждется работа банка. И хотя выполнение  каждого  вида  операций сосредоточено в специальных отделах банка и осуществляется  особой  командой сотрудников, они переплетаются между собой. Так, банки  обладают  уникальной способностью создавать  средства платежа, которые используются  в  хозяйстве для организации товарного обращения и расчетов.  Речь  идет  об  открытии  и ведении чековых и других  счетов,  служащих  основой  безналичного  оборота.

Информация о работе Банковская система